Скачать 20.19 Kb.
|
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 Петродворцового района Санкт-Петербурга «Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса» номинация Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО в группах компенсирующей направленности Руководитель проекта: Заведующий Сердукова Любовь Анастасьевна Авторский коллектив: Старший воспитатель Черкашина Ирина Александровна Учитель-логопед Казова Наталья Анатольевна Учитель-логопед Онегова Татьяна Леонидовна Музыкальный руководитель Мадан Марина Алексеевна Инструктор по физической культуре Романова Елена Владимировна Санкт-Петербург 2012 Содержание Содержание ……………………………………………………………………….2 Введение …………………………………………………………………………..3 Модель системы мониторинга ДОУ № 17 ………………………………………5 Модель взаимодействия специалистов в системе мониторинга ………………6 Определение периодичности и сроков ………………………………………… 8 Области мониторинга ………………………………………………………..… 10 Методическое и наглядно-дидактическое обеспечение ……………………... 13 Методы исследования ……………………………………………………….…. 15 Критерии, система оценки …………………………………………………..…. 16 Форма учёта, обработки и анализа информации ………………………..…… 17 Использование результатов мониторинга ………………………………….…. 29 SWOT- анализ ………………………………………………………………..….. 29 Заключение …………………………………………………………………..……32 Утвержденные 23.11.2009 года 655-ым приказом Министерства образования и науки России Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, диктуют новые требования, в которых четко сказано, что для детей с ограниченными возможностями здоровья система комплексного коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения должна включать в себя мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении коррекционного раздела основной образовательной программы. В ГБДОУ детский сад № 17 д ля коррекционных групп приняты и утверждены к реализации следующие программы: 1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М. «Мозаика-Синтез», 2012. 2. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Нищева – СПб., ООО «Издательство Детство Пресс», 2011. Специалистами ГДОУ детский сад № 17 разработана система мониторинга для коррекционных логопедических групп, и технология взаимодействия всех участников педагогического процесса при осуществлении мониторинга достижения детьми с нарушениями речи планируемых результатов освоения ООПДО. Инициативная группа педагогов участвующих в проведении мониторинга: - определила состав специалистов, участвующих в процессе мониторинга - сформулировала определение мониторинга, - определила его цели и задачи, - выделили основные принципы, - разработала модель и система мониторинга, - определила структуру взаимодействия специалистов в рамках мониторинга Мониторинг – система мероприятий предполагающих выявление уровня и динамики развития интегративно-личностных качеств, уровня и динамики развития всех компонентов речи, интеллектуальных качеств детей с ОВЗ, их успешности в освоении основной образовательной программы и коррекционного раздела основной образовательной программы. Цели мониторинга: - Получение, анализ и оценка точных и объективных данных о всестороннем развитии детей с ОВЗ - Комплексная оценка динамики развития и успешности детей с ОВЗ - Индивидуализация коррекционно-образовательного маршрута для обеспечения всестороннего развития детей с ОВЗ - Осуществление взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном процессе - Повышение эффективности коррекционного образовательно-воспитательного процесса - Оценка выбранных коррекционных и образовательных программ развития для детей с ОВЗ Принципы осуществления системы мониторинга: - Научности (учет закономерностей развития ребенка, использование научно-обоснованных методов и форм мониторинга) - Непрерывности и цикличности (постоянная оценка достижения детьми планируемых результатов освоения ООП, периодичность проведения) - Гуманизации (уважение к личности ребенка, его интересам, правам) - Коллегиальности (участие в проведении и обсуждении результатов мониторинга всех педагогов и специалистов, работающих с детьми с нарушениями речи). Задачи администрации по реализации мониторинга: - Обеспечение профессиональной готовности педагогов и специалистов к проведению системы мониторинга в группах для детей с ОВЗ - Организация постоянного взаимодействия воспитателей и специалистов на всех этапах реализации системы мониторинга ![]() ![]() В основе системы мониторинга, разработанной специалистами ДОУ, преобладают три главных критерия, «три кита»:
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Участники мониторинга Старший воспитатель Учитель-логопед Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Медицинский работник (врач) Диагностические таблицы
![]() Мониторинг в логопедических группах, ГДОУ № 17, проводится 2 раза в год: в сентябре и в мае месяце. Первичный мониторинг, проводимый в сентябре месяце включает в себя 3 этапа: I этап – подготовительный (нормативно-правовой). На ПМПк специалисты, принимающие участие в мониторинге представляют, обсуждают и принимают к утверждению на педсовете методическое и наглядно-дидактическое обеспечение, утверждают сроки проведения, критерии оценки и формы диагностических таблиц, используемых каждым педагогом в процессе мониторинга. II этап – основной (диагностический). На данном этапе каждый специалист проводит мониторинг своей области развития, по утверждённой методике. III этап - итоговый. На данном этапе, каждый специалист сообщает о результатах индивидуально-группового обследования, заполняется сводная итоговая таблица результатов мониторинга. По результатам первичного мониторинга совместно всеми специалистами, определяются: - основные направления коррекционной работы; - индивидуально-образовательные маршруты для детей с учётом наиболее и наименее, развитых показателей развития; - формы взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном процессе; - комплектуются подгруппы детей для организованных видов деятельности. В январе месяце на ПМПк специалистами, работающими с детьми, проводится анализ и оценка динамики развития детей, обсуждение успешности планируемых промежуточных результатов освоения детьми ООПДО и коррекционного раздела. При необходимости вносятся коррективы в индивидуально-образовательные маршруты и в планы индивидуальной работы с детьми. В мае месяце, после проведения итогового мониторинга педагоги анализируют планируемые результаты освоения детьми ООПДО и её коррекционного раздела: - педагоги сравнивают показатели развития в начале и в конце учебного года по всем областям мониторинга и получают точные и объективные данные о динамике развития, как каждого ребенка, так и группы в целом и их успешности в освоении всех разделов основной образовательной программы; - определяется дальнейший образовательный маршрут для каждого ребенка; - подводятся итоги коррекционно-образовательно-воспитательной работы за учебный год; - оценивается эффективность и результативность работы каждого специалиста.
![]() ![]() ![]() Старший воспитатель обеспечивает: - профессиональную готовность специалистов по проведению мониторинга; - организует и контролирует все этапы проведения мониторинга, обобщает и систематизирует данные, предоставленные специалистами – участниками мониторинга; - подводит итоги эффективности работы специалистов по освоению детьми ООПДО.
III. Методическое и наглядно-дидактическое обеспечение
Низкоформализованные: - Наблюдение - Беседа - Опрос (анкетирование родителей) - Изучение продуктивной деятельности - Задания Высокоформализованные: - Тесты - Пробы - Аппаратурные методы.
Современные диагностические методики предполагают количественные и качественные оценки показателей развития. В ДОУ №17 разработана бальная система оценки показателей развития ребенка, которые используется 4-х бальная система оценки показателей развития ребенка всеми специалистами. Критерии оценки: 0 баллов – Ребёнок не имеет представлений по указанному показателю развития. 1 балл – Ребёнок имеет бессистемные, частично усвоенные, неточные и неполные представления по указанному показателю развития. 2 балла – Ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному показателю развития. 3 балла – Ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному показателю развития. Для определения уровня развития ребенка каждый специалист выполняет 3 математических действия: 1действие: Подсчитывает сумму баллов, которые набрал ребенок по всем показателям развития, и заносит их в свою итоговую диагностическую таблицу. 2 действие: Определяет процентное соотношение набранных ребенком баллов относительно максимально возможных 100% по известной формуле: Итоговая сумма баллов ребенка (36) делится на максимальное количество баллов, которые ребенок мог бы набрать (69) и умножается на 100%. 36:69х100% = 52.1% Возможен и следующий вариант определения процентного соотношения: 36х100%:69 = 52.1% 3 действие: С помощью процентного соотношения каждый специалист определяет уровень развития ребенка в обследуемой им области мониторинга:
У каждого специалиста, в соответствии с его методикой имеются диагностические таблицы, в которых фиксируются результаты мониторинга: |