Программа работы с одарёнными детьми в моу «сош №6»




Скачать 32.87 Kb.
НазваниеПрограмма работы с одарёнными детьми в моу «сош №6»
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер32.87 Kb.
ТипПрограмма
  1   2
Программа работы с одарёнными детьми в МОУ «СОШ №6» г. Краснокамска


Отечественная система образования обновляется на основе гуманистических принципов. Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Смена приоритетов образования связана с глубоким кризисом общества, с процессами глобализации и интеграции, происходящими в мире. Реформа образования в России приняла необратимый характер, а государственная политика в области образования характеризуется как гуманная, направленная на приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

Концепция работы с одаренными детьми.


Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:

- дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

- дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);

- дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие;


Общие особенности одаренных детей:

Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам:

- высокие умственные возможности;

- способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;

- потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;

- способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;

- обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.

Одна из основных стратегий обучения одарённых детей – стратегия обогащения обучения. Стратегия обогащения включает несколько направлений:

- расширение кругозора;

- освоение знаний об окружающем мире;

- самопознание;

- углубление в предметы;

- освоение метазнаний (знаний о знаниях).

При обучении одаренных детей можно выделить три взаимосвязанные проблемы:

1.

1. Развитие личности одаренных детей – это изменение в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах ребенка. Развитие учебной деятельности способствует развитию субъектности ребенка, способности быть автором, активным созидателем жизни. Уметь ставить цель. Искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него. Относиться к своим способностям как к ресурсам. Стремиться их максимально использовать и выйти за их пределы. Развитие личности всегда связано с появлением психических новообразований. Этот процесс происходит через адаптацию и освоение социокультурных норм. Через развитие умения учиться.

2. Содержание образования – культурологический подход к определению СО определяет его через понятие культуры. СО включает систему знаний, умений и навыков, а также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, к другому, к труду. СО является основой для развития ценностей и смыслов, основой для развития его нравственной позиции и духовности. Поэтому, углубленного и интенсивно раннего освоения предметной области ОУ недостаточно, необходимо включение деятельности в живой процесс эволюции предметного содержания «Диалог в культуре».

3. Поиск наиболее эффективных форм занятий – индивидуальных занятий. Научно-исследовательской деятельности. Совместной творческой деятельности. Нельзя недооценивать роль совместной деятельности в работе с ОУ, т.к. от сформированности коммуникативных умений ОУ зависит их дальнейшая социальная адаптация.


Остановимся на требованиях к учителю, работающему с одаренными детьми:

- Позитивная Я-концепция.

- Целеустремленность и настойчивость.

- Зрелость.

- Эмоциональная стабильность.

- Доброжелательность.

- Эмпатийность.

- Рефлексивность.

- Широкий кругозор.

- Активность.

- Гибкость ума.

- Креативность.

- Стрессоустойчивость.

- Хорошее здоровье.

- Иметь специальную подготовку для работы с одаренными детьми.

- Уметь индивидуализировать обучение:

уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования учащихся и самостоятельно проводить психологические исследования;

уметь модифицировать учебные программы;

уметь разрабатывать индивидуальные образовательные стратегии в изучении тем;

использовать активные формы и методы обучения;

уметь организовать консультирование учащихся;

умение организовать учебное сотрудничество;

Таким образом, в педагогической науке и практике обучения одаренных детей накоплен определенный опыт организации процесса обучения и воспитания умственно-одаренных детей.

2.

Настоящая концепция предполагает следующие основные требования к организации образовательной среды:

1. Целенаправленное формирование положительной мотивации к творческой деятельности.

2. Совместная творческая деятельность учащегося и педагога как основа формирования творческого поведения.

3. Создание атмосферы доброжелательной критики, атмосферы сомнения по отношению к общепринятым и реально предлагаемым предположениям, допущениям, идеям.

4. Формирование адекватной самооценки одаренных учащихся, приобретение опыта побед и поражений, неизбежных в творчестве.

5. Содействие развитию умений находить, формулировать и переопределять проблемы, искать ошибки в своих размышлениях.

6. Поощрение терпимости к неопределенности на отдельных этапах решения проблем, умения обсудить ее со «значимыми другими», продолжить поиск новых методов и путей решения.

7. Создание творчески ориентирующей среды, включающее:

-разрешение учащимся делать ошибки (терпимость учителей и учеников к иному, альтернативному мнению);

-поощрение разумного поиска (стимулирование рискованных интеллектуальных идей и решений даже в том случае, если они не дали результатов);

-включение в программу деятельности таких заданий, с помощью которых ученики могли бы продемонстрировать и развить свой творческий потенциал;

-поощрение и вознаграждение творческих идей и результатов исследовательской, поисковой деятельности;

-стимулирование дальнейшего развития (поощрение интеллектуального поиска даже после того, как творческая идея найдена).


Условия успешной работы с одаренными учащимися:

  1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

  3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОУ.


Формы работы с одаренными учащимися:


объединения дополнительного образования;

групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

факультативы;

кружки по интересам;

конкурсы и конференции;

интеллектуальный марафон;

участие в олимпиадах;

спецкурсы;

работа по индивидуальным планам.


3.


Программа работы с одаренными детьми в школе №6


Цель программы:


Создать систему деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.


Основные задачи:


Задачи развития:

- развитие личности одаренных учащихся;

- развитие позитивной Я-концепции;

- развитие творческой самостоятельности;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие рефлексивных умений.


Педагогические задачи:

- создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

- реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения.

- формирование системности в знаниях по разным предметам;

- повышение качества обучения;

- совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы,

самообразование;

- осуществление мероприятий по социальной адаптации одаренных учеников.

- внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

- установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами.

 -   создание банка данных «Одаренные дети», включающего информацию об образовательных  учреждениях и педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе.


Принципы организации педагогического процесса:


Принцип гуманизации – заключается в ориентации учебно-воспитательного процесса на личность ученика, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания. Ученик находится в центре образовательного процессса.

Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий учащихся: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Индивидуализация ОУ заключается в психолого-педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания.


4.

Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие учеников. Для обучения ОУ применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля.

Принцип гуманитаризации – заключается в преобладании наук, связанных с изучением общества, культуры, истории народа в учебных планах. В общеобразовательный блок классов включены такие предметы, как краеведение, экология. Кроме того, этот принцип реализуется через мероприятия внеклассной работы.

принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.


Направления реализации программы:


1. Профессиональный педагогический отбор одаренных детей:

- социально-педагогическое изучение учащихся школы;

- отбор одаренных детей;

- медицинское обследование ОУ;

- беседы с родителями ОУ.

- Усилить приток одаренных детей из окрестных детских садов.

2. Педагогическое сопровождение ОД

- Разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из ОД;

- Оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети».

- Организация психолого-педагогического семинара для учителей.

- Организация системы тренингов, способствующих творческому росту учителей и ОУ.

- Организация мониторинга развития ОУ.

3. Организация работы с ОУ в рамках учебного процесса.

- Выбор педагогов для работы с ОУ.

- Формирование учебных групп из ОУ (с разной целевой направленностью).

- Разработка программ индивидуальной работы с ОУ.

- Разработка индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам.

- Предоставление ОУ свободы в выборе форм итогового контроля с предпочтением защит творческих работ.

4. Организация работы с ОУ во внеурочной деятельности.

Предпрофильная подготовка предполагает разработку предметно-внекласссных комплексов. Каждый комплекс соответствует конкретной предметной области. Он может включать:

- Организацию кружковой работы; РТВ по системе ТРИЗ.

- Организацию спецкурсов по выбору.

- Организацию олимпиад по учебным предметам.

- Организацию проектной деятельности.

- Организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д.

- Организацию ученических научных конференций.

- Организацию предметных выставок.

- Организацию вечеров и праздников.

- Создание спортивного центра.

- Организацию конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.

- Образовательные туристические поездки.

- Организация предметных декад. 5.

- Проведение летних профильных практик.

5. Материально-техническое и информационное обеспечение.

- Обеспечение соответствия учебных аудиторий нормам СЭС.

- Укомплектованность библиотеки учебниками. Периодическими изданиями. Методической, научной, и художественной литературой.

- Подключение школы к сети INTERNET.

- Обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, материалами.

6. Взаимодействие с организациями.

- С Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования.

- С методическим центром учителей.

- С центральной детской библиотекой.

- С детскими садами.

7. Партнёрство с родителями одарённых учащихся.


Понимая одаренность учащихся не только как актуальную, но и как потенциальную, настоящая концепция предполагает обоснование основных идей, подходов и принципов работы с одаренными школьниками различных возрастов. Содержание и технологическая гибкость программ работы с одаренными учащимися позволяет учесть индивидуальные особенности таких детей, которые характеризуются:

-высокими познавательными потребностями, проявляющимися в широкой любознательности, стремлении к исследовательской деятельности;

-стремлением к высокой умственной нагрузке;

-интересом к обобщениям, универсализации, абстрактным идеям и теориям прошлого, настоящего и будущего;

-увлеченностью какими-либо сферами деятельности;

-упорством, настойчивостью и поиском разнообразных путей в достижении поставленных целей;

-умением делать обобщения, стремлением к абстрактно-логическим методам мышления;

-способностью к генерированию нестандартных идей и методов деятельности;

-независимым характером мышления и способов действий - стремлением все делать по-своему.


 1 этап: диагностико - прогностический, методологический (2010 - 2011 годы)

Мониторинг одаренности.

Создание:

      банка данных по одаренным детям;

       банка творческих работ учащихся;

      банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;

рекомендаций по работе с одаренными детьми.

Организация:

системы дополнительного образования;

летней производственной практики;

творческого экзамена;

внеклассной работы по предмету;

профессиональных проб;

деятельности научного общества учащихся.

6.

2 этап: деятельностный (2011 - 2014 годы)


Экспертиза обучающих программ для детей повышенного уровня обучаемости.

Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

Внедрение метода проектов.

Учет индивидуальных достижений.

Переход на систему портфолио.

Проведение выставок детского творчества.

Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.


3 этап: констатирующий (2014 - 2016 годы)


Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.

Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».

Внедрение в практику работы  рейтинга учащихся.


Ожидаемые результаты реализации программы


Реализации программа призвана способствовать:

- созданию условий для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;

- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- повышению качества образования и воспитания школьников;

- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.


7

План работы с одаренными детьми на 2010 – 2011 учебный год


п/п


Содержание мероприятия


Форма проведения


Срок


Ответственный


Примечание

1.

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д..

Анкетирование, собеседование.



сентябрь

Кл. руководители,

учителя-предметники,

рук. МО


2.

Формирование списков обучающихся в каждой предметной ассоциации

Составление реестра учащихся

сентябрь октябрь

ЗД по УВР


3.

Диагностика родителей и индивидуальные беседы.

Анкетирование, собеседование.

октябрь

Кл. руководители


4.

Школьные предметные олимпиады

Олимпиады

октябрь

Кл. рук., учителя-предметники, рук. ШМО


5.

Российский конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

конкурс

ноябрь

З Д по УВР, рук. Классен О.В.


6.

Подготовка к участию в городских предметных олимпиадах


Индивидуальные занятия с победителями шк. олимпиад.

октябрьноябрь



учителя-предметники, ЗД по УВР


7.

Районные олимпиады

Индивидуальные занятия с победителями шк. олимпиад

ноябрь



учителя-предметники, ЗД по УВР


8.

Освещение результатов школьных и районных предметных олимпиад.

Бюллетень

ноябрь

ЗД по УВР, рук. ШМО,





9.

Работа спортивных секций

Приказ

В течение года

Егоров В.Ф., Чернеева И.В., Лоскутова И.И.




10.

Участие в спортивных соревнованиях (районных, краевых, Всероссийских)

Соревнования:

л/а эстафета, кросс,

лыжные гонки,

баскетбол, футбол, наст. теннис, бокс, самбо

В течение года

Егоров В.Ф., Чернеева И.В., Лоскутова И.И., тренеры районных спортивных центров




11.

Работа кружков, индивидуальных занятий


Приказ

В течение года

ЗД по УВР, учителя




12.

Кружок по химии «Пропедевтика химии»


кружок

Четверг 12.20

Давыдова И.В.




13

Школьные соревнования по биатлону




февраль

Ениватова Н.С.

Гилёв А.М.





п/п


Содержание мероприятия


Форма проведения


Срок


Ответственный


Примечание

14

Кружок «Вокальный»

кружок

Вторник14.20

Давыдова И.В.




15

Концерт, посвящённый Дню пожилого человека

концерт

30 сентября

Корикова Е.А.




16

Организация концертов для жителей микрорайона Заводской, Рейд




Октябрь - декабрь

Ениватова Н.С.




17

Организация школьного предметного декадника естественно-математических дисциплин




ноябрь

Лоскутова И.И.




18

Организация школьного предметного декадника социально-гуманитарных дисциплин




декабрь

Классен О.В.




19

Школьный конкурс английской песни

конкурс

ноябрь

Печёнкина Н.В.,

Давыдова И.В.




20

Мониторинг состояния здоровья одаренных детей

Листы мониторинга

В течение года

Медицинский работник школы




21

Выпуск школьной газеты




В течение года

Чернеева И.В.




22

Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности

 

В течение года

Кл. рук., учителя-предметники




23

Районный конкурс иностранной песни

конкурс

декабрь

Печёнкина Н.В.,

Давыдова И.В.




24

«Город мой - Краснокамск»

Конкурс сочинений

декабрь

Классен О.В.




25

Организация школьных Новогодних утренников




декабрь

Ениватова Н.С.




26

Международный конкурс по информатике «Тигрёнок»

конкурс

8 дек

ЗД по УВР, Матвеева О.В.




27

Проведение праздников, конкурсов художественной самодеятельности

Праздники, конкурсы

В течение года

ЗД по ВР, классные руководители, организатор




28

Районный конкурс по компьютерной графике

конкурс

14 дек.

Матвеева О.В.




29

Интернет-конкурс «Новогодняя мозаика»

конкурс

Декабрь - январь

Гуляева О.А.




30

Международный конкурс по математике «Кенгуру»

конкурс

17 марта

ЗД по УВР, рук. Матвеева О.В.




31

Международный конкурс естественных наук «Енот»

конкурс

17 фев

ЗД по УВР, Лоскутова И.И.




32

Межрайонный конкурс «Китёнок»

Конкурс учебных презентаций

15 марта

Учителя-предметники




33

КТД «Мы мечтою о мире живём»

фестиваль

апрель

Печёнкина Н.В.,

Давыдова И.В.




34

Международный конкурс «Чеширский кот»

конкурс

15 фев

ЗД по УВР, Печёнкина Н.В.




35

Школьный смотр строя и песни




февраль

ЗД по УВР и ВР, кл.рук.




36

Районный конкурс «Патриот»




В течение года

Ениватова Н.С.

Гилёв А.М.







Организация

«Книжкиной недели»

Нач. школа




Январь -март

Библиотекарь

Руководитель МО

Классные рук.







Организация

«Недели начальной школы»




Январь -март

Руководитель МО

Классные рук.




37

Проведение краеведческого туристического похода

поход

октябрь

Лоскутова И.И.




38

Научная конференция учащихся 5-9 классы




апрель

учителя-предметники




39

«Никто не забыт, ничто не забыто» творческий конкурс, 5-9 классы




май

ЗД по УВР и ВР, кл.рук.




40

Организация летнего профильного лагеря




июнь







41

Сплав по р. Чусовая

Поход (сплав)

июль

Гуляева О.А.



  1   2

Похожие:

Программа работы с одарёнными детьми в моу «сош №6» iconВыступление на мо начальных классов «Методики работы с одаренными детьми»
Цель выступления: Обеспечить психологическую подготовку учителей к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми
Программа работы с одарёнными детьми в моу «сош №6» iconАнкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»
Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?
Программа работы с одарёнными детьми в моу «сош №6» iconПлан мероприятий шмо по работе с одаренными детьми на 2010-2011 год
Заседание шмо «Эффективность индивидуальной работы учителей методического объединения с одаренными детьми» (обмен опытом)
Программа работы с одарёнными детьми в моу «сош №6» iconНеделько наталья Васильевна (моу сош №82 им. Ф. И. Дубовицкого) «Организация работы с одаренными детьми»
Фактически новая национальная образовательная стратегия включает инициативу «Наша новая школа» и введение и реализацию Федерального...
Программа работы с одарёнными детьми в моу «сош №6» iconПояснительная записка Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить...
Программа работы с одарёнными детьми в моу «сош №6» iconПрограмма «одарённые дети» Работа с воспитанниками экологических объединений моу дод «Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области»
Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одарёнными детьми
Программа работы с одарёнными детьми в моу «сош №6» iconРабота с одаренными детьми в объединениях Центра детского технического творчества. Итоги и перспективы Вопрос организации действенной работы с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми в объединениях Центра детского технического творчества. Итоги и перспективы
Программа работы с одарёнными детьми в моу «сош №6» iconНа уроках английского языка и во внеурочное время
России положен принцип приоритета личности. Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя, но традиционная...
Программа работы с одарёнными детьми в моу «сош №6» iconАнализ результатов олимпиад, конкурсов 2011-2012 учебный год
При проведении занятий с одарёнными детьми педагоги активно применяют средства икт, используют выход в интернет. К наиболее распространенным...
Программа работы с одарёнными детьми в моу «сош №6» iconЕ. Е. Дубровская заместитель директора по учебной работе моу сош №123 г. Челябинска Методические рекомендации по организации работы с детьми девиантного поведения. Оказание помощи детям и подросткам из неблагополучных
Е. Е. Дубровская заместитель директора по учебной работе моу сош №123 г. Челябинска
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница