Скачать 16.15 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Учебно – методический центр КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Влияние дидактических игр на развитие цветоощущения детей. Выполнила: Крылова Любовь Борисовна Воспитатель ДОУ № 163 г. Твери Руководитель: _______________ ____________________________ Тверь 2008 - СОДЕРЖАНИЕ – Введение Актуальность Цель Задачи Теория Задачи дидактических игр Требование к дидактическому материалу Важность использования правил в игре Вывод Формы организации Классификация Вывод Система работы Формы работы Взаимодействие с родителями Диагностика Результативность Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Введение ![]() - Актуальность - Однако, часто встречается такая проблема, как неумение дошкольников различать цвета. С чем это связано? ![]() - ![]() - Задачи - Я поставила перед собой следующие задачи:
Благодаря тому, что дидактическая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным достоянием, поскольку его можно свободно изменять и в других условиях (поэтому необходимость в закреплении новых знаний отпадает). Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем творческой инициативы ребёнка. Дидактическим играм принадлежит серьёзная учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование опыта детей, а так же формирование у них обобщённых представлений и способов действий. Полученные детьми общие знания о цвете способствуют сенсорному и умственному развитию. - Теория - В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над изображением ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая изображения, ребёнок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать в игре и быту. В младшей группе необходимо воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, развивать наблюдательность, эстетические чувства при ознакомлении с окружающей жизнью, природой, изобразительным искусством. Воспитатель учит детей замечать очертания линий, форм в окружающих предметах, картинках, иллюстрациях, народных игрушках, а затем передавать их в рисунке. Он обращает внимание детей на яркость, контрастность цветовых пятен при изображении действительности («яркое солнышко светит», «жёлтые одуванчики цветут», «какая зелёная ёлочка»). Воспитатель учит детей не только различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), но и использовать цвет как яркое выразительное средство в рисунке. Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость, приобретения новых знаний и способ действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом игры, как бы ни замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. Дидактическая игра как игровая форма обучения — явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Рассмотрение дидактической игры как явления обучения, как одной из форм организации обучения в детском саду требует уточнения самого понятия обучающей игры. До сих пор в дошкольной педагогике бытует её расширенное толкование. Дидактической игрой часто называют любые занятия, упражнения, просто игры, в процессе которых используются отдельные игровые ситуации и приёмы (загадывание загадок, внесение игрушки, стимулирующей определённую деятельность детей, организация действий детей с игрушками и предметами). В основу понятия дидактической, обучающей игры должна быть положена учебно-игровая структура, обязательное наличие и ограничение единств в ней всех её компонентов: дидактических задач, игровых задач, игровых действий и правил. Без этого нет дидактической игры как таковой. В дидактической игре должно быть представлено развёрнутое игровое действие. Дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней разных моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнование, распределение ролей и др. Существенно, что основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения дидактической задачи становится не прямое указание воспитателя и желание детей научится у него, как на занятиях, а естественное для дошкольников стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры. - ![]() игры помогут научить детей различать, а потом и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Эти игры содержат три типа обучающих задач:
Решение задач первого типа связано с тем, что окраска предметов действует как сигнал к действию или его запрету. Ребёнок сравнивает и выбирает предметы по их окраске. Воспитатель показывает детям рациональные приёмы сравнения цветовых тонов друг с другом. Использование таких приёмов ведёт к формированию зрительного образа цветового тона, который позволяет ребёнку правильно различать цвета предметов в самых разных условиях. Например, дидактическая игра «Фонарики». Рассмотрев свои фонарики, дети под музыку шагают с ними по группе. Как только музыка смолкает, дети с фонариками такого же цвета, как у воспитателя подходят к нему. Сравнивается цвет фонариков у детей и воспитателя. В дальнейшем воспитатель поднимает вверх не фонарик, а платочек, мяч, ленту или флажок и дети с фонариками в руках подходят к нему, ориентируясь на цвет. Задачи второго типа отличаются тем, что решая их, дети находят нужные предметы по цвету и учатся правильно обозначать словом цветовые тона. Так, например, в таких дидактических играх как «Собери лепесточки», «Пирамидки», «Матрёшки» надо не просто найти нужный цвет, но и учить детей называть его. Правильное название цветов является условием игрового общения со сверстниками и взрослыми. Решение задач третьего типа предусматривает использование полученные знания в настольных, строительных играх в рисовании на свободную тему и в быту. Задачи развивающей игры отличаются от задач изобразительной деятельности, где различение, сравнение цветовых тонов выполняет вспомогательную роль и, как правило, не осознаётся ребёнком. Очень важно, чтобы различение цветовых тонов было значимо для самого ребёнка. Поэтому знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. В одних случаях цвет может быть сигналом, побуждающим к определённым игровым действиям, в других различение цветов может стать условием получения привлекательного предмета. ![]() - Требование к дидактическому материалу - Чтобы малыши успешно различали цветовые тона, необходимо соблюдать следующие требования к материалам и игрушкам:
- ![]() задач, игровой цели и игрового действия обязательным элементом дидактической игры являются правила, которые позволяют воспитателю воздействовать на детей, руководить игрой, но делать это опять-таки через игру, а не путём указаний. Например, дидактическая игра «Найди цвет». Игра заключается в том, что воспитатель раздаёт малышам карты с цветными кружками и объясняет, что надо закрыть все круги кружками такого же цвета. Каждый играющий берёт в руки вертушку и крутит стрелку, а затем называет цвет, на котором остановилась стрелка. При правильном названии цвета он может взять себе соответствующий кружок. Вертушка переходит следующему игроку. Играя в эту игру необходимо соблюдать следующие правила: - Вертушка передаётся участникам игры по очереди. - Игроку надо назвать цвет, на котором остановилась стрелка. Если цвет назван правильно, игрок берёт себе кружок такого же цвета, кладёт на свою карту и передаёт вертушку другому игроку. - Если такой цвет у игрока уже есть, он крутит стрелку ещё раз. Правила в игре имеют важное дидактическое значение, соединяют дидактические и игровые задачи, организуют поведение и взаимоотношения детей. Игра «Найди цвет» является новым шагом в развитии осознанного восприятия цвета. Дети учатся не только различать, но и называть основные и некоторые дополнительные тона спектра (голубой, розовый). - ![]() ![]() - ![]() 2. На ковре 3. Фронтальные 4. Подгрупповые ![]() - Классификация - В результате моей работы весь дидактический материал можно разделить на два обучающий типа:
2. Игры на называние основных цветов и оттенков: «Пирамидки», «Прыг-скок», «Подбери чашку», «Найди цвет» (Приложение 1). Основная часть игр может быть использована при решении обоих задач.
![]() - Вывод - Все вышеуказанные игры помогают мне закреплять учебный материал, организовать досуг детей, обогащать игровую деятельность. Дидактическим играм, прежде всего, принадлежит серьёзная учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование опыта детей, а так же на формирование у них обобщённых представлений и способов действий. Для понимания смысла можно привести пример с обычным светофором, который используется на улицах для регулировки движения транспорта и пешеходов. Люди имеют дело здесь с эталонами цвета, с основными цветами: красным, жёлтым, зелёным, но они не знакомятся с ними впервые, не учатся различать эти цвета. Это им уже известно. Пешеходы, шофёр используют эти знания для регулировки своих практических действий. Не надо доказывать, как полезны будут дидактические игры, с которыми детей знакомят ещё в дошкольном возрасте. |
![]() | Курсовая работа «Дидактические игры в учебном процессе» Применение дидактических игр на примере обучения математике в начальной школе. 25-38 | ![]() | Курсовая работа Тема: «Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О. Н. Р. на занятиях по элементарным математическим представлениям средствами сюжетно-дидактических игр» «Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О. Н. Р. на занятиях по элементарным математическим... |
![]() | 1. теоретический анализ литературы по проблеме систематизации знаний дошкольников об окружающем посредством дидактических игр Сущность и классификация игр | ![]() | Тема: «Восприятие цвета детьми раннего возраста через систему дидактических игр» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №13» |
![]() | Тема : Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа) Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин;составление библиографии | ![]() | План: I. Введение. Грамматический строй родного языка; значение его усвоения для развития ребенка. Обоснование выбора темы Тема: «Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста» |
![]() | Курсовая работа, тема «Анализ ассортимента бытовых пылесосов» Курсовая работа, тема «Анализ ассортимента бытовых пылесосов», 50 страниц, 300 руб | ![]() | Курсовая работа Влияние физических упражнений на восстановление дыхательной системы детей, перенесших туберкулез |
![]() | Тишкова Александра Николаевна содержание Приложение 1 – Комплект дидактических игр по знакомству дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством Кубани | ![]() | Курсовая работа является учебной работой Согласно стандартам Минобразования рф, курсовая работа – самостоятельная комплексная работа учащихся, выполняемая на завершающем... |