Факультатив картография 6 класс (методическое пособие)




Скачать 19.34 Kb.
НазваниеФакультатив картография 6 класс (методическое пособие)
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер19.34 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3
Факультатив

КАРТОГРАФИЯ

6 класс

(методическое пособие)

Автор: Еремина Н.А.


Пояснительная записка.


Данное пособие ориентировано на преподавание факультативного курса в 6 классе «Картография».

Главная цель – расширить знания учащихся о картах, о их значении и использовании, повысить мотивацию к предмету.

Факультатив «Картография» позволяет обучающимся в занимательной форме получать информацию об окружающей среде, географическом пространстве.

Содержание каждого занятия предполагает работу с различными источниками информации: географическими картами, литературными источниками, справочниками, энциклопедиями, диаграммами, схемами, рисунками. На занятиях используется фронтальная, индивидуальная, групповая работа. Особое внимание уделяется исследовательскому, поисковому методу.

Пособие включает в себя 17 занятий.


Занятие №1 «Картография – наука о географических картах».


Цели: познакомить с историей географических карт; объяснить значение термина

«картография»; развивать память, воображение; воспитывать интерес к картографии.


Оборудование: иллюстрации картографических рисунков первобытных людей, карты

античного периода, атласы за 6 класс, настенная физическая карта.


Ход занятия.

  1. Загадки:

- Её с собой берёт геолог,

Турист, водитель, археолог.

(карта)

- Государства и моря –

Все на стенке у меня.

(карта).


  1. – Как вы считаете, что обозначает термин «картография»? (карта – изображение частей земной поверхности; графо – пишу; картография – наука о создании карт)

  2. – Изучая этот курс, вы познакомитесь с историей картографических изображений, узнаете, какие бывают карты, что и как на них изображено, где они используются и как их создают.

- Географическая карта – величайшее творение человечества. Она служит замечательным средством познания и преобразования окружающего мира. К ней обращаются инженеры и исследователи, геологи и агрономы, учёные и военные и каждый находит нужные ответы на свои вопросы.

Карта прочно вошла в нашу жизнь. Её мы видим в газетах, журналах, на экранах телевизоров. Картой сопровождают обзор международных событий, прогноз погоды, рассказы о внутреннем положении страны, новости о ходе полевых работ и крупнейших новостройках, советы о туристских походах выходного дня.

  1. Заглянем в прошлое.

- История зарождения карты уходит в далёкое прошлое, когда люди ещё не знали письменности. Об этом рассказывают нам археологические находки, среди которых можно увидеть примитивные рисунки местности на камнях, костяных пластинах, бересте, дереве. Возраст их достигает 10-15 тысячелетий. Совсем недавно, в 70-х годах прошлого столетия, один из таких рисунков был найден в Черкасской области.

  • Показать рисунок.

Рисунок вырезан на куске бивня мамонта. В сетке беспорядочных царапин специалист различает осмысленную картину местности: спуск с горы, стволы деревьев, дальше река, показанная двумя параллельными линиями, на берегу стоят четыре загадочных сооружения. Эти странные сооружения действительно существуют! Вначале археологи обнаружили 3 больших дома. Сложены они были из костей мамонтов. Внутренние части сооружений были завалены бивнями. Основные части ландшафта узнавались сразу. Есть спуск с горы, и река, и постройки, но только 3, а на рисунке 4! Значит, нужно искать ещё одну. На это ушло несколько лет, и наконец, археологи нашли четвёртое сооружение, показанное на древней карте. Учёные установили, что это одна из самых древнейших карт!

Научные истоки картографии берут начало в античной Греции. На первых картах древние греки изображали Землю в виде плоского или слегка выпуклого круга, окружённого водой. В VI веке до н.э. великий учёный Пифагор впервые высказал предположение о шарообразности Земли. Пифагор оказался прав. Но доказать, что Земля – шар, и тем более определить радиус земного шара удалось значительно позже. Сделал это известный египетский математик и географ Эратосфен, живший в III веке до н.э. Карта Эратосфена была первой картой известной к тому времени, составленной с учётом шарообразности Земли. Ею пользовались до конца I века н.э.

  • Рассмотреть в атласах за 6 кл. карту Эратосфена.

Самыми необычными были арабские карты. Географические объекты независимо от их формы изображены фигурами, которые представляют собой комбинацию прямых и кривых линий. Иногда такие фигуры имеют строго геометрическую форму в виде окружности, прямоугольника, треугольника и др. Особенно любопытна геометрическая правильность очертания морей, полностью исключающая выделение даже крупных заливов и полуостровов. Такие карты весьма труднодоступны для чтения, и лишь названия позволяют немного разобраться в них.

  • Показать рисунок арабской карты Каспийского моря.

Географические исследования новых земель позволили составить более точные карты, особенно велики достижения были в период Великих географических открытий XV-XVI вв. Труден был путь создания карты мира. Каждая извилина на ней, каждый штрих и точка – результат огромного многолетнего труда, совершённого землепроходцами, отважными путешественниками и исследователями. Но иногда отдельные составители в погоне за славой становились на неверный путь и показывали на карте то, чего не было в действительности. Дорого обходились людям такие карты! История знает немало примеров, когда неверная карта приводила к гибели исследователей. Великий русский мореплаватель В.Беринг поплатился жизнью, доверившись ошибочно составленной карте. Дело в том, что член его экспедиции Л. Дедиль показал карту, составленную его братом Жозефом, на которой к югу от Камчатки была изображена несуществующая «Земля Гамы». И, несмотря на то, что Сенат совершенно точно указал курс экспедиции, Беринг изменил его в поисках фантастической земли. Конечно, никакой «Земли Гамы» он не нашёл, только напрасно потратил 3 недели драгоценного времени. Вот этих-то недель и не хватило командору для успешного завершения экспедиции. На обратном пути начались осенние штормы, продовольствие было на исходе, и люди совершенно обессилили. Почти неуправляемый корабль был выброшен на один из Командорских островов. Здесь во время вынужденной зимовки скончался великий командор.


- Так люди создавали карты!

- Каких только карт вы сейчас не встретите! И что только на них не отображается. Трудно даже перечислить всё разнообразие карт.


  1. «Несуществующие земли»

- Создание карты – это дело трудоёмкое, кропотливое. Картографы – это те люди, которые занимаются созданием карт. Сегодня на занятии каждый из вас побывает в роли картографа. Вам предстоит составить карту несуществующей земли. Быть может, где-то существуют планеты, на которых есть жизнь?

    • В тетрадях дети рисуют планету, обозначают материки, океаны, моря, острова и т.д., дают им названия. После выполнения работы проводится выставка.




  1. Остров романтики.

От Арктики до Антарктики

Люди весь мир прошли,

И только остров Романтики

На карты не нанесли.

А он существует, заметь-ка,

Там есть и луна, и горы,

Но нет ни единого скептика

И ни одного резонера.

Ни шепота, ни обывателей,

Ни скуки и ни тоски.

Живут там одни мечтатели,

Влюблённые и чудаки.

Там есть голубые утёсы

И всех ветров голоса,

Белые альбатросы

И алые паруса.

Там есть залив Дон-Кихота,

И мыс Робинзона есть.

Гитара в большом почёте,

А первое слово – «честь»!

Там сплошь туристские тропы,

И перед каждым костром

Едят черепах с укропом

Под крепкий ямайский ром.

Там песня часто увенчана

Кубком в цветном серебре,

А оскорбивший женщину

Сжигается на костре.

Гитары звенят ночами,

К созвездьям ракеты мчат,

Там только всегда стихами

Влюблённые говорят.

А каждая мысль и фраза

Сверкает там, как кристалл,

Ведь здесь никому ни разу

Никто ещё не солгал.

От Арктики до Антарктики

Люди весь мир прошли,

И только остров Романтики

На карты не нанесли.

Но, право, грустить не надо

О картах. Всё дело в том,

Что остров тот рядом –

Он в сердце живёт твоём.

Э. Асадов.


Занятие № 2. «Понятие карты, как модели действительности».


Цели: познакомить с различными видами карт, определить основное содержание карт,

масштаб карт; развивать умение пользоваться легендой карты, развивать глазомер; воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: аэрофотоснимок, атлас за 6 класс, настенная физическая карта мира,

рельефные карты.


Ход занятия.


  1. Знакомство с устройством карт.

- Обратите внимание на карту, которая висит на доске. Что изображено на карте?

(материки, океаны, моря, острова и т.д.)

- Можно ли изобразить на корте наше село? (можно)

- Как можно увидеть сразу всё село? (если смотреть на него сверху)

  • Показать аэрофотоснимок.

- На картах можно изобразить большую и маленькую территорию.

- На столах у вас лежат атласы. Атлас – это сборник карт.

- Рассмотрите, что содержит атлас за 6 класс.

- Что изображено на карте полушарий?

-Что изображается при помощи послойной окраски? (высоты и глубины на карте)

- Какую заметили закономерность? (чем темнее цвет, тем выше местность, чем темнее оттенки синего, тем глубже).

-Легенда карты – это условные знаки.

- Картографические условные знаки – это своего рода азбука. Без знания знаков нельзя прочесть карту, так же, как нельзя прочесть книгу, не зная букв. С помощью условных знаков наглядно передаётся общая картина географической действительности.

- Какие условные знаки есть на карте?

- На листе бумаги одного и того же размера можно разместить изображение всего мира, небольшую страну и даже совсем маленький участок местности. Всё зависит от масштаба.

- Где размещается масштаб карты?


  1. Разновидности карт.

- Какие разновидности карт вы знаете?

- Все ли карты устроены одинаково?

-Карты бывают: настенные, школьные атласы, текстовые, контурные, топографические, рельефные.

  • Показ различных карт.




  1. Определение расстояний.

- Любая карта создаётся обобщённо, при помощи условных знаков, с соблюдением масштаба.

- Любые объекты на местности расположены на определённом расстоянии, это расстояние (в уменьшенном виде) нужно соблюсти на карте.

- Как определяются расстояния на местности? (с помощью измерительных приборов)

- Можно ли определить расстояния на глаз, если нет под рукой измерительных приборов?


  1. Измерение расстояний шагами.

- Знаете ли вы длину своего шага? Измерьте свой шаг с помощью линейки или сантиметровой ленты.

- Определите ширину и длину класса при помощи шагов.

  • Дети шагами измеряют длину и ширину класса.


- Длину своего шага можно высчитать по формуле

Шаг = Рост человека в см : 4 + 37

- Сравните длину своего шага измеренного и высчитанного по формуле.


  1. Таблица глазомера.

- Оказывается, что некоторые предметы видны с определённого расстояния:

- отдельные дома – 5км.

- окна в домах – 4км.

- трубы на крышах домов – 3км.

- отдельные деревья – 2км.

- пуговицы на одежде – 170м.

- лица людей – 160м.

- фигура человека – 1км.

-Звук от грузового автомобиля слышно с расстояния – 0,5- 1км.

- громкие крики – 1км.

- стук топора (рубка леса) – 500м.


6. Домашнее задание: определите длину и ширину своей комнаты при помощи шагов, а затем при помощи измерительных приборов. Сравните.


Занятие № 3. «Топографическая карта».


Цели: определить язык карт, ознакомиться с условными обозначениями; развивать умение

пользоваться топографическими картами; воспитывать аккуратность.

Оборудование: атласы за 6 класс, запись на доске.


Ход занятия.

  1. Создатели карт.

- Создателями карт являются топографы и геодезисты. «Полевые работы» - этим понятием именуются съёмочные работы на местности в топографических и геодезических партиях и отрядах.

Полевые работы необходимы для того, чтобы полученные аэрофотоснимки привести к одному масштабу – масштабу создаваемой карты, привязать её к местности, расшифровать изображения селений, дорожной сети, рек, лесов, кустарников, болот и собрать дополнительные сведения о них. Большие трудоёмкие полевые работы предстоит выполнить геодезистам. Они создадут сплошные сети геодезических пунктов, которые послужат своего рода каркасом будущей топографической карты. Следом за геодезистами пойдут топографы. Пользуясь геодезическими пунктами (геодезический пункт – закреплённая на земной поверхности точка, положение которой определено координатами), они определят на всю снимаемую площадь координаты опорных пунктов и к ним привяжут аэроснимки. Только в этом случае создаваемая карта будет полным подобием местности. Иначе вместо карты получится лишь приближённая схема. Затем, сличая аэроснимки с местностью, топографы внимательно разберутся с топографической ситуацией и нанесут изображения местных предметов и деталей рельефа. Топограф должен отобразить основные особенности местности, не упуская ничего существенного и в то же время не перегружая будущей карты, добиваясь, чтобы она хорошо читалась.


  1. Топографические карты (планы местности) имеют некоторые особенности в оформлении и содержании. На планах отдельные местные предметы изображают особыми условными знаками. Условные обозначения прошли длительный путь развития. Изображения местных предметов на картах ранних эпох имели картинный характер. Каждый предмет передавался рисунком, понятным без каких-либо пояснений. С расширением знаний о Земле, с развитием военного дела возникла необходимость в отображении более широкого круга предметов. Стали применять условные знаки. Картографические условные знаки – это своего рода азбука. Без знания условных знаков нельзя прочесть карту, так же как нельзя прочесть книгу, не зная букв.

    • Рассмотрите в атласе за 6 класс условные знаки.





  1. Домашнее задание: составьте в тетради зашифрованное письмо с помощью различных условных знаков.

  2. Подведение итогов.


Занятие №4 «Топографическая карта».


Цели: усвоить способы построения планов местности, развивать умение строить карты по

описанию, продолжить формировать умение работать с компасом.

Оборудование: компасы, запись на доске, атласы за 6 класс.


Ход занятия.

1.Съёмка планов и карт начинается со съёмочного обоснования.

Способов съёмки существует много – от самых простейших, в результате которых получаются приближённые планы, до наиболее совершенных топографических съёмок с применением сложнейшей аппаратуры, позволяющёй создавать точные топографические карты. Но все их объединяет одно – это съёмочная основа в виде точек и линий местности, взаимно связанных между собой. Именно от них-то и ведётся съёмка местных предметов и элементов рельефа. Чтобы снять план класса, достаточно обыкновенной рулетки. Все расстояния отмеряют от вершин и сторон прямоугольника, образованного стенами. Изготовляя карту, в общем поступают таким же образом, но только положение местных предметов определяют не от углов класса, а от точек съёмочной основы, или, как говорят топографы, съёмочного обоснования. При глазомерной съёмке обоснованием служат переходные точки. Обычно их определяют одновременно с нанесением на планшет местных предметов. Закончив съёмку местности с первой точки, определяют на планшете положение второй точки, с ней выполняют те же действия, затем переходят на следующую и т. д.


  1. Построение топографической карты по описанию.

- В тетради постройте карту по описанию (запись на доске).

Группа школьников от железнодорожной станции прошла 40метров на северо-восток и повернула на север на грунтовую дорогу, проходящую через хвойный лес. По грунтовой дороге учащиеся прошли 200метров до домика обходчика и на перекрёстке дорог повернули на восток. Через 1000метров учащиеся подошли к роднику. К северу от них был смешанный лес, к югу – хвойный.

Масштаб: 1: 10000; в 1см 100м.





  1. Работа с компасом.

- Повторите правила работы с компасом.

Задания:

А) Поставьте в тетради точку. От точки проведите линию на север, восток, северо-восток, северо-северо-восток, востоко-северо-восток.

Б) От точки А до лагеря туристы должны пройти 400м. по азимуту 1800, затем 600м. по азимуту 450 и 800м по азимуту 900. Начертите их путь.

Масштаб: 1: 20000; в 1см 200метров.




  1. Составление плана местности по описанию.

- По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток.

- В 5км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский посёлок Сорокино, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км.

- Вдоль западной окраины посёлка расположен сад.

- В 3км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течёт в юго-западном направлении.

- На правом берегу реки лежит луг, а вдоль левого тянется смешанный лес.

- Вдоль шоссе от моста до посёлка протянулась полоса кустарника шириной до 500м по обе стороны.

Масштаб: в 1см 500м.

  1. Подведение итогов.


  1   2   3

Похожие:

Факультатив картография 6 класс (методическое пособие) iconМетодическое пособие выполнено п 2001 г в рамках нтп министерства образования Российской Федерации «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования»
Приходько О. Г., Моисеева Т. Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. Методическое пособие....
Факультатив картография 6 класс (методическое пособие) iconМетодическое пособие «основы технического перевода»
Методическое пособие предназначено для помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по переводу, реферированию и аннотированию...
Факультатив картография 6 класс (методическое пособие) iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Страхование»
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика»
Факультатив картография 6 класс (методическое пособие) iconУчебно-методическое пособие
...
Факультатив картография 6 класс (методическое пособие) iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Факультатив картография 6 класс (методическое пособие) iconМетодическое пособие для подготовки курсовых работ по дисциплине «Управления качеством»
Методическое пособие предназначено для студентов технологического факультета очной и заочной формы обучения
Факультатив картография 6 класс (методическое пособие) iconМетодическое пособие по курсовой работе
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Искусствоведение» (031500. 62), руководителей курсовых...
Факультатив картография 6 класс (методическое пособие) iconМетодическое пособие по курсовой работе
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Искусствоведение» (031500. 62), руководителей курсовых...
Факультатив картография 6 класс (методическое пособие) iconУчебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Теплотехника»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 190603. 65 Сервис транспортных и технологических машин и оборудования...
Факультатив картография 6 класс (методическое пособие) iconМетодическое пособие по обучению грамоте и письму Л. М. Зеленина методические рекомендации
В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство в начальной школе: 1-2 класс», Ч. 1 Учись рисовать. Ч. 2 – Волшебный мир
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница