Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»




Скачать 21.08 Kb.
НазваниеПрограмма «Изобразительное искусство и художественный труд»
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер21.08 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 23»


Рекомендована УТВЕРЖДАЮ

городским методическим

объединением Директор МОУ «СОШ № 23»

Руководитель ГМО _____________В.Р. Халиулин

_______________________ «___»_______________2005 г.

Протокол № ___ от ______


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


ИЗО


для основного общего образования

5 – 8 классы

общеобразовательный уровень,

II ступень образования


Срок реализации – 4 года


Составлена на основе: Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл./Под руководством Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2005.


Рабочую учебную программу составил: Егоров Сергей Анатольевич


г. Воркута

2005 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная учебная программа составлена с учетом Базисного плана (Приказ МО РФ № 322 от 09.02.1998 г.), рабочая учебная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл./Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2005; обязательного минимума содержания основного общего образования по изобразительному искусству (Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.1998г.); национальный региональный компонент (Указ Главы РК № 301 от 13.06.2001г.) предусматривает 10% от учебной программы. Отличительных особенностей по сравнению с программой нет. Срок реализации 4 года.

Цели:

  1. Воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека пластических искусств: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуры и дизайна в профессиональных и народных формах.

  2. Воспитание и развитие творческих способностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры.

  3. Обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (работа с натуры, по воображению – тематическое рисование, декоративная работа, лепка, аппликация и т.д.).

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению, объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность, декоративная работа в различных материалах, художественное фотографирование и видеосъемка.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств. Они изучаются в контексте их конкретных связей с жизнью общества, где на общем основании каждый вид имеет особенное и неповторимое значение.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной. Что, в свою очередь, является основанием деления визуально-пространственных искусств на изобразительные, конструктивные и декоративные. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведения искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы. Но средняя школа – это основной и самостоятельный (базовый) этап художественного образования учащихся.

В отличие от начальной школы, где изучалось все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.

Пятый класс (или первый год средней школы) посвящен группе декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей практический смысл, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой атмосферы, органичной как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Конкретное решение программы этого года требует акцентировки местных художественных традиций и промыслов.

Шестой и седьмой классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамоты художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Следующей ступенью является изучение архитектуры и дизайна, т.е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.

«Изображение в синтетических искусствах» - тема следующего класса. Она является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. Синтетические экранные искусства – кино, телевидение – непосредственно происходят от изобразительных и являются сегодня господствующими во всей системе информации. ХХ век показал немыслимые ранее возможности влияния зрительных образов и силу их воздействия при слиянии со словом и звуком.

Программа при внимательном изучении дает широкие возможности для проявления индивидуальности учителя с учетом особенностей региона. Необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность программы, основные цели и задачи каждого этапа, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.

Оптимальное изучение программы предполагает 34 учебных часа в год, 1 (один) учебный час в неделю.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПАНЕНТ



Класс

№ урока, четверть

Наименование темы

Кол-во часов

5 класс



1(1)

2-3(1)


1-2(3)


4(3)

6(4)

Орнамент северных народов (народ коми).

Внутренний мир и быт северных народов (народ коми).

Народный праздничный костюм северных народов (народ коми).

Пояс оленевода (пряжки и т.д.).

Герб Республики Коми и г. Воркуты.

1

1


1


1

1

6 класс

10(2)


19-20(3)


21(3)


24(3)

Изображение предметного мира – натюрморт (художники Республики Коми).

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека (портретисты Республики Коми).

Портрет в скульптуре (народные ваятели Республики Коми).

Портрет в живописи (народные живописцы).

1


1


1


1

7 класс

5(1)


9(2)


23(3)

25(3)

«Великие скульпторы» (беседа о народных скульпторах).

Тематическая (сюжетная) картина художников нашей республики.

Музеи в нашем городе.

Художественные музеи моего города (края).

1


1


1

1

8 класс

3-4(1)


32(4)

33(4)

Место расположения памятника и его значение в нашем городе. Выполнение эскиза-проекта памятника.

Архитектура моего города (урок-экскурсия).

«Мой город». Выполнение творческой работы.

2


1

1



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


5 класс

Декоративно-прикладное искусство

в жизни человека

Тема: «Древние корни народного искусства» (8 ч)

  • Древние образы в народном искусстве.

  • Декор русской избы.

  • Внутренний мир русской избы.

  • Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

  • Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

  • Народный праздничный костюм.

  • Народные праздничные обряды.

Тема: «Связь времен в народном искусстве» (7 ч)

  • Древние образы в современных народных игрушках.

  • Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

  • Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

  • Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

  • Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Тема: «Декор – человек, общество, время» (11 ч)

  • Введение в проблематику: «Зачем людям украшения».

  • Декор и положение человека в обществе.

  • Одежда говорит о человеке.

  • О чем рассказывают гербы и эмблемы.

  • Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Тема: «Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)

  • Современное выставочное искусство.

  • Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


6 класс

Изобразительное искусство в жизни человека

Тема: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (8 ч)

  • Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

  • Рисунок – основа изобразительного творчества.

  • Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

  • Цвет. Основы цветоведения.

  • Цвет в произведениях живописи.

  • Объемные изображения в скульптуре.

  • Основы языка изображения.

Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч)

  • Художественное познание: реальность и фантазия.

  • Изображение предметного мира – натюрморт.

  • Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

  • Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

  • Освещение. Свет и тень.

  • Натюрморт в графике.

  • Цвет в натюрморте.

  • Выразительные возможности натюрморта.

Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (11 ч)

  • Образ человека – главная тема искусства.

  • Конструкция головы человека и ее пропорции.

  • Изображение головы человека в пространстве.

  • Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

  • Портрет в скульптуре.

  • Сатирические образы человека.

  • Образные возможности освещения в портрете.

  • Портрет в живописи.

  • Роль цвета в портрете.

  • Великие портретисты.

Тема: «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 ч)

  • Жанры в изобразительном искусстве.

  • Изображение пространства.

  • Правила линейной и воздушной перспективы.

  • Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

  • Пейзаж – настроение. Природа и художник.

  • Городской пейзаж.

  • Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


7 класс

Изобразительное искусство в жизни людей

Тема: «Поэзия повседневности и видения мира» (16 ч)

  • Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры в изобразительном искусстве.

  • Изображение фигуры человека.

  • Набросок фигуры человека с натуры.

  • Лепка фигуры человека.

  • Поэзия повседневной жизни в истории искусств.

  • Жанровые темы в европейском искусстве.

  • Сюжет и содержание в картине.

  • Умение видеть жизнь вокруг себя.

Тема: «Великие темы жизни» (20 ч)

  • Исторические и мифологические темы в изобразительном искусстве.

  • Тематическая картина в европейском искусстве 19 в.

  • Процесс работы над тематической картиной.

  • Художественно-творческие проекты.

  • Конструктивное, изобразительное и декоративное начала в искусстве.

  • Библейские темы в изобразительном искусстве.

  • Тематическая картина в искусстве ХХ в.

  • Стиль, направление и творческая индивидуальность художника.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 класс

Архитектура и дизайн в жизни человека

Тема: «Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пластических искусств» (8 ч)

  • Дизайн и архитектура – единство художественной и материальной культуры.

  • Основы композиции в конструктивных искусствах.

  • Художественно-эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

  • Формы полиграфического дизайна. Книга – синтез слова и изображения. Искусство шрифта.

  • Принципы композиционного построения в полиграфическом дизайне.

Тема: «Социальное значение и художественный язык конструктивных искусств» (7 ч)

  • От плоскостного изображения к объемному макету. Рисунок – чертеж – макет.

  • Архитектура как композиция объемов в пространстве. Простейшие объемные формы. Понятие модуля.

  • Планировка города как композиционно-архитектурное моделирование жизни людей. Проживание пространства – основа образной выразительности в архитектуре.

  • Проектное единство ландшафтно-городской среды.

  • Красота и смысл – мера качества архитектурного проекта. Макет – объемно-пространственный этап реализации замысла архитектора.

Тема: «Дизайн и архитектура как среда жизни человека» (11 ч)

  • Предметный мир современной среды. Важнейшие архитектурные элементы здания.

  • Конструктивная взаимосвязь и тектоника объемов здания и вещи. Выразительность и целесообразность конструкции.

  • Образ и функция в дизайне и архитектуре. Бионика. Роль и значение цвета и фактуры в формотворчестве.

  • История зданий как развитие образно-стилевого языка архитектуры и строительных возможностей.

  • Дизайн и окружающий нас мир вещей.

Тема: «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» (8 ч)

  • Мой дом – мой образ жизни.

  • Мой костюм – мой облик.

  • Дизайн современный одежды. Мода – бизнес и психология.

  • Костюм как социальный и композиционно-конструктивный объект дизайна.

  • Лицо как объект дизайна.

  • Моделируя себя, моделируешь мир.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

5 КЛАСС

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово).

Учащиеся должны уметь:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

  • владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).

6 КЛАСС

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

  • о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

  • о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;

  • о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

  • основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

  • ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

  • о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

  • о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны:

  • уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

  • иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

  1   2   3   4

Похожие:

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» iconНаиболее распространенные программы Изобразительное искусство Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. Под рук. Неменского Б.
Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. Под рук. Неменского Б. М. Мдо, 1995
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» iconУчебник создан по программе для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд»
В данном сборнике представлены материалы по итогам апробации учебника «Изобразительное искусство», «Каждый народ – художник», в 4...
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» iconДанная рабочая программа «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)» для 9 класса составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.
Данная рабочая программа «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)» для 9 класса составлена...
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа «Дизайн и архитектура в жизни человека» составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б. М. Неменского( 1- 9 классы)
Данная рабочая программа «Дизайн и архитектура в жизни человека» составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство...
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Кисточка»
...
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПрограмма рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, т е. 34 часа в год, согласно федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004, согласно учебного плана моу «Шамординской оош»
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса составлена на основе авторской программы Б. М....
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПрограмма дополнительного образования детей
Образовательная программа является модифицированной на основе программы Центра непрерывного художественного развития им. Бориса Неменского...
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса
Программа предназначена для реализации в 2011-2012 учебном году
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПояснительная записка Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
...
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПояснительная записка для 5 класса
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница