Н. А. Левина экспериментальная




Скачать 19.15 Kb.
НазваниеН. А. Левина экспериментальная
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер19.15 Kb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Г.Р. ДЕРЖАВИНА»



Н.А. Левина


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ



Допущено Редакционно-издательским советом ТТУ имени Г.Р. Державина в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 030301 – Психология





Тамбов 2010


УДК 15 (075.8)

ББК 88 я73

Л34

Рекомендовано к печати Редакционно-изда-тельским советом ТГУ имени Г.Р. Державина


Рецензенты:


доктор психологических наук, профессор Е.А. Уваров;

кандидат психологических наук, профессор В.Н. Косырев




Л34

Левина Н.А.

Экспериментальная психология : учеб. пособие / Н.А. Левина ; М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 55 с.





Учебное пособие содержит основной материал лекционного курса по базовым разделам дисциплины «Экспериментальная психология». Цель данного пособия состоит в том, чтобы способствовать активному усвоению студентами теоретических основ экспериментальной психологии, проведения научного исследования в области психологии, приобретению навыков формулирования научной проблемы, выдвижению экспериментальных гипотез, планирования и организации психологического эксперимента, контроля переменных, обеспечения достоверности экспериментальных данных, их обобщения и распространения за пределы экспериментальных условий.

Книга может быть полезна студентам высших учебных заведений, обучающимся по специальности «Педагогика и методика начального образования», а также для студентов-психологов при изучении курса «Экспериментальная психология», в подготовке и проведении научных исследований в ходе выполнения курсовых, дипломных и других видов работ.


УДК 15 (075.8)

ББК 88 я73







© Левина Н.А., 2010

 ГОУВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», 2010



MINISTRY OF EDUCATION AND SCIENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION


STATE EDUCATIONAL INSTITUTION

OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

«TAMBOV STATE UNIVERSITY
named after G.R. DERZHAVIN»



N.А. Levina


EXPERIMENTAL
PSYCHOLOGY



Permitted by the Editorial-Publishing Board of TSU named after G.R. Derzhavin as Course Book for Students Studying the Discipline 030301 – Psychology





Tambov 2010





Recommended for Publishing by the Editorial-Pub-lishing Board of TSU named after G.R. Derzhavin


Reviewers:


Doctor of Psychology, Professor Е.А. Uvarov;

Candidate of Psychology, Professor V.N. Kosyrev






Levina N.А.

Experimental Psychology : Course Book / N.А. Levina ; Ministry of Education and Science of RF, SEIHPE «Tambov State University named after G.R. Derzhavin». Tambov : the Publishing House of TSU named after G.R. Derzhavin, 2010. 55 pp.





Course book contains the basic material of course of lectures on the main parts of the discipline «Experimental psychology». Goal of this course book is to favour the learning theoretical bases of experimental psychology by students; carrying out of research in psychology; acquiring skills of defining the scientific problem, putting forward experimental hypotheses; planning and organization of the psychological experiment, control of variables, securing of the experimental data adequacy, their generalization and spread diffusion outside the experimental conditions.

The book can be useful for students of the Institutes of Higher Education studying the discipline «Pedagogics and methodology of the elementary education», as well as for students-psychologists when studying the course «Experimental psychology», in preparation for and carrying out of the scientific researches during execution of yearly projects, degree works and other types of work.









© Levina N.А., 2010

 SEIHPE «Tambov State University
named after G.R. Derzhavin», 2010



СОДЕРЖАНИЕ





Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

7










Тема 1.

История экспериментальной психологии . . . . . .

9

Тема 2.

Предмет экспериментальной психологии . . . . . .

11

Тема 3.

Понятие о науке. Научное исследование: методологические принципы, структура, этапы, виды

13

Тема 4.

Валидность научного исследования . . . . . . . . . . .

19

Тема 5.

Научная проблема. Гипотезы исследования: виды, типы, содержание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

23

Тема 6.

Общенаучные исследовательские методы . . . . . .

26

Тема 7.

Психологический эксперимент . . . . . . . . . . . . . . .

27

Тема 8.

Психологическое измерение . . . . . . . . . . . . . . . . .

35

Тема 9.

Психологическое тестирование. Тестовые нормы

43

Тема 10.

Результаты исследования: интерпретация, представление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

49

Тема 11.

Этические принципы проведения исследований человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

53













Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

54

CONTENTS





Introduction . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

7










Theme 1.

History of the experimental psychology . . . . . . . . . .

9

Theme 2.

Subject of the experimental psychology . . . . . . . . . .

11

Theme 3.

Notion of science. Scientific research: methodolo-gical principles, structure, stages, types . . . . . . . . . .

13

Theme 4.

Validity of the research study . . . . . . . . . . . . . . . . .

19

Theme 5.

Scientific problem. Hypotheses of study: types, content . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

23

Theme 6.

General scientific research methods . . . . . . . . . . . . .

26

Theme 7.

Psychological experiment . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

27

Theme 8.

Psychological measurement. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

35

Theme 9.

Psychological test. Test norms . . . . . . . . . . . . . . . . . .

43

Theme10

Results of research: interpretation, representation. . .

49

Theme11

Ethical principles of human researches. . . . . . . . . . .

53













Literature . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

54



ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время ведущими исследователями в области экспериментальной психологии изданы учебники и учебные пособия по данной дисциплине, которые предназначены, в первую очередь, для обеспечения учебного процесса студентов-психо-логов. Однако курс «Экспериментальная психология» читается не только студентам, обучающимся по специальности «Психология», но и студентам других специальностей, в частности «Педагогика и методика начального образования».

В связи с этим имеется потребность в таком учебном пособии, содержание которого было бы ориентировано, прежде всего, на студентов непсихологических факультетов.

Предлагаемое пособие является попыткой решения указанной проблемы. Содержание данного учебного пособия построено в соответствии с Государственным и Внутриуниверситетским образовательными стандартами по специальности «Педагогика и методика начального образования».

В процессе освоения курса «Экспериментальная психология» студенты познакомятся с историей данной отрасли психологического знания, научными взглядами и подходами к определению предмета экспериментальной психологии, методологическими принципами, которые являются первоосновой изучения данной дисциплины. Все это будет способствовать формированию научного мышления у студентов. Изучение курса экспериментальной психологии предполагает формирование у студентов не только теоретических знаний, но и практических умений и навыков, необходимых для самостоятельного планирования и осуществления всех этапов психологического исследования, начиная с постановки проблемы и заканчивая анализом и интерпретацией полученных эмпирических данных.

Пособие содержит такие разделы, как «История экспериментальной психологии», «Предмет экспериментальной психологии», «Понятие о науке. Научное исследование», «Валидность исследования», «Научная проблема. Гипотезы исследования», «Общенаучные исследовательские методы», «Психологический эксперимент», «Психологическое измерение», «Психологическое тестирование. Тестовые нормы», «Результаты исследования: интерпретация, представление», «Этические принципы проведения исследований человека».

Тема 1.

ИСТОРИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Психология прошла долгий путь к тому, чтобы стать самостоятельной наукой – от донаучной «житейской» психологии, через формирование и апробирование основных психологических идей в системах философии, к построению психологии как естественной науки.

Столетнее вызревание идеи измеримости психических явлений завершилось в середине XIX в. появлением экспериментальной психологии. Наиболее значимая фигура в этом событии – немецкий ученый Густав Теодор Фехнер (1801–1887). Врач, физик, философ, он достиг значительных результатов во всех этих областях.

В 1860 г. вышла в свет книга Г.Т. Фехнера «Элементы психофизики». Этот главный труд Фехнера по праву считается первым трудом по экспериментальной психологии.

Очень весомый вклад в развитие психологического эксперимента примерно в это же время внес другой немецкий исследователь Герман Гельмгольц (1821–1894).

Следующий период в развитии ЭП связан с именем Вильгельма Вундта (1832–1920). Он также был ученым широких интересов: психолог, физиолог, философ, языковед. Вильгельм Вундт превратил «эмпирическую» доэкспериментальную психологию в экспериментальную психологию. Фехнер раньше Вундта начал исследования, которые заложили основы естественнонаучной психологии, но в лаборатории Вундта была создана первая научная психологическая школа. Ему принадлежит честь организации первой в мире психологической лаборатории (Лейпциг, 1879), реорганизованной позже в институт экспериментальной психологии. Это сопровождалось изданием первого официального документа, оформляющего психологию как самостоятельную дисциплину. Лейпцигская лаборатория стала международным центром экспериментальной психологии. Из ее стен вышли такие выдающиеся исследователи, как ЭКрепелин, О. Кюльпе, С. Холл, М. Кеттелл, Г. Мюнстернберг, Э. Титченер, Ч. Спирмен и др. В созданной В. Вундтом психологической лаборатории прошли подготовку психологи со всего мира, в том числе и из России.

Весомый вклад в экспериментальную психологию внес еще один немецкий ученый – Герман Эббингауз (1850–1909). Главные успехи Эббингаузом были достигнуты в изучении памяти и навыков. Знаменитая «кривая Эббингауза», демонстрирующая динамику процесса забывания, до сих пор в арсенале науки.

В России конца XIX – начала XX в. в экспериментальной психологии наиболее заметная фигура – Г.И. Челпанов (1862–1936). Им была выдвинута концепция «эмпирического параллелизма», восходящая к психофизическому параллелизму Фехнера и Вундта. Главной заслугой Г.И. Челпанова, видимо, следует считать активное внедрение экспериментально-психологических знаний в высшее образование России и интенсивную подготовку психологов-экспериментаторов. С 1909 г. он читает курс «Экспериментальная психология» в Московском университете и на семинарии при Московском психологическом институте. Сочетая в своем курсе лекционные занятия с большим объемом лабораторно-практических работ, он считал, что этот курс должен иметь значение методики экспериментальной психологии и предназначаться для тех, кто предполагает самостоятельно заняться исследованием психических явлений. С тех пор экспериментальная психология в нашей стране стала обязательной учебной дисциплиной в профессиональной подготовке психологов. Опубликованный в 1915 г. учебник Г.И. Челпанова «Введение в экспериментальную психологию» выдержал не одно издание и популярен до сих пор.

С конца XIX в. исследователи начинают проводить психологические опыты с животными. Сначала их проводили в естественных условиях, позже – в лабораторных. Здесь надо назвать имена Дж. Леббока, Л. Моргана, Э. Торндайка. В конечном итоге экспериментальная работа с животными вылилась в новую дисципли-
ну – зоопсихологию, где эксперимент и наблюдение являются ведущими исследовательскими приемами. Данные зоопсихологии становятся материалом для другой дисциплины – сравнительной психологии, большой вклад в развитие которой внес наш соотечественник – психолог и биолог В.А. Вагнер (1849–1934).

  1   2   3   4   5

Похожие:

Н. А. Левина экспериментальная iconПрочность и деформативность железобетонных несущих конструкций при агрессивных воздействиях окружающей среды (Экспериментальная база. Оценка сопротивления на основе математических моделей. Экспериментальное обоснование. Мониторинг эксплуатации)
...
Н. А. Левина экспериментальная iconФедеральная экспериментальная площадка
Победитель конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы
Н. А. Левина экспериментальная iconА. П. Левина фгбоу впо пвгус, г. Тольятти
В классических экономической и социальной теориях рынок труда рассматривается как социально-экономическая система с поэлементным...
Н. А. Левина экспериментальная iconЛитература к курсу «Методы и организация психологического исследования»
Никандров В. В. Экспериментальная психология – Изд. 2-е, дополненное. Спб.: Речь, 2007. – 512 с
Н. А. Левина экспериментальная iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку
Бонк Н. А. Бонк, Наталья Александровна Английский шаг за шагом : Курс для начинающих. В 2 т., Т. 1/ Н. А. Бонк, И. И. левина, И....
Н. А. Левина экспериментальная iconЭкспериментальная работа по выявлению загрязнений, наносимых автотранспортом в городе Зеленодольске, основанная на замерах солей тяжёлых металлов в массе опавших листьев

Н. А. Левина экспериментальная iconМоу «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1» Опытно-экспериментальная работа по теме
«Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно исследовательской деятельности на уроках биологии»
Н. А. Левина экспериментальная iconУровень притязаний 1
Корнель, Гарвард и Стенфорд. До смерти Левина в 1946 г продолжала совместные с ним работы. С 1953 по 1980 г., работала в Университете...
Н. А. Левина экспериментальная iconРабочая программа дисциплины
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях программы по следующим дисциплинам «Общая и экспериментальная физика», «Аналитическая...
Н. А. Левина экспериментальная iconНовгород Факультатив " Экспериментальная физика "
Знания по физике и другим естественным наукам необходимы людям не только для объяснения окружающего мира, но и для использования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница