Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н. В. Нищева спб., Ооо «Издательство Детство Пресс»




Скачать 20.19 Kb.
НазваниеПримерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н. В. Нищева спб., Ооо «Издательство Детство Пресс»
страница1/6
Дата04.02.2016
Размер20.19 Kb.
ТипПримерная программа
  1   2   3   4   5   6
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17 Петродворцового района Санкт-Петербурга


«Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса»

номинация

Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО

в группах компенсирующей направленности


Руководитель проекта:

Заведующий Сердукова Любовь Анастасьевна

Авторский коллектив:

Старший воспитатель Черкашина Ирина Александровна

Учитель-логопед Казова Наталья Анатольевна

Учитель-логопед Онегова Татьяна Леонидовна

Музыкальный руководитель Мадан Марина Алексеевна

Инструктор по физической культуре Романова Елена Владимировна


Санкт-Петербург

2012

Содержание


Содержание ……………………………………………………………………….2

Введение …………………………………………………………………………..3

Модель системы мониторинга ДОУ № 17 ………………………………………5

Модель взаимодействия специалистов в системе мониторинга ………………6

Определение периодичности и сроков ………………………………………… 8

Области мониторинга ………………………………………………………..… 10

Методическое и наглядно-дидактическое обеспечение ……………………... 13

Методы исследования ……………………………………………………….…. 15

Критерии, система оценки …………………………………………………..…. 16

Форма учёта, обработки и анализа информации ………………………..…… 17

Использование результатов мониторинга ………………………………….…. 29

SWOT- анализ ………………………………………………………………..….. 29

Заключение …………………………………………………………………..……32


Утвержденные 23.11.2009 года 655-ым приказом Министерства образования и науки России Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, диктуют новые требования, в которых четко сказано, что для детей с ограниченными возможностями здоровья система комплексного коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения должна включать в себя мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении коррекционного раздела основной образовательной программы.

В ГБДОУ детский сад № 17 д ля коррекционных групп приняты и утверждены к реализации следующие программы:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М. «Мозаика-Синтез», 2012.

2. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Нищева – СПб., ООО «Издательство Детство Пресс», 2011.

Специалистами ГДОУ детский сад № 17 разработана система мониторинга для коррекционных логопедических групп, и технология взаимодействия всех участников педагогического процесса при осуществлении мониторинга достижения детьми с нарушениями речи планируемых результатов освоения ООПДО.

Инициативная группа педагогов участвующих в проведении мониторинга:

- определила состав специалистов, участвующих в процессе мониторинга

- сформулировала определение мониторинга,

- определила его цели и задачи,

- выделили основные принципы,

- разработала модель и система мониторинга,

- определила структуру взаимодействия специалистов в рамках мониторинга

Мониторинг – система мероприятий предполагающих выявление уровня и динамики развития интегративно-личностных качеств, уровня и динамики развития всех компонентов речи, интеллектуальных качеств детей с ОВЗ, их успешности в освоении основной образовательной программы и коррекционного раздела основной образовательной программы.

Цели мониторинга:

- Получение, анализ и оценка точных и объективных данных о всестороннем развитии детей с ОВЗ

- Комплексная оценка динамики развития и успешности детей с ОВЗ

- Индивидуализация коррекционно-образовательного маршрута для обеспечения всестороннего развития детей с ОВЗ

- Осуществление взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном процессе

- Повышение эффективности коррекционного образовательно-воспитательного процесса

- Оценка выбранных коррекционных и образовательных программ развития для детей с ОВЗ

Принципы осуществления системы мониторинга:

- Научности (учет закономерностей развития ребенка, использование научно-обоснованных методов и форм мониторинга)

- Непрерывности и цикличности (постоянная оценка достижения детьми планируемых результатов освоения ООП, периодичность проведения)

- Гуманизации (уважение к личности ребенка, его интересам, правам)

- Коллегиальности (участие в проведении и обсуждении результатов мониторинга всех педагогов и специалистов, работающих с детьми с нарушениями речи).

Задачи администрации по реализации мониторинга:

- Обеспечение профессиональной готовности педагогов и специалистов к проведению системы мониторинга в группах для детей с ОВЗ

- Организация постоянного взаимодействия воспитателей и специалистов на всех этапах реализации системы мониторинга





В основе системы мониторинга, разработанной специалистами ДОУ, преобладают три главных критерия, «три кита»:

  1. Мониторинг должен выполнять основную задачу: отражать точные, объективные данные об уровне и динамике развития детей с ОВЗ.

  2. Тесное взаимодействие специалистов в процессе мониторинга.

  3. Четкость структуры, простота и доступность в реализации системы мониторинга.



МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА








Участники мониторинга

Старший воспитатель

Учитель-логопед

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Медицинский работник (врач)

Диагностические таблицы


  1. Определение периодичности и сроков мониторинга




Мониторинг в логопедических группах, ГДОУ № 17, проводится 2 раза в год: в сентябре и в мае месяце.

Первичный мониторинг, проводимый в сентябре месяце включает в себя 3 этапа:

I этап – подготовительный (нормативно-правовой). На ПМПк специалисты, принимающие участие в мониторинге представляют, обсуждают и принимают к утверждению на педсовете методическое и наглядно-дидактическое обеспечение, утверждают сроки проведения, критерии оценки и формы диагностических таблиц, используемых каждым педагогом в процессе мониторинга.

II этап – основной (диагностический). На данном этапе каждый специалист проводит мониторинг своей области развития, по утверждённой методике.

III этап - итоговый. На данном этапе, каждый специалист сообщает о результатах индивидуально-группового обследования, заполняется сводная итоговая таблица результатов мониторинга.

По результатам первичного мониторинга совместно всеми специалистами, определяются:

- основные направления коррекционной работы;

- индивидуально-образовательные маршруты для детей с учётом наиболее и наименее, развитых показателей развития;

- формы взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном процессе;

- комплектуются подгруппы детей для организованных видов деятельности.

В январе месяце на ПМПк специалистами, работающими с детьми, проводится анализ и оценка динамики развития детей, обсуждение успешности планируемых промежуточных результатов освоения детьми ООПДО и коррекционного раздела. При необходимости вносятся коррективы в индивидуально-образовательные маршруты и в планы индивидуальной работы с детьми.

В мае месяце, после проведения итогового мониторинга педагоги анализируют планируемые результаты освоения детьми ООПДО и её коррекционного раздела:

- педагоги сравнивают показатели развития в начале и в конце учебного года по всем областям мониторинга и получают точные и объективные данные о динамике развития, как каждого ребенка, так и группы в целом и их успешности в освоении всех разделов основной образовательной программы;

- определяется дальнейший образовательный маршрут для каждого ребенка;

- подводятся итоги коррекционно-образовательно-воспитательной работы за учебный год;

- оценивается эффективность и результативность работы каждого специалиста.

  1. Области мониторинга










Старший воспитатель обеспечивает:

- профессиональную готовность специалистов по проведению мониторинга;

- организует и контролирует все этапы проведения мониторинга, обобщает и систематизирует данные, предоставленные специалистами – участниками мониторинга;

- подводит итоги эффективности работы специалистов по освоению детьми ООПДО.

Специалист

Область мониторинга

Медицинские работники

Взаимодействует со специалистами при исследовании ОО «Здоровье». Предоставляет данные о средней заболеваемости детей группы, участвует в сборе анамнеза, определяет группу здоровья, информирует о детях, состоящих на диспансерном учёте, предоставляет периодические отчёты о средней заболеваемости как отдельных детей, так и группы в целом, антропометрические данные.

Даёт рекомендации по проведению профилактических и оздоровительных мероприятий.

Контролирует уровень нагрузки на детей, соблюдение режима дня.

Учитель-логопед

Интегративные качества: Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; Любознательный, активный; Эмоционально отзывчивый;

Все компоненты речевого развития.

4 блока:

- Раннее психомоторное и речевое развитие.

- Неречевые психические функции.

- Общая, речевая и мелкая моторика.

- Произносительная сторона речи и речевые психические функции.

Воспитатель

Интегративные качества: Любознательный, активный; Эмоционально отзывчивый; Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Образовательные области «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»

Инструктор по физической культуре

Интегративные качества: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Направление «Физическое развитие»:

Образовательные области «Физическая культура», «Здоровье».

Музыкальный руководитель

Интегративные качества: эмоционально отзывчивый, овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.

Направление «Художественно-эстетическое развитие»:

образовательная область «Музыка».


III. Методическое и наглядно-дидактическое обеспечение

Специалист

Методическое обеспечение

Наглядно-дидактическое обеспечение мониторинга

Учитель-логопед

-А.М. Быховская, Н.А. Казова «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР». СПб., ООО «Издательство Детство-Пресс», 2012.

-ПООПДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой, М., Мозаика-Синтез, 2012.


Н.В. Нищева «Речевая карта ребёнка с ОНР от 4 до 7 лет». СПб., ООО Издательство «Детство Пресс», 2010.

Н.В.Нищева «Картинный материал к речевой карте ребёнка от 4 до 7 лет». СПб., ООО Издательство «Детство Пресс», 2008.

О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова «Дидактический материал по обследованию речи детей» М., Аркти, 2001.

Комплект диагностических карт.

Воспитатель

-ПООПДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой, М., Мозаика-Синтез, 2012.

-Ю.А. Афонькина «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования», Волгоград: Учитель, 2012. Система оценки разработана и принята на педсовете.

Наглядно-дидактический комплект материалов (индивидуально-групповой), подобранный в соответствии с возрастом детей.

Комплект диагностических карт.

Музыкальный руководитель

-ПООПДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой, М., Мозаика-Синтез, 2012.

-Авторская методическая разработка

музыкального руководителя ДОУ № 17

М.А. Мадан «Мониторинг музыкальных

способностей детей

от 4 до 7 лет».

Музыкально-дидактический комплект.


Комплект диагностических карт.

Инструктор по физической культуре

-ПООПДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой, М., Мозаика-Синтез, 2012.

-Авторская методическая разработка инструктора по физической культуре ДОУ № 17 Е.В. Романовой «Мониторинг физической подготовленности детей от 4-7 лет».

Комплект циклограмм, спортивный инвентарь.


Комплект диагностических карт.

Медицинский работник

Документы, регламентирующие работу медицинских работников

СанПиН.

Медицинские карты.

Лист здоровья, антропометрические данные.




  1. Методы исследования.

Низкоформализованные:

- Наблюдение

- Беседа

- Опрос (анкетирование родителей)

- Изучение продуктивной деятельности

- Задания

Высокоформализованные:

- Тесты

- Пробы

- Аппаратурные методы.

  1. Критерии, система оценки

Современные диагностические методики предполагают количественные и качественные оценки показателей развития.

В ДОУ №17 разработана бальная система оценки показателей развития ребенка, которые используется 4-х бальная система оценки показателей развития ребенка всеми специалистами.

Критерии оценки:

0 баллов – Ребёнок не имеет представлений по указанному показателю развития.

1 балл – Ребёнок имеет бессистемные, частично усвоенные, неточные и неполные представления по указанному показателю развития.

2 балла – Ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному показателю развития.

3 балла – Ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному показателю развития.

Для определения уровня развития ребенка каждый специалист выполняет 3 математических действия:

1действие: Подсчитывает сумму баллов, которые набрал ребенок по всем показателям развития, и заносит их в свою итоговую диагностическую таблицу.

2 действие: Определяет процентное соотношение набранных ребенком баллов относительно максимально возможных 100% по известной формуле:

Итоговая сумма баллов ребенка (36) делится на максимальное количество баллов, которые ребенок мог бы набрать (69) и умножается на 100%.

36:69х100% = 52.1%

Возможен и следующий вариант определения процентного соотношения:

36х100%:69 = 52.1%

3 действие: С помощью процентного соотношения каждый специалист определяет уровень развития ребенка в обследуемой им области мониторинга:

  • Низкий уровень – 49% и ниже

  • Средний уровень – 50 – 70%

  • Пограничный уровень – 71- 79%

  • Высокий уровень – 80 – 100%

  1. Форма учёта, обработки и анализа информации.

У каждого специалиста, в соответствии с его методикой имеются диагностические таблицы, в которых фиксируются результаты мониторинга:

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н. В. Нищева спб., Ооо «Издательство Детство Пресс» iconПрограмма коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях
Т. А. Овечкина — канд пед наук, ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию
Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н. В. Нищева спб., Ооо «Издательство Детство Пресс» iconПрограмма коррекционно-развивающего обучения детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в логопедических группах детского сада общего типа учитель логопед горбенко н. В
Коррекционно-развивающего обучения детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в логопедических группах детского сада общего типа
Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н. В. Нищева спб., Ооо «Издательство Детство Пресс» iconФормирование семантических полей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Практика логопедической работы показывает, что восстановление психологической базы речи ребенка создает основу для более эффективной...
Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н. В. Нищева спб., Ооо «Издательство Детство Пресс» iconСистема коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников
Ти, обусловленной различными нарушениями речи. Именно поэтому основное внимание учитель-логопед должен уделять учащимся первых классов...
Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н. В. Нищева спб., Ооо «Издательство Детство Пресс» iconБезлюдова А. В. канд пед наук учитель-логопед гдоу д/с №99 Выб р-на г. Спб
Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в условиях доу
Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н. В. Нищева спб., Ооо «Издательство Детство Пресс» iconОсновные направления коррекционной-развивающей работы по формированию импрессивной речи в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Набережночелнинская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад V вида №89 (НС(К)НШ-ДС V вида №89)
Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н. В. Нищева спб., Ооо «Издательство Детство Пресс» iconТике в коррекционно развивающей группе для детей 6-7лет
Конспект занятия по математике в коррекционно — развивающей группе для детей 6-7лет
Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н. В. Нищева спб., Ооо «Издательство Детство Пресс» iconСказка» Бондаренко С. В. Исследование на тему: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи»
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи
Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н. В. Нищева спб., Ооо «Издательство Детство Пресс» iconГлавная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи
Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием...
Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н. В. Нищева спб., Ооо «Издательство Детство Пресс» iconРабочая программа коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующего вида №2 для детей с онр и тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа учителя-логопеда в средней группе компенсирующего вида для детей с онр и тяжелыми нарушениями речи
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница