Скачать 39.89 Kb.
|
УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой современного русского языка Института филологии, массовой информации и психологии ________________________Л. Н. Храмцова "_____"__________201_ г. ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК РОДНОМУ, РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ, РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ Направление подготовки 032700.68 Филология Магистерская программа: Русский язык как иностранный Индивидуальная программа для иностранных граждан Степень выпускника: Магистр Форма обучения: очная Новосибирск 2012 СОСТАВИТЕЛЬ: Басалаева Елена Геннадьевна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры теории языка и межкультурной коммуникации ___________ РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ на заседании кафедры современного русского языка (протокол № _____ от «____» ___________20__ г.) СОГЛАСОВАНО Директор ________________________ Е.Ю. Булыгина Начальник УМАиД: _______________ Ю. В. Северина Директор библиотеки _________________ Л.Н. Есина 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель освоения дисциплины «Инновации в обучении русскому языку как родному, русскому языку как неродному, русскому языку как иностранному» – обеспечить формирование лингвометодической компетенции и создать предпосылки для осознанного освоения современных технологий развития речи и обучения русскому языку как родному, неродному и иностранному, выработанными отечественной и зарубежной методикой преподавания русского языка. В процессе изучения курса реализуются следующие задачи:
Место дисциплины в структуре ООП магистратуры. Курс «Инновации в обучении русскому языку как родному, русскому языку как неродному, русскому языку как иностранному» (М2.В.ДВ.1.1) относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла магистерской программы «Русский язык как иностранный» по направлению 032700.68 Филология. Дисциплин изучается в 3 семестре. Курс предназначен для последовательного изучения инновационных методов обучения русскому языку как родному, как неродному и как иностранному. Он расширяет представления магистрантов об основах ведения практического обучения русскому языку, способствует развитию умений и навыков выбора и использования конкретных методов в педагогической деятельности в зависимости от той или иной категории обучающихся. Актуальность данной дисциплины обусловлена потребностью современного образования в формировании новых компетенций преподавателей, с помощью которых они могут наиболее эффективно справиться с задачей организации результативного учебного процесса, стандартизировать и автоматизировать рутинные образовательные операции и, также, открыть возможности для поиска новых творческих методов и технологий обучения языкам. Овладение магистрантами инновационными технологиями позволят им реализовать одну из основных целей обучения русскому языку (развитие коммуникативной личности), то есть дадут возможность перейти от изучения языка как системно-структурного образования к изучению его как средства общения и мышления, а учебно-познавательную деятельность перевести на продуктивно-творческий уровень. Данная учебная дисциплина является важной в профессиональной подготовке магистранта. При её изучении, так же как и учебных курсов «Филология в системе современного гуманитарного знания», «Общее языкознание», «Информационные технологии», совершенствуется общекультурная компетенция – способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2). В рамках данного курса, а также курсов «Теоретические и прикладные аспекты современной лексикографии», «Теория и практика лингводидактического тестирования», «Информационные технологии», – магистранты развивают способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, что играет важнейшую роль в формировании педагогических навыков молодого преподавателя в целом. В рамках данного учебного курса формируются важнейшие компетенции научного работника, работающего в высшей школе: владение углубленными знаниями в области языкознания (ПК-2) и способность на этом основании порождать новые идеи, переоценивать накопленный опыт в рамках педагогического процесса (ОК-6). Поэтому данный курс имеет преемственные связи с дисциплинами: «Филология в системе современного гуманитарного знания», «Педагогическое общение и психолингвистические аспекты изучения языка», «Пунктуация в функционально-семантическом аспекте», «Языковая картина мира: сопоставительный аспект», «Лингводидактическое описание русского языка как иностранного», «Профессионально ориентированное обучение русскому языку как иностранному». По специализации данный учебный курс тесно связан с такими дисциплинами, как «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному», «Методика обучения видам речевой деятельности», «Анализ художественного текста в иностранной аудитории», поскольку все они позволяют совершенствовать навыки проведения учебных занятий и внеклассной работы по языку (ПК-9) и помогут в предстоящей работе преподавателя организовать полноценное обучение русскому языку с применением новых образовательных технологий. Кроме того, знания, умения и навыки, сформированные дисциплиной «Инновации в обучении русскому языку как родному, русскому языку как неродному, русскому языку как иностранному», а также курсами «Активные процессы в современном русском языке и современная языковая ситуация», «Педагогическое общение и психолингвистические аспекты изучения языка», позволят будущему преподавателю проектировать и моделировать новые идеи и направления не только в школьной и вузовской практике, но и в рамках подготовки научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских и других проектов (ПК-18). Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль осуществляется в форме анализа учебных текстов, презентации собственного умения в применении того или иного инновационного метода, а также в форме контрольной работы. Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме зачёта, который проводится в виде устного ответа на теоретические вопросы, а также письменного представления модели урока русского языка. Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК2, ОК5, ОК6; ПК2; ПК9; ПК 18 (таблица 1). Таблица 1. Требования к результатам освоения программы
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Основы методики преподавания русского языка Тема 1.1. Основные методы и методики, применяемые в рамках обучения русскому языку как родному, как неродному, как иностранному Методика преподавания русского языка как наука, имеющая свои цели, свой объект, предмет и свои методы исследования. Задачи и содержание методики преподавания русского языка как родного, как неродного, как иностранного. Специфика обучения русскому языку как неродному, по сравнению с усвоением родного и иностранного языка Языковые, речевые, деятельностные, коммуникативные аспекты обучения, способы их взаимосвязанного, комплексного, параллельного, поэтапного изучения. Подходы к обучению. Типы подходов: интуитивный, сознательный, познавательный, интегрированный, функциональный. Раздел 2. Актуальные тенденции в развитии методики преподавания русского языка как родного, как неродного, как иностранного. Тема 2.1. Традиционное и новое в обучении разным аспектам речевой деятельности Теоретические аспекты инновационных процессов в образовании. Современные обучающие технологии на уроках развития (практики) речи - технологии обучения речевому общению. Традиции и новации в обучении аудированию русской звучащей речи. Традиционное и новое в обучении лексике и практической (коммуникативной) грамматике русского языка. Раздел 3. Инновационные технологии в практике преподавания русского языка Тема 3.1. Современные технологии в обучении русскому языку Особенности использования проектной технологии обучения русскому языку как родному, как неродному, как иностранному. Специфика и выбор тем проектов в зависимости от условий и целей обучения. Технология проблемного обучения. Технология обучения в сотрудничестве. Кейс-метод. Портфолио как технология накопления и систематизации информации. Технологии модульного обучения. Раздел 4. Новые учебники и учебные комплексы по русскому языку Тема 4.1. Лингводидактические принципы построения современного учебника по русскому языку как родному, как неродному, как иностранному Обзор современных учебников по русскому языку. Особенности структуры современного учебника по русскому языку как родному, как неродному, как иностранному. Принципы отбора текстов для учебников русского языка как родного, неродного и иностранного. Тема 4.2. Электронный учебник как эффективное средство обучения русскому языку как родному, неродному, иностранному Особенности архитектуры электронного учебника. Типичные особенности электронных учебников. Средства создания электронных учебников. Режимы работы электронного учебника. Электронные словари. Раздел 5. Использование Интернета в преподавании русского языка Тема 5.1. Ресурсы сети Интернет и область их применения в сфере языкового образования История развития использования Интернет-технологий в системе преподавания русского языка. Особенности структуры гипертекста. Обзор основных ресурсов Интернета, ориентированных на процесс обучения русскому языку как родному, неродному, иностранному. Тема 5.2. Формирование основных компетенций с помощью ресурсов Интернета Подходы, способы и приемы формирования произносительных, лексических, грамматических навыков в обучении русскому языку с использованием Интернет-технологий. Подходы и приемы развития умений говорения, говорения, чтения, письма в обучении иностранному языку с использованием Интернет-технологий. Тема 5.3. Дистанционное обучение Современные веб-ориентированные программные средства − электронные обучающие оболочки. Оценка эффективности сайтов образовательных институтов, организующих дистанционное обучение. Модульная обучающая среда Moodle как основа дистанционного обучения языкам и средство поддержки аудиторных занятий. Методика разработки аудиторного и дистанционного Интернет-урока. Раздел 6. Компьютерные технологии как новая форма обучения русскому языку Тема 6.1. Особенности создания компьютерных обучающих программ для различных этапов обучения Компьютерные программы по русскому языку как родному, неродному, иностранному. Отбор образовательного средства с точки зрения его адекватности условиям, целям и задачам учебной деятельности. Электронное портфолио студента и преподавателя как средство индивидуализации обучения языкам и культурам. Тема 6.2. Организация урока с использованием компьютерных технологий Методическая разработка различных типов уроков с применением компьютерных обучающих материалов: урок-презентация, урок формирования навыков и умений, диагностическое тестирование, домашнее задание, контроль. Необходимые компоненты медиа-урока (рисунок, иллюстрация, графика; интерактивная игра; интерактивная карта; тренажер; видеофрагмент; аудиозапись; мультимедийная презентация и др.). Применение интерактивной доски при обучении русскому языку как иностранному. Особенности лекционного мультимедийного курса. Содержание дисциплины «Инновации в обучении русскому языку как родному, русскому языку как неродному, русскому языку как иностранному» структурировано по видам учебных занятий с распределением объемов учебной нагрузки (таблицы 2, 3). Таблица 2. Тематическое планирование
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 72 часа, 2 ЗЕТ. Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студента
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература Крючкова, Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие / Л. С. Крючкова, Н. В. Мощинская. М.: Флинта: Наука, 2011. 480 с. Тимонина, В.Ю. Использование информационных технологий при обучении русскому языку в школе: учебное пособие / В. Ю. Тимонина. – М.: Университетская книга, 2012. - 240 с. Зайдман, И.Н. Инновационные технологии и модели обучения: учебное пособие / И. Н. Зайдман, Ю. Ю. Алехова, О. А. Ефремова.. 2-е изд. Новосибирск: НГПУ, 2009. 140 с. Дополнительная литература Авдеева И.Б. Методика обучения русскому языку иностранных учащихся инженерного профиля в условиях лингводидактики ХХI века // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер: Вопросы образования. Языки и специальность. 2008. № 3. С. 82-86. Азимов, Э. Г. Компьютерные технологии в обучении русскому языку как иностранному // Практическая методика обучения русскому языку как иностранному / под ред. А. Н. Щукина. − М., 2003. Азимов, Э.Г. Использование компьютера в обучении русскому языку как иностранному / Э.Г. Азимов. – М.: Русский язык, 1989. Азимов, Э.Г. Русский язык в Интернете (лингвистический и методический аспекты) / Э.Г. Азимов // Лингводидактический поиск на рубеже веков: сб. статей.– М., 2000. – С. 7 –17. Акишина, А.А. Учимся учить: для преподавателей русского языка как иностранного / А. А. Акишина, О. Е. Каган. - 2-е изд. – М.: Русский язык. Курсы, 2002. – 256 с. Андресен, Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс / Бент Б. Андресен, Катя Ван ден Бринк. – М.: Дрофа, 2007. – 224 с. Андреев, А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. – М., 1999. – 196 с. Арутюнов, А. Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев / А.Р. Арутюнов. – М.: Русский язык, 1990. - 155 с. Батраева, О. М. Интенсивные методы и технологии в преподавании РКИ // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 62-64. Беспалько, В.П. Теория учебника: дидактический аспект / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1988. –160 с. Богомолов, А.Н. Дистанционное обучение русскому языку как иностранному: обзор отечественных и зарубежных технологий и методик / А.Н. Богомолов, О.А. Ускова. – М., 2004. – 72 с. Браун, Ю.С. Модульное обучение мультимедийным технологиям / Ю. С. Браун // Информатика и образование. – 2000. – №2. – С. 71-77. Васянина, Е.Ю. Интернет-ресурсы по РКИ: достижения и детские болезни / Е.Ю. Васянина // Русский язык за рубежом. – 2004. – № 1. – С. 60-70. Вегвари, В. Новые технологии в обучении русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом. – 2001.– №2. – С. 54 – 58. Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 315 с. Вьюнов Ю.А. О концепции и содержании учебного пособия по страноведению России на рубеже XX-XXI веков: учебное пособие по страноведению / Под ред. Ю.А. Вьюнова, А.В. Манько, В.П. Чуднова. М.: Изд-во ИКАР, 2011. - 552 с. // Русский язык за рубежом. 2012. № 3. С. 113-115. Гвоздева, А.В. Интегративно-дифференцированный подход в развитии субъективности студентов при обучении иностранным языкам : монография / А. В. Гвоздева ; науч. ред. Л. С. Подымова ; Курск. гос. ун-т. - Курск : КГУ, 2008. - 212 с. Голубева, A.B. Из опыта работы над Интернет-курсом русского языка / А.В. Голубева, Я.В. Лукина // Русское слово в мировой культуре. Материалы X Конгресса МАПРЯЛ. – СПб., 2003.– С. 121-127. Горцов, А.Д. Новые информационные технологии в высшей школе / А.Д. Горцов. – М., 2004. – 193 с. Грищенко Н.А. Учебные пособия по русскому языку на рубеже веков как отклик на запросы времени // Филология и человек. 2011. № 3. С. 124-130. Дочкин, С. А. Использование мультимедиа при создании электронных учебных изданий : учебное пособие / С. А. Дочкин, В. Е. Быцанова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2010. – 166 с. Дунаева, Л.А. Электронная книга или интерактивный коммуникативный учебник / Л.А. Дунаева, О.И. Руденко-Моргун, В.В. Частных // Мир русского слова. 2000. №4. С. 71-76 Замковая Н.В. Инновационные формы работы на уроках русского языка как иностранного / Н.В. Замковая, И.М. Моисеенко. – Таллинн, 2006. Канарская, О. В. Инновационное обучение / О.В. Канарская. – СПб, 1997. Капитонова, Т. И. Современные методы обучения русскому языку иностранцев / Т.И. Капитонова, А. Н. Щукин. − М., 1987. Капитонова, Т.И. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки / Т. И. Капитонова, Л. В. Московкин. – СПб.: Златоуст, 2006. - 272 с. Киселева, О.Н. Методика преподавания русского языка: учебное пособие / О. Н. Киселева.- Томск : Изд-во Томского ун-та, 2005. - 312 с. Крюкова, О.П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде / О.П. Крюкова. – М.: Логос, 1998. – 127 с. Нахабина, М.М. Компьютерный мультимедиа курс по русскому языку как иностранному «Русский с самого начала» / М.М. Нахабина, В.А. Степненко // Вестник ЦМО МГУ.– 1998. – С. 68-72. Нефёдов, И. В. Инновационные технологии обучения русскому языку как иностранному. Интернет / И.В. Нефёдов // Язык. Дискурс. Текст: Материалы III международной научной конференции. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2007. Нефёдов, И. В. Применение интерактивной доски и использование ресурсов Интернета в лекционном курсе по методике преподавания русского языка как иностранного / И.В. Нефёдов // Образовательное и культурное пространство СНГ и Европы: информационные технологии в процессе обучения русскому языку в неязыковых вузах. – Ереван, 2008. Низовая И.Ю. Дистанционные курсы по русскому языку: состояние и перспективы // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 05. С. 66-74. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2008. – 272 с. Серова, Л.К. Компьютерные технологии на начальном этапе преподавания РКИ / Л.К. Серова // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного: учебн. монография / Под общей ред. С.А. Хаврониной, Т.М. Балыхиной. – М.: Российский университет дружбы народов, 2002. Серова, Л.К. Работа с компьютером на начальном этапе преподавания РКИ / Л.К. Серова. – М., 2000. Современные технические средства в обучении русскому языку как иностранному : сб. ст. / под ред. В. Г. Логиновой, Н. И. Самуйлова ; Ин-т рус. яз.. – Москва : Русский язык, 1989. - 158 с. Современный учебник русского языка для иностранцев: теоретические проблемы и прикладные аспекты: Междунар. науч.-практ. конф. (20-22 нояб. 2002 г.): Тез. докл. − М., 2002. Содержание и структура учебника русского языка как иностранного / Сост. Л. Б. Трушина. - М.: Русский язык, 1981. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / Под ред. 3. Джалиашвили. – СПб., 2003. – 334 с. Теория и практика создания учебных пособий по общеобразовательным дисцилинам на неродном для студентов языке / Г.И. Кутузова, В.И. Левина, И.Л. Перфилова. – СПб.: Изд-во СПбТГУ, 1998. – 40 с. Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного : учебная монография / под общ. ред. С. А. Хаврониной, Т. М. Балыхиной. - Москва: РУДН, 2002. - 428 с. Федоренко, Л.П. Закономерности усвоения родной речи : учебн. пособие / Л. П. Федоренко. – М.: Просвещение, 1984. - 160 с. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного / сост.: Л. В. Московкин, А. Н. Щукин. - Москва : Русский язык. Курсы, 2010. - 552 с. Чуксина, И.Г. Компьютерные технологии в обучении русскому языку как иностранному / И.Г. Чуксина // Педагогика. 2003. № 2. С. 103-106. Шляхов, В.И. Методика преподавания РКИ в прошлом, настоящем и будущем // Русский язык за рубежом. 2011. № 1. С. 18-24. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А.Н. Щукин. – М., 2008. 1 экз. Щукин, А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного : учебное пособие для вузов по специальности "Русский язык и литература" ("Русский язык как иностранный") : доп. УМО вузов РФ / А. Н. Щукин. - Москва : Высшая школа, 2003. - 334 с. Электронные образовательные ресурсы НГПУ (авторизованный доступ) Федосеева, Т.А. Компьютерные средства в методике обучения русскому языку [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т. А. Федосеева. - Новокузнецк : КузГПА, 2008. - 82 с - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/88693/, авторизованный. – Загл. с экрана. Титов, В. А. Методика преподавания русского языка [Электронный ресурс] : конспект лекций / В. А. Титов. – М.: Приор-издат, 2008. - 174 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/56301/, авторизованный. – Загл. с экрана. Протасова, Е. Ю. Методика развития речи двуязычных дошкольников / Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 256 c. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/55849/page/6/, авторизованный. – Загл. с экрана. Интернет-ресурсы (открытый доступ) Андреев А. А. Обучение через Интернет: состояние и проблемы [Электронный ресурс] // Высшее образование в России, №12, 2009. Режим доступа: URL: http://http://www.vovr.ru/arhiv2009.html, свободный. – Загл. с экрана. |
![]() | 1. Азимов Э. Г. Использование компьютера в обучении русскому языку как иностранному. М., 1989 Азимов Э. Г. Использование компьютера в обучении русскому языку как иностранному. М., 1989 | ![]() | Рабочая программа по русскому языку 6 класс ... |
![]() | Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы основного образования... | ![]() | Книга писатель Цель: раскрыть перед учащимися значение знаний по русскому языку, стимулировать интерес к русскому языку, развивать смекалку, догадливость,... |
![]() | Пояснительная записка статус документа Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы основного образования... | ![]() | Анализ комплексной проверочной работы по русскому языку учащихся 10-ых классов Цель проверки: определить уровень образовательных достижений учащихся по русскому языку на базовом уровне |
![]() | Методические рекомендации по итогам результатов единого государственного экзамена по русскому языку в 2012 году Янао в 2012 г., основные компоненты содержания обучения русскому языку на базовом уровне трудности осваивает подавляющее большинство... | ![]() | Пояснительная записка Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов под редакцией... |
![]() | Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования... | ![]() | Инструктивно-методическое письмо «О результатах проведения контрольного среза по русскому языку в 5-х классах общеобразовательных учреждений ( 2010 2011 учебный год)» С целью изучения преемственности в обучении рускому языку при переходе учащихся из начальной школы в основную в октябре 2010 года... |