Курсовая работа Тема: «Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О. Н. Р. на занятиях по элементарным математическим представлениям средствами сюжетно-дидактических игр»




Скачать 44.97 Kb.
НазваниеКурсовая работа Тема: «Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О. Н. Р. на занятиях по элементарным математическим представлениям средствами сюжетно-дидактических игр»
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер44.97 Kb.
ТипКурсовая
  1   2   3
Государственное образовательное учреждение

Тверской областной институт усовершенствования учителей

Учебно-методический центр.


Курсовая работа


Тема:

«Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О.Н.Р. на занятиях по элементарным математическим представлениям средствами сюжетно-дидактических игр»


Выполнила

Воспитатель ДОУ № 153

Тупицына А.В.


База опыта.


МДОУ «Детский сад № 153» компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом развитии воспитанников.

ДОУ посещают дети с 3 до 7 лет.

В настоящее время работают 12 возрастных групп.


Дошкольные группы – 12, из них с диагнозом: заикание – 1, с диагнозом ОНР – 11

Каждая возрастная группа имеет свой групповой бок:

- игровая – столовая;

- логопедический кабинет;

- приемная;

- подобные помещения.

Кроме того, оборудованы и функционируют:

- Компьютерная комната;

- сенсорная комната;

- музыкальный зал;

- спортивный зал;

- методический кабинет;

- медицинский блок.


Исходная ситуация


МДОУ «Детский сад № 153» компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников посещают дети с тяжелыми нарушениями речи: заикание, общее недоразвитие речи 2-й и 3-й степени (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи с дизартрическим компонентом (ФФНР), а также дети с задержкой психического развития и некоторыми другими отклонениями в физическом развитии. Работа в саду ведется по типовой программе М. А. Васильевой и коррекционной технологии Н.В. Нищевой.


Проблема: Я работаю в детском саду уже 30 лет, из них 8 лет с детьми с нарушением речи. Интеллектуальное развитие детей всегда было для меня первостепенной задачей, ведь от того, насколько будет развит уровень мышления, зависит все его дальнейшее обучение. Для детей с нарушениями речи это особенно актуально, ведь у них страдает не только речь, но и все психические процессы Как помочь детям добиться наиболее высокого уровня развития? Традиционными способами очень сложно добиться хороших результатов, развивающие методики не всегда доступны пониманию и восприятию таких детей. В своей работе я изучила множество литературы, часто использовала и собственные разработки, т.к. коррекционной литературы очень мало и она стала появляться в последнее время Поэтому я обратила внимание на народное творчество, которое понятно и доступно любому ребенку. С помощью сказочного сюжета легче заинтересовать детей и незаметно для них вовлечь в продуктивную деятельность. Как известно, детям с диагнозом О.Н.Р. гораздо труднее справиться с задачами программы и они значительно отстают от сверстников по уровню развития мыслительной деятельности. В настоящее время имеется большое количество литературы, где предлагаются различные методики проведения дидактических игр развивающего характера. Но системы работы с детьми с нарушением речи по развитию у них мыслительных процессов, способной максимально заинтересовать ребенка на занятиях по математике, не было.


Причины :

Зная особенности психического развития детей с нарушением речи:

- гораздо медленнее формируются основные мыслительные процессы ( анализ, синтез, сравнение, обобщение.)

- ослаблены функции восприятия, внимания, воображения;

- у большинства детей страдает память;


- речь бедна и примитивна;

- быстрая утомляемость (заниженная работоспособность);

- нередко страдает эмоционально-волевая сфера;

- дети не умеют планировать свою деятельность и хуже ориентируются;

Я поняла, что добиться желаемого результата возможно только благодаря заинтересованности детей в получении новых знаний, желание не просто получать знания в готовом виде, но и самим находить эти знания во время игры. Ведь именно игра, особенно игра сказочного сюжета, помогает сделать учебный материал увлекательным , создает радостное настроение, а положительные эмоции облегчают процесс познания.

.

Последствия.

К 7 годам наши дети, наравне со всеми, пойдут в обычные классы общеобразовательной школы. Дети не должны отставать в развитии от своих сверстников.Поэтому мы должны не только корректировать и развивать у ребенка речь, но сделать все для того, чтобы он чувствовал себя уверенно, свободно мог общаться со сверстниками и взрослыми.


Ключевая проблема.

На основании вышеизложенного можно сказать, что за время пребывания детей в нашей группе необходимо так организовать работу на занятиях по математике, чтобы КПД был наиболее высоким, а это возможно только с помощью дидактических игр сказочного сюжета, потому, что это:

- близко и понятно детям,

- приносит детям радость и чувство удовлетворения,

-помогает ребенку без особого напряжения выполнить задание, потому, что он стремится оказать помощь тому кто в ней нуждается.


Опыт решения сходных проблем.

На данный момент разработано очень много методик и программ по математике. Но не все они подходят для детей с О.Н.Р. Многое из того , что предлагается, необходимо дорабатывать, делая более интересным и доступным пониманию нашим детям . Немаловажное значение имеет наличие лексической темы, которая планируется еженедельно и все занятия проводятся согласно этой теме. Занятия по математике, так же не должны выходить из этих правил. Поэтому я разработала цикл занятий, где есть сказочный сюжет и подобраны дидактические игры согласно сюжету и теме.


Актуальность

Считаю эту проблему актуальной и необходимой для работы не только в коррекционных детских садах, но и в массовых дошкольных учреждениях, так как это поможет педагогам повысить интерес детей к занятиям математикой, сделать ее более доступной пониманию ребенка, а следовательно поможет в развитии интеллектуальных возможностей детей.


К о н ц е п ц и я д е я т е л ь н о с т и.


При разработке системы методических приемов, по формированию мыслительных процессов у детей с нарушением речи, на занятиях по математике,

учитывались материально-технические, социально-культурные и психолого-педагогические возможности в условиях коррекционного детского сада.

Концепция Европейской сети школ ориентируется , прежде всего на самостоятельное обучение. Следовательно, первоочередной задачей является создание условий для сохранения здоровья и формирования социально-адаптированной, интеллектуально-развитой личности ребенка-дошкольника в условиях вариативного коррекционного образования.

Приоритетным направлением работы ДОУ является: укрепление здоровья детей, коррекция речи и развитие всех психических процессов. В настоящее время возрастает необходимость активной работы по развитию интеллекта детей, так как современная система образования не стоит на месте, а постоянно совершенствуется.


Деятельность в данном направлении осуществляется на основных принципах:

- Учет особенностей развития детей с общим недоразвитием речи;

- Комплексный подход, включая различные компоненты (индивидуально-деференцированный характер).

-Обязательное и добросовестное осуществление взаимодействия всех участников педагогического процесса.

- Улучшение воспитательно-образовательного процесса.


Совершенствование образовательного процесса проводится в следующих направлениях:


-Интегрированный подход в воспитательно-образавательном развитии детей.

-Повышение эффективности за счет максимальной заинтересованности детей.

-Расширение возможностей в получении знаний и умений.

-Укрепление развивающей среды за счет изготовления и приобретения игр с акцентом на русское народное направление.

-Использование современных технологий.

-Организация просвещения родителей по вопросам интеллектуального развития детей.

Содержание работы представляет собой последовательно-спланированную программу по формированию у детей мыслительных процессов, а так же развитию речи, слуха, зрительно-пространственного восприятия, внимания, памяти, воображения, любознательности, самостоятельности, коммуникативности и творческого самовыражения.

Полноценно и систематически проводимая работа в этом направлении способствует развитию умственных способностей детей и воспитывает патриотические чувства. О чем свидетельствуют данные диагностических исследований. Адекватный уровень психолого-педагогической диагностики обеспечивает логопед ДОУ.

Большое внимание уделяется работе с социальной средой, которая включает взаимодействие с родителями и школой. Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть гипотезу:


Гипотеза


Если удастся правильно разработать систему методических приемов по развитию мыслительных процессов у детей с О.Н.Р., на занятиях по математике средствами сюжетно-дидактических игр, которая способствовала бы умственному развитию, формированию правильной речи, памяти, вниманию, воображению, инициативности, коммуникативности, творческих способностей и т. д., то это поможет в достижении главной цели: всестороннему развитию личности.


Цели:


Общая цель инновационной деятельности:


Осуществление квалифицированной коррекции отклонений в речевом развитии с целью полного, всестороннего развития дошкольников и подготовки их к обучению в общеобразовательных учреждениях.


Конкретная цель инновационной деятельности:


Разработать систему работы с детьми, с общим недоразвитием речи, по формированию причинно-следственного мышления; умения решать проблемные задачи; понимать закономерности. Развить гибкость ума на занятиях по математике, с учетом их индивидуальных способностей.


Задачи:


1. Разработка и введение системы развития мыслительных процессов у детей, с общим недоразвитием речи, на занятиях по математике.

2. Изучение раздела «Дидактические игры в математике»; программные задачи и содержание работы по возрастам.

3. Изучение имеющегося опыта по данной теме.

4. Выбор критериев для диагностических исследований по данному разделу и проведение обследования психических особенностей детей с дальнейшим анализом.

5. Пополнение предметно-развивающей среды элементами, способствующими развитию мыслительных процессов.

6. Создание условий для развития элементарных математических представлений.

7. Включение в работу специальных игр и упражнений на развитие мыслительных процессов.

8. Развитие у детей интереса к дидактической игре математического содержания.


Критерии оценки.


Диагностика развития речи проводится логопедом по следующим показателям:


- Звукопроизношение

- Лексика

- Грамматический строй речи

- Связная речь


Показатели результатов усвоения знаний, умений и навыков по развитию речи:


средняя группа начало года-25%

конец года-60%


старшая группа начало года-27%

конец года-74%


подготовительная группа начало года-42% конец года-82%


Определение уровней освоения программы в процентном отношении:


Низкий уровень- до 33%

средний уровень – от 34% до 65%

высокий уровень – от 66% до 100%


Диагностика проводилась различными способами:

  1. индивидуально по вопросам программы;

  2. фиксирование активности ребенка на занятиях;

  3. тестирование зрительной памяти, уровня мышления, логических операций и оригинальности рисунков с детьми старшего возраста.



Показатели результатов усвоения знаний детьми по формированию элементарных математических представлений:



Ср.гр. н - 25%

с – 29%

к – 33%

ст. гр. н – 30%

с – 40%

к – 55%

Подг. гр. н – 40%

с – 70%

к – 80%



График выполнения работ


Минимальное время проверки результативности работы по данной системе-3 года. Это период развития детей с 4 до 7 лет, т. е. до выхода детей в школу.

Максимальное время- введение данной системы в общую систему коррекционного воспитания и обучения с подтверждением положительных результатов и достижения цели, с постоянным усовершенствованием и обновлением, т. к. только многолетний опыт работы дает возможность выбрать более интересный, доступный, современный, действительно положительно-влияющий материал.


Целевые группы


Прежде всего, данный проект предназначен для коррекционной работы с дошкольниками с целью достижения их всестороннего развития, но его вариативное использование применительно и в любых других дошкольных учреждениях в достижении у детей высокого уровня умственных способностей.


Ресурсное обеспечение проекта


Главным ресурсным обеспечением проекта, прежде всего, являются:

-помещение для занятий

-оборудование: магнитная доска, фланелеграф, столы, стулья, магнитофон, музыкальные записи.

достаточное количество эстетически –оформленного дидактического материала: игр, демонстрационного и раздаточного.


Факторы, способствующие и препятствующие реализации инновационной работ


Способствующие факторы:

-желание и заинтересованность в работе,

-положительный отклик и участие коллег,

-заинтересованность и помощь родителей.

Факторов, препятствующих реализации проекта, на данный момент я не вижу. Единственное, что хотелось бы отметить, что дети с тяжелым нарушением речи требуют больше времени и индивидуальной работы в достижении цели.


Обзор литературы.


Образовательный процесс, в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей большего умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к образовательному процессу, помимо других факторов, зависит от уровня развития мыслительной деятельности ребенка, и навыков коммуникабельности. Поэтому, разрабатывая свою тему, я изучила литературу, чтобы расширить и углубить накопленные знания в этом направлении. Особенности и задачи умственного развития детей с общим недоразвитием речи четко прописаны в книгах: Л. Волковой «Логопедия», и Т. Филичевой и Г. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада». Для успешной работы с детьми по формированию у них элементарных математических представлений, средствами сюжетно-дидактических игр, я ориентируюсь, в первую очередь, на « Программу воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой и коррекционную технологию Н.В.Нищевой «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб, 2000 г. Также использую опыт таких известных авторов, как : З. А. Михайлова и ее книги: «Игровые и занимательные задачи для дошкольников» М. 1990г.; «Математика от трех до семи» СПб «Акцидент» 1997 г.; Е. М. Сербина «Математика для малышей» М.1992г.; О. М. Дьяченко «Чего на свете не бывает» М. 1991г В. В. Волина « Праздник числа» М. 1993г.; М. Е. Карпова «Дидактические игры в начальный период обучения» Ярославль «академия развития» 1997г. Помимо этого, использую статьи на данную тему из журналов: «Дошкольное воспитание»; «Дошкольная педагогика»; «Ребенок в детском саду».


Особенности умственного развития детей с общим недоразвитием речи.


Особенности интеллектуальной и сенсорной сфер являются определяющими при

усвоении детьми математических знаний, при этом очень важно полноценное речевое развитие. Речь включается во все этапы формирования математических понятий и действий: организует, планирует и контролирует практическую деятельность ребенка. При усвоении математических понятий речь ребенка сначала носит характер развернутого комментирования конкретных действий, а затем, по мере формирования математических понятий приобретает абстрактный характер, позволяя выполнять операции на основе только называния числительных, арифметических действий.

Причины трудностей, возникающих при обучении математики у детей с общим недоразвитием речи.

-недостаточное развитие речевых функций, низкий уровень понимания словесных инструкций. бедность словаря и недоразвитие грамматического строя речи.

- своеобразие развития всех психических функций.

Выраженные речевые нарушения негативно влияют на развитие всех психических функций. при этом страдают более всего словесно-логическое мышление, фонетическое восприятие, слуховая память, , отмечается низкая способность к анализу. Также у детей у детей отмечается недостаточное устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, снижена вербальная память при относительно сохранной смысловой памятью, страдает продуктивность запоминания. У них ограничены возможности познавательной деятельности. Обладая, в целом, полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, которые доступны их возрасту, эти дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

- низкий уровень самоорганизации психической деятельности, недоразвитие регулирующей функции речи негативно влияют на формирование волевых процессов у детей с нарушением речи. У них отмечается более низкий уровень произвольного внимания, самоорганизации, несформированность функций планирования и контроля, отмечается неустойчивый интерес к заданиям. Поэтому, первостепенными задачами в логопедических группах являются задачи не только по коррекции речевых навыков, но и по развитию восприятия, произвольного внимания, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.


Основные задачи коррекционно-профилактической работы:


- комплексная ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психического развития детей, изучение их динамики.

- создание необходимых условий для психической и социальной адаптации.

- разработка и содержание коллективных и индивидуальных форм работы по коррекции.

- обогащение познавательной сферы.

- развитие коррекционных и ритмических способностей.

- развитие коммуникативной инициативы и активности.

- построение двигательного режима.

- осуществление коррекции взаимодействия лечебно-логопедических и психо-педагогических служб.


Значение сюжетно-дидактических игр в развитии мыслительной деятельности детей с общим недоразвитием речи.


Сюжетно-дидактические игры – это многогранное явление, в процессе которого происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. В игре ребенок учится управлять собой. Это особенно важно для детей с О. Н. Р. , так как у них часто наблюдается запаздывание созревания высших психических функций и, как следствие, возникают специфические трудности в обучении.Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Игры, проводимые на основе сказочного сюжета, помогают сделать учебный процесс увлекательным и интересным, а положительные эмоции облегчают процесс познания. Приобщение к народному творчеству развивает у ребенка лучшие человеческие качества: доброжелательность, смелость, отзывчивость, находчивость. Воспитывает интерес и уважение к истории и культуре русского народа.


а)Основные функции сюжетно-дидактических игр:

- формирование устойчивого интереса к обучению и снятие напряжения, связанного с этим процессом.

– функция формирования психических новообразований.

- функция формирования учебной деятельности.

- Функция формирования навыков самостоятельной работы.

- функция формирования самоконтроля и самооценки.

- функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

б) Основные виды сюжетно-дидактическтх игр:

- Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, куда следует отправиться. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения.

- Игры-поручения по содержанию проще, а продолжительность – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

- Игры-предложения («что было бы»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

- Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

- Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал определяется темой и содержанием игры Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.

в) Основные условия проведения сюжетно-дидактических игр:

- наличие у педагога определенных знаний и умений, относительно сюжетно-дидактических игр.

- выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать и участвовать в игре.


- необходимость включения педагога в игру. Он является и участником и руководителем игры. Педагог обеспечивает поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывает давления, выполняет второстепенную роль, незаметно для детей направляет игру в нужное русло.

- необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игу необходимо постоянно помнить, что детям даются сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость непринужденность.

- средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, рассматривается не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактической задачи.

-необходимость установления взаимопонимания, доверия и уважения между педагогом и детьми.

- используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

г) Организация сюжетно- дидактических игр.

- Формулировка целей и задач игр,

- Введение сюжета,

- Определение количества играющих,

- Подбор дидактических материалов,

- Создание проблемной ситуации,

- Учет временного фактора,

-Подведение итогов.

- Поощрение детей.

Принципы, учитываемые при построении работы:


-Принцип систематичности:

Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса обучения и коррекции.

-Принцип повторения:

Только при многократных систематических повторениях формируются способности к восприятию, анализу синтезу, развивается память, речь, фонематический слух и др. Для эффективного повторения необходимо сочетание усвоенного с новым , т. к. это вызывает интерес, эмоции, внимание.

- Принцип психологической комфортности: Занятие строится на основе сказочного сюжета, в игровой форме. Это обеспечивает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.


-Принцип заинтересованности: Создание проблемной ситуации на занятии обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, побуждая его выдвигать гипотезы, делать выводы и находить пути решения.

- Принцип доступности: Подбор материала ведется с учетом психологических возможностей детей с общим недоразвитием речи.

- Принцип наглядности: Осуществляется путем практического использования наглядного материала .

-Принцип деятельности:

Новое задание дается детям не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.

-Принцип вариативности:

У детей формируется умение осуществлять собственный выбор.

-Принцип творчества:

На примерах сказочных героев дети приобретают собственный опыт творчнской деятельности.

Специфические принципы:

- Принцип развития:Обуславливает одновременное осуществление в процессе игровой деятельности умственного, нравственно-патриотического, эстетического и сенсорного воспитания.

-Этиопатогенетический принцип:

Объясняет дефференцированное построение занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства. Так при заикании цель – коррекция внимания, тормозных установок, моторных нарушений, призвольного поведения, а при ринолалии – воспитание слухового внимания, дефференцированного ротового и носового дыхания.

-Принцип учета симптоматики:

Определяет физические и психологические возможности людей с речевой патологией

Методические рекомендации

В целях результативности развития мыслительной деятельности детей средствами сюжетно-дидактических игр ,особое внимание уделяется предметно-развивающей среды, которая позволяет организовать в группе активную самостоятельную поисковую деятельность каждого ребенка в повседневной жизни. В первую очередь, это дидактические игры математического содержания, а так же различные лото, домино, игры и конструкторы серии «лего», картинки-головоломки, карточки-схемы, пазлы, лабиринты, ребусы, кроссворды, шарады и др.


В книжном уголке должны находиться , в достаточном количестве и соответственно возрасту детей, книги русских народных сказок с иллюстрациями.

В уголке театрализованной деятельности размещены различные фигурки для фланелеграфа, куклы Би-Ба-Бо, пальчикового театра и др.

На занятиях очень важно обеспечить смену деятельности детей, а так же режим двигательной активности, чтобы исключить утомляемость. Система игровых занятий должна быть интересной детям и хорошо продуманной. Очень важным условием является правильное определение места каждого занятия и действий, происходящих во время занятий. При разработке сюжета следует учитывать то, что сказка, по которой будет проводиться занятие, должна быть хорошо знакома детям, недопустимо нарушать основную идею сказки. Необходимым условием является создание проблемной ситуации, которая необходима для мотивации деятельности и поддержания интереса детей. В занятие могут быть включены не только дидактические игры, но и различные элементы из русского народного фольклера: потешки, считалки, загадки, скороговорки, а так же хароводные и подвижные игры. Обязательно должна быть предусмотрена индивидуальная работа с каждым ребенком, что является гарантией личностно-ориентированного отношения к детям, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и речевого диагноза. Важным условием является система поощрений любого проявления полезной детской инициативы, демонстрация успехов всех детей и каждого в отдельности.


Система методических приемов работы с детьми, имеющими речевые нарушения по развитию у них мыслительных процессов средствами сюжетно-дидактических игр на занятиях по математике.


В своей работе с детьми дошкольного возраста я руководствуюсь типовой программой «Воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой и коррекционной технологией Н.В Нищевой, которая предназначена для работы с детьми, имеющими нарушения речи. Коррекционная технология рекомендует задачи по всем разделам типовой программы, но с учетом особенностей развития психических процессов у таких детей. Так как умственное развитие детей с нарушением речи происходит медленнее, то и задачи носят упрощенный характер и идут с некоторым отставанием. Но подготовка детей к школе не должна быть ниже поставленных задач типовой программой, поэтому чтобы выровнять и подтянуть детей до нужного уровня развития, необходимо максимально заинтересовать их.

Как известно – игра, это самый любимый и основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она помогает облегчить учебный процесс, сделать его увлекательным и постепенным. Чем разнообразнее игры, тем больше информации получает головной мозг, тем интенсивнее происходит интеллектуальное развитие. Но не все игры подходят для детей с общим недоразвитием речи. Очень важно. чтобы играя, малыш учился рассуждать, объясняя, почему он делает именно так. Только в этом случае у детей будет развиваться мышление, речь, обогащаться активный и пассивный словарь формироваться звуковая культура речи. Таким детям необходимо постоянное движение, потому что у многих из них страдает эмоционально-волевая сфера и наблюдается гиперактивность. Большинство современных методик и разработок по математике очень интересны и полезны в развитии мыслительной деятельности детей, но многие из них имеют недостаток: они требуют работу в тетрадях за столами. Поэтому я разработала систему сюжетно-дидактических игр развивающего характера с опорой на устное народное творчество. Занятие строится на основе сказочного сюжета, где дети не сидят за столами, выполняя задания, а постоянно перемещаются по группе в ходе игры. Героями могут быть как сами дети, а также куклы или игрушки, цифры, знаки, геометрические фигуры. Дети дошкольного возраста обладают огромными возможностями развития и способностями познавать, а фольклор помогает детям развивать и реализовывать эти возможности, в том числе и в математике, так как он наиболее понятен и доступен детям.


В каждом возрасте познавательная деятельность имеет особые, отличительные черты. Возраст от 4 до 5 лет носит название «почемучек». В этом возрасте дети способны мысленно представлять то, чего они никогда не видели. Мышление в этом возрасте делает качественный скачек. Если ребенка прежде интересовали отдельные предметы, теперь он начинает интересоваться процессами как упорядоченными системами событий. Поэтому основным способом познания для ребенка этого возраста являются наши рассказы, ответы на его вопросы, а так же наши вопросы к нему. Сказки могут стать нашими помощниками в этом. Есть сказки, сюжет которых построен как, своего рода, матрешка или пирамидка. С разными персонажами происходит одно и тоже, при этом каждый раз в четкой хронологической последовательности перечисляются все предшествующие события. Такие сказки очень важны для детей, так как они развивают и тренируют способность удерживать в памяти и воспроизводить упорядоченный ряд. Это такие сказки, как: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобок», «Лисичка со скалочкой» и д. р. Наряду со сказками, можно использовать и другие виды народного фольклера: потешки, поговорки, скороговорки, загадки, считалки. подвижные игры и т. д. Лучшим средством повышения интереса на занятиях является создание проблемной ситуации, т.к. проблемность - это неотъемлемая черта познания дошкольников. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка к новому и выражается в поиске несоответствий и противоречий, а также собственной постановке вопросов и проблем.

Все занятия построены на основе сказочного сюжетного содержания и имеют определенную структуру:


1. Вводная часть.

Цель:

Привлечь внимание и интерес ребенка к совместной деятельности путем создания проблемной ситуации; настроить на активную работу, помочь сбросить психическое и физическое напряжение.

Содержание:

Например, к детям приходит сказочный герой и просит их о помощи. Или детям рассказывается начало знакомой сказки, и предлагается отправиться туда, чтобы помочь решить какие-то проблемы.


2. Основная часть.

Цель:

Формировать количественные, пространственные и временные представления, знакомить с системой общих математических понятий: величина, форма, размер, цвет.

Выявлять сходства и различия, развивать умение делать простейшие выводы и умозаключения. Воспитывать уверенность в себе, ответственность, чувство взаимовыручки, доброжелательность, смелость, интерес и уважение к народным традициям.

Содержание:


Дидактические игры развивающего характера, соответствующие сюжету занятия:


- « Найди дорогу» Цель: Формировать способность ориентироваться в окружающей остановке, определять направление (направо пойдешь - в лапы к волку попадешь, налево пойдешь – в гости к зайчику придешь : сказка «Колобок»). Определять направление и одновременно упражнять в счете (идите согласно плану: пять шагов прямо, три шага вправо, семь шагов назад, четыре шага влево и т. д.). Закреплять знания о величине ( переправиться через широкую или узкую речку (ручеек), забраться на высокую или низкую гору, выбрать самую короткую или длинную дорогу, спрятаться за самое толстое или тонкое дерево.) Развивать логическое мышление при разгадывании лабиринтов, ребусов, шарад, зашифрованных писем.

- « Составь фигуру». Цель: Формировать умение составлять целое из отдельных частей или геометрических фигур. Учить моделировать геометрические формы, составлять из различных геометрических фигур – целое.

Описание игры: детям нужно составить разбитую ( круг, разделенный на три неравные части) Мишуткину тарелку из сказки «Три медведя»;

составить разрушенный мост из геометрических фигур ( сказка «Гуси-лебеди»;

составить развалившийся домик из сказки «Теремок»);

спасти заколдованную птицу ( игра «Колумбово яйцо») и т. д.


- «Посчитай и разложи» Цель: упражнять в счете и отсчитывании. Формировать представление о равенстве ( неравенстве ) двух групп предметов на основе счета. Учить устанавливать равенство групп предметов отличающихся друг от друга по размеру.


Описание игры: разложить и посчитать посуду в сказке «Петушок золотой гребешок»;

ложки в сказке «Жихарка»;

посуду и мебель в сказке « Три медведя»;

пирожки в сказке « Маша и медведь».


- «Найди (сделай) такую же» Цель: Развивать представления о геометрических фигурах. Учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно-двигательного и зрительного анализа. Формировать представления о том, что фигуры могут быть разных размеров и цветов.

Описание игры: дети, в зависимости от возраста, находят или делают рукавичку, украшенную геометрическими фигурами, согласно образцу, по сказке «Рукавичка»;

сапожок «Сапоги-скороходы»;

ковер Василисы прекрасной из сказки « Царевна лягушка».


- « Подбери ключ» Цель: Закреплять представления об известных геометрических фигурах. Учить сравнивать и сопоставлять форму и размер. Развивать внимание и глазомер.

Описание игры: дети должны подобрать ключ к замку (геометрические фигуры) в сказках « Теремок»; «Царевна лягушка».


- « Исправь ошибки Иванушки-дурачка» Цель: Упражнять в счете, формировать представления о равенстве и неравенстве; учить устанавливать размерные отношения, сравнивать предметы по длине ширине, высоте; развивать умение анализировать форму знакомых предметов; ориентироваться в пространстве и во времени

По сказкам «Сивка-бурка», По щучьему велению», «Конек-горбунок».


- « Заколдованный лес» Цель: Развивать образное мышление, воображение, связную речь, творческие способности. Формировать понятие о симметрии.

Описание игры: каждый участник получает лист бумаги и карандаши. На листе, кроме схематических изображений деревьев, сделаны незаконченные изображения. Дети должны дорисовать все, что не дорисовано, а потом рассказать, что ему удалось

расколдовать. Незаконченные фигурки можно превратить во что угодно: деревья, животных, птиц, бабочки, цветы и т. д.


- «Занимательная рыбалка» Цель: Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета. Учить решать простые примеры на сложение и на вычитание. Формировать умение находить заданное число среди других вариантов ответов.

Описание игры: Детям предложено поймать рыбу магнитными удочками. каждый, кто смог поймать, читает на обратной стороне рыбы пример, решает его и произносит ответ. Волшебная рыба (щука из сказки «Царевна-лягушка» или « По щучьему велению») та, на которой результат равен 7, или любое другое число заданное воспитателем.

- «Почини дырявый ковер (платье, рубашку, фартук и т. д.)» Цель: Закрепить знания геометрических фигур, Учить сравнивать и сопоставлять форму, размер и цвет. Развивать умение объяснять свои действия , связно и понятно излагать свои мысли.

Описание игры: Перед детьми ставится задача: подобрать заплатки в форме геометрических фигур к дырявому ковру-самолету, или к платью лисы.


- « Рассели гномиков в домики» Цель: Формировать понятие о величине. Совершенствовать умение сравнивать два и более предметов. Учить устанавливать размерные отношения между предметами разной длины, ширины, высоты, обозначать словом размерные отношения. Развивать представление детей о геометрических фигурах, учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно-двигательного и зрительного анализа.

Описание игры: Детям предлагается расселить гномиков в домики. Задания могут меняться, например: высокие гномики живут в низком домике, а низкие гномики – в высоком; толстые гномики живут в самом широком домике, а все остальные – в узком; все гномики в красных (или любой другой цвет) колпачках живут в домиках с треугольной крышей, а остальные живут в домиках с прямоугольной крышей и т. д.


- « Аленький цветочек» Цель: Учить соизмерять предметы по двум признакам величины. Закрепить навыки счета в пределах 5. Формировать умение объяснять свой выбор. Развивать внимание, глазомер, связную речь.

Описание игры: Дети должны найти среди обычных цветов – волшебный. У него не тонкий и не толстый стебель, короткие узкие листья, он не самый высокий, у него пять лепестков. (задания могут меняться)


- « Моделирование сказки « Репка» Цель: Формировать умение оперировать с геометрическими фигурами, заменяя героев сказки, на них. Учить различать и называть прямоугольник. Развивать воображение, логическое мышление, связную речь, артистичность.

Описание игры: Детям предлагается поиграть в сказку «Репка», но необычным образом, а заменить героев геометрическими фигурами. Вместо репки взять круг (дети сами выбирают цвета), вместо сказочных героев взять прямоугольники разных размеров и цветов. дети определяют, для какого героя больше всего подходит тот или иной прямоугольник и рассказывают сказку , оперируя геометрическими фигурами.

3 часть. Завершение.

Цель:

Закрепить полученные знания, подвести итоги занятия и дать оценку детской деятельности.

На каждом этапе занятия ставятся конкретные задачи на формирование восприятия, памяти, воображения, мышления и речи, а так же задачи на развитие творческих способностей, и воспитания лучших человеческих качеств: доброжелательности, отзывчивости, смелости, находчивости, доброте и др. Используются наглядные и словесные методы обучения. Обязательным условием проведения занятия считаю индивидуальные подход к детям и соблюдение двигательного режима. Очень важным условием является использование системы поощрений. Поощряются все дети, в том числе и не достигшие пока желаемого результата, но проявившие стремление, активность, и дисциплинированность.

В конце занятия


П р а к т и ч е с к а я

ч а с т ь


Детский сад 153 компенсирующего вида отдела образования

Заволжского района

Средняя группа « Лесовичок»

Тема: « Едем в гости к трем медведям».

Т'упицына А. В.

Тверь 2011 г.

Программное содержание:

Формировать умение детей различать группы предметов, содержащие 2 и 3 предмета на основе сопоставления один к одному. Закрепить навыки порядкового счета в пределах 3. Упражнять в определении основных пространственных направлений. Развивать умение узнавать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник и треугольник. Упражнять в сравнении предметов по величине и цвету. Упражнять в умение составлять предмет из отдельных частей. Развивать мышление, память, речь. Воспитывать выдержку, усидчивость, желание придти на помощь.

Оборудование:

Столы и стулья детские, фланелеграф, магнитофон.

Демонстрационный материал:

Фигурки трех медведей и Машеньки, геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник разных цветов и размеров. Три круга, детали круга синего цвета.

Раздаточный материал:

Детали круга синего цвета, счетные палочки.

Организация детей:

В начале занятия дети находятся возле входа, затем двигаются в центр группы, где стоит фланелеграф и стулья. Для работы с раздаточным материалом садятся за столы. Физкультминутка — на ковре.

Подготовка воспитателя:

"[.Изучение раздела программы по математике в средней группе.

2.Подборка соответствующей литературы.

3. Изготовление демонстрационного и раздаточного материала.

4.Предварительная работа с детьми на занятиях и в повседневной

жизни.

Регламент времени:

  1. часть -

  2. часть — Физминутка (

  3. часть -

Ход занятия:

1 часть. Дети входят в группу и останавливаются у входа. Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Много ли сказок вы знаете? А вот попробуйте отгадать загадку:

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? - Так кто живет в лесной избушке? Дети: « Три медведя»

В: А хотите побывать в гостях у трех медведей? Давайте сядем в поезд и отправимся в путь. Встаньте друг за другом, я буду паровозом, а вы - вагонами. Положие правую руку на плечо, а левой рукой возьмитесь за локоть впереди стоящего человека.

Запомните, чтобы попасть к медведям, надо сначала двигаться прямо, а затем


повернуть направо. Подскажите, где прямо, а где право. Даю сигнал

к отправлению.

( включается музыка)

В: А вот и лес. Только домика трех медведей что-то не видно. Да он

совсем развалился. Как же теперь медведи будут жить? Давайте им

поможем собрать домик. Возьмите каждый одну деталь и скажите

что у вас в руках?

Д: - большой желтый прямоугольник

  • большой красный треугольник

  • маленький синий квадрат и т. д.

В: Давайте построим из этих геометрических фигур домик.

Скажите, какой формы дверь?

Д: Прямоугольной.

В: А что на двери есть?

Д: Замок.

В: А чтоб этот замок открыть, нужно подобрать ключ. Возьмите

счетные палочки и выложите на столе вот такую фигуру .( /\

Дети выкладывают сидя за столами.

В: Молодцы, все справились с заданием, замок открылся, а вот и

медведи. ( выкладываю на фланелеграфе медведей),

2
  1   2   3

Похожие:

Курсовая работа Тема: «Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О. Н. Р. на занятиях по элементарным математическим представлениям средствами сюжетно-дидактических игр» iconВыпускная работа тема: Сюжетно ролевая игра как ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста
Тема: Сюжетно – ролевая игра как ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа Тема: «Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О. Н. Р. на занятиях по элементарным математическим представлениям средствами сюжетно-дидактических игр» iconТема : Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин;составление библиографии
Курсовая работа Тема: «Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О. Н. Р. на занятиях по элементарным математическим представлениям средствами сюжетно-дидактических игр» iconКоррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики
Одной из важнейших проблем детей дошкольного возраста является проблема обеспечения, укрепления и сохранения здоровья
Курсовая работа Тема: «Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О. Н. Р. на занятиях по элементарным математическим представлениям средствами сюжетно-дидактических игр» iconКириллова Людмила Анатольевна формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры бакалавриат
Формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Курсовая работа Тема: «Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О. Н. Р. на занятиях по элементарным математическим представлениям средствами сюжетно-дидактических игр» iconПлан: I. Введение. Грамматический строй родного языка; значение его усвоения для развития ребенка. Обоснование выбора темы
Тема: «Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста»
Курсовая работа Тема: «Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О. Н. Р. на занятиях по элементарным математическим представлениям средствами сюжетно-дидактических игр» iconКурсовая работа тема: Влияние дидактических игр
Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества
Курсовая работа Тема: «Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О. Н. Р. на занятиях по элементарным математическим представлениям средствами сюжетно-дидактических игр» iconКурсовая работа «Дидактические игры в учебном процессе»
Применение дидактических игр на примере обучения математике в начальной школе. 25-38
Курсовая работа Тема: «Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О. Н. Р. на занятиях по элементарным математическим представлениям средствами сюжетно-дидактических игр» iconТематика курсовых работ 2012-2013 уч год Воспитание дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с авторскими рассказами
Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с авторскими рассказами
Курсовая работа Тема: «Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О. Н. Р. на занятиях по элементарным математическим представлениям средствами сюжетно-дидактических игр» iconГорода Тверь курсовая работа дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию психических процессов у детей школьного возраста
Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию психических процессов у детей школьного возраста
Курсовая работа Тема: «Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О. Н. Р. на занятиях по элементарным математическим представлениям средствами сюжетно-дидактических игр» iconПедагогические условия формирования интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры
Теоретические основы проблемы формирования интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница