Осуществление органами местного самоуправления полномочий в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений




Скачать 14.82 Kb.
НазваниеОсуществление органами местного самоуправления полномочий в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений
Дата04.02.2016
Размер14.82 Kb.
ТипДокументы
Осуществление органами местного самоуправления полномочий в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений.


В статьях 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не рассмотрены следующие полномочия:

- в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, например, организация мер по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, птичьего гриппа, и т.д.,

- в области сбора, транспортировки и утилизации биологических отходов;

- в области обеспечения карантина растений, например, ликвидация амброзии полыннолистной и других опасных карантинных растений.

Кроме того, в соответствующих федеральных законах также не определены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов в данных областях. Однако органам местного самоуправления приходится их осуществлять на практике, поэтому считаем, что необходимо провести анализ:

1) законодательных актов;

2) актов проверок, предписаний, рекомендаций, требований контрольных и иных государственных органов, предъявляемых к органам местного самоуправления;

3) мероприятий, осуществляемых, органами местного самоуправления и органами государственной власти.

И на основании проведенного анализа дать рекомендации по их законодательному регулированию.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, согласно пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», относятся: -организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечение, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (подпункт 49);

- изъятие животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства (подпункт 49.1).

В статье 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» указано, что к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся:

- организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, а также защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В статье 17 «Обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц государственной ветеринарной службы Российской Федерации в случаях возникновения очагов заразных и массовых незаразных болезней животных» Закона Российской Федерации «О ветеринарии» указано, что для оперативного руководства и координации деятельности юридических и физических лиц по предупреждению распространения и ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления создают в установленном порядке специальные комиссии.

В Законе Российской Федерации «О ветеринарии» рассмотрены полномочия органов государственной власти и контрольных государственных органов, но не указаны полномочия органов местного самоуправления. Только в вышеуказанном абзаце, предусмотрено единственное право и обязанность органов местного самоуправления на создание специальных комиссий. Однако не определены типы муниципальных образований, их полномочия, а в итоге получается, что именно органы местного самоуправления за все отвечают.

В целях усиления борьбы с гриппом птиц, африканской чумой свиней (АЧС), бешенством и т.д., предупреждения заболеваний людей, контрольные государственные органы в предписаниях, актах проверки, к органам местного самоуправления предъявляют следующие требования:

1) Предусмотреть выделение финансовых средств на закупку антирабических препаратов, противочумных костюмов; создать запас необходимых материальных и технических средств, для ликвидации очагов АЧС: проведения дезинфекции и уничтожения трупов животных, биологического материала и т.д.

Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, в области ветеринарии, являются расходным обязательством соответствующих органов государственной власти: федеральных и региональных – пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пункт 4 статьи 5 Закона «О ветеринарии».

2) Активизировать разъяснительную работу среди населения по профилактике бешенства.

Обеспечение своевременного информирования населения о возникновении инфекционных заболеваний, проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществление мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения являются полномочиями субъектов Российской Федерации - абзацы 5 и 6 статьи 6 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

3) Усилить контроль за условиями содержания домашних свиней, исключив их выгульное содержание и скармливание им не проверенных пищевых столово-кухонных отходов, а также за соблюдением требований ветеринарного законодательства при ввозе продуктов убоя свиней из других регионов; установить жесткий контроль за осуществлением подворного убоя свиней и их убоем на несанкционированных убойных пунктах; принять меры к недопущению торговли продуктами убоя свиней на продовольственных рынках, не имеющих лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы или имеющих недостаточно оборудованные лаборатории; организовать проверки выполнения указанных мероприятий по этому заболеванию, с привлечением к ответственности должностных лиц, не принявших соответствующих мер.

Все вышеуказанные вопросы отнесены к полномочиям федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора согласно статьи 8 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» и федерального органа исполнительной власти по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека согласно статьи 44 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации 5 января 1996 г. № 1005 «2.3. Сбор и уничтожение трупов диких (бродячих) животных проводится владельцем, в чьем ведении находится данная местность (в населенных пунктах – коммунальная служба)» и «6.10. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию».

Определением Верховного Суда РФ от 13.06.2006 N КАС06-193 вынесено решение, которым признано недействующим содержащееся в пункте 6.1 положение, в соответствии с которым скотомогильники и биотермические ямы, не принадлежащие организациям, являются объектами муниципальной собственности. Таким образом, органы местного самоуправления должны отвечать только за скотомогильники, находящиеся в муниципальной собственности.


Тацинский районный суд РО вынес Определение администрации Быстрогорского сельского поселения от 20.07.2010 года «...об обязании обустроить скотомогильник до 01 июля 2011 года.

В собственности муниципальных образований может находиться только имущество, указанное в статье 50 Федерального закона № 131-ФЗ.

Однако, «сбор, утилизация и уничтожение биологических отходов», в том числе «содержание скотомогильников» не рассмотрено в статьях 14 Федерального закона № 131-ФЗ, то есть, не отнесено к вопросам местного значения;

- закон о наделении органов местного самоуправления данным государственным полномочием в соответствие со статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ не принят;

- скотомогильник нельзя отнести к имуществу для обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

- оно также не относится к вопросам, право на решение которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения ст. 14.1 п.2 Федерального закона № 131-ФЗ

Таким образом, скотомогильники не могут находиться в муниципальной собственности.

Быстрогорским сельским поселением заключено соглашение о совместном пользовании скотомогильником на территории Михайловского сельского поселения.

В предписаниях указано:

1) Нет актов отвода земельных участков под скотомогильники и сибиреязвенные захоронения.

2) Необходимо разработать и утвердить порядок сбора, транспортировки и утилизации трупов павших животных и птиц.

Согласно абзаца 5 статьи 8 Закона РФ «О ветеринарии» это полномочие государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии. Он определен в Ветеринарно-санитарных правилах сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, действие которого распространяется на всю территорию Российской Федерации.

3) Исключить бесконтрольное захоронение трупов павших животных в неустановленных местах.

В соответствии с абзацем 6 статьи 8 Закона «О ветеринарии», надзор за проведением организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм и правил - полномочие государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.

Государственные органы проводя контроль и надзор за соблюдением органами местного самоуправления ветеринарного законодательства, в том числе за соблюдением ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, ссылаются на то, что к вопросам местного значения поселения относятся:

1) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Но согласно пункта 1.8. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения;

2) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений;

3) организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, считается, что вопросы, связанные с профилактикой и ликвидацией заразных и массовых незаразных болезней животных, в том числе, со сбором, утилизацией и уничтожением биологических отходов, отнесены к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, согласно статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Как видно, данный вопрос нельзя отнести к «чрезвычайным ситуациям», он является отдельным вопросом и отнесен к «области научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных», рассмотренной в Законе РФ «О ветеринарии», а также к мероприятиям, обеспечивающим «состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятными условиями его жизнедеятельности», рассмотренном в Федеральном законе Российской Федерации от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Анализ действующего законодательства Российской Федерации показывает, что во всех законодательных актах, предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении; защита населения от болезней, общих для человека и животных и т.д. являются полномочиями органов государственной власти: федеральных и региональных.

В связи с изложенным можно сделать вывод, что контрольными государственными органами к органам местного самоуправления предъявляются требования об осуществлении ими государственных полномочий, в том числе контрольных, без соответствующего законодательного урегулирования.

Считаем, что органы местного самоуправления должны будут осуществлять отдельные государственные полномочия в данной области только в том случае, если будут наделены ими в форме закона, за исключением полномочий контрольных государственных органов, так как «принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением» находится в ведении Российской Федерации, согласно статьи 71 Конституции Российской Федерации.


Необходимость организации мер по ликвидации карантинных сорных растений органами местного самоуправления возникает в связи с тем, что они ухудшают состояние здоровья человека. Как нам представляется, следовало бы в данном законе также рассмотреть случаи причинения вреда населению растениями.

Организация мер по ликвидации карантинных сорных растений не отнесена к вопросам местного значения. У органов местного самоуправления нет полномочий в сфере карантина растений, согласно Федерального закона № 99-ФЗ. На наш взгляд, данное полномочие имеет общее с вопросом местного значения по организации благоустройства и озеленения.

Считаем, что следовало бы абзац 19 пункта 1 статьи 14 и абзац 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ дополнить «организация мер по борьбе с карантинными сорными растениями».

Похожие:

Осуществление органами местного самоуправления полномочий в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений iconОбластная комиссия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
«Об улучшении санитарно-технического состояния и обеспечении противоэпидемического режима в учреждениях родовспоможения Ростовской...
Осуществление органами местного самоуправления полномочий в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений iconАдминистративный регламент исполнения государственной функции
...
Осуществление органами местного самоуправления полномочий в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений iconРоссийская федерация федеральный закон об иммунопрофилактике инфекционных болезней
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней,...
Осуществление органами местного самоуправления полномочий в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений iconЗакон от 30 марта 1999 г. N 52-фз
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных...
Осуществление органами местного самоуправления полномочий в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений iconАналитические материалы по исполнению бюджета в части доходов бюджета города федерального значения Москвы в устанавливаемые законодательством Российской Федерации сроки;
Об администрировании Управлением делами Президента Российской Федерации доходов бюджета города федерального значения Москвы в области...
Осуществление органами местного самоуправления полномочий в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений iconGeneral ciНекоторые аспекты проблемы отграничения функций и полномочий государственных органов и местного самоуправления в области социальной защиты населения
Конституция Российской Федерации 1993 г. (ч. 2 ст. 7) наряду с гарантиями охраны труда и здоровья людей, государственной поддержки...
Осуществление органами местного самоуправления полномочий в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений iconОтчет о работе службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области за 2012 год
Осуществлялось взаимодействие с органами местного самоуправления Иркутской области (далее – области) по приведению действующих рынков...
Осуществление органами местного самоуправления полномочий в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений iconМетодические рекомендации по подготовке органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области документов, обосновывающих выделение
Правительства Волгоградской области для частичного покрытия расходов по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и
Осуществление органами местного самоуправления полномочий в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений iconКраткая справка Департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и Департамента организации медицинской профилактики
Профсоюза ОАО «Газпром» с представителями ОАО «Белтрансгаз» «Экология и охрана труда для создания безопасных условий труда и сохранение...
Осуществление органами местного самоуправления полномочий в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений iconОтчет о работе отдела развития потребительского рынка службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области за 2011 год
Осуществлялось взаимодействие с органами местного самоуправления Иркутской области (далее – области) по приведению действующих рынков...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница