Учебно-методический комплекс по дисциплине методика преподавания религиоведения для направления подготовки магистров 033300. 68 Религиоведение Рассмотрено и утверждено




Скачать 19.88 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине методика преподавания религиоведения для направления подготовки магистров 033300. 68 Религиоведение Рассмотрено и утверждено
страница1/7
Дата04.02.2016
Размер19.88 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»


Кафедра религиоведения и теологии


Учебно-методический комплекс по дисциплине


МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

для направления подготовки магистров 033300.68 Религиоведение


Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры РиТ от «27» мая 2011 г.


Барнаул


СОДЕРЖАНИЕ


Методические рекомендации к курсу

Содержание учебной дисциплины

Методические рекомендации по организации работы студентов в ходе лекционных занятий

Методические указания по подготовки к семинарским занятиям

Планы семинарских занятий

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Критерии оценки

Примерный список вопросов к зачету

Рабочая программа дисциплины


Методические РЕКОМЕНДАЦИИ к курсу

Курс «Методика преподавания религиоведения» занимает важное место при подготовке магистров – религиоведов. Знакомя учащихся с основными принципами, методами и технологиями обучающего процесса, данный курс способствует формированию не столько специалиста в области религиоведения, сколько преподавателя религиоведа и других дисциплин обществоведческого цикла

Современный образовательный процесс требует от педагога множества умений, направленных на воспитание личности, которая может адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, способной самостоятельно мыслить и уметь находить пути рационального решения проблем. Немаловажным является формирование у учащегося умения работать с информацией, выдвигать гипотезы, делать необходимые обобщения, делать аргументированные выводы. Современное общество нуждается в личностях, способных самостоятельно работать над развитием собственной нравственности и интеллекта Данное пособие служит формированию у студентов знаний и умений, достаточных для реализации задач улучшения и гармонизации образовательного процесса.

Формирование педагога, способного к творческой, интеллектуальной деятельности, соответствующей потребностям современного общества является целью данного пособия. Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

  1. Сформировать представление об общедидактических основах выбора средств и методов обучения.

  2. Дать характеристику принципов и методов обучения.

  3. Способствовать формированию знаний и умений производить отбор методов обучения в соответствие с целями образовательного процесса.

  4. Показать важность средств обучения в педагогическом процессе. Научить формировать и использовать средства обучения.

  5. Сформировать представление о сущности педагогических технологий. Охарактеризовать возможности традиционной педагогической технологии.

  6. Охарактеризовать личностно-ориентированные, игровые, развивающие педагогические технологии, а также технологии группового обучения.

  7. Показать специфику этнокультурных технологий и их места в процессе преподавания дисциплин религиоведческого цикла.

Программа содержит тематический план, с указанием количества часов, отводимых на лекционные, семинарские занятия и самостоятельную работу. Во время занятий планируется использование иллюстративного материала, подготовленного студентами в соответствие с разделами учебника «Обществознание» и «Основы религиозных культур и светской этики». В данном издании приводится список рекомендованной литературы, состоящий из монографий, посвященных самым различным проблемам дидактики и психологии. . Кроме этого, в программе приводятся контрольные вопросы, вынесенные на курсовой экзамен.

В ходе обучения предполагается сформировать навыки: выбора средств и методов обучения; планирования учебного процесса в соответствие с разнообразием структур уроков; сформировать представление о разнообразии педагогических технологий; способствовать умению грамотного воплощения педагогических технологий.

Учебно-методические рекомендации для преподавателя

Курс «Методика преподавания религиоведения» является междисциплинарным по своей природе. С одной стороны, он базируется на информационной основе религиоведческого знания, с другой, включает в себя информацию педагогической проблематики. В связи с этим преподавателю рекомендуется опираться одновременно на два учебных пособия. В первом, Краевский В.В. «Основы обучения. Дидактика и методика» объединена проблематика педагогического знания. В данном пособии подробно охарактеризованы виды и структуры уроков, обобщены данные по основам выбора средств и методов обучения, охарактеризованы педагогические технологии. Второе пособие А. Кураева «Основы православной культуры» подробно характеризуется православная религиозно-культурная традиция, ярко и сложно продемонстрирована особенность религиозной традиции

В ходе лекционных занятий преподавателю предлагается базироваться на методе лекционного чтения, проблемного изложения, фронтальной и индивидуальной беседы. Первоначальное введение материала должно осуществляться при помощи метода лекционного чтения. Характеризуя особенность программ обучения религиоведческим дисциплинам, а также описывая специфику метода, преподаватель должен стремиться к постановке проблемной ситуации. Проверка осознания материала студентом осуществляется при помощи метода фронтальной и индивидуальной беседы. Ориентирование студента в содержании курса можно осуществить, применяя метод дискуссии. В ходе дискуссии студенту можно задавать следующие вопросы:какой метод преподнесения нового материала наиболее эффективен для учеников младшей школы; какие виды интерактивных методов вам известны?

Проведение практических занятий по теме требует от преподавателя умения поддерживать тон эвристической беседы, поскольку тематика занятий включает в себя как знание фактологического материала, так и ориентирование в круге методологических дискуссий в религиоведении на современном этапе. Во время практического занятия преподавателю рекомендуется задавать наводящие вопросы: как вы понимаете термин «педагогическая технология»; какие методы развития знаний, умений и навыков вам известны?

Проверка реферативной работы должна осуществляться по приведенным критериям. Однако особое внимание следует уделять самостоятельности работы, а также уровню аналитического мышления студента, проявленного при её написании


Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. Педагогические технологии. Традиционные педагогические технологии

Тема 1. Педагогические технологии. Традиционные педагогические технологии

Понятие технологии обучения: цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, результаты деятельности. Источники педагогической технологии. Соотношение педагогической технологии и методики обучения. Структура педагоги чекой технологии: содержательный и процессуальный компонент; концептуальная, диагностическая и дидактическая составляющие. Классификация педагогических технологий: по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психологического развития, по научной концепции усвоения опыта, по ориентации на личностные структуры, по характеру содержания и структуры, по типу организации и управления учебной деятельностью, по категории обучающихся, по содержанию модернизаций и модификаций.Отличительные признаки классно-урочной системы. Основная единица занятия. Цели обучения: формирование системы знаний и основ научного мировоззрения, воспитание сознательной и высокообразованной личности, способной к физическому и умственному труду. Концептуальные положения традиционной системы: научность, природосообразность, последовательность, систематичность, доступность и прочность, наглядность, связь теории с практикой, учет индивидуальных особенностей. Особенности методики: регламентация деятельности, регламентация обучающих процедур, централизация контроля, ориентация на среднего ученика. Основания методов обучения: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика, механическая память, вербальное изложение материала, репродуктивное воспроизведение. Характерные особенности оценивания и контроля: индивидуальность и всесторонность контроля, единство требований, объективность мотивированность, гласность, количественная оценка.


Раздел 2. Игровые технологии

Тема 2. Игровые технологии


Игра как метод обучения. Направления реализации игровых приемов: характеристика дидактической цели в виде игровой задачи, подчинение учебной деятельности правилам игры, использование учебного материала в качестве средства игры, введение соревновательного элемента, взаимосвязь дидактического задания с игровым результатом. Функции игры: социокультурная, межличностной коммуникации, самореализации, диагностическая пропедевтическая. Игровые мотивы. Мотивы общения. Моральные мотивы. Познавательные мотивы. Основные принципы организации игры. Выбор формы игры с учетом интересов учащихся. Принцип развития игровой ситуации. Принцип поддержания игровой атмосферы. Принцип перехода от простейших игровых ситуаций к более сложным. Задачи, необходимые при построении игровой ситуации: определение и учет предыдущего опыта учащихся при разработке игрового задания; определение и мобилизация возрастных и интеллектуальных возможностей учащихся; характеристика и развитие знаний, умений и навыков при помощи игровой ситуации. Правила проведения урока-игры. Обсуждение целей, задач и формы урока. Оформление условий игры. Выбор компетентного жюри. Констатация результатов игры. Выбор обязательных игровых моментов не обучающего характера.


Раздел 3. Технологии личностно-ориентированного обучения

Тема 3. Технологии личностно-ориентированного обучения

Определения цели личностно-ориентированных технологий. Принципы личностно-ориентированных технологий: антропоцентризм, гуманизм, психотерапевтическая направленность, разностороннее, творческое развитие. Составные компоненты личностно-ориентированных технологий: гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания. Характерные особенности технологии поддержки ребенка. Ориентация метода на индивидуальные особенности учащегося. Поддержание атмосферы индивидуального развития. Требования к технологии личностноориентированного образования. Средства поддержки обучающихся: психологические методы; диагностика индивидуального развития, выявление личных проблем и выбор корректирующих методов, методов, направленных на интеллектуальное развитие. Особенности педагогики сотрудничества. Гуманно-личностный подход к ребенку. Концепция диагностирующих, активизирующих и развивающих комплексов. Роль и место воспитательного процесса в современной школе. Педагогизация окружающей среды. Технология полного усвоения знаний. Характеристика постоянных и переменных параметров обучения. Категория обучаемых. Иерархия целей познавательной деятельности


Раздел 4. Технология развивающего обучения

Тема 4. Технология развивающего обучения

Психологические принципы развивающего обучения: проблемность, оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности, индивидуализация и дифференциация обучения; формирование алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности. Сложность приемов учебной работы. Приемы, способствующие развитию личности учащегося: перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую; поиск новых приемов учебной работы; самостоятельное управление учебной деятельностью, приемы обобщения. Понимание обучения как процесса развития личности. Ученик - субъект процесса обучения. Дидактическая система Л.В. Занкова. Принципы: высокий уровень трудности, теоретизация процесса обучения, акцент на быстрое усвоение с непрерывным повторением и закреплением в новых условиях, осознанность обучения, воспитание положительной мотивации в обучении и познавательных интересов. Особенности технологии: гибкость основной формы обучения; дискуссионность; использование дидактических игр; формирование обстановки для естественного самовыражения учащегося.


Раздел 5. Технологии группового обучения

Тема 5. Технологии группового обучения

Групповые формы обучения: классно-урочная система, лекционно-семинарская система, дифференцированная форма обучения, дидактическая игра, бригадно-лабораторная система. Уровни коллективной учебно-познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в статичных парах, групповая работа, межгрупповая работа. Специфика применения групповых технологий: взаимное общение и обогащение, активизация учебно-познавательного процесса, распределение действий и операций в группе, обмен способами действия, взаимопонимание обусловленное включенностью в совместную деятельность, рефлексия в ходе совместной деятельности. Особенности организации. Определение групповой структуры соответствие с задачами.

Выбор лидера группы и распределение функций. Определение стратегии работы в соответствие с максимальной эффективностью для процесса обучения. Технологический процесс групповой работы. Подготовка к выполнению группового задания, постановка познавательной задачи, инструктаж о последовательности работы, раздача дидактического материала по группам. Групповая работа: знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение заданий внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов работы в группе, подведение итогов группового задания. Заключительная часть: сообщение о результатах работы в группе, анализ познавательной задачи, вывод о групповой работе и достижении задачи. Разновидности групповых технологий: групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, диспут, нетрадиционные формы уроков.


Раздел 6. Проблемное обучение

Тема 6. Проблемное обучение

Сущность проблемного обучения. Функции проблемного обучения. Усвоение системы знаний. Развитие интеллекта и творческих способностей. Формирование диалектического мышления школьников. Воспитание навыков творческого мышления. Формирование умения решать творческие проблемы. Накопление опыта творческой деятельности. Формирование мотивов учения, творческих и познавательных потребностей.

Виды и уровни проблемного обучения: научное творчество, практическое творчество, художественное творчество. Составные элементы процесса обучения. Увеличение объема знаний, умений и навыков; углубление и упрочение знаний. Новый уровень познавательных потребностей, новый уровень самостоятельности и творческих способностей. Уровни проблемного обучения по М.И. Махмутову: уровень обычной активности; уровень полусамостоятельной активности, уровень самостоятельной активности, уровень творческой активности.

Проблемная ситуация, как основной элемент проблемного обучения. Типы проблемных ситуаций. Определение возможности и дидактической целесообразности проблемного обучения. Определение уровня знаний по проблеме. Установление интеллектуальных возможностей обучаемых. Определение вопросов, требующих объяснения. Характеристика противоречивых суждений и мнений по изучаемой проблеме. Выявление заданий на сопоставление и сравнение. Правила постановки учебной проблемы. Структура проблемного урока. Актуализация прежних знаний учащихся, возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы. Выдвижение предположений и обоснования гипотезы. Доказательство гипотезы.


Раздел 7. Этнокультурные технологии

Тема 7. Этнокультурные технологии

Причины внедрения поликультурного образования. Цель этнокультурного воспитания. Формирование толерантной личности в поликультурном социуме. Формы деятельности в рамках этнокультурных технологий: факультативы, кружки, центры национальной культуры, связь с этнонациональными общинами. Образовательные задачи: обучающая – расширение знаний учащихся в форме этнокультуры; развивающая – развитие логического мышления, наблюдения; воспитательная – воспитание межнациональной, межконфессиональной, межкультурной толерантности.. Основные методы в рамках этнокультурных технологий. Технология диалога. Диагностика готовности учащихся к диалогическому общению. Поиск опорных мотивов, благодаря которым может формироваться собственный смысл изучаемого материала. Переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов. Продумывание сюжетных линий диалога. Проектирование способов взаимодействия учащихся. Особенности занятий. Последовательность историко-культурных циклов. Обучение внутри цикла на основе диалога. Использование в качестве СО источников, характеризующих культуры. Предпочтение игровых технологий. Учет особенностей мировоззрения учащихся при разработке концепции программы.

Методические рекомендации по организации работы студентов в ходе лекционных занятий


Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.

В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.

1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.

Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.

2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.

3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление

Методика конспектирования учебного материала

Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.

Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине методика преподавания религиоведения для направления подготовки магистров 033300. 68 Религиоведение Рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Методика преподавания иностранных языков»
Курс методики преподавания иностранных языков занимает одно из ведущих мест в системе профессиональной подготовки будущего специалиста...
Учебно-методический комплекс по дисциплине методика преподавания религиоведения для направления подготовки магистров 033300. 68 Религиоведение Рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы документоведения»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры всеобщей истории и международных отношений от «31» августа 2012 г., протокол №1
Учебно-методический комплекс по дисциплине методика преподавания религиоведения для направления подготовки магистров 033300. 68 Религиоведение Рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы документоведения»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры всеобщей истории и международных отношений от «31» августа 2012 г., протокол №1
Учебно-методический комплекс по дисциплине методика преподавания религиоведения для направления подготовки магистров 033300. 68 Религиоведение Рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История дипломатии в средние века»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры всеобщей истории и международных отношений от «31» августа 2012 г., протокол №1
Учебно-методический комплекс по дисциплине методика преподавания религиоведения для направления подготовки магистров 033300. 68 Религиоведение Рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 080500. 68 «Менеджмент»
Л. М. Симонова. Сравнительный менеджмент человеческих ресурсов. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для магистров...
Учебно-методический комплекс по дисциплине методика преподавания религиоведения для направления подготовки магистров 033300. 68 Религиоведение Рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История международных отношений в древнем мире»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры всеобщей истории и международных отношений от «31» августа 2012 г., протокол №1
Учебно-методический комплекс по дисциплине методика преподавания религиоведения для направления подготовки магистров 033300. 68 Религиоведение Рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История международных отношений в древнем мире и средние века»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры всеобщей истории и международных отношений от «31» августа 2012 г., протокол №1
Учебно-методический комплекс по дисциплине методика преподавания религиоведения для направления подготовки магистров 033300. 68 Религиоведение Рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «логистика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Логистика» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине методика преподавания религиоведения для направления подготовки магистров 033300. 68 Религиоведение Рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс дисциплины геополитика направления подготовки бакалавров: 080100 «Экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очного и очно-заочного отделения экономического факультета
Учебно-методический комплекс по дисциплине методика преподавания религиоведения для направления подготовки магистров 033300. 68 Религиоведение Рассмотрено и утверждено iconУчебно методический комплекс дисциплины «Социологические исследования социально-культурной сферы» Для студентов направления подготовки 071800
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов обучающихся по направлению подготовки 071800
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница