Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23»
Рекомендована УТВЕРЖДАЮ городским методическим объединением Директор МОУ «СОШ № 23» Руководитель ГМО _____________В.Р. Халиулин _______________________ «___»_______________2005 г. Протокол № ___ от ______
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ИЗО
для основного общего образования 5 – 8 классы общеобразовательный уровень, II ступень образования
Срок реализации – 4 года
Составлена на основе: Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл./Под руководством Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2005.
Рабочую учебную программу составил: Егоров Сергей Анатольевич
г. Воркута 2005 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная учебная программа составлена с учетом Базисного плана (Приказ МО РФ № 322 от 09.02.1998 г.), рабочая учебная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл./Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2005; обязательного минимума содержания основного общего образования по изобразительному искусству (Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.1998г.); национальный региональный компонент (Указ Главы РК № 301 от 13.06.2001г.) предусматривает 10% от учебной программы. Отличительных особенностей по сравнению с программой нет. Срок реализации 4 года. Цели: Воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека пластических искусств: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуры и дизайна в профессиональных и народных формах. Воспитание и развитие творческих способностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры. Обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (работа с натуры, по воображению – тематическое рисование, декоративная работа, лепка, аппликация и т.д.). Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению, объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность, декоративная работа в различных материалах, художественное фотографирование и видеосъемка. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств. Они изучаются в контексте их конкретных связей с жизнью общества, где на общем основании каждый вид имеет особенное и неповторимое значение. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной. Что, в свою очередь, является основанием деления визуально-пространственных искусств на изобразительные, конструктивные и декоративные. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведения искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы. Но средняя школа – это основной и самостоятельный (базовый) этап художественного образования учащихся. В отличие от начальной школы, где изучалось все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства. Пятый класс (или первый год средней школы) посвящен группе декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей практический смысл, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой атмосферы, органичной как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Конкретное решение программы этого года требует акцентировки местных художественных традиций и промыслов. Шестой и седьмой классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамоты художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Следующей ступенью является изучение архитектуры и дизайна, т.е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся. «Изображение в синтетических искусствах» - тема следующего класса. Она является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. Синтетические экранные искусства – кино, телевидение – непосредственно происходят от изобразительных и являются сегодня господствующими во всей системе информации. ХХ век показал немыслимые ранее возможности влияния зрительных образов и силу их воздействия при слиянии со словом и звуком. Программа при внимательном изучении дает широкие возможности для проявления индивидуальности учителя с учетом особенностей региона. Необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность программы, основные цели и задачи каждого этапа, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся. Оптимальное изучение программы предполагает 34 учебных часа в год, 1 (один) учебный час в неделю.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПАНЕНТ
Класс | № урока, четверть | Наименование темы | Кол-во часов | 5 класс
| 1(1) 2-3(1)
1-2(3)
4(3) 6(4) | Орнамент северных народов (народ коми). Внутренний мир и быт северных народов (народ коми). Народный праздничный костюм северных народов (народ коми). Пояс оленевода (пряжки и т.д.). Герб Республики Коми и г. Воркуты. | 1 1
1
1 1 | 6 класс | 10(2)
19-20(3)
21(3)
24(3) | Изображение предметного мира – натюрморт (художники Республики Коми). Графический портретный рисунок и выразительность образа человека (портретисты Республики Коми). Портрет в скульптуре (народные ваятели Республики Коми). Портрет в живописи (народные живописцы). | 1
1
1
1 | 7 класс | 5(1)
9(2)
23(3) 25(3) | «Великие скульпторы» (беседа о народных скульпторах). Тематическая (сюжетная) картина художников нашей республики. Музеи в нашем городе. Художественные музеи моего города (края). | 1
1
1 1 | 8 класс | 3-4(1)
32(4) 33(4) | Место расположения памятника и его значение в нашем городе. Выполнение эскиза-проекта памятника. Архитектура моего города (урок-экскурсия). «Мой город». Выполнение творческой работы. | 2
1 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Тема: «Древние корни народного искусства» (8 ч) Древние образы в народном искусстве. Декор русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. Тема: «Связь времен в народном искусстве» (7 ч) Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Тема: «Декор – человек, общество, время» (11 ч) Введение в проблематику: «Зачем людям украшения». Декор и положение человека в обществе. Одежда говорит о человеке. О чем рассказывают гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Тема: «Декоративное искусство в современном мире» (8 ч) Современное выставочное искусство. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
6 класс Изобразительное искусство в жизни человека Тема: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (8 ч) Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок – основа изобразительного творчества. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения. Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч) Художественное познание: реальность и фантазия. Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (11 ч) Образ человека – главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты. Тема: «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 ч) Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж – настроение. Природа и художник. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7 класс Изобразительное искусство в жизни людей Тема: «Поэзия повседневности и видения мира» (16 ч) Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры в изобразительном искусстве. Изображение фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Лепка фигуры человека. Поэзия повседневной жизни в истории искусств. Жанровые темы в европейском искусстве. Сюжет и содержание в картине. Умение видеть жизнь вокруг себя. Тема: «Великие темы жизни» (20 ч) Исторические и мифологические темы в изобразительном искусстве. Тематическая картина в европейском искусстве 19 в. Процесс работы над тематической картиной. Художественно-творческие проекты. Конструктивное, изобразительное и декоративное начала в искусстве. Библейские темы в изобразительном искусстве. Тематическая картина в искусстве ХХ в. Стиль, направление и творческая индивидуальность художника.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 8 класс Архитектура и дизайн в жизни человека Тема: «Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пластических искусств» (8 ч) Дизайн и архитектура – единство художественной и материальной культуры. Основы композиции в конструктивных искусствах. Художественно-эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Формы полиграфического дизайна. Книга – синтез слова и изображения. Искусство шрифта. Принципы композиционного построения в полиграфическом дизайне. Тема: «Социальное значение и художественный язык конструктивных искусств» (7 ч) От плоскостного изображения к объемному макету. Рисунок – чертеж – макет. Архитектура как композиция объемов в пространстве. Простейшие объемные формы. Понятие модуля. Планировка города как композиционно-архитектурное моделирование жизни людей. Проживание пространства – основа образной выразительности в архитектуре. Проектное единство ландшафтно-городской среды. Красота и смысл – мера качества архитектурного проекта. Макет – объемно-пространственный этап реализации замысла архитектора. Тема: «Дизайн и архитектура как среда жизни человека» (11 ч) Предметный мир современной среды. Важнейшие архитектурные элементы здания. Конструктивная взаимосвязь и тектоника объемов здания и вещи. Выразительность и целесообразность конструкции. Образ и функция в дизайне и архитектуре. Бионика. Роль и значение цвета и фактуры в формотворчестве. История зданий как развитие образно-стилевого языка архитектуры и строительных возможностей. Дизайн и окружающий нас мир вещей. Тема: «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» (8 ч) Мой дом – мой образ жизни. Мой костюм – мой облик. Дизайн современный одежды. Мода – бизнес и психология. Костюм как социальный и композиционно-конструктивный объект дизайна. Лицо как объект дизайна. Моделируя себя, моделируешь мир. ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАСС Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов); семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово). Учащиеся должны уметь: различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.); различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.); выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора. В процессе практической работы на уроках учащиеся должны: умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения; передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи); владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.). 6 КЛАСС Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать: о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека; о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи; о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ; основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива; о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей; о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа. Учащиеся должны: уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению; иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства. ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
|