Программа «одарённые дети» Работа с воспитанниками экологических объединений моу дод «Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области»




НазваниеПрограмма «одарённые дети» Работа с воспитанниками экологических объединений моу дод «Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области»
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер32.4 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


«СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ

ГОРОДА БАЛАШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»


412300, Саратовская область, г. Балашов, пер. Школьный, д. 14

Тел./ факс: (8 845 45) 5-57-00





Утверждаю

Директор МОУ ДОД «Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области»

___________ Раздобарина Г. В.

« » декабря 2012 г.


ПРОГРАММА

«ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»

Работа с воспитанниками

экологических объединений

МОУ ДОД «Станция юных натуралистов

города Балашова Саратовской области»

на 2012-2017 учебные годы


Принята на заседании

педагогического совета

от 10.12.2012г


2012 год

СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………..…………. 3-4


Раздел I. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ


1.1. Актуальность, цели и задачи программы …………………………………

1.2. Ожидаемые результаты реализации программы ………………………....

1.3. Понятие «ОДАРЁННОСТЬ» ………………………………………………

1.4. Методы и требования выявления одарённых детей ……………………..

1.5. Внедение передовых педагогически технологий ………….. …………….

1.6. Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одарёнными детьми ……………………………………………………………..…….


Раздел II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


    1. Формы обучения ……………………………………....................................

    2. Этапы реализации программы «Одарённые дети» ……………....…...….

    3. Принципы работы с одарёнными детьми …………………………………

    4. Условия успешной работы с одарёнными детьми ………………………

    5. Уровни освоения программ …………………………………………….….

    6. План мероприятий по выполнению программы «Одарённые дети» на 2012-2017 г.г. ……………………………………………………………….

    7. Работа с родителями………………………………………………………...



5-6

7

8-9

10-11

12


13


14

15-16

17

18-19

20-21


22-23

24



Раздел III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


3.1. Кадровое обеспечение программы ………………………………………...

3.2. Методическое обеспечение системы работы с одарёнными детьми …...

3.3. Оценка эффективности реализации программы …………………………




25

26

27




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………...……………


ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..…




28


29-30

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал». Р.Н. Бунеев


Создание системы поддержки талантливых детей – одно из главных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образования на ближайшие годы. (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная президентом РФ Д. Медведевым 4 февраля 2010 г.. Приказ №271)

В настоящее время значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одарёнными детьми является крайне необходимой. Развитие интеллектуального потенциала ребёнка во многом зависит от учреждений, которые он посещает. Работа с одарёнными детьми требует понимания природы «одарённости» и, следовательно, требует целостного подхода к обучению, воспитанию и развитию.


Обоснование необходимости введения программы «Одарённые дети» в работу учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области».

Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности нашего учреждения позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей. Дополнительное образование способствует расширению сферы творчества одаренного ребенка.

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие в последнее время становится одним из важнейших аспектов деятельности МОУ ДОД СЮН.

Выявление одарённых детей начинается уже на начальном этапе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Контингент воспитанников МОУ ДОД «Станция юных натуралистов» различается по интересам и потребностям, психофизиологическим особенностям, способностям к творчеству. В 2012-2013 учебном году на базе школ города Балашова работают 65 экологических объединений и на базе ДОУ - 4 детских экологических объединения.

Ежегодно воспитанники МОУ ДОД СЮН принимают участие в районных, областных, межрегиональных конкурсах детского творчества и исследовательских проектах, однако показатели являются невысокими. В связи с этим необходима работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Эта проблема должна стать одной из ведущих направлений работы МОУ ДОД «Станция юных натуралистов» на 2012-2017 г.г..


Работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

Данная программа является результатом целенаправленного поиска наиболее подходящей для МОУ ДОД СЮН системы работы с одарёнными детьми и посвящёна комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.

В программе «Одаренные дети» обобщается практический опыт работы педагогического коллектива МОУ ДОД СЮН, пошагово описываются ключевые этапы работы с детьми, имеющими признаки одаренности, выстраивается их траектория развития, исследуются и описываются характерные особенности феномена одарённости, изучается мотивационно – потребностная сфера одарённого ребёнка.


Механизм реализации программы позволит систематизировать работу с одарёнными воспитанниками в учреждении, а также поднять её на более качественный уровень.


Основанием для разработки Программы «Одарённые дети» являются:


  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92 № 3266-1;

  • Указ Президента Российской Федерации от 06.04.2006 № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи»;

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России»;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена президентом РФ Д. Медведевым 4 февраля 2010 г. Приказ №271;

  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное приказом Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012г. №504.


Раздел I. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ


АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»


Актуальность программы

МОУ ДОД «Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области» - это учреждение дополнительного образования детей эколого-биологической направленности, где дети могут пополнить свои знания в естественнонаучной области, а по окончании дети легко поступают в вузы.

«Станция юных натуралистов» дает современное экологическое образование, в учреждении есть свои традиции. Здесь уважают личность ребенка, с ним занимаются не только теоретической, но и практической деятельностью (проведение опытов, исследований, проектов, акций, операций и т. д.). Наряду с обычными детьми нередко встречаются любознательные и особо талантливые дети. Для таких одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления. Они имеют доминирующую, активную позна­вательную потребность.


МОУ ДОД «Станция юных натуралистов» ставит перед собой целью работы с одарёнными детьми: создание педагогической системы работы для развития интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.


Задачи:

  1. создание благоприятных условий для выявления, развития талантливых, одарённых и способных детей - как основы построения стратегии развития каждого ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей.




  1. Обучение педагогического состава учреждения новым инновационным технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу.




  1. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых детей.


Акценты целей

  • Повышение социального статуса одаренной личности.

  • Выявление одарённых детей — интеллектуального ресурса страны.

  • Выращивание способностей одарённых детей.

  • Достижение максимального уровня развития способностей ребёнка.

  • Социальная защита нестандартных одарённых детей.

  • Создание условий для проявления способностей ребёнка.

  • Помощь ребёнку в развитии умений самостоятельно планировать, организовывать, принимать решения и оценивать свою работу.

  • Предоставление ребёнку возможности реализовать себя в выбранной области.

  • Дать ребёнку испытать чувство вовлечённости в задачу, уверенность в себе, удовлетворённость от творчества.

  • Совершенствование системы подготовки педагогов дополнительного образования, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование.

  • Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления воспитанников.

  • Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

  • Создание условий для укрепления здоровья одарённых детей.

  • Расширение возможностей для участия способных и одарённых детей в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.


Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы.


РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Данная программа позволит сформировать систему работы с одарёнными детьми,  в полной мере развить их интеллектуальные и творческие способности с учётом индивидуального и дифференцированного подхода.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;

  • увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью;

  • обеспечение условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала детей;

  • осуществление творческой самореализации выпускника СЮН;

  • увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми;

  • разработка и апробация новых образовательных технологий для работы с одаренными детьми, в т.ч. информационных образовательных технологий, современного научно-методического обеспечения;

  • расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей воспитанников;

  • организация проектно-исследовательских работ воспитанников;

  • рост результативности выступлений воспитанников СЮН на мероприятиях различного уровня;

  • создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

  • повышение качества образования и воспитания детей;

  • сформировать банк данных «Одарённые дети».

  • преемственность в работе с одарёнными детьми на разных возрастных этапах;

  • формирование социально-психологической поддержки родителей одаренных детей;

  • выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.


Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием воспитанники будут принимать участие в конкурсах различного уровня.


После изучения курса программы экологического объединения воспитанники должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

  • определять учебную задачу;

  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • владеть своим вниманием;

  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;

  • самостоятельно мыслить и творчески работать;

  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

ПОНЯТИЕ «ОДАРЁННОСТЬ»


При определении понятия «Одарённость» встречаются педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы в определении единых подходов к пониманию детской одаренности.

ОДАРЕННЫМ принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. В данной программе мы опираемся на следующее «рабочее» определение одарённых детей.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1.      Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.      Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).

3.      Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте). 


Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей детей, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов, в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.


Таким образом, одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.


Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.

Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ребенка.

Жизнь требует от учреждения дополнительного образования подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы МОУ ДОД «Станция юных натуралистов».


МЕТОДЫ И ТРЕБОВАНИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ


Выявление одаренности — это сложная процедура, требующая специальных знаний и умений, участия профессиональных психологов. В связи с тем, что психолога нет в штате сотрудников «Станция юных натуралистов», роль его берет на себя каждый педагог дополнительного образования, работающий с детьми.

Методы:

Теоретический: изучение психолого - педагогической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; систематизация и классификация.

Экспериментальный: анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение.

Статистический: обработка полученных данных.

Методологическая база педагогического опыта предусматривает:

- по отношению к структурным элементам образовательной системы учреждения (нововведения: в целеполагание, содержание образования и воспитания, формы, методы, приёмы, технологии обучения, средства обучения, систему диагностики);

- по отношению к личностному становлению одарённых детей (развитие определенных способностей обучающихся, умений и навыков, способов деятельности, компетентностей);

- по области педагогического применения (в учебно-воспитательном процессе, в системе управления);

- по формам организации учебной деятельности одарённых обучающихся учреждения (дифференцированная, индивидуальная, групповая);

- по функциональным возможностям (обновление образовательной среды и социокультурных условий, нововведение педагогических технологий).


Работа по выявлению одарённых детей в учреждении включает в себя следующие этапы:

- выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;

- индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;

- психолого-педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка; экспертная оценка продукта деятельности детей: рисунков, стихотворений, поделок и др.

Выявление одаренных детей - это продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения посредством психометрических тестов.

Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае не в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является «одаренным» либо «неодаренным».

Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность процесса идентификации;

3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

4) экспертная оценка продукта деятельности детей (рисунков, стихотворений и пр.) с привлечением учителей предметников;

5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка). Целесообразно проведение проблемных уроков по особой программе; использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п.;

6) многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;

7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту;

8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность, и позволяет ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;


Для выявления повышенных способностей ребёнка используются различные методы и методики.

  • Прямые методы изучения интересов основаны на анализе высказываний детей, самооценке ими своих данных по различным тестам, анкетам и опросникам.

  • Косвенные методы представляют наблюдения за деятельностью детей, анализе её результатов, изучение их непосредственных занятий при проведении досуга, предпочтении в чтении и слушании литературной тематики, видео- и телепередач.

  • Проективные методы предполагают применение педагогами специальных тестов-заданий, по выполнению которых судят о различных качествах личности ребёнка.


Однако комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу таковых может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).


Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

ВНЕДРЕНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ


Данная программа ориентирует педагогический состав нашего учреждения на обновление методов обучения одарённых детей и внедрение в учебно-воспитательный процесс передовых педагогических технологий инновационного характера: проблемного и проективного обучения, здоровьесберегающих, игровых и информационно-коммуникационных технологий.

Опыт работы подсказал нам, что использование перспективных образовательных технологий даёт высокий результат в обучении всех детей и одарённых детей, в частности, поэтому педагоги МОУ ДОД «Станция юных натуралистов» активно апробируют передовые педагогические технологии и методики, такие как:

1. Технология проблемного обучения. Эту технологию мы рассматриваем как базовую. Преобразующая деятельность обучающихся может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера.

2. Технология проективного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение обучающимися знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования.

3. Информационно-коммуникационные технологии. Процесс обучения одарённых детей предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объёмов информации, мы применяем компьютеризованные средства обучения.

4. Здоровьесберегающие технологии, направлены на сохранение физического, психического, нравственного и духовного здоровья.

5. Игровые технологии, способствуют ускорению процесса адаптации, межличностному и территориальному знакомству, выявлению лидеров и аутсайдеров.


Разработка календарно-тематических планов

Индивидуальная учебная деятельность с одарённым ребёнком в нашем учреждении осуществляется во время работы всей группы обучающихся. В календарно-тематическом планировании каждый педагог дополнительного образования должен определить вид (форму) индивидуальной деятельности и время её выполнения с учётом одарённости конкретно взятого обучающегося. Индивидуальное календарно-тематическое планирование распределяет работу обучающегося во времени в соответствии с учебным планом образовательной программы, с учётом его индивидуальных возможностей и санитарно-гигиенических норм. Регламент, содержание индивидуальной работы определяется самим педагогом.


Элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:

  • Деятельностный подход

  • Формирование внутренней мотивации.

  • Организация образовательного процесса при “субъект – субъектных отношениях”.

  • Предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития.

  • Рефлексия.

  • Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление.

  • Соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат.


ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ


Главным звеном в работе с одарённым ребёнком, несомненно, является педагог. И, конечно, он должен иметь достаточный уровень подготовки для работы с одарёнными детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении.

Задачи развития кадрового состава, повышения уровня профессиональных знаний педагогов дополнительного образования решаются с помощью проведения обучающих семинаров, курсов повышения квалификации, научно-практических конференций. С целью выявления, поддержки и поощрения творчески работающих педагогов проводятся открытые конкурсы педагогического мастерства в сфере дополнительного образования детей, например «Сердце отдаю детям».


Требования к профессионально-личностной подготовке

  1. профессионально-личностная позиция педагогов;

  2. комплексный (психолого-педагогический и профессионально-личностный) характер образования педагогов;

  3. создание системы консультирования и тренингов;

  4. создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;

  5. демократизация и гуманизация всех обучающих процедур, создания творческой и свободной атмосферы учения;

  6. образовательная ступень и сфера деятельности педагогов (педагоги дошкольных учреждений, учителя начальной школы, учителя-предметники, педагоги, работающие в системе дополнительного образования, практические психологи, а также представители школьной администрации и т.п.);

  7. особенности контингента учащихся (их возраста, состояния здоровья и т.п., при этом специальное внимание должно уделяться специфическим группам одаренных детей — детям-сиротам, детям-инвалидам и др.);

  8. профессиональная, постпрофессиональная подготовка и профессиональный опыт педагогической, воспитательной работы с детьми;

  9. уровень полученной ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми;

  10. специфика образовательной инфраструктуры.



Основные компоненты профессиональной квалификации педагога


Базовый компонент

а) общая профессиональная педагогическая подготовка — предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;

б) основные профессионально значимые личностные качества педагога.

Специфический компонент

а) психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности;

б) профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать и развивать детскую одаренность; не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться;

в) профессионально значимые личностные качества педагогов.



  1   2   3   4

Похожие:

Программа «одарённые дети» Работа с воспитанниками экологических объединений моу дод «Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области» iconОбразовательная программа «Пешеходный туризм» Возраст обучающихся 11 16 лет. Срок реализации программы 3 года. Программу разработал: Андреев А. А. заместитель директора по увр мкоу дод «Станция юных туристов»
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных туристов»
Программа «одарённые дети» Работа с воспитанниками экологических объединений моу дод «Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области» iconПрограмма "Одаренные дети" программа муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №9 г. Выкса «Одаренные дети»

Программа «одарённые дети» Работа с воспитанниками экологических объединений моу дод «Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области» iconГ. Вольска Саратовской области» «школа личностного роста»
Образовательная программа моу «Средняя общеобразовательная школа №11 г. Вольска Саратовской области»
Программа «одарённые дети» Работа с воспитанниками экологических объединений моу дод «Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области» iconПрограмма «туризм в начальной школе»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская станция юных туристов»
Программа «одарённые дети» Работа с воспитанниками экологических объединений моу дод «Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области» iconИнструкция по планированию учебного занятия Центра детского творчества
Материалы рассмотрены на методическом совете моу дод цдт, протокол №1 от 05. 09. 2007г и утверждены директором моу дод цдт шаталиной...
Программа «одарённые дети» Работа с воспитанниками экологических объединений моу дод «Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области» iconМоу дод «цвр» Тукаевского муниципального района мбоу «Биюрганская оош» Утверждаю Директор моу дод «цвр»
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи,...
Программа «одарённые дети» Работа с воспитанниками экологических объединений моу дод «Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области» iconМетодическая разработка занятия «Хорошо, что все мы разные»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Станция Юных Техников
Программа «одарённые дети» Работа с воспитанниками экологических объединений моу дод «Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области» iconПрограмма «Одарённые дети» Составитель
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования
Программа «одарённые дети» Работа с воспитанниками экологических объединений моу дод «Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области» iconНачинается смена юных лидеров детских организаций и объединений Нижегородской области
Формирование лидеров в обществе не стихийный процесс, его можно и нужно организовывать, и это необходимо делать в процессе обучения...
Программа «одарённые дети» Работа с воспитанниками экологических объединений моу дод «Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области» iconДоклад по итогам деятельности моу дод ддт «у белого озера» г. Томска за 2010-2011 учебный год
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница