Скачать 16.86 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет» Факультет педагогики и методики начального образования Кафедра методики начального обучения Дьякова Светлана Анатольевна Познавательные компьютерные игры как средство обучения младших школьников (на материале курса «Окружающий мир») Выпускная квалификационная работа студента 5 курса заочного отделения факультета педагогики и методики начального образования (сокращённая программа) _______________ «Допущена к защите в ГАК» Зав. кафедрой Боровская Л.А. _______________ «____» ________________ 2012г. Научный руководитель - старший преподаватель кафедры МНО, кандидат психологических наук Иванова Е.В. ________________ Пермь 2012 Содержание Введение …………………………………………………………………3 Глава 1. Познавательные игры как средство обучения младших школьников предмету «Окружающий мир»…………………………………… 6
Выводы………………………………………………………………….. 25 Глава 2. Содержание и методика использования познавательных компьютерных игр в процессе обучения младших школьников на уроках окружающего мира ……………………………………………………………. 26 2.1. Содержание компьютерных познавательных игр и возможности их использования в курсе «Окружающий мир»……………………………… 26 2.2. Результативность опытно – экспериментальной работы ……… 41 Выводы ………………………………………………. ………………. 46 Заключение……………………………………………………………... 47 Список литературы ……………………………………………………. 49 Приложение……………………………………………………………. 52 Введение Проблемы активизации интереса к учебной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Данной теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе, степени заинтересованности. Психолого-педагогические исследования А.К. Дусавицкого, Л.В. Занкова, С.Л. Рубинштейна, В.В, Рубцова, Т.М. Савельевой, Д.Б. Эльконина показывают, что активность учащихся способствует формированию у них продуктивного (творческого, теоретического) мышления. В настоящее время педагоги, психологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. Этой проблеме посвящены труды Г. И. Щукиной, И.Ф. Харламова, Т.И. Шамовой, и др. Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направление игры меняется. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения. Современное положение дел таково, что при всём разнообразии дидактических программных средств на образовательном рынке практически нет программ, точно следующих новым стандартам начального обучения и только что появившиеся ЦОРы, «привязанные» к тому или иному учебно-методическому комплекту, мало изучены. Поэтому учителя часто используют то, что есть или разрабатывают и создают ЦОРы сами, в том числе и компьютерные познавательные игры по типу телевизионных. Так, например, анкетирование учителей Чернушинского района показало, что учителя положительно относятся к электронным познавательным играм и используют их в своей педагогической деятельности, в частности, на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики и русского языка, и считают проведение игр целесообразным. Однако им приходится составлять игры самим или искать готовые игры в сети Интернет, так как специально созданных игр или программ для их создания не существует. Нет и специального пособия, где бы была предложена система игр и их проведение на уроке. Всё это и определило выбор темы данной работы. Цель исследования: выявить условия эффективности применения познавательных электронных игр в процессе обучения младших школьников на уроках окружающего мира. Объект исследования: игровая деятельность младших школьников. Предмет исследования: условия использования познавательных электронных игр в учебном процессе. Задачи исследования: 1) Уточнить сущность понятий «игра», «познавательная игра», «интеллектуальная игра». 2) Раскрыть суть понятия «познавательная активность». 3) Рассмотреть возможности применения интеллектуальных компьютерных игр в современной школе. 4) Изучить результативность применения интеллектуальных компьютерных игр в процессе изучения окружающего мира. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование интеллектуальных электронных игр на уроке будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся. Методы исследования: анкетирование, опытно – экспериментальная работа, наблюдение, обработка статистических данных. Практическая значимость исследования определяется возможностью применения разработанных интеллектуальных электронных игр в практической деятельности учителя начальных классов на уроках окружающего мира. Методологическая основа исследования: методологической основой исследования являются работы учёных, педагогов и психологов о роли игры в процессе развития личности. База исследования: МОУ «Гимназия» г. Чернушка, 3 «б» класс. Этапы исследования: 1. Июнь, июль, август - 2011 г. – организационный. На этом этапе: изучалась психолого-педагогическая литература, готовилась теоретическая база исследования, шла разработка игр и подготовка анкет и тестов. 2. Сентябрь, октябрь, ноябрь - 2011 г. – опытно - экспериментальный. Проведены интеллектуальные электронные игры, контрольный срез знаний учащихся (в экспериментальном и контрольном классах). 3. Декабрь – 2011 г. заключительный. На этом этапе была завершена систематизация результатов исследования. Полученные в ходе работы данные подверглись качественному и количественному анализу. Были сформулированы основные выводы, шло литературное оформление. Структура работы: в работе имеется введение, где сформулированы основные компоненты исследования: проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и этапы. В теоретической части раскрыты сущность, виды, особенности использования игровых форм обучения и интеллектуальной игры на уроках, их влияние на формирование познавательной активности. Во второй части представлены разработанные автором работы электронные познавательные игры, а так же выработаны методические рекомендации для учителей по созданию и применению интеллектуальных электронных игр в начальных классах. В опытно-экспериментальной части проведён констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В заключении сделаны выводы и обобщения. При написании работы было использовано 42 источника. В приложении приводятся тесты, анкеты, конспекты уроков с использованием игр, а так же прилагается электронный сборник познавательных игр (см. диск). Глава 1. Познавательные игры как средство обучения младших школьников предмету «Окружающий мир»
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» ( Сухомлинский, 1984:87). Блестящий исследователь игры Д. Б. Эльконин полагает, что «игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых». Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует игру как «деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых» (Эльконин , 1999:175.) С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность… В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое общее значение игры» (Рубинштейн , 2005: 486). В психологии развития игре традиционно придают решающее значение в психическом развитии ребёнка. Л. С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития». «Именно в игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии, именно в ней происходят значительные изменения в психике ребёнка, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития» ( Выготский, 1997: 28). Я.А.Коменский считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками (Коломенских, 1988: 100). С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. «Процесс игры, утверждал Ф. Фребель, - это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Ф. Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Ф. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является активной деятельностью» (Коломенских, 1988: 101). Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое» (Крупская, 1959:203). Ту же мысль высказывает А.М. Горький: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» (Горький, 1953:207). К. Д. Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни. К. Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений. А.В. Миронов в книге «Методика изучения окружающего мира в начальных классах» относит игру к специальным методам стимулирования познавательного интереса: «Познавательная игра, которая опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций стимулирует познавательный процесс… В отличии от прямой постановки задачи, как это происходит на уроках, в дидактической игре она возникает как игровая задача самого ребёнка. Способы же её решения являются учебными » ( Миронов, 2002: 120). На уроке в современной школе используются, в основном, дидактические игры. Нельзя смешивать понятия «игра», «игровой элемент» и «игровая ситуация» Игровые элементы или кратковременные игры, служат для мобилизации внимания учеников. Длительность их не должна превышать 5-7 минут. Например, на этапе актуализации знаний учитель предлагает детям назвать растительноядных животных. Победит тот, кто назовёт животное последним. Игровая ситуация – один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используется 1,2 игровых принципа, реализация которых происходит в условиях свободной, нерегламентированной формами, правилами и организационной структурой деятельности. ( http://ru.wikipedia.org/wiki/ ) Дидактическая игра - это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности (Занков,1968:139). Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму. Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. На уроке дидактическая игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которое доставляет решение учебных задач. Задача учителя – научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относится к учебному процессу. Одно из средств, которое окажет реальную помощь ученикам – игра. Игра – это соревнование, борьба либо с соперником, либо с самим собой. Она дает возможность за сравнительно малое время проявить свои способности: качества ума, крепость мышц, быстроту реакции и все вместе. Использование игровых методов в обучении формирует у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету. Желание постоянно расширять свои возможности и способности, развиваться в сотворчестве с учителем и одноклассниками, осознавать способы самоконтроля и самооценки. Специфическое влияние игровых приёмов и игровых элементов позволяет преодолеть у одних учеников отставание в темпе работы на уроке, у других – замкнутость и отчуждённость в коллективе сверстников. Вместе с тем, опыт показывает, что задача педагога при применении игровых приёмов заключается, прежде всего в том, чтобы, выбрав тот или иной приём, адекватно определить его место в сочетании с прямыми приёмами обучения. Таким образом, основная роль игр заключается в том, что они используются в целях обучения, формирования конкретных и обобщенных знаний и применяются в разных условиях и обстоятельствах. |
![]() | Самарский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «московский городской педагогический университет» Психолого-педагогический факультет Сборник учебных программ дисциплин отделения дошкольной педагогики. Федеральный компонент. Часть I. – Самара: Изд-во сф мгпу, 2007.... | ![]() | Северодвинский филиал Факультет педагогики и психологии Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.... |
![]() | Гоу впо «Марийский государственный университет» Факультет педагогики и психологии утверждаю «Психология и педагогика дошкольного образования» и региональными особенностями развития образования, приобретение практических исследовательских... | ![]() | Книга Р. В. Московский педагогический государственный университет Гончарова Н. Б. Ростовский государственный педагогический университет Клименко Л. По разделу 12 "Библиотековедение, библиографоведение, социально- культурная деятельность, народное творчество " |
![]() | Формирование технологической компетентности учителя в системе повышения квалификации Работа выполнена на кафедре педагогики гоу впо забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет | ![]() | Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» Институт педагогики и психологии детства Совершенствование интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности |
![]() | Монографии и иные научные издания ... | ![]() | Национальный миф в английской литературе второй половины ХХ века Работа выполнена на кафедре русской, зарубежной литературы и методики преподавания гоу впо «Татарский государственный гуманитарно-педагогический... |
![]() | Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф» Студентки гоу впо «Пермский государственный университет», 4 курс, экономический факультет, специальность «Экономическая теория» | ![]() | Д. А. Городниченков ано центр персонального и корпоративного развития Самара 1994 – 1999: Самарский Государственный Педагогический Университет, психологический факультет |