Материалы для преподавателей Майкоп 2009 удк ббк




Скачать 28.77 Kb.
НазваниеМатериалы для преподавателей Майкоп 2009 удк ббк
страница1/9
Дата04.02.2016
Размер28.77 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ


МЕТОДология

МОДЕРНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

(Материалы для преподавателей)


Майкоп - 2009

УДК

ББК


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Адыгейского государственного университета


Составители: Чермит К.Д., Макарова Л.С, Птущенко Е.Б.


Методология модернизации дидактического сопровождения учебного процесса / Материалы для преподавателей / - Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. - 77 с.


Методическое пособие предназначено для преподавателей вуза.

Пособие включает необходимые компоненты для обеспечения модернизации дидактического сопровождения учебного процесса.

СОДЕРЖАНИЕ



Глоссарий……………………………………………………………………


4

Введение (предисловие)………………………………………………….


14

Требования к Учебно-методическому комплексу…………………….


16

Рекомендации по составлению рабочей программы учебной дисциплины…………………………………………………………………



31

Организация учебного процесса на основе применения модульно-рейтинговой системы оценки знаний……………………………....



49

Положение об организации самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………………....



58

Положение об организации итогового и межсессионного контроля знаний студентов ……………………………………………………...



65

Критерии оценки государственных итоговых испытаний.................


68

Методологический семинар……………………………………...………


70

Использованные источники информации……………………………..

76


Глоссарий


При составлении глоссария использовались:

Словарь русского языка С.И. Ожегова;

Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова;

Словарь профессионального образования С.М.Вишняковой;

Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ (http://www.slovari.ru/default.aspx?p=246);

Википедия - свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org);

Словарь сокращений (http://www.sokr.ru/).


  • ААвтор обучающей программы — физическое лицо, в результате творческой деятельности которого она создана. Если обучающая программа создана совместной творческой деятельностью двух или более физических лиц, то каждое из этих лиц признается её автором.

  • Авторское средство разработки — инструментальная программа, имеющая предварительно подготовленные шаблоны и другие элементы для создания интерактивных приложений.

  • Активные методы обучения - методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым «традиционным подходам», где ученик играет более пассивную роль.

  • Анализ практических ситуаций (case-study) – метод обучения навыкам принятия решений, целью которого является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

  • Анимация компьютерная (от англ, animation — оживление) — синтез динамических изображений, создающих иллюзию движения на экране дисплея.

  • Алгоритм — план точной последовательности действий, требуемых для выполнения учебного задания.

  • Аудиоконференция — голосовое общение нескольких лиц, находящихся в различных географических точках, посредством использования системы коммуникаций, компьютерных технологий или телефона.

╬♣╬♣╬

  • ББаза данных (БД) — упорядоченная совокупность данных, предназначенных для хранения, накопления и обработки с помощью ЭВМ. Для создания и ведения базы данных (обновления, обеспечения доступа к ним по запросам и выдачи их пользователю) используется набор языковых и программных средств, называемый системой управления базы данных (СУБД). База данных в сочетании с СУБД представляет собой банк данных.

  • База знаний (БЗ) — формализованная система сведений о некоторой предметной области, содержащая данные о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений и правила использования в задаваемых ситуациях этих данных для принятия новых решений.

  • Бакалавриат – система и форма подготовки бакалавров, 4-летний курс обучения первого уровня в системе многоступенчатого высшего профессионального образования.

  • Банк данных — совокупность базы данных, а также программных, языковых и других средств, предназначенных для централизованного накопления данных и их использования с помощью ЭВМ.

  • Баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагается выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники. Материалы для подготовки включают необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале.

  • Безопасность (информационная) — разграничение функциональных полномочий и права доступа к информации с целью сохранения трех основных свойств защищаемой информации: конфиденциальности, целостности, готовности.

  • Биоадекватный электронный учебник — компьютерное учебное средство, которое в отличие от классического учебника учитывает физиологически необходимый сенсорно-моторный этап восприятия информации. Биоадекватный компьютерный учебник строиться не по принципу «читай и запоминай», а по принципу «воспринимай по всем каналам, ассоциируй, твори».

  • Блок — произвольно определенное объединение компонентов курса. Блок формируется из утвержденных, взаимодополняемых модулей, уроков, тематических или других блоков.

  • Браузер — клиентская программа (программное обеспечение), которая используется для просмотра различных ресурсов Интернет.

  • Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

╬♣╬♣╬

  • ВВалидность информации – надежность информации, отсутствие в ней ошибок, связанных с определением исходных теоретических предпосылок при разработке методики исследований, применительно к исходной статистической информации; в педагогике – один из основных критериев качества теста, анкеты.

  • Вебинар - особый тип веб-конференций, интернет-семинаров, тренингов которые проходят с помощью интернет-технологий в прямом эфире.

  • Видеоконференция — визуальное общение нескольких лиц, находящихся в различных географических точках, посредством использования системы телекоммуникаций и/или компьютерных технологий.

  • Виртуальная аудитория — студенты, находящиеся в различных географических пунктах, которые объединяются при помощи электронных средств для проведения образовательных процедур.

  • Виртуальная аудиторная доска (белая доска) — электронная доска с возможностями непосредственного редактирования текста либо внесения соответствующих пометок поверх исходного текста с передачей этой информации на расстояние.

  • Виртуальная библиотека — учебно-методическая и дополнительная литература, размещенная в глобальной сети Интернет.

  • Виртуальная образовательная среда (ВОС) - программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в электронных сетях с использованием единых технологических средств любому числу учебных заведений, независимо от их профессиональной специализации и уровня образования.

  • Время доступа — полное время, для нахождения, извлечения и отображения информации.

╬♣╬♣╬

  • ГГипертекст - способ представления информации с помощью связей между документами (гиперссылками). Это может быть любой текст, в котором обнаруживаются какие-либо ссылки на другие тексты или фрагменты текстов. Широко используется в среде Интернет.

  • Гипертекстовый учебный курс — учебный курс, представленный в гипертекстовом формате, как правило, дополненный иллюстрациями. Для создания гипертекстовых курсов используется стандартный формат HTML (в будущем XML).

  • Глоссарий — обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала. В отличие от всеобщего толкового словаря (Энциклопедии), который предлагает общее определение понятий, в глоссарии учитывается специфика актуального контекста.

  • Государственный образовательный стандарт (ГОС) — социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ федеральным органом управления исполнительной власти в сфере образования.

  • Готовность информации — возможность доступа к информации с использованием соответствующих информационных технологий всегда, когда в ней возникает необходимость.

  • Групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах (от 6 до 15 человек).

╬♣╬♣╬

  • ДДеловые игры – метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку эффективных умений и навыков учебной и профессиональной деятельности на основе конструирования проблемных ситуаций профессиональной направленности.

  • Дескрипторы – краткие описания того, что должен знать, понимать и/или уметь обучаемый по завершении учебной программы. Система дескрипторов является инвариантной, то есть не привязанной к конкретному образовательному контексту, что облегчает сопоставление различных систем сертификации. В Болонском процессе, как правило, рассматриваются Дублинские дескрипторы для квалификаций/степеней высшего образования.

  • Дидактическая единица (didactic unit) - логически самостоятельная часть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующая таким компонентам содержания как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т.п.

  • Дидактические средства дистанционного обучения — учебные материалы, методы и приемы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности при отсутствии непосредственного общения с преподавателем.

╬♣╬♣╬

  • ЖЖивой журнал (блоги) - служба размещения онлайновых дневников (блогов), либо какого-то отдельного блога («дневника», «журнала») в этой службе.

╬♣╬♣╬

  • ИИнтерактивное электронное обучение - обучение в процессе взаимодействия человека и компьютера в диалоговом режиме, в экспертных обучающих системах.

  • Информационные обучающие технологии (ИОТ) — технологии создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса.

  • Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) – программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, обработке, хранению, продуцированию, передаче, использованию информации, возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей.

  • Информационные и коммуникационные технологии – комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы.

  • Информатизация общества – глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

  • Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационно–коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого–педагогических целей обучения и воспитания и используемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.

  • Индивидуализация — система контроля знаний для составления индивидуального плана (графика учебы) и коррекции образовательной траектории.

  • Интерактивность — обеспечение (в том числе средствами информационных технологий) совместной образовательной деятельности студентов с преподавателями и студентов между собой.

  • Интерактивный мультимедиа-курс — учебный материал, представленный в виде гипертекстовой структуры с мультимедиа-приложениями, обеспеченный системой навигации.

  • Интероперабельность — способность системы к взаимодействию с другими системами.

╬♣╬♣╬

  • ККомпетенции – ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов (выпускников), которые определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершении всей или части образовательной программы.

  • Компетентность профессиональная (коммуникативная, управленческая и т.д.) - способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих профессиональных проблем, проявлять самостоятельность в постановке профессиональных задач и их решения, совершенствовать умения и навыки на протяжении всей жизни с целью их актуализации.

  • Компьютерное обучение - такая система обучения, в которой одним из технических средств обучения (ТСО) выступает компьютер.

  • Компьютерная («новая») технология – технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения.

  • Комбинаторные возможности ВТ - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию.

  • Коучинг – искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека, система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.

  • Кредитная (зачетная) единица - мера трудоемкости обучения, выражающая совокупность всех составляющих учебного процесса при освоении студентами модулей, за каждый из которых начисляется определенное количество кредитных единиц (в различных системах одна зачетная единица равна от 25 до 36 ч учебного времени).

  • Курсовая работа – самостоятельная учебная работа студентов, выполняемая в течение курса (семестра) под руководством преподавателя включающая комплекс исследовательских и расчетных работ по установленной тематике.

╬♣╬♣╬


  • ЛЛабораторная работа — вид самостоятельной практической и исследовательской работы студентов с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования.

  • Лекция – форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме.

  • Летописи - крупный мультимедийный архив и экспериментальная площадка, где можно найти полезную информацию и поэкспериментировать с современными способами коллективного хранения, поиска, редактирования и классификации текстов, фотографий, аудио, видео.

╬♣╬♣╬

ММаги́стр (от лат. magister — наставник, учитель, руководитель) –вторая (после нее следует ученая степень доктора) академическая степень, квалификация (в некоторых странах - начальная учёная степень), приобретаемая студентами после окончания магистратуры.

  • Метод обучения — дидактическая категория, дающая теоретическое представление о системе норм взаимодействия преподавателя и обучающихся, об организации и регулировании деятельности обучающихся, обеспечивающая усвоение содержания и достижение целей обучения.

  • Метод проектов – форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость.

  • Мобильность (переносимость, взаимозаменяемость) — свойство открытой системы, обеспечивающее возможность переноса программ, данных при модернизации или замене аппаратных платформ, и возможность работы с ними специалистов без их переподготовки при внесении изменений в эту систему или аппаратную платформу системы.

  • Мобильность академическая – свободное перемещение объектов и субъектов образования в академическом пространстве, в том числе межвузовские обмены студентами и преподавателями, включенное обучение студентов, стажировки за рубежом.

  • Моделирующие возможности ВТ - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

  • Модерация - способ проведения обсуждения, который быстро приводит к конкретным результатам, и дает возможность всем присутствующим участвовать в процессе выработки решений, ощущая при этом полную ответственность за результат. В модерации процесс обсуждения проблемы и принятия решения разделяется на более мелкие части (фазы), каждая из которых имеет свою методику и специфику.

  • Модуль – относительно самостоятельная (логически завершенная) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определенной профессиональной компетенции или группы родственных компетенций. Основная организационно-содержательная единица модульно-рейтинговой системы, часть рабочей учебной программы дисциплины, имеющая относительно самостоятельное значение и включающая в себя несколько близких по содержанию тем или раздел (-ы) курса.

  • Модульная образовательная программа – совокупность и последовательность модулей, направленных на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации

  • Модульно-рейтинговая система организации учебного процесса – совокупность организационных мероприятий, управляющих процессом освоения основной образовательной программы по специальности (направлению) высшего профессионального образования, при которой осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули и проводится регулярная оценка знаний и умений студентов в течение семестра.

  • НМозговой штурм – специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующих творческое мышление каждого участника.

╬♣╬♣╬

    • Нормативные документы – совокупность инструктивных материалов, устанавливающих правила, нормы, нормативы

    • Нострификация – государственное признание иностранного диплома, звания, ученой степени в качестве эквивалентных, существующих в принимающей стране.

    • Ноу-хау – совокупность знаний, сведений научного, технического, производственно-технологического, управленческого, финансово-экономического, коммерческого характера, а также опыта их применения на практике, еще не ставших предметом общего достояния, представляющих новинку

╬♣╬♣╬

  • ООбразовательный евро-тюнинг – процесс стандартизации образования с целью ускорения интеграции в соответствии с Болонскими принципами, согласование трудоемкости освоения знаний студентами (student workload), требований к знаниям (learning outcomes) в соответствии с профилем, описания компетенций.

  • Образовательное электронное издание (ОЭИ) - электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Отличается высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

  • Открытое образование — система образования, основу которой составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта.

╬♣╬♣╬

  • ППедагогика сетевых сообществ - быстро развивающееся направление теории обучения на основе электронных технологий и сети Интернет.

  • Педагогические технологии дистанционного обучения — педагогические технологии опосредованного и непосредственного общения с использованием различных коммуникационных средств.

  • Примерная программа учебной дисциплиныдокумент рекомендательного характера, утвержденный УМО, в котором определено основное содержание учебной дисциплины, соответствующее требованиям ГОС ВПО специальностей (направлений) подготовки, установлена система освоения и реализации студентами учебного материала.

  • Программное средство (ПС) учебного назначения - ПС, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

  • Профиль – направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности.

╬♣╬♣╬

Р

  • Рабочая программа дисциплины – программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ,включающая все дидактические единицы ГОС ВПО и учитывающая специфику подготовки студентов по избранному направлению (специальности).

  • Регламентность обучения — контроль и планирование самостоятельной работы обучаемых.

  • Рейтинг – индивидуальный кумулятивный (накопительный) индекс студента.

  • Рецептивное электронное обучение (РЭО) - восприятие и усвоение знаний, передаваемых с помощью аудиовизуальных средств (киноустановок, магнитофонов, видеомагнитофонов, телевидения и других ТСО).

  • Ролевые игры – метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникаций. Ролевая игра предполагает участие не менее двух «игроков», каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью.

╬♣╬♣╬

  • ССетевое сообщество — группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.

  • Специализированные технологии и средства обучения - совокупность методов, форм и средств взаимодействия в процессе самостоятельного освоения определенного массива знаний под контролем преподавателя.

  • Сокращенные программы - основные образовательные программы подготовки, которые реализуются в сокращенные сроки на основе имеющихся знаний, умений и навыков студента, полученных на предыдущем этапе профессионального образования.

  • Средства обучения - источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и некоторые средства массовой коммуникации.

  • Средства информатизации и коммуникации образовательного назначения - средства информационных и коммуникационных технологий совместно с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной технологии их психолого-педагогически значимого использования.

Т╬♣╬♣╬

  • Телеконференция – мероприятие, в котором групповая коммуникация осуществляется между территориально распределёнными участниками с помощью технологии телеконференций.

  • Трансдьюсерные возможности ВТ - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств.

  • Тренинги - обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.

  • Тюнинг (см. Образовательный евро-тюнинг).

  • Тьютор - преподаватель-консультант, осуществляющий руководство самостоятельной работой студентов, проводящий отдельные виды аудиторных занятий и осуществляющий контроль выполнения студентами учебного плана и усвоения учебного материала.

У╬♣╬♣╬

    • Укрупненные дидактические единицы (модули) УДЕ - система понятий, объединенных на основе их смысловых, логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Материалы для преподавателей Майкоп 2009 удк ббк iconУчебно-методический комплекс Майкоп 2008 удк 37. 0 Ббк 74. 03
История систем образования и воспитания: дооктябрьский (дореволюционный) период. Учебно-методический комплекс. Блок – Майкоп: Изд-во...
Материалы для преподавателей Майкоп 2009 удк ббк iconУчебное пособие удк 647. 252. 1/,2(075. 32) Ббк 36. 99я722 К309
К309 Контрольные материалы по профессии «Повар» : учеб, пособие для нач проф образования / Т. А. Качурина, — М. Издательский центр...
Материалы для преподавателей Майкоп 2009 удк ббк iconБиблиографический указатель Махачкала, 2009 ббк 78, 5 л 52 удк 002 Летопись печати Дагестана за 2009 г
Летопись печати Дагестана за 2009 г.: Государственный библиографический указатель / Сост. З. А. Абдурагимова. – Махачкала: нб рд,...
Материалы для преподавателей Майкоп 2009 удк ббк iconКонтрольные задания для студентов заочной и дистанционной форм обучения всех специальностей бгуир методическое пособие Под редакцией профессора Г. И. Малыхиной Минск бгуир 2009 удк 1 (076) ббк 87 я 73 ф 56
Малыхина Г. И., Дисько-Шуман М. Р., Габрусь И. Ф., Ермолович Д. В., Пушкина Т. А., Фрищина Н. Н., Борушко Н. В., Лагунов А. В
Материалы для преподавателей Майкоп 2009 удк ббк iconМетодические рекомендации хабаровск 2009 удк 61: 37(072) ббк 72 п 74 Подготовка и оформление дипломных работ и рефератов к итоговой аттестации: метод рекомендации / гоудпо «Ин-т повышения квалификации специалистов здравоохранения»
Методические рекомендации предназначены для слушателей и профессорско-преподавательского состава ипксз
Материалы для преподавателей Майкоп 2009 удк ббк iconБбк 88 удк 159. 9: 62
...
Материалы для преподавателей Майкоп 2009 удк ббк iconОтдел славяно-адыгских культурных связей национальная библиотека республики адыгея
Славяно-адыгские культурные связи: история и современность. Материалы Пятых научных чтений, посвященных Дню славянской письменности...
Материалы для преподавателей Майкоп 2009 удк ббк iconЕстественные науки в целом (ббк: 20) Человек и окружающая среда. Экология человека. Экология в целом (ббк: 20. 1) Математика (ббк: 22. 1) Физика (ббк: 22. 3) Химические науки (ббк: 24)
Концепции современного естествознания [Текст] : тестовые задания / м-во сел хоз-ва Рос. Федерации, Краснояр гос аграр ун-т; сост.:...
Материалы для преподавателей Майкоп 2009 удк ббк iconБбк 65. 049(2) удк 339. 138
Выпускается при информационной поддержке Гильдии маркетологов и Российской ассоциации маркетинга
Материалы для преподавателей Майкоп 2009 удк ббк iconБиблиографический указатель «Труды преподавателей нгуэу за 2009 год» отражает результаты научной и педагогической деятельности преподавателей нгуэу за 2009 год
Труды преподавателей нгуэу. 2009 год : библиографический указатель / сост.: Юкляевская А. В., Ломега Н. Ю.; Новосиб гос ун-т экономики...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница