Пример этноэкологического подхода в обучении




Скачать 10.19 Kb.
НазваниеПример этноэкологического подхода в обучении
Дата04.02.2016
Размер10.19 Kb.
ТипДокументы

Кулясова А.А. Пример этноэкологического подхода в обучении // О-Мега форум: III международный полярный год. СПб: РГТМУ. 2008. с. 195-197.

ПРИМЕР ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ


Кулясова А.А.


Этноэкологический подход в обучении, основанный на соединении экологии и этнической (традиционной, народной) культуры даёт новые возможности для экологизации сознания современного человека. Такой тип сознания является главным фактором, способствующим формированию экологической этики.

Культура общества и культурные установки во многом определяют поведение человека, его взаимоотношения с природной средой. Этническая культура сначала определяет отношения между человеком и природой, а потом уже между людьми. Она встраивает человека, общество в природу конкретной территории. Традиционные, народные культуры содержали в себе набор повседневных и праздничных практик, обеспечивающих поддержание жизни настоящего и будущих поколений, и порождали типы устойчивых сообществ.

Огромный практический и духовный опыт, накопленный традиционными культурами, возможно и необходимо включать в обучение для формирования экологической этики. Происходит изменение представлений, этики и поведения конкретных людей. Соединение в экологическом обучении собственно экологического и этнокультурного компонентов помогает сделать экологически дружественный стиль поведения человека внутренним императивом.

Тема этноэкологии, использования традиционной культуры для экологического образования и просвещения, мало известна. Обычно экологическое образование и образование в области традиционной культуры существуют отдельно. Однако, существует ряд образовательных центров, авторов и коллективов, которые имеют серьёзные теоретические и практические наработки в этом направлении [1].

Базируясь на нашем опыте в этноэкологическом обучении, покажем, как можно применять Этноэкологический подход. В качестве этнокультурного материала нами используется традиционная культура Северо-запада России, которая так же, как и другие традиционные культуры, несёт в себе большой, неиссякаемый потенциал формирования у современного общества экологической этики. Далее будет дано описание экоэтнотропы. Эта форма обучения рассчитана на смешанные группы взрослых и детей.

Основная задача экоэтнотропы - объединить экологические знания и традиционное мировоззрение, показать природные объекты не только как часть природы, но и как часть культуры. Мы стараемся вернуть целостное восприятие и ощущение одухотворённости природы. Нами разработаны две экоэтнотропы для экопоселений Гришине и Большой Камень. Использовались собственные знания и опыт, а также наработки Нижегородского центра [2] и Псковского модельного леса [3]. Приведём пример экоэтнотропы в Гришино [4]. Она протяжённостью 4 км и состоит из десяти объектов и проходит по территории традиционной жизнедеятельности.

Перечислим объекты экоэтнотропы с краткими характеристиками:

  1. Традиционный деревенский дом. Он очень экологичен и соответствует климатическим условиям этого северного края. Такой дом строится в основном из местных материалов (брёвна, тёс и доски, мох для утепления, кровельная дранка). Русская печь универсальна и очень удобна в домашнем обиходе. Далее идёт рассказ о функциональном и символическом значении частей и элементов пространства жилой избы и всего дома.

  2. Деревня и околица. Идёт рассказ об организации традиционного деревенского пространства, показывается деревня в целом и околица. Околица деревни это важная граница, разделяющая мир человека и мир природы, организованное пространство и принадлежащее стихиям пространство. Если внутри деревни хозяином является человек, то за околицей полновластными хозяевами являются духи полей, лугов, лесов, рек, ручьев, отдельно стоящих деревьев, видов растений, камней и т.д. Околица - граница не только для человека и домашней живности, но и существующая незримо преграда. Враждебные человеку существа и силы перейти её не могут.

  3. Поля, луга и хозяйственные постройки. Все это находилось сразу за околицей, и было пространством, примыкающим к территории деревни. Здесь располагается ставшее лугом пахотное поле и старинная рига, а также стожара для вытянутых стогов сена - зародов. Далее рассказывается о том, как использовались поля и луга в этой местности до революции, в колхозное время, как используются сейчас, какие травы растут на поле и как их можно использовать, как относились люди к этим хозяйственным и одновременно природным объектам. Приводятся примеры традиций, связанных с обеспечением плодородия полей. Рассказывается о местных хозяйственных постройках. Например, о риге. Сжатые зерновые складывали в скирды и оставляли на поле, вывозить снопы могли поздней осенью или даже зимой. Поэтому в риге обычно были печи, чтобы сушить снопы перед обмолотом. Рядом с ригой под одной крышей обычно находился овин, в нём молотили зерновые. Это было неотапливаемое, но хорошо проветриваемое помещение. Рига обычно была на одну семью, иногда ею пользовалось несколько семей по очереди. Хозяевами риги считаются рижник, а овина - овинник, они оберегают собранный урожай.

  1. Угодья. Это уже суверенное царство природы, опушка леса. Она является следующей границей, отделяющей пространство поля и луга от пространства леса. Как вы помните, в каждом из них свой хозяин. Если пространство луга и поля близко человеку, окультурено и не воспринимается диким или опасным, то лес является пространством всецело природным, где властвует своевольный дух-хозяин. Далее рассказывается о традиции почитания священных деревьев - сосны, ракиты, берёзы, яблони и т.д. и связанных с ними обрядах.

  2. Родник. Место у родника называлось Кимжа, так называется и родник. Родники издревле считаются священными -родниковой воде приписываются, и не без оснований, целебные свойства. Если родник иссякает, значит, у людей не все ладно, что-то они сделали не то, сила места убывает. И наоборот, если родники начинали бить, то место становится сильнее, и край расцвегёт. От родника спускается вниз быстрый ручей. Здесь начинается сильное понижение, низина ведет на берег реки Важинки. В лесу всё те же породы деревьев, только сосны почти нет. Место сырое и тёмное. Растут характерные для таких мест растения, среди которых много ядовитых, их надо знать и остерегаться.

  3. Лес. От родника выходим на лесную дорогу через сльник-зсленомошник. В лесу человек уже должен вести себя по законам леса. А закон здесь такой — не трогай никого и ничего без необходимости. Традиционное взаимодействие с лесом предполагает потребление его даров в меру, и не больше. Человек может взять столько, сколько ему нужно для жизни - грибов, ягод, трав, деревьев, зверя. Это единый закон для всех, кто пользуется лесом. Лес не любит жадных и глупых. Если начинаешь жадничать, то хозяин леса обязательно припомнит это тебе. Если тронешь лесное существо по глупости - можешь поплатиться. Если же человек понимает и любит лес, то хозяин леса может и наградить его удачей в лесу. Вслух произносить настоящее имя хозяина леса считалось опасным. Далее внимание обращается на лесную дорогу, лесные растения, грибы, лишайники, разные типы леса.

  4. Песчаный карьер. Разработка его закончилась лет 20-30 назад. Здесь хорошо видно, как медленно и с трудом восстанавливается лес там, где человек похозяйничал грубо и не восстановил разрушенное.

  5. Росстань. Так называют перекресток дорог, место расставаний. Такие места считались опасными, там можно было пообщаться с природными духами, заглянуть в другой мир. Издревле здесь проводились магические обряды, инициации, гадания. Часто на росстанях строили часовню или ставили кресты (обетные, заветные), которые показывали, что это место - выход в другое пространство.

  6. Брод через реку. Старинным бродом через реку Важинку заведует, охраняет его хозяин - бродник. Являясь продолжением путей, переправа через реку всегда играла важную роль. На левом берегу Важинки у брода находится старинная деревня (погост) Согиницы и деревянная церковь, построенная в 1696 году. Правый берег зарос ивой и другими кустами. Считалось, что на такой берег выходят русалки во время между Троицей и праздником Ивана Купала (русальная неделя, русалии). Рассказывается о традициях, связанных с водой.

10. Большой Камень. Чтобы попасть к нему, надо совершить большой переход по берегу, где растёт много растений, характерных для заливного луга и живущих на границе воды и суши. По дороге растёт много полезных трав, видны следы деятельности бобров, встречаются ящерицы и змеи. Сам Большой Камень находится на границе суши и воды. Столь приметные природные объекты, находящиеся недалеко от поселений, всегда использовались в обрядовых целях. На Северо-западе России есть много священных почитаемых камней, некоторые носят названия Большой Камень, другие имеют иные собственные имена, некоторые переосмыслены как связанные с чтимыми святыми. Почитание камней пришло из дохристианского времени. Однако и до наших дней к таким камням часто приходят, общаются с ними, просят об исполнении желаний, приносят и оставляют зерно, хлеб, конфеты.

Данный поход-экскурсия по экоэтнологической тропе может занимать от трёх до восьми часов. Это погружение в природу и культуру традиционного неистощительного природопользования даёт возможность почувствовать загадочность, очарование и одухотворенность природы, понять, что человек не является её хозяином, а за свои поступки в природе он отвечает перед ней и её силами непосредственно.


ЛИТЕРАТУРА

1. Этноэкология. Ред. О. А. Захарова. М. ГОУВПО МГУЛ. 2005. 140 с.

2. Доронин Д.Ю. Организация этноэкологической тропы // Этноэкология. Ред. О. Захарова. М. ГОУВПО МГУЛ. 2005. с. 106-116.

3. Загидуллина А.Т., Бубличенко Ю.Н., Бубличенко А.Г., Андреева С.В., Глушковская Н.Б., Кушневская Е.В., Попов Е.С. Экологическая тропа в Псковском модельном лесу. СПб.: WWF. 2008. 72 с. ил.

5. Кулясов И.П., Кулясова А.А. Экоэтнологическая тропа экопоселения Гришино. Гришино. 2007. 36 с. ил.




Похожие:

Пример этноэкологического подхода в обучении iconПроектная деятельность как результат системно- деятельностного подхода в обучении английскому языку

Пример этноэкологического подхода в обучении iconПроект по теме «Реализация дифференцированного подхода в обучении младших школьников»
Анализ психолого-педагогической литературы посвященной дифференциации обучения. ( стр. )
Пример этноэкологического подхода в обучении iconПрименении исследовательского подхода в обучении
В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков»...
Пример этноэкологического подхода в обучении iconИспользование педагогических технологий и личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании
В 2004 году повышала свою квалификацию в Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки...
Пример этноэкологического подхода в обучении iconСодержание 1 Пример оформления структурных элементов
Содержание размещают после титульного листа отчёта (как правило, на стр. 2). Слово «Содержание» рас­полагают посередине страницы...
Пример этноэкологического подхода в обучении icon«Развитие связной речи учащихся с интеллектуальным недоразвитием на основе дифференцированного подхода в обучении»
Использование форм и методов уровневой дифференциации, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные...
Пример этноэкологического подхода в обучении iconМетодические приемы организации деятельностного подхода в обучении на уроках обществознания О. А. Костылева
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение учиться...
Пример этноэкологического подхода в обучении iconИспользование икт как средство повышения эффективности урока в начальной школе
Основными целями использования компьютера на уроке является переход от формирования зунов объяснительно-иллюстрационным методом к...
Пример этноэкологического подхода в обучении iconРеализация принципа дифференцированного подхода в обучении
Дифференцированное обучение на уроках актуальная проблема современной школы. Как известно, дифференцированное обучение это работа...
Пример этноэкологического подхода в обучении iconВ. В. Костюченко учитель изо, мхк > г. Барнаул, мбоу «сош№10»
Кроме того, необходимость разработки комплексного подхода к курсу предметов истории, мировой художественной культуры и изобразительного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница