
Программа «Семья и школа»
Становление личности будущих граждан страны во многом зависит от окружающей его социальной среды. Семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Особенности современной семьи, сложившейся за последние годы, можно соотнести с коренными изменениями в современном обществе. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. Другой позитивной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют интуитивно. А это не всегда дает позитивные результаты. Взаимодействие педагогов школы с родителями наших учеников направлены на создание воспитательной среды. Программой предусматривается установление партнерских отношений педагогического коллектива с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителя. Программа «Семья» позволяет скоординировать усилия администрации, учителей в работе с родителями. Программа включает следующие направления: Изучение семей учащихся Работа с родителями Работа с проблемными семьями Сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы в школе Работа с семьей в системе дополнительного образования Работа с педагогическими кадрами Работа с социумом Материально-техническое обеспечение
Характеристика внешней среды. По результатам анализа на 2008-2009 учебный год насчитывается: Социальный состав обучающихся: Всего учащихся – 46 Дети из малообеспеченных семей – 14 Дети из многодетных семей – 4 Дети из неблагополучных семей – 7 Дети «категории риска» - 5 Опекаемые дети – 2 - из них дети-сироты –1 Дети, состоящие на внутришкольном учёте – 5 На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает её расположение в отдалённом районе области. Культурным центром является Дом Культуры, где функционирует библиотека. Отсутствие возможности взаимодействия с культурными центрами не позволяет обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей обучающихся.
Характеристика условий и возможностей школы.
Дети обучаются в 2-этажном здании в 1 смену. В школе имеется 12 учебных кабинетов, 1спортивных зала, библиотека, актовый зал, столовая. На территории школы расположена спортивная площадка. В школе имеется 1 компьютерный класс. В школе имеется теле и видеоаппаратура, множительная техника. Школа имеет свою страницу в интернете.
Характеристика кадров. В настоящее время в школе преподают 12 педагогов. Из них имеют образование: - высшее педагогическое – 7 - среднее профессиональное –5 Имеют квалификационные категории: - высшую – 0 - первую – 0 - вторую – 0 способностью к саморазвитию. Программой предусмотрена социально – педагогическая поддержка детей из социально – незащищенных семей, помощь ребенку в преодолении трудностей социализации. Это оказание помощи воспитанникам в решении их индивидуальных проблем связанных с их физическим, психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональном самоопределением. Педагогическая поддержка направлена на усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, осмысление своей социальной роли, а также формирование самооценки Программа рассчитана на период с 2008 по 2013 годы и включает основные этапы: 2008-2009 – Год Семьи. Организационно-теоретический этап 2009-2012 – основной период деятельности 2012-2013 – заключительный этап (аналитическая деятельность)
Программа предусматривает достижение основной цели: обеспечение взаимодействия школы с родительской общественностью, привлечение родителей к воспитательному процессу
основные этапы реализации программы
2008-2009 Организационно-теоретический этап общешкольные родительские лектории и собрания «Семья и школа -партнеры в воспитании ребенка «Родителям о правах детей и родителей» -сентябрь
«Проблемы воспитания правовой культуры у детей»- ноябрь «Психофизиологические особенности подростков »- ноябрь
«Причины детского и подросткового суицида» - февраль «Трудный ребенок, что делать?»- февраль
«Государственная итоговая аттестация» - март
«Подведение итогов работы за год. Задачи на новый учебный год»- май
2009-2012 – основной период деятельности общешкольные родительские лектории и собрания в рамках программы «Родительский лекторий»
2011-2012 – заключительный этап (аналитическая деятельность)
Эта программа: способствует повышению педагогической культуры родителей; помогает в организации совместной деятельности взрослых и учащихся; предполагает социальную защиту и охрану. Помогает: пропагандировать здоровый образ жизни; установить неиспользованный резерв семейного воспитания; найти пути оптимизации педагогического взаимодействия (школа -семья); предупреждать и разрешать конфликтные ситуации. Координирует работу психолого-педагогическая служба. Сопровождение развития учащихся, включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на: гуманистическом стиле общения и взаимодействия; уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу; систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей); умение конструктивно подходить к разрешению конфликтов.
Методы, изучения семей: Наблюдение. Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, инспектора ОППН, работников опорных пунктов). Индивидуальные беседы. Тестирование. Анкетирование. Диагностика. Деловые игры. Программой предусмотрено: исследование семейно-бытовой атмосферы школьника совместно с психологом школы (бытовые условия, моральный климат, семья полная или неполная, взаимоотношения в семье, материальная обеспеченность, здоровье, нравственность, режим дня; окружение ученика). Проведение родительских собраний по проблемам: а) «Типичные ситуации конфликтов между взрослыми и детьми, пути их преодоления»; б) «Воспитание нравственности и правосознания - общая задача»; в) «Каково на дому - таково и самому»; г) «О ценностях подлинных и мнимых». Проведение встречи - чествования «День семьи» Проведение «круглого стола» на тему: «Кто ты на Земле: хозяин или прохожий».
Формы работы Встречи за «круглым столом»: «Острые углы семейного круга», «Психология семейных отношений». Родительские капустники и «Огоньки». Проблемные «круглые столы» с решением экстремальных проблем: Конфликт, разлука, насилие, кризис, наркомания, токсикомания, алкоголизм и табакокурение. Индивидуальные встречи «Разговор по душам». Встречи с директором школы (доверительные беседы). День открытых дверей. Общественный смотр знаний. Конференции отцов. Психологические тренинги. Родительский лекторий для различных «групп риска»: неполные семьи (одинокие матери, отцы); многодетные родители; малообеспеченные семьи; родители приемных детей; родители-мигранты, беженцы. Сентябрьские встречи «Начало» с родителями пятиклассников. Письменный телефон доверия. Работа Совета по профилактике правонарушений
План реализации ПРОГРАММЫ «СЕМЬЯ»
I. ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙ УЧАЩИХСЯ Действия | Предполагаемый результат | Изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с системой обучения в школе. Ежегодное составление социального портрета села. Посещение семей. Диагностика «Рисунок семьи». | Формирование единых педагогических требований.
Создание банка данных.
Составление социальных паспортов семей. Раннее выявление кризисных семей. Своевременное выявление детей, требующих внимания |
II. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Действия | Предполагаемый результат | Создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы: День открытых дверей для родителей. День семьи. Вечера вопросов и ответов. Спортивные соревнования «Папа, мама и я -спортивная семья». Выставка поделок семейного творчества. Выставка семейных стенгазет. Защита семейных гербов. Организация кружков и спортивных секций по интересам силами родителей. Проведение традиционного Дня права с привлечением родителей-специалистов. Поздравление дедушек и бабушек села с Днем Победы. Оформление классных летописей и фотоальбомов силами родителей. Оформление портфолио учащихся силами родителей. Привлечение родителей - врачей для проведения лекций для учащихся по классам. Привлечение родителей - выпускников школы для сохранения и приумножения школьных традиций | Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы | Педагогическое и психологическое просвещение родителей: Собрание родителей будущих первоклассников. Занятия для родителей будущих первоклассников. Открытые уроки для родителей. Тематические собрания с привлечением специалистов. Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников. Собрания-практикумы для родителей Индивидуальная работа с родителями. Итоговые четвертные собрания по классам. Родительские конференции | Терапия семейных отношений. Улучшение микроклимата в семье |
III. РАБОТА С ПРОБЛЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ Действия | Предполагаемый результат | Работа классного руководителя: а) регулярное посещение проблемных семей; б) индивидуальные беседы с родителями; в) совместная работа классного руководителя, родителей и учителей-предметников; г) проведение малых педсоветов; д) составление индивидуальных программ воспитания; е) ведение ежегодного учета пропусков занятий учащихся, способных прогуливать уроки без уважительной причины | Оказание помощи проблемным семьям, снижение правонарушений среди подростков, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей | Работа администрации школы: а) индивидуальные беседы и консультации; б) контроль работы классных руководителей; в) тематические совещания при завуче; г) индивидуальные отчеты классного руководителя о текущей успеваемости и посещаемости учащихся из проблемных семей; д) изучение данных о занятости учащихся в кружках и спортивных секциях; е) уточнение списков проблемных семей и детей каждую четверть | Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе | Работа с семьями опекаемых детей: а) регулярное посещение семей опекаемых детей; б) контроль регулярного питания в школьной столовой; в) индивидуальное собеседование с опекунами; г) оказание помощи в организации летнего отдыха; | Составление банка данных, составление актов контрольного обследования два раза в год, своевременная помощь семьям в различных ситуациях | д) своевременное выявление детей, проживающих с родственниками при неоформленном опекунстве |
| Работа с многодетными семьями:
а) контроль за постановкой детей из таких семей на бесплатное льготное питание в школьной столовой;
| Составление банка данных. Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из многодетных семей |
IV. СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ Действия | Предполагаемый результат | 1. Работа родительского комитета. 2. Создание инициативной группы родителей. 3 Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся. 4 Оформление классных альбомов «Наши родители». 5 Посещение членами родительских комитетов «проблемных» семей
| Создание единого воспитательного пространства «родители - дети - учителя». Создание условий для развития родительских общественных организаций
|
V. РАБОТА С СЕМЬЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Действия | Предполагаемый результат | 1. Оказание помощи в организации изучения интересов, запросов учащихся для работы в кружках и спортивных секциях. 2. Привлечение родителей для ведения мини-кружков по интересам. 3. Совместная работа с ДК, библиотекой села 4. Участие в творческих отчетах кружков | Развитие творческих способностей учащихся |
VI. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ Действия | Предполагаемый результат | 1. Изучение нормативно-правовых документов по работе с семьей. 2. Уточнение функциональных обязанностей классного руководителя. 3. Привлечение к работе с ПДН, представителей правоохранительных органов | Знание педагогами необходимых нормативных правовых документов, доступность информации по проблеме работы с семьями учащихся, создание методических разработок в помощь классным руководителям | 4. Выявление потребности педагогов в обучении и повышении профессиональной квалификации по проблеме организации работы с семьей. 5. Создание творческих групп классных руководителей по работе с семьей. 6. Обобщение опыта педагогов по работе с семьей |
| VIII. РАБОТА С СОЦИУМОМ Действия | Предполагаемый результат | Школа традиционно поддерживает отношения: с отделом социальной помощи семье и детям; комиссией по делам несовершеннолетних; ДК; районным музеем; Сельской, детской библиотекой;
| Расширение культурно-воспитательного пространства |
IX. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Действия | Предполагаемый результат | Стимулирование деятельности педагогов Стимулирование лучших родителей почетными грамотами, благодарственными письмами.
| Поддержка творческих устремлений учителей через дифференцированную доплату Обобщение опыта воспитания детей лучших родителей Пропаганда достойного семейного воспитания |
X.ШКОЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Родительский лекторий: | месяц | Повышение уровня психологических знаний в вопросе развития и воспитания детей. |
| 1. Адаптационный период 1-классников. Роль семьи в адаптации ребёнка. | Сентябрь | 2. Особенности психологии учащихся начальных классов. | декабрь | 3.Психологические и психофизиологические особенности подростка. | Февраль |
| 4.Особенности психологии старшего подросткового возраста. | Март | Консультации родителей: |
|
|
| 1. Оказание помощи детям в конфликтных ситуациях. | В течение года | 2.Консультирование родителей по результатам диагностики. | В течение года | Диагностика: выявление особенностей семейного воспитания, изучение детско-юношеских отношений. | В течение года |
|