МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Юридический факультет кафедра уголовного процесса и криминалистики
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _____________В.П. Гарькин «____»___________201__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Криминалистическая экспертиза образовательная программа направления 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ цикл Б.3 «Профессиональный», вариативная часть
Профиль подготовки Общий
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр юриспруденции
Форма обучения очная курс __ Семестр__
Самара, 2011 Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления 030900 «Юриспруденция», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 464 от 4 мая 2010 г. Зарегистрировано в Минюсте России 21 мая 2010 г. N 17337.
Составители рабочей программы: Шапошников А.Ю., доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, к.ю.н.
Рецензент:
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры уголовного процесса и криминалистики протокол №____ от «___»_______201___ г.
Заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики «____»_________201___ г. _________________________В.А. Лазарева
СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии юридического факультета «___»_________201___ г .__________________________
СОГЛАСОВАНО Декан юридического факультета «___»_________201___г. ____________________________А.А. Напреенко
СОГЛАСОВАНО Начальник методического отдела «___»_________201___г. ____________________________Н.В. Соловова 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню усвоения содержания дисциплины 1.1. Цели и задачи дисциплины Криминалистическая экспертиза – это отрасль судебной экспертизы, основанная на использовании специальных знаний в области криминалистики и криминалистической техники. Цель дисциплины – формирование у студентов комплексного представления о криминалистической экспертизе как разделе судебной экспертизы и криминалистики, систематизированного представления об объектах экспертного исследования, разрешаемых вопросах, используемых технических средствах и основных методик экспертного исследования. Задача дисциплины: обретение обучающимися представления о закономерностях возникновения следов; специальных криминалистических средствах, методах и приемах обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов; усвоение основных понятий криминалистической экспертизы; уяснение порядка, основных правил и методов проведения экспертных исследований, возможностей криминалистических экспертиз; изучение технико-криминалистических средств, используемых для проведения экспертных исследований в рамках криминалистических экспертиз, и основных методик проведения экспертного исследования; формирование навыков определения вида криминалистической экспертизы, обнаружения, фиксации, изъятия, упаковки и отбора исследуемых объектов, формулирования вопросов для эксперта; овладение навыками анализа и оценки экспертных заключений, проверки результатов экспертного исследования, использования результатов экспертного исследования в доказывании; формирование умения осуществлять поисково-познавательную деятельность с неукоснительным соблюдением требований действующего уголовно-процессуального законодательства; воспитание уважения к закону, правам и свободам личности, нетерпимости к коррупционному и иному преступному поведению.
1.2.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен Знать: основные положения теории судебной экспертизы, экспертно-криминалистические понятия и категории; требования, предъявляемые законом к формам, средствам, методам и приемам экспертно-криминалистической деятельности и ее результатам; виды криминалистических экспертиз, технико-криминалистические средства и методы экспертных исследований; основания и порядок назначения и производства криминалистических экспертиз; порядок и основные приемы организации, подготовки и производства криминалистических экспертиз, а также фиксации их хода и результатов.
Уметь: применять технико-криминалистические средства и приемы обнаружения, фиксации, изъятия, исследования и использования следов; правильно определять вид судебной экспертизы; объекты, направляемые для экспертного исследования, в том числе образцы для сравнительного исследования; правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении криминалистических экспертиз и предварительных исследований; анализировать и правильно оценивать содержание заключений эксперта (специалиста); проверять выводы экспертов и использовать результаты криминалистических экспертиз в доказывании.
Владеть; экспертно-криминалистической терминологией; навыками обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств, получения образцов для сравнительного исследования; навыками проведения криминалистических экспертиз; навыками составления процессуальных документов, протоколов следственных действий и экспертных заключений; навыками работы с правовыми актами и документами; навыками получения, анализа, проверки и оценки доказательственной информации о правовых явлениях и юридических фактах; навыками самостоятельного анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
Быть способным: в рамках конкретной практической ситуации определять вид и объекты криминалистических экспертиз, правильно формулировать вопросы эксперту; объективно анализировать и оценивать ход и результаты экспертно-криминалистического исследования, и использовать их для обоснования процессуальных решений; открыто воспринимать, анализировать, проверять и обоснованно опровергать доводы противной стороны; принципиально реагировать на ошибки правоприменительной практики.
Владеть компетенциями: код компетенции | Наименование результата обучения | ОК-3 | владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | ОК-4 | способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | ОК-6 | имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону | ОК-8 | способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач | ОК-11 | владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией | ПК-2 | способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | ПК-4 | способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом | ПК-6 | способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | ПК-7 | владеет навыками подготовки юридических документов | ПК-8 | готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | ПК-10 | способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения | ПК-11 | способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению | ПК-13 | способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации |
1.3. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина входит в Блок 3 «Профессиональный цикл. Вариативная часть учебного плана» Связь с предшествующими дисциплинами Для успешного освоения дисциплины студент должен овладеть общекультурными и профессиональными компетенциями, формируемыми при изучении дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Информационные технологии в юридической деятельности», «Логика», «Профессиональная этика», «Суд и правоохранительные органы в РФ», «Уголовный процесс», «Криминалистика», «Следственные действия». Связь с последующими дисциплинами Изучение криминалистики служит базой для формирования других общекультурных и профессиональных компетенций в ходе таких дисциплин как «Судебная медицина», «Судебная психиатрия», и иных профильных дисциплин, включенных в блок 3 «Профессиональный цикл. Вариативная часть» ООП.
2. Содержание дисциплины. 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Семестр - ____, вид отчетности – зачет Вид учебной работы | объем часов/зачетных единиц | Трудоемкость изучения дисциплины | 72/2 | Обязательная аудиторная нагрузка (всего) | 36/1 | Лекции | 18 | Лабораторные работы | 18 | Практические занятия |
| Самостоятельная работа студента (всего) | 36 | Самостоятельное изучение тем | 4 | Подготовка и выполнение лабораторных работ | 16 | Подготовка реферата, эссе, проекта, глоссария, кейса | 16 | Получение индивидуальных консультаций преподавателя | 2 | Подготовка и сдача зачета |
| |