В обучении детей дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» Учитель-логопед Клочкова Ю. А




Скачать 15.81 Kb.
НазваниеВ обучении детей дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» Учитель-логопед Клочкова Ю. А
Дата04.02.2016
Размер15.81 Kb.
ТипДокументы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МНЕМОТЕХНИКИ

В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ДИАГНОЗОМ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Учитель-логопед

Клочкова Ю.А.


Часть 1 . МНЕМОТЕХНИКА (историческая справка)


Слово «мнемотехника» обозначает – техника запоминания. Оно происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана (см. рубрику «История мнемотехники»).


Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.


МНЕМОТЕХНИКА:

1) то же, что мнемоника;

2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя артистами при помощи специально разработанного кода.

Можно дать и третье определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современную мнемотехнику.


МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п..

Качество запоминания, которое дает мнемотехника, можно сравнить с перемещением по папкам в компьютере. Но, к сожалению, в каждой "мнемонической папочке" может быть записано не так много информации - от одного до нескольких десятков телефонных номеров, например. Запомненные сведения могут быть воспроизведены как в прямом, так и в обратном порядке, а также выборочно, без перебора всей имеющейся в памяти информации.

Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании – процесс запоминания полностью контролируется. Это сохранение запомненных сведений в памяти – то, что вы запомнили, вам больше не придется учить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления.

В книгах по тренировке памяти обычно смешиваются различные направления мнемотехники

В настоящее время выделяются шесть направлений мнемотехники:

- народная мнемотехника;

- классическая мнемотехника;

- педагогическая мнемотехника;

- цирковая (эстрадная) мнемотехника;

- спортивная мнемотехника;

- современная мнемотехника.


НАПРАВЛЕНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ

Народная мнемотехника


К этому виду мнемотехники следует отнести те приемы запоминания, которые так прочно вошли в нашу жизнь, что многие люди их даже не замечают. Это приемы, которые используются детских садах и школах. Каждый человек в течение жизни вырабатывает для себя свою собственную систему запоминания. Мнемотехника существует очень давно, и многие методы и приемы буквально встроены в нашу жизнь, окружают нас со всех сторон.

Посмотрите на монитор своего компьютера. Вы увидите большое количество зрительных образов. Благодаря визуализации информации, даже ребенок, не умеющий читать, знает, что для записи информации на дискету, необходимо «кликнуть» по значку дискеты. Дорожные знаки - это тоже яркий пример внедрения мнемотехники в повседневную жизнь. На больших скоростях человек не способен воспринимать текстовые сообщения. Дорожные знаки же, которые по существу являются символами тех или иных правил, воспринимаются быстро. Обычный алфавит - это то же мнемонический прием. В школе ребенок заучивает соответствие звуков определенным символам - буквам. Когда буквы кодируются в комбинации точек и тире (азбука Морзе) - это также мнемонический метод.

Мозг человека не умеет запоминать числовые сведения, поэтому каждый человек придумывает свои собственные приемы для запоминания телефонных номеров. Как правило, эти приемы у всех примерно одинаковые. Широко распространен прием кодирования по созвучию, используемый для запоминания новых терминов или иностранных слов. Часто неосознанно применяется прием привязки к хорошо знакомой информации, прием поиска закономерностей в элементах запоминаемой информации.


Классическая мнемотехника


Классическая мнемотехника - это первое направление мнемотехники в истории. Говорят, что мнемотехникой пользовались еще в древнем Египте и племена Майя обучали своих детей мнемотехнике - системе внутреннего письма. Однако письменных документов, подтверждающих это у нас нет. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются 86 годом до рождества Христова. Именно эта дата считается в истории мнемотехники датой возникновения классической мнемоники.


Педагогическая мнемотехника


Основателем педагогической мнемотехники можно считать П. Рамуса. В 16 веке в Кембриджском университете в Англии преподавалась как классическая мнемотехника (в лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Так уже получилось, что педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей. И главное, педагогическая мнемотехника не устанавливала таких высоких планок, как это делала классическая мнемотехника. Проще говоря, педагогическая мнемотехника отказалась от прямого использования зрительных образов при запоминании, и чтобы замаскировать падение эффективности запоминания - резко снизила требования к ученикам. Педагогическая мнемотехника не заставляла запоминать хронологические таблицы, поэтому у учеников не было необходимости этого делать. Педагогическая мнемотехника делает акцент на естественное запоминание при многократном повторении изучаемого материала. Это многократное чтение текста; многократное повторение вслух; переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь; перерисовка иллюстраций из учебников. Это организация учебного процесса в виде игры. Это создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала... И многие другие методы.

В 16 веке педагогическая мнемотехника одержала полную победу над классической мнемотехникой. Ее методы до сих пор используются в официальной системе образования. У классической и педагогической мнемотехник есть свои плюсы и свои минусы. Классическая мнемотехника без сомнения на порядок эффективнее педагогической. Однако методы педагогической мнемотехники на порядок проще и понятнее, и доступны большему количеству людей. Логика педагогов предельно проста. Учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление.


Цирковая (эстрадная) мнемотехника


Цирковая мнемотехника использует принципы классической мнемоники. Отличительной особенностью цирковой мнемотехники является тщательная разработка этапа кодирования информации. Информация кодируется там во что угодно: в жесты, слова, мимику лица, интонацию голоса, в порядок слов в предложении... Часто, при демонстрации чудес феноменальной памяти исполнителям вообще ничего не приходится запоминать. Они просто передают друг другу сообщения с помощью кода, известного только им. Можно даже сказать, что главное в цирковой мнемотехнике - не запоминание, а передача информации от ассистента к исполнителю с помощью разных хитростей..


Спортивная мнемотехника


С настоящими профессиональными мнемонистами, которые запоминают честно, вы можете встретиться на соревнованиях по мнемотехнике. Такие соревнования регулярно проводятся, например, в Кембридже, начиная с 1997 года. 

Спортивная мнемотехника имеет свою специфику. Во-первых, каждый участник соревнования, хотя и умеет запоминать широкий спектр информации, как правило, специализируется на запоминании чего-либо одного. Одни устанавливают рекорды в запоминании двоичных чисел, другие являются чемпионами по скоростному запоминанию игральных карт, третьи наловчились запоминать на слух двузначные или трехзначные числа.*


____________________________________________________________________________


*По материалам книги В. А. Козаренко « Учебник мнемотехники.

Система запоминания ДЖОРДАНО»


ЭЛЕМЕНТЫ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ

С ДОШКОЛЬНИКАМИ


Поступление в школу - значимый момент в жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И самое главное - у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

Память лежит в основе способностей ребёнка, является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации.

Методика обучения дошкольников на основе мнемотехники дает возможность одновременно развивать все психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) и интеллект. Позволяет детям освоить различные способы обработки поступающей информации.

Важнейшая задача данной методики – научить ребенка самостоятельно

рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Трудные для восприятия темы можно сделать доступными, интересными, ненавязчивыми и более легкими в понимании.


Приемы работы по мнемотехники


Приемы запоминания систематизированы и унифицированы. Комбинацией ограниченного набора приемов запоминается любая информация. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы (последовательности приемов) и разные техники запоминания.

Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

- кодирование элементов информации в зрительные образы;

- собственно сам процесс запоминания;

- запоминание последовательности информации;

- закрепление информации в мозге.

Приемы запоминания систематизированы по этим четырем этапам.

Вводится понятие ассоциации, как группы образов, в которых закодирована информация.


1) Мнемотаблица – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию.


Общие задачи для мнемотаблиц :

  • Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания).

  • Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, целое; умение систематизировать

  • Развитие логики

  • Развитие образного мышления

  • Умение связно мыслить, составлять рассказы

  • Тренировка памяти

  • Развитие смекалки

  • Содержание информации

  • Воспроизведение графически


Виды мнемотаблиц: 1) Развивающие (тренинг основных психических процессов);

2) Обучающие


Пример работы с развивающими мнемотаблицами:


Детям показывается таблица и расшифровывается закодированная информация. Устанавливаются логические связки, количественные и качественные характеристики. Затем дается время на запоминание таблицы. Таблица убирается и дети воспроизводят ее графически по памяти.

Возможен вариант работы с помощью детей, если проведено ранее занятие по данной теме. Работа может быть как индивидуальная, так и подгрупповая.*


Пример работы с обучающей мнемотаблицой


Принцип работы с обучающей мнемотаблицей несколько иной, поскольку они содержат обучающую информацию, как правило незнакомую детям.

Поэтому в этом случае основную задачу берет на себя педагог, особенно если это первая мнемотаблица в определенном направлении.


Возможные направления работы по обучающим мнемотаблицам:

  • Запоминание материала по лексическим темам

  • Обучение рассказыванию

  • Заучивание стихотворений, пословиц

  • Обучение грамоте (запоминание букв, правил)

  • Коррекция нарушений звукопроизношения, работа по дифференциации звуков.

  • Формирование элементарных математических представлений

  • Природоведение

  • Историческое

  • Информационные (содержащие полезную и нужную детям информацию)


2) «Картинка + слово» (работа с открытками)


Основные цели работы – развитие ассоциаций, памяти, мышления

Пример работы:

Детям показывается открытка и предлагается ассоциация (одна открытка – одна ассоциация ), дается время для запоминания. После предъявления нескольких открыток (рекомендуется начинать с двух) возвращаемся к первой и предлагаем детям вспомнить, что на ней «зашифровано». Данный прием можно использовать для отработки цвета, формы, предметов и цифр.


3) «Трансформация» (работа с пластилином, ковралином и липучкой)


Основные цели работы – развитие воображения, мышления, мелкой

моторики рук и памяти.

Примеры работы:

  • Работа над парными звуками.

Н - р: «К – Г»

Ребенку называются слова, которые начинаются на данные звуки

Гусеница – кольцо Глобус – капля

Груша – колокол Гриб – колобок

Ребенок пытается изобразить из пластилина слова.

  1. Работа по выделению первого звука.

Ребенку называются слова на данный звук, а ребенок изображает слово на ковралине (липучкой) или из пластилина.

Обруч – очки – оладьи – озеро – облако – остров – орден и тд.

Палка – пояс – провод – пружина – паук – платок – пирамидка и тд.

Аналогичная работа может проводиться по выделению последнего звука.


4) Коллажи


Это – учебные пособия, выполняющие следующие задания:

  1. Развитие фотографической памяти.

  2. Расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать.

  3. Обучающая задача, т.к. вмещают различную информацию.

Коллаж – это формат картона или фланелеграф, на которых наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки.

Кажущийся беспорядок наложенных на формат картинок и составляет суть коллажа.

Детям объясняется, что коллаж похож на «салат», когда берут много различных продуктов и соединяют их между собой, получая вкусное блюдо. Поэтому первая и главная задача коллажа соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом, идет отработка сюжетного метода запоминания.

Похожие:

В обучении детей дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» Учитель-логопед Клочкова Ю. А iconКоряушкина Юлия Владимировна учитель-логопед гбс(к)оу №5 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Общее недоразвитие речи у детей изучается давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии
В обучении детей дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» Учитель-логопед Клочкова Ю. А iconФонематического восприятия
За время работы в речевой группе детского сада мне пришлось заниматься с детьми четырех-, пяти-, шести- и семилетнего возраста с...
В обучении детей дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» Учитель-логопед Клочкова Ю. А iconУ детей старшего дошкольного возраста с дизартрией ндоу «Детский сад №140» ОАО «ржд» г. Перми учитель-логопед Кетова Светлана Юрьевна
...
В обучении детей дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» Учитель-логопед Клочкова Ю. А icon«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи»
Тема: «Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие...
В обучении детей дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» Учитель-логопед Клочкова Ю. А iconГ. И. Ялышева, И. Б. Кочетова. Организация благоприятного предметно развивающего пространства для развития одаренности детей дошкольного возраста в группах
Автор: Ялышева Галина Ивановна, гбоу для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего...
В обучении детей дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» Учитель-логопед Клочкова Ю. А iconОсновные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр глава Экспериментальное изучение проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр III уровня
Теоретическое исследование проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр
В обучении детей дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» Учитель-логопед Клочкова Ю. А iconЗначение нетрадиционных методик рисования в формировании личности дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, в условиях детского сада компенсирующего вида
И не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои...
В обучении детей дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» Учитель-логопед Клочкова Ю. А iconМетодическая разработка «Формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста»
I лингвометодические и психолого-педагогические основы формирования норм словоупотребления в речи детей дошкольного возраста
В обучении детей дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» Учитель-логопед Клочкова Ю. А iconРабочая программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей в старшей логопедической группе
Общее недоразвитие речи (онр) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как...
В обучении детей дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» Учитель-логопед Клочкова Ю. А iconКурсовая работа Тема: «Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О. Н. Р. на занятиях по элементарным математическим представлениям средствами сюжетно-дидактических игр»
«Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О. Н. Р. на занятиях по элементарным математическим...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница