Ульяновской области




Скачать 31.35 Kb.
НазваниеУльяновской области
Дата04.02.2016
Размер31.35 Kb.
ТипДокументы
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ И ПЛАНИРОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


пл. Ленина,д.1, г.Ульяновск, 432017 тел.: (8422) 41-40-24 E-mail: econom@ulgov.ru

ОКПО 25480722, ОГРН 1047301019776, ИНН/КПП 7325050230/732501001


Заключение

об оценке регулирующего воздействия

проекта постановления Правительства Ульяновской области «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 04.07.2011 №31/305-П»


Министерство экономики и планирования Ульяновской области в соответствии с пунктом 2.2.11 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2007 № 29/478, рассмотрело проект постановления Правительства Ульяновской области «О внесении изменений в постановления Правительства Ульяновской области от 04.07.2011 №31/305-П» (далее – проект акта) и сообщает следующее.

  1. Проблема, на решение которой направлено регулирование. Цель разработки проекта акта.

1.1. Согласно пояснительной записке к проекту акта, изменения в ОЦП «Стимулирование развития жилищного строительства в Ульяновской области в 2011 – 2015 годах» вносятся в связи с включением мероприятий по внесению средств в уставный капитал ОАО «Ульяновская областная корпорация ипотеки и строительства» (далее – ОАО «УОКИС»). Уставный капитал ОАО «УОКИС» планируется увеличить на 60 млн.рублей.

Из них:

- на 30 млн.рублей планируется выдать 100 бюджетникам беспроцентные целевые займы с отсрочкой платежа на 3 года в размере 300 тыс. рублей в соответствии с «Программой предоставления беспроцентных целевых займов на оплату первоначального взноса при получении ипотечных кредитов (займов) отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории Ульяновской области», утверждённой Советом директоров ОАО «УОКИС» 20.11.2012 (далее – Программа);

- на 30 млн. рублей планируется выдать ипотечные кредиты работникам бюджетной сферы на приобретение жилья в рамках постановления Правительства Ульяновской области от 30.03.2011 №12/131-П «О предоставлении социальных выплат на приобретение жилья отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории Ульяновской области».

1.2. Согласно Программе, её участниками могут быть граждане РФ, постоянно проживающие на территории Ульяновской области и работающие не менее одного года на основании трудового договора, заключённого на неопределенный срок, в областном государственном либо муниципальном учреждении и желающие приобрести жильё у застройщика – партнёра ОАО «УОКИС». При этом размер собственных средств должен составлять не менее 10% от стоимости приобретаемого жилья.

Участники Программы могут получить беспроцентный целевой возвратный займ на оплату части первоначального взноса на приобретение жилья с использованием средств ипотечного кредита (займа) в размере от 150 до 300 тыс.рублей. Приобретение жилья – у застройщика – партнёра ОАО «УОКИС».

Возврат займа производится по истечении трёх лет с момента получения займа, равными платежами, ежемесячно, в течение трёх лет.

В случае рождения (а равно усыновления) Заёмщиком ребёнка в период действия договора, сумма займа, подлежащая возврату Займодавцу, уменьшается на 50%.

1.3. По информации, представленной в пояснительной записке к проекту акта, большинство работников бюджетных организаций имеют возможность взять ипотечный кредит, но не имеют накоплений на первоначальный взнос. Цель планируемой программы – обеспечение жильём врачей, учителей, работников культуры и спорта. Отсутствие возможности бюджетников приобрести жильё создаёт социальную напряжённость в обществе.

Таким образом, логично предположить, что проблема, на решение которой направлено регулирование, состоит в необеспеченности жильём работников бюджетной сферы и невозможности разрешения сложившейся ситуации путём оформления ипотечного кредита в связи с отсутствием средств для первоначального взноса. Однако согласно Программе размер собственных средств работников бюджетных организаций должен составлять не менее 10% от стоимости приобретаемого жилья, что не решает проблему, связанную с отсутствием накоплений на первоначальный взнос.

Разработчиком проекта акта не обоснованы актуальность и востребованность реализации данной Программы (в том числе за счёт средств областного бюджета Ульяновской области); нет анализа причин возникновения проблемы в сфере государственного регулирования; не отмечено, существует ли данная проблема для всей социальной группы бюджетников, или же для определённого процента (круга) её представителей; не указаны целевые индикаторы и прогнозный социально - экономический эффект, которые предполагается достичь при условии применения данного вида поддержки.

1.4. Разработчиком акта не представлен анализ различных вариантов решения проблемы (в том числе анализ сохранения ситуации «статус – кво»).

  1. Содержание и область правового регулирования. Основные группы участников общественных отношений, интересы которых могут быть затронуты в результате принятия законопроекта

Основными участниками общественных отношений, интересы которых будут затронуты в результате принятия проекта акта, являются работники государственных либо муниципальных бюджетных учреждений.

3. Оценка целесообразности государственного вмешательства. Выявление альтернатив достижения поставленной цели

3.1. Сохранение «статус – кво».

3.1.1. По информации, представленной разработчиком, на территории Ульяновской области (по состоянию на 01.01.2013) 98315 работников областных и муниципальных учреждений. Большинство из них имеют возможность взять ипотечный кредит, но не имеют накоплений на первоначальный взнос.

Исходя из данных, содержащихся в пояснительной записке, не представляется возможным определить процент работников бюджетных учреждений, не имеющих накоплений на первоначальный взнос, т.е. ту группу адресатов, на решение проблемы которых направлено регулирование.

Согласно статистическим данным, среднемесячная заработная плата работников бюджетных учреждений не достигает среднеобластного уровня, за исключением по виду экономической деятельности «научные исследования и разработки».



Среднемесячная начисленная заработная плата работников по отдельным видам экономической деятельности по Ульяновской области




























рублей

 

Всего по области

**)

Образование*

Деятельность в области здравоохранения*

Деятельность в области культуры и искусства *)

Научные исследования и разработки*)

В % к среднемесячной заработной плате в целом по области

Образова-ние

деятельность в области здравоохра-нения

деятельность в области культуры

научные исследования и разработки

январь-октябрь 2012 года

16622,7

12331,0

13936,9

9469,9

29936,1

74,2

83,8

57,0

180,1

январь-ноябрь 2012 года

16722,5

12487,7

14048,3

9499,4

30315,8

74,7

84,0

56,8

181,3

январь - декабрь 2012 года

17182,8

13009,8

14218,2

9716,2

31444,4

75,7

82,7

56,5

183,0

январь 2013 года

16833,1

13888,0

14674,0

10441,7

27421,0

82,5

87,2

62,0

162,9




*) без субъектов малого предпринимательства













**) - по всем видам экономической деятельности по полному кругу организаций области


Учитывая сложившуюся ситуацию, государственная поддержка работников бюджетной сферы вполне обоснована: необходимо создавать условия для повышения доступности жилья для отдельных категорий граждан, в том числе среди работников бюджетной сферы. Отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья и низкий уровень доходов имеет негативное воздействие и на кадровое обеспечение бюджетных учреждений.

Кроме того, исходя из отраслевой дифференциации заработной платы работников бюджетных учреждений, целесообразно выделить сегментированные группы нуждающихся работников и определить меры господдержки, исходя из параметров таких групп.

На текущий момент на территории Ульяновской области уже действует постановление Правительства Ульяновской области от 30.03.2011 №12/131-П «О предоставлении социальных выплат на приобретение жилья отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории Ульяновской области» в рамках которого работники областных государственных учреждений Ульяновской области по основному месту работы, постоянно проживающие на территории Ульяновской области, имеют право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, приобретаемого с привлечением средств ипотечных кредитов (займов). Социальная выплата предоставляется в форме оплаты части первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) в размере 50 процентов от суммы первоначального взноса (но не должна превышать 150 тысяч рублей).

3.1.2. В рамках постановления Правительства Ульяновской области от 30.03.2011 №12/131-П «О предоставлении социальных выплат на приобретение жилья отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории Ульяновской области» работники бюджетной сферы могут оформить ипотечные кредиты с любой кредитной организацией. Фактически ОАО «УОКИС» выполняет функции по выдаче ипотечных кредитов (займов) аналогичные функциям банков. Для исполнения функции по выдаче кредитов (займов) необходимо увеличение уставного капитала ОАО «УОКИС» в размере 30 млн. за счёт бюджетных средств.

Оценить эффективность деятельности ОАО «УОКИС» по ипотечному кредитованию (предоставление займов населению на покупку жилья) за 2009 год, 2010 год, 2011 год и 2012 год не представляется возможным, поскольку ответы на запрос Министерства экономики Ульяновской области о полученных прибылях и убытках по данному виду деятельности организацией не были представлены.

В общем объёме предоставленных ипотечных кредитов (займов) заёмщикам Ульяновской области – физическим лицам доля ОАО «УОКИС» за 2011 год составляет 1,8%, за 2012 год – 0,9%.

Исходя из информации ОАО «УОКИС» по объёму выданных ипотечных займов (кредитов) и объёму задолженности по ипотечным займам, имеет место ситуация, что организации необходим поиск источников финансирования выдачи ипотечных кредитов, поскольку прибыль от объёмов досрочного погашения кредитов является достаточно маленькой величиной по сравнению с образовавшейся задолженностью.


Год

2009

2010

2011

2012

Объём предоставленных ипотечных займов (кредитов), тыс. руб.

71703

127848

117306

81795

Объём задолженности по ипотечным займам (кредитам), тыс. руб.

57558

92221

117833

162556

Объём досрочно погашенных заёмщиками ипотечных жилищных займов (кредитов), тыс. руб.

1600

1535

5907

19610

Объём досрочно погашенных заёмщиками ипотечных жилищных займов (кредитов), в % от объёма задолженности.

2,8

1,7

5,0

12,1


Согласно данным по количеству работников бюджетной сферы, получивших соцвыплаты и оформивших договор с ОАО «УОКИС», в 2011 году договор с организацией оформили 72,7% от общего количества работников бюджетных учреждений, получивших соцвыплаты, в 2012 году – 25,9%.






2011

2012

Количество работников бюджетной сферы, воспользовавшихся социальными выплатами на приобретение жилья

66

112

Количество работников бюджетной сферы, получивших соцвыплаты и оформивших договор с ОАО «УОКИС», чел., %

48

(72,7%)

29

(25,9%)


Таким образом, имеет место заменяемость кредитных продуктов.

В июле 2012 года в целях стимулирования жилищного строительства в Ульяновской области, развития системы ипотечного кредитования и создания условий для повышения доступности приобретения объектов недвижимости для отдельных категорий граждан между Правительством Ульяновской области и ОАО «Сбербанк России» было заключено соглашение о взаимодействии по реализации постановления Правительства Ульяновской области от 30.03.2011 №12/131-П «О предоставлении социальных выплат на приобретение жилья отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории Ульяновской области» (далее – Соглашение).

Согласно данному Соглашению для работников бюджетных организаций устанавливается льготная процентная ставка за пользование кредитными средствами:

Срок кредита

Первоначальный взнос

Физические лица – участники зарплатного проекта

до 10 лет

от 10 до 30%

11,05%




от 30 до 50%

10,15%




от 50%

9,5%

от 10 до 20 лет

от 10 до 30%

11,25%




от 30 до 50%

10,4%




от 50%

9,6%

от 20 до 30 лет

от 10 до 30%

11,5%




от 30 до 50%

10,6%




от 50%

9,8%


В Приложении №1 представлены программы ипотечного кредитования некоторых кредитных организаций. Выбор банков произведён, исходя из наличия доступной информации о программных продуктах ипотечного кредитования, рейтинга банков, размеров первоначального взноса. Данные сгруппированы согласно информации в СМИ, а также консультаций со специалистами банков.

Таким образом, потребителям – работникам бюджетных организаций - представляется достаточно широкий выбор программ ипотечного кредитования, которые в каждом случае будут подбираться индивидуально, учитывая множество факторов, сопутствующих проведению сделок по ипотечному кредитованию, возможности и пожелания клиентов.

3.2. Выявление альтернатив достижения поставленных целей и оценка целесообразности государственного вмешательства

1) Увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы.

По мнению разработчика акта, данная мера неэффективна, так как не решает проблемы. 60 млн. рублей: 98315 бюджетников = 61 рубль на каждого бюджетника. Такая мера поддержки бюджетников не поможет им накопить средств на первоначальный взнос.

Однако, согласно данным статистики, средняя заработная плата работников бюджетных организаций имеет различную величину в зависимости от профессиональных групп. Так, например, среднемесячная заработная плата работников в сфере научных исследований и разработок за 2012 год составила 31444 рубля, за январь 2013 года составила 27421 рубль; среднемесячная заработная плата работников в области культуры и искусства за 2012 год составила 9716 рублей, за январь 2013 года составила 10441 рубль.

По данным Министерства труда и социального развития Ульяновской области среднемесячная заработная плата работников учреждений социального обслуживания населения в 2012 году составила 8633 рубля (50,5% уровня среднемесячной заработной платы по экономике Ульяновской области), что является самым низким показателем по сравнению с другими отраслями социальной сферы в Ульяновской области.

Таким образом, при рассмотрении варианта об увеличении заработной платы работников бюджетных организаций некорректно использовать указанную схему (поделить определённую сумму бюджетных средств на общее количество работников), необходимо доводить уровень заработной платы в определённых сферах (как, например, социальное обслуживание населения, культура) до среднеобластного уровня.

В целях реализации мероприятий по выравниванию уровня заработной платы работников бюджетных учреждений 28 февраля 2013 года постановлением Правительства Ульяновской области №64-П утверждена «дорожная карта» по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ульяновской области (2013-2018 годы), предусматривающая мероприятия по совершенствованию системы оплаты работников бюджетных организаций в сфере социального обслуживания населения Ульяновской области и постепенного повышения к 2018 году средней заработной платы работников указанной сферы до 100% от средней заработной платы по экономике области.

2) Предоставление бюджетникам беспроцентных целевых займов с отсрочкой платежа на 3 года в размере до 300 тыс. рублей в соответствии с Программой.

Рассмотрим выгоды и издержки Программы с точки зрения воздействия на целевые группы регулирования.


Целевая группа

Выгоды

Издержки, риски

Работники бюджетной сферы

Возможность получить беспроцентный целевой займ на оплату части первоначального взноса на приобретение жилья в размере от 150 до 300 тыс.рублей.


В случае рождения (усыновления) ребёнка в период действия договора сумма займа уменьшается на 50%. При рождении (усыновлении) второго – ещё на 50%.


Ипотечный займ должен быть привлечён в ОАО «УОКИС» (индивидуальный подход, сравнительно низкие процентные ставки).

Размер собственных средств должен составлять не менее 10% от стоимости приобретаемого жилья (не доступна для работников, не имеющих накопления).


Приобретение жилья возможно только у застройщика – партнёра ОАО «УОКИС», что лишает претендента выбрать жильё по наиболее подходящим для него условиям (цена, месторасположение).


Ипотечный займ должен быть привлечён в ОАО «УОКИС» (отсутствие выбора ипотечных программ среди других кредитных учреждений).


Отсутствие условий и критериев отбора работников бюджетных организаций для участия в Программе.


При условии покупки жилья на первичном рынке возникают дополнительные затраты на ремонт квартиры и затраты по съёму жилья.


Государство

Обеспечение жильём 100 работников бюджетных организаций.

Закрепление кадров в организации.


Повышение рождаемости.


Затраты областного бюджета Ульяновской области в размере 30 млн. руб.


Риск невозврата бюджетных средств.


Стимулирование рождаемости в условиях кредитного обременения.


Рассчитаем примерную стоимость платежей по ипотечному кредиту, исходя из программных продуктов организаций; информации, размещённой на сайтах кредитных организаций, телефонных переговоров с сотрудниками кредитных организаций.

1) Допустим, работник бюджетной организации покупает однокомнатную квартиру стоимостью 1400 тыс. руб.

Цена определена, исходя из рыночной стоимости однокомнатной квартиры в строящемся доме и цен на недвижимость вторичного рынка жилья, близких к минимальным.

2) Срок кредитования – 15 лет.

По информации, представленной ОАО «УОКИС», средневзвешенный срок кредитования 182 месяца.

3) Использованы ипотечные калькуляторы расчёта платежей для оценки затрат на приобретение квартиры в кредит, находящиеся на сайтах организаций.

4) Результат отражает далеко не все суммы расходов (такие как затраты по ежемесячному страхованию, ведению ссудного счета и другие).


ОАО «УОКИС»

1) Процентная ставка 13% (по информации, полученной от сотрудников отдела ипотечного кредитования ОАО «УОКИС»), первоначальный взнос 10% - 140 тыс. руб., сумма займа – 280 тыс.руб.

При условии получения ипотечного кредита в размере 980 тыс. руб., размер ежемесячных аннуитетных платежей составит 12444 руб.

По условиям Программы возврат займа производится по истечении трёх лет с момента получения займа, равными платежами, ежемесячно, в течение трёх лет.

Таким образом, ежемесячный платёж по возврату займа в размере 280 тыс. рублей составит 7778 рублей (280000/36 мес.).


Итого, по истечении 3-х лет с момента получения займа в течение последующих 3-х лет совокупный платёж работника бюджетной сферы составит 20222 рубля в месяц, что на 45% выше уровня средней заработной платы работников в сферах образования и здравоохранения, на 95% выше уровня средней заработной платы работников в сфере культуры и искусства, на 134% выше уровня средней заработной платы в сфере социального обслуживания населения.

Данная схема будет весьма обременительна для работников бюджетной сферы в период возврата займа.


2) Процентная ставка 13%, соцвыплата – 150 тыс.руб. первоначальный взнос 30% - 420 тыс. руб. (соцвыплата+270 тыс.руб. собственных средств).

При условии получения ипотечного кредита в размере 980 тыс. руб., размер ежемесячных аннуитетных платежей составит 12444 руб.


Сбербанк России

Процентная ставка 10,4%, соцвыплата – 150 тыс.руб. первоначальный взнос 30% - 420 тыс. руб. (соцвыплата+270 тыс.руб. собственных средств).

При условии получения ипотечного кредита в размере 980 тыс. руб., размер ежемесячных аннуитетных платежей составит 10822 руб.


Вариант с наименьшим размером ежемесячных аннуитетных платежей.


Банк «Солидарность»

Процентная ставка 14,5% (информация на сайте), первоначальный взнос 10% - 140 тыс. руб. При условии получения ипотечного кредита в размере 1260 тыс. руб.:

- размер ежемесячных аннуитетных платежей составит 17259 руб.;

- размер платежей при дифференцированных платежах составит: в первый год составит от 22500 руб. до 21500 руб., во второй год – от 22000 до 20500 руб., в третий год – от 21000 до 19500 руб., в каждый последующий год – снижение ежемесячного платежа на 1 тыс./500 руб., к последним годам срока выплаты ежемесячная сумма достигнет 8-7 тыс.руб.


Вариант с возможностью выбора схем выплат: при выборе схемы с дифференцированными платежами размер платежей постепенно уменьшается к концу срока выплаты. Схема позволяет экономить на общей сумме переплаты.

Схема обременительна, если сбережений или заработка не достаточно для того, чтобы платить большие суммы в начальные месяцы (или годы) пользования кредитом.




5. Выводы о возможных последствиях принятия проекта акта.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо выделить следующие основные моменты:

- разработчиком проекта акта не обоснованы актуальность и востребованность реализации данной Программы, в том числе за счёт средств областного бюджета Ульяновской области, не указаны целевые индикаторы и прогнозный социально - экономический эффект, которые предполагается достичь при условии применения данного вида поддержки;

- отсутствует аналитическая информация разработчика акта о количестве работников бюджетных организаций, для которых данная Программа будет актуальна (полагаем, что условия Программы будут весьма обременительны для работников бюджетных учреждений и комплексно не решат заявленную проблему);

- условия Программы не решают проблему, заявленную разработчиком проекта акта, связанную с отсутствием накоплений на первоначальный взнос.


- на территории Ульяновской области уже предусмотрены меры господдержки работников бюджетных учреждений путём предоставления единовременной безвозвратной социальной выплаты на приобретение жилья, приобретаемого с привлечением средств ипотечных кредитов (займов); ипотечный кредит может быть привлечён в любой кредитной организации по желанию работника;

- оценить эффективность деятельности ОАО «УОКИС» по ипотечному кредитованию (предоставление займов населению на покупку жилья) за 2009 год, 2010 год, 2011 год и 2012 год не представляется возможным, поскольку не предоставлены ответы на запрос Министерства экономики Ульяновской области о полученных прибылях и убытках по данному виду деятельности организации.

По итогам оценки регулирующего воздействия проекта акта считаем, что наличие проблемы и целесообразность её решения с помощью данного способа регулирования не обоснованы. Проект акта содержит положения, способствующие возникновению необоснованных расходов консолидированного бюджета Ульяновской области.


6. Сведения о публичных консультациях по проекту акта.

В рамках публичных консультаций проект акта и перечень вопросов по проекту акта были размещены на официальном сайте Министерства экономики Ульяновской области, а также направлены в Торгово-промышленную палату Ульяновской области, Региональное объединение работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Ульяновской области», Ульяновское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Ульяновское областное региональное отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».


Исполняющий обязанности Министра В.В. Павлов


М.Г. Светуньков

Э.В.Круглова

24-16-44

Похожие:

Ульяновской области iconПостановление от 21 марта 2011 г. N 115-п о порядке разработки и реализации областных целевых программ на территории ульяновской области (в ред. Постановления Правительства Ульяновской области от 27. 06. 2011 n 286-П)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Ульяновской области постановляет
Ульяновской области iconЗаключение об оценке регулирующего воздействия проекта Закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области»*
Т 18. 12. 2007 №29/478, рассмотрело проект Закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании...
Ульяновской области iconО внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 19. 01. 2011 №11-П
Внести в постановление Правительства Ульяновской области от 19. 01. 2011 №11-п «о программе поддержки занятости населения Ульяновской...
Ульяновской области iconОтчёт об основной деятельности департамента государственного регулирования Министерства Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной
Реализация государственной политики в области развития на территории Ульяновской области электронного правительства
Ульяновской области iconПравительство ульяновской области распоряжение
Основные направления деятельности Правительства Ульяновской области на период до 2018 года
Ульяновской области iconПредседателя Правительства Ульяновской области Т. В. Девяткиной за 2012 год в Общественной Палате Ульяновской области

Ульяновской области iconЗал заседаний Правительства, 4 этаж
Коллегии при Министерстве информационных технологий Ульяновской области по развитию информационного общества на территории Ульяновской...
Ульяновской области iconСписок участников совещания на тему «Реализация совместных проектов с Компанией «эр-телеком» Дата проведения
Опенышева Светлана Владимировна – заместитель Председателя Правительства Ульяновской области – Министр информационных технологий...
Ульяновской области iconДокла д сергея Ивановича Морозова, Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за 2011 год и их планируемых значениях на 3-летний период
В течение 2011 года экономика Ульяновской области развивалась весьма динамичными темпами, сопоставимыми со средними по России. Рост...
Ульяновской области icon«Об утверждении Программы управления государственной собственностью Ульяновской области на 2013 год»
Предполагаемый размер доходов от передачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Ульяновской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница