Российской Федерации в условиях модернизации образования» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы 2009-2010




Скачать 15.05 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации в условиях модернизации образования» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы 2009-2010
Дата04.02.2016
Размер15.05 Kb.
ТипДокументы
АННОТАЦИЯ

по проекту 3.3.2.7412 «Разработка нормативных правовых и организационно-методических основ разных моделей инклюзивного образования в субъектах Российской Федерации в условиях модернизации образования» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009–2010 годы)» на 2010 г.

Мероприятие 3. Проведение прикладных научных исследований в области образования, молодежной и социальной политики в области образования

Раздел 3.3. Научно-методическое обеспечение формирования эффективных экономических отношений в образовании и развития новых механизмов финансирования. Развитие ресурсного обеспечения системы образования. Правовое обеспечение развития и модернизации образования

Подраздел 3.3.2. Развитие ресурсного обеспечения системы образования


ключевые слова: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, интегрированное образование, ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, Модели образования, Специальные (коррекционные) образовательные учреждения, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, Педагогические технологии обучения


С древнейших времён и до наших дней постепенно формируются предпосылки признания необходимости образования детей с ограниченными возможностями здоровья. От негативного отношения к ним в античный период и в Средние века, общественное сознание эволюционирует к церковному и светскому призрению, к решению проблем возможности и необходимости обучения и воспитания детей-инвалидов. Прогрессивные гуманистические идеи, исследования философов, педагогов, медиков способствуют признанию возможности образования и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья на государственном уровне. В XIX в. наблюдается переход от осознания возможности к пониманию целесообразности и необходимости их обучения. Вследствие этого, многие страны признают право детей - инвалидов на образование. В XIX в. формируется система специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Но в то же время специалистами обсуждаются вопросы совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей.

Для Западной Европы семидесятые годы прошлого века можно считать условной нижней границей развития демократии и либерально-демократических настроений, проведения активной антидискриминационной государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. На смену старой парадигме общественного и государственного сознания «полноценное большинство» - «неполноценное меньшинство» приходит новая - «единое сообщество», включающее людей с различными проблемами. При таком понимании вычленение, социальное маркирование национальных, политических, религиозных, а также физически и интеллектуально неполноценных меньшинств становится недопустимым, что и фиксирует законодательство, но уже не на уровне отдельно взятой европейской страны, а на уровне мирового сообщества.

В семидесятые годы XX века в контексте общественного противостояния любому проявлению дискриминации современным содержанием наполняются идеи интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. В это время закладываются основы формирования новой культурной нормы - уважения к различиям между людьми.

В западноевропейских странах период от изоляции к интеграции (80 - 90-е гг. XX в.) характеризуется перестройкой организационных основ специального образования, сокращением числа школ для детей с ограниченными возможностями здоровья и резким увеличением количества классов для них в общеобразовательных школах, перестройкой взаимоотношений массового и специального образования.

К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Скандинавские страны) ведущей тенденцией в развитии образования детей с особыми потребностями является интегрированное (инклюзивное) образование. Включенным в общеобразовательный процесс детям создаются дополнительные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение.

В каждой из стран реализуются собственные модели инклюзивного образования, что свидетельствует о невозможности создания универсальных интегративных моделей образования.

Однако существует ряд предпосылок успешной реализации инклюзивного образования в любой стране. К ним относятся:

  • демократическое общественное устройство с гарантированным соблюдением прав личности;

  • финансовая обеспеченность образовательного процесса;

  • наличие широкого перечня специальных образовательных услуг и особых условий жизнедеятельности детей с особыми образовательными потребностями в структуре массовой школы, детского сада;

  • ненасильственный характер протекания интеграционных процессов, возможность выбора образовательных и коррекционных услуг, предоставляемых системой образования общего назначения и специального образования;

  • готовность общества к взаимодействию с людьми с особыми потребностями.

В странах, реализующих инклюзивное образование, определены приоритетные направления в сфере общего школьного образования, которые стали непременными условиями включения детей рассматриваемой категории в общеобразовательный процесс:

  • вариативность в организации процессов обучения и учения;

  • обучение детей в индивидуальном темпе в соответствии с персональными образовательными программами;

  • обеспечение возможности понимания и принятия друг друга разными детьми с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

Таким образом, важным моментом в социализации детей с особыми образовательными потребностями является получение образования. Для детей с ограниченными возможностями инклюзивное образование - ключ к равноправию и успеху.

В XX веке в России дети с ограниченными возможностями здоровья получают образования, как правило, в учреждениях системы специального образования. Хотя известны и случаи успешной интеграции детей с нарушением зрения, слуха и ода. Но практика их обучения носила стихийный характер. В России проблемы интегрированного образования актуализируются в 90 гг. XX в. Те немногочисленные исследования, которые существуют в России, в основном посвящены изучению методик инклюзивного образования, педагогическим практикам и опыту работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Важнейшим звеном в создании системы инклюзивного образования в России становится научно-методическая разработка недостающих технологических звеньев существующих моделей включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательную среду. В связи с этим разработка нормативно-правовых и организационно - методических основ разных моделей инклюзивного образования в Российской Федерации является особенно актуальной.

Объектом исследования являются теоретические и методические основы структуры инклюзивного образования в Российской Федерации.

Проект нацелен на создание условий для развития инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в целях их успешной социализации, путем обновления содержания и технологий обучения и воспитания.

Задачи проекта:

1. определить методологическую основу исследования как результат анализа современных походов к решению проблемы (теоретические и методические аспекты);

2. проанализировать структуру организации разных моделей инклюзивного образования в субъектах Российской Федерации;

3. разработать концептуальные положения построения разных моделей инклюзивного образования;

4. разработать и апробировать нормативные правовые документы, формы организации и содержание работы разных моделей инклюзивного образования.

Методология и методы проведения работы

В качестве концептуальных подходов были приняты системный, ситуационный, оптимизационный, аксиологический, синергетический, гетерологический и нейропсихологический подходы.

Системный подход позволяет рассматривать систему инклюзивного образования как объект стратегического управления, с присущими ему задачами: стратегического анализа, определения сферы деятельности и описания стратегических установок, постановки целей и задач для их достижения, формулирования стратегии и тактики достижения намеченных целей и результатов, конкретизации стратегических и тактических решений.

Ситуационный подход дает возможность соотнести управленческие решения с конкретными обстоятельствами, ситуационными контекстами.

Оптимизационный подход нацелил на поиск наилучших из возможных в конкретных ситуациях, стратегических решений, интегрируя в себе системный и ситуационные подходы.

Аксиологический подход позволяет смотреть на человека с ограниченными возможностями как на личность, вносящую достойный вклад в социальное окружение.

Синергетический подход предполагает готовность и способность системы специального образования перейти от режима репродуктивного функционирования к устойчивому режиму самоорганизации и саморазвития, основанному на нелинейных взаимодействиях субъектов системы.

Гетерологический подход учитывает индивидуальные склонности и интересы всех детей, обеспечивает адекватное развитие и «ситуацию успеха» каждому ребенку.

Нейропсихологический подход изменяет понимание причин и характера развития ребенка, способствует установлению приоритетов в построении коррекционной работы.

Таким образом, материалы проекта на основе предложенных концептуальных подходов обладают:

• целостным обоснованием, опирающимся на анализ современных социально-экономических, политических, демографических и иных факторов, состояния и тенденций изменения государственной социальной политики и динамики потребностей населения в данной области; согласуется с основными приоритетами развития системы образования в Российской Федерации;

• актуальностью и нацеленностью на решение ключевых проблем развития и совершенствования системы инклюзивного образования, обеспечивающихся анализом состояния системы нормативных правовых, организационно-методических аспектов «включенного» образования, а также данными современных отечественных и зарубежных разработок в этой области;

• системностью – опорой на стратегию системных изменений, системным характером планируемых результатов и нововведений;

• стратегичностью – движением от общего и концептуального к конкретике;

• прогностичностью – ориентацией на удовлетворение социального заказа «завтрашнего» дня;

• полнотой и целостностью представляемых подходов и разрабатываемых материалов.

Теоретико-методологической основой исследования стали общетеоретические и методологические исследования о проблемах обучения детей-инвалидов (Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И., Александрова Е.А., Бейсова В.Е., Варенова Т.В., Выготский Л.С., Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л., Дробинская А.О. Жданова М.А., Казакова Е.И., Шипицына Л.М. Малофеев Н.Н., Малышевский А.Ф. Сековец Л.С., Терехова А.В., Слободчиков В.И. Шевченко С. Г. и др.); методические материалы по инклюзивному образованию (Андреева Л.В., Бойков Д.И., Войлокова Е.Ф., Бут Тони, Эйнскоу Мэл., Гайдукевич С. Е., Баль Н.Н., Гутман С., Екжанова Е.А., Резникова Е.В., Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р., Ратнер Ф. Л., Юсупова А. Ю., Тер-Григорьянц Р.Г., Коростелев Б.А., Тихонова М.Ю., Лазарев В.Н., Шмидт В.Р., Armstrong, F., Bourke, Patricia Carrington, Suzanne, М. Connie. Р. Mittler, К.Nes, Oliver M.); теоретические и методологические исследования об образовательной стратегии развития ребенка (Александрова Е.А., Волошина Е.А., Крупнова Ю.В. Суханова Е.А.)

В процессе выполнения проекта использовались теоретические, эмпирические методы, методы построения моделей, включающие сравнительно-сопоставительный анализ и синтез, конкретизация и обобщение данных изучение документов, литературы, архивных данных и педагогического опыта, моделирование, экспертная оценка, метод мозгового штурма.

В качестве информационной базы проекта использованы: законодательные и нормативные документы в области реабилитации и социальной защиты инвалидов; статистические материалы, документы международных организаций по социальной защите инвалидов, а также материалы, полученные в ходе исследовательской и практической деятельности Участника по проведению аналогичных проектов, образовательного мониторинга, данные социологических исследований инвалидов и членов их семей.

Основными результатами проектных исследований и разработок по третьему этапу стали:

    1. Нормативно-правовые и методические основы моделей инклюзивного образования.

    2. Промежуточный отчет.

Степень внедрения. Результаты работ по проекту направлены на выполнение социального запроса, связанного с улучшением эффективности работы различных моделей инклюзивного образования на территории Российской Федерации.

Область применения. Полученные данные аналитического характера могут стать основой для определения образовательной политики, разработки программ развития инклюзивного образования и принятия управленческих решений на уровне федерации и регионов.

Значимость работы заключается в том, что результаты выполненных работ могут использоваться:

• руководящими и педагогическими работниками системы образования;

• педагогами-психологами и специалистами образовательных учреждений, родителями;

• образовательными учреждениями при подготовке педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов, руководителями и специалистами учреждений управления образованием;

• семьей при воспитании детей в различных условиях.

Механизмы вовлечения учреждений в освоение результатов проекта:

1. информирование широкой педагогической общественности;

2. создание информационной базы;

3. организация постоянно действующей связи между различными структурами в организации инклюзивных форм обучения.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования.

Представленный теоретико-методологический подход разработан в перспективе масштабных исследований по проблемам развития инклюзивного образования. Он может быть использован в проектных работах по дальнейшему совершенствованию системы управления образованием. Полученные в ходе реализации проекта результаты, кроме самостоятельной теоретической и практической значимости, способны стимулировать дальнейшие разработки в области анализа моделей инклюзивного образования и нормативных правовых аспектов его обеспечения.

Таким образом, основные положения и выводы исследования могут быть использованы на региональном, муниципальном и локальном уровнях управления образованием и рекомендованы образовательным учреждениям всех уровней системы образования Российской Федерации.

Похожие:

Российской Федерации в условиях модернизации образования» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы 2009-2010 iconПриказ «29» 11. 2010 г г. Тамбов №198 Об утверждении ведомственной целевой программы
Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие государственных и муниципальных архивов Тамбовской области на 2011-2013...
Российской Федерации в условиях модернизации образования» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы 2009-2010 iconРаспоряжение Администрации Ростовской области от 05. 04. 2010 №82 «О разработке ведомственной целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ростовской области на 2011 год» Государственный заказчик Программы
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27. 12. 2010 №1143 «О внесении изменений в постановление Правительства...
Российской Федерации в условиях модернизации образования» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы 2009-2010 iconРаспоряжение Администрации Ростовской области от 10. 07. 2009 №190 «О разработке областной долгосрочной целевой программы «Развитие здравоохранения Ростовской
...
Российской Федерации в условиях модернизации образования» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы 2009-2010 iconСостав методического совета на 2009/2010 учебный год Струева В. А. директор школы; Мясникова А. Ш
Создание творческой группы по подготовке к тематическому педсовету. «Развитие педагогического потенциала как фактора обновления качества...
Российской Федерации в условиях модернизации образования» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы 2009-2010 iconКонцепци яфедеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 2016 годы)"
Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
Российской Федерации в условиях модернизации образования» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы 2009-2010 iconУтверждено постановлением администрации Брянской области
Российской Федерации», ведомственной целевой программой «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской...
Российской Федерации в условиях модернизации образования» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы 2009-2010 icon«Об утверждении новой редакции федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009– 2015 годы)"»
Правительства Ульяновской области рассмотрен и, в основном, одобрен проект федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения...
Российской Федерации в условиях модернизации образования» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы 2009-2010 iconПрограммы Развитие системы вос- питания и дополнительного образо- вания детей на 2009-2010 годы
Российской Федерации до 2010 года» и, руководствуясь постановлением администрации Гавриловского района от 03. 03. 2009 №82 «Об утверждении...
Российской Федерации в условиях модернизации образования» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы 2009-2010 iconВедомственная целевая программа «снижение напряженности на рынке труда ростовской области на 2010 год» г. Ростов-на-Дону 2009 год
«О разработке ведомственной целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ростовской области на 2010 год»
Российской Федерации в условиях модернизации образования» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы 2009-2010 iconО федеральной целевой программе
Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010 2015 годы)" (далее именуется Программа),...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница