Скачать 10.19 Kb.
|
Кулясова А.А. Пример этноэкологического подхода в обучении // О-Мега форум: III международный полярный год. СПб: РГТМУ. 2008. с. 195-197. ПРИМЕР ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ Кулясова А.А. Этноэкологический подход в обучении, основанный на соединении экологии и этнической (традиционной, народной) культуры даёт новые возможности для экологизации сознания современного человека. Такой тип сознания является главным фактором, способствующим формированию экологической этики. Культура общества и культурные установки во многом определяют поведение человека, его взаимоотношения с природной средой. Этническая культура сначала определяет отношения между человеком и природой, а потом уже между людьми. Она встраивает человека, общество в природу конкретной территории. Традиционные, народные культуры содержали в себе набор повседневных и праздничных практик, обеспечивающих поддержание жизни настоящего и будущих поколений, и порождали типы устойчивых сообществ. Огромный практический и духовный опыт, накопленный традиционными культурами, возможно и необходимо включать в обучение для формирования экологической этики. Происходит изменение представлений, этики и поведения конкретных людей. Соединение в экологическом обучении собственно экологического и этнокультурного компонентов помогает сделать экологически дружественный стиль поведения человека внутренним императивом. Тема этноэкологии, использования традиционной культуры для экологического образования и просвещения, мало известна. Обычно экологическое образование и образование в области традиционной культуры существуют отдельно. Однако, существует ряд образовательных центров, авторов и коллективов, которые имеют серьёзные теоретические и практические наработки в этом направлении [1]. Базируясь на нашем опыте в этноэкологическом обучении, покажем, как можно применять Этноэкологический подход. В качестве этнокультурного материала нами используется традиционная культура Северо-запада России, которая так же, как и другие традиционные культуры, несёт в себе большой, неиссякаемый потенциал формирования у современного общества экологической этики. Далее будет дано описание экоэтнотропы. Эта форма обучения рассчитана на смешанные группы взрослых и детей. Основная задача экоэтнотропы - объединить экологические знания и традиционное мировоззрение, показать природные объекты не только как часть природы, но и как часть культуры. Мы стараемся вернуть целостное восприятие и ощущение одухотворённости природы. Нами разработаны две экоэтнотропы для экопоселений Гришине и Большой Камень. Использовались собственные знания и опыт, а также наработки Нижегородского центра [2] и Псковского модельного леса [3]. Приведём пример экоэтнотропы в Гришино [4]. Она протяжённостью 4 км и состоит из десяти объектов и проходит по территории традиционной жизнедеятельности. Перечислим объекты экоэтнотропы с краткими характеристиками:
10. Большой Камень. Чтобы попасть к нему, надо совершить большой переход по берегу, где растёт много растений, характерных для заливного луга и живущих на границе воды и суши. По дороге растёт много полезных трав, видны следы деятельности бобров, встречаются ящерицы и змеи. Сам Большой Камень находится на границе суши и воды. Столь приметные природные объекты, находящиеся недалеко от поселений, всегда использовались в обрядовых целях. На Северо-западе России есть много священных почитаемых камней, некоторые носят названия Большой Камень, другие имеют иные собственные имена, некоторые переосмыслены как связанные с чтимыми святыми. Почитание камней пришло из дохристианского времени. Однако и до наших дней к таким камням часто приходят, общаются с ними, просят об исполнении желаний, приносят и оставляют зерно, хлеб, конфеты. Данный поход-экскурсия по экоэтнологической тропе может занимать от трёх до восьми часов. Это погружение в природу и культуру традиционного неистощительного природопользования даёт возможность почувствовать загадочность, очарование и одухотворенность природы, понять, что человек не является её хозяином, а за свои поступки в природе он отвечает перед ней и её силами непосредственно. ЛИТЕРАТУРА 1. Этноэкология. Ред. О. А. Захарова. М. ГОУВПО МГУЛ. 2005. 140 с. 2. Доронин Д.Ю. Организация этноэкологической тропы // Этноэкология. Ред. О. Захарова. М. ГОУВПО МГУЛ. 2005. с. 106-116. 3. Загидуллина А.Т., Бубличенко Ю.Н., Бубличенко А.Г., Андреева С.В., Глушковская Н.Б., Кушневская Е.В., Попов Е.С. Экологическая тропа в Псковском модельном лесу. СПб.: WWF. 2008. 72 с. ил. 5. Кулясов И.П., Кулясова А.А. Экоэтнологическая тропа экопоселения Гришино. Гришино. 2007. 36 с. ил. |
![]() | Проектная деятельность как результат системно- деятельностного подхода в обучении английскому языку | ![]() | Проект по теме «Реализация дифференцированного подхода в обучении младших школьников» Анализ психолого-педагогической литературы посвященной дифференциации обучения. ( стр. ) |
![]() | Применении исследовательского подхода в обучении В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков»... | ![]() | Использование педагогических технологий и личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании В 2004 году повышала свою квалификацию в Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки... |
![]() | Содержание 1 Пример оформления структурных элементов Содержание размещают после титульного листа отчёта (как правило, на стр. 2). Слово «Содержание» располагают посередине страницы... | ![]() | «Развитие связной речи учащихся с интеллектуальным недоразвитием на основе дифференцированного подхода в обучении» Использование форм и методов уровневой дифференциации, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные... |
![]() | Методические приемы организации деятельностного подхода в обучении на уроках обществознания О. А. Костылева Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение учиться... | ![]() | Использование икт как средство повышения эффективности урока в начальной школе Основными целями использования компьютера на уроке является переход от формирования зунов объяснительно-иллюстрационным методом к... |
![]() | Реализация принципа дифференцированного подхода в обучении Дифференцированное обучение на уроках актуальная проблема современной школы. Как известно, дифференцированное обучение это работа... | ![]() | В. В. Костюченко учитель изо, мхк > г. Барнаул, мбоу «сош№10» Кроме того, необходимость разработки комплексного подхода к курсу предметов истории, мировой художественной культуры и изобразительного... |