Балтийской педагогической академии




Скачать 18.29 Kb.
НазваниеБалтийской педагогической академии
страница1/11
Дата04.02.2016
Размер18.29 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11





НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ

БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ


Отделение валеологии


ВЕСТНИК

БАЛТИЙСКОЙ АКАДЕМИИ


Вып. 9. - 1996 г.


ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА -

ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЫПУСКА:


ВОЛКОВ И.П., ДАВИДЕНКО Д.Н., ДАДАЛИ В.А.


Ответственный за выпуск проф. Д.Н.Давиденко


РЕДАКЦИЯ ВЕСТНИКА:


Главный редактор - И.П.ВОЛКОВ


Зам. главного редактора - М.К.ТУТУШКИНА


Секретарь - Г.А.СТЕПАНОВА


Адрес редакции:


198005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская, д. 4.


Кафедра практической психологии


Санкт-Петербургского государственного

Архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ)


(Проф. М.К.Тутушкина)

тел. (812) 259-49-15


Печатается на средства авторов и взносы членов БПА

по секции валеологии и психофизиологии

(руководитель секции - академик БПА проф. Д.Н.Давиденко)

и по секции психологии здорового образа жизни

(руководитель секции - академик БПА проф. В.А.Дадали)


В36

 И.П.ВОЛКОВ


В 43162014 - 75 Без объявления

С 96(03) - 95

ISBN 5- 85029 -077-X

ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ АКАДЕМИИ

Вып. 9. - 1996 г.

Научное издание БПА Основано в июле 1995 г.

Гослицензия № 0235 мерии СПб в Санкт-Петербурге




СОДЕРЖАНИЕ:


Казначеев В.П. Обращение к народам мира, главам государств, религиозно-культурным движениям ................................................................................................. 5


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВАЛЕОЛОГИИ:

Петленко В.П. Актуальные проблемы валеологии ..................................................... 7

Давиденко Д.Н. Основы здорового образа жизни человека ...................................... 15

Дадали В.А. Питание как фактор здорового образа жизни ....................................... 24

Волков В.Ю., Волкова Л.М., Давиденко Д.Н., Зверев В.В. Компьютерные разра-ботки в валеометрии ....................................................................................................... 28

Буркут В.С., Буркут В.П. Актуальные аспекты психологической валеологии ......... 30

ВАЛЕОЛОГИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ:

Половников П.В., Волкова Л.М. Комплексная оздоровительная программа для

студентов со значительными отклонениями в состоянии здоровья ........................... 33

Михонин А.А. Валеологическая оптимизация учебного процесса по дисциплине «физическая культура» в вузе .......................................................................................38

Михонина Т.Н. Взгляд на теоретические и практические аспекты оздоровитель-

ной физической тренировки студентов ........................................................................40

Стамбулова Н.Б. Рабочая программа учебной дисциплины «Валеология» для

студентов физкультурного вуза ...................................................................................41

Давиденко Д.Н., Петленко В.П. Тематика лекционного курса по валеологии для

студентов высших учебных заведений .........................................................................46

Глушков Ю.Ю. Валеология как важный компонент гуманизации курса физической культуры в вузах .......................................................................................................... 49

Детков Ю.Л. Лечебная физическая культура как средство валеологии .................... 50

ВАЛЕОЛОГИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ:

Баранчукова Г.А., Щербакова М.А., Охремчук Л.А., Стамбулова Н.Б. Опыт

внедрения валеологии в систему школьного образования ......................................... 52


Величковская И.Л. Урок валеологии в 6-м классе на тему: «Как лучше запоми-

нать» ............................................................................................................................ 55

Исаенкова Н.К. Урок в 1-м классе по валеологии на тему: «Как сохранить

зрение» ......................................................................................................................... 56

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Стамбулова Н.Б. Влияние сеансов релаксации на психическое состояние и

умственную работоспособность младших школьников ............................................. 59

Стамбулова Н.Б., Хвацкая Е.Е. Психодиагностическое исследование интеллек-

туального развития учащихся ..................................................................................... 63

Маймулов В.Г., Андреев В.Ю., Суворова А.В., Баскович Г.А., Чернякина Т.С. Роль оздоровительных мероприятий при интенсивном обучении старшеклассников ...... 67


ОБРАЩЕНИЕ К НАРОДАМ МИРА, ГЛАВАМ ГОСУДАРСТВ,

РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНЫМ ДВИЖЕНИЯМ


Директор Института общей патологии и экологии человека СО РАМН,

доктор медицинских наук, Президент Совета Директоров Международного Института космической антропоэкологии, академик РАМН,


профессор В.П.Казначеев


Я и мои коллеги, не от имени нации и государства, а как представители рода человеческого планеты Земля, обращаемся к народам мира, главам государств, представителям религий, культуры и науки с выражением высочайшей тревоги за судьбу человечества, всех землян независимо от географии, национальности, социальных систем и государств, где они проживают. Фактическое состояние геополитического, экономического и социально-духовного устройства человечества все больше погружает его в состояние глобальной клинической смерти. Необходимо остановит этот процесс и создать систему реанимации и реабилитации. Первая половина XXI - это единственное время, которое еще позволит человечеству организовать это и обеспечит сохранение и развитие жизни на планете Земля. Противостояние Запада и Востока, имперские тенденции ряда государств и каолиций, возбуждение национальной нетерпимости, религиозной несовместимости зависят от мировой экономической машины, прибыли и диктатуры власти. Нарастает не только экологический кризис, быстрое снижение психического, репродуктивного потенциала нации, но и безумное обострение геокосмической экологии и противостояние человечества с космическим пространством.

В знаменитом документе - Манифесте Рассела-Эйнштейна уже говорилось о необходимости развития нового мышления. Суть этого мышления, несомненно, состоит в признании мира, содружества наций на Земле и в Космосе, содружества человечества с природой планеты Земля и Космоса.

Современные научные исследования приблизились к раскрытию наиболее тонких интимных механизмов человеческого интеллекта и психики, к возможностям насильственного вмешательства в психологию личности большого круга людей, популяции и нации. Эти методы во много раз ужаснее и страшнее новейших конструкций химического, биологического, водородно-ядерного и другого оружия. Необходимо на уровне ООН организовать систему международного контроля глобальных геополитических процессов. Политизированные решения международной декларации «Повестка дня на XXI век» (1992 г.) о лимитах проживающих на планете Земля 1,0-1,5 млрд. людей, стимулируют народы и страны в их геополитике к размежеванию и организации центров противостояния со стремлением обеспечить себе будущую нишу проживания «золотого миллиарда».

Российскими учеными была сформулирована перспектива автотрофности человечества, т.е. организация создания ноосферы, в которой может быть обеспечено существование и по условиям проживания, и по социально-духовным условиям 8-10 млрд. Людей на планете. Тогда научная мысль человечества - новая геокосмическая сила - обеспечит первично-космофизический синтез необходимых продуктов питания и жизнеобеспечения на Земле подобно зеленому покрову и освободит большую часть биосферы от ее сырьевой сельскохозяйственной и промышленной эксплуатации. Необходима организация международного института по проблемам автотрофности человечества и создания ноосферного процесса человечества на планете Земля и в космическом пространстве.

Территория России и социально-экономическое, медико-биологичес-кое, психологическое состояние ее народонаселения сегодня являют пример наиболее критического пути перехода человечества в состояние клинической смерти. Однако Россия одновременно является наиболее перспективной площадкой создания новых методов реанимации и восстановления здоровья нации. Она может стать опережающей площадкой и примером для всего человечества.

В Международном центре необходимо формирование планетарной программы «Гея», проекта изменения генерального космо-эволюционного курса, чтобы сохранить человечество и биосферу планеты - наш дом - в живом пространстве Космоса.

В программе необходимо принять основополагающие принципы :

1. Признать, что жизнь человечества (биосфера Земли) на планете есть часть общевселенской социально-космической системы. На Земле нарастает космоэтический, духовный, космоэкологический необратимый кризис.

2. Изменить геокосмические взгляды и убеждения, которые рассматривают космическое окружение как потенциального противника, как врага. Необходимо направить научно-технические усилия на поиски космического доброжелательного сообщества и в Космосе, и на Земле.

3. Сосредоточить научный потенциал на проблеме автотрофности человечества (В.П.Вернадский) в качестве гарантии условий выживания и развития на планете 8-10 миллиардов человек к середине XXI века.

4. Организовать интернациональный научный центр новой научно-культурной демократии мира по исследованиям неопознанных космопланетарных и психобиологических явлений как важного нового направления в развитии научной картины мира.

5. Подготовить пути принятия планетарной общенациональной конституции человечества планеты Земля, предусмотреть требования прав и обязанностей человека, человечества как части социально-космичес-кой общественно-природной системы.

Мы выражаем надежду, что наш голос будет услышан на планете Земля, и руководители всех уровней учтут и поддержат наши предложения, которые, как мы убеждены, выражают чаяния всего человечества на рубеже XXI века.


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВАЛЕОЛОГИИ




АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИИ


Доктор философских наук и доктор медицинских наук, профессор В.П.Петленко, академик ПАНИ;


Из многочисленных проблем валеологии, на наш взгляд, следует выделить как наиболее актуальные следующие проблемы.


1. Валеология как медицина здоровья.

Медицина - не только наука о причинах болезней, их диагностике и лечении. Медицина должна быть и медициной здоровья, разрабатывать «маршруты здоровья», а профилактика - меры не только предупредительные, но и пути возрастания здоровья. Валеология - наука об индивидуальном здоровье человека. Санология - наука об общественном здоровье населения (коллектив, регион, страна). Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. В ХХ веке медицина болезней должна быть дополнена медициной здоровья, а нозологическая подготовка врача общей практики продолжена и усовершенствована валеологической подготовкой. Это особенно важно для России.

Состояние здоровья ее населения - критическое. Обостряется ситуация оттого, что в стране соединились два типа патологии - тип дегенеративный (склерозы, сердечно-сосудистая патология, рак, эндокринные заболевания) и тип инфекционно-эпидемический (всплеск инфекционной заболеваемости в России ежегодно около 50 миллионов человек). В ряде мест возникли холерные эпидемии.


2. Здоровье как научная проблема.

Когда-то Сократ сказал, что «здоровье - не все, но все без здоровья - ничто». Быть живым мало - надо быть живым и здоровым. Здоровье как научная проблема охватывает комплекс медико-биологических, психологических, физкультурно-оздо-ровительных, социальных наук. Вопросы здоровья всегда обсуждались всеми религиозными школами мира (христианство, ислам, буддизм). ВОЗ определила здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. По существу - это идеал, к которому мы должны стремиться.

Для того, чтобы определить физическое, психическое и социальное здоровье человека, надо раскрыть: а) связь наследственности человека (нормы реакций как генетического потенциала здоровья) и его здоровье; б) природу психосоматической конституции человека, ее морфологические, физиологические, эндокринные особен-ности, черты характера (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик) и способы их реализации; в) связь здоровья с окружающей средой (экологическая валеология); г) связь здоровья с образом жизни человека (уровень жизни, качество жизни, стиль жизни, режим жизни, вредные привычки); д) зависимость здоровья человека от его отношения к своему здоровью, от установок на здоровый образ жизни, на знание человеком своих возможностей (резерв), санитарно-гигиенических основ жизни.

В последние годы в мировой научной литературе широко обсуждается новая концепция здоровья, предлагающая для его оценки не только вышеперечисленные показатели, которые отражают нездоровье (заболеваемость) общества, но и позитивные, отражающие его здоровье (например, удельный вес лиц, никогда не болевших, удельный вес долгожителей при хорошем самочувствии...).

Новая концепция уточняет существующую, усиливает ее социальную компо-ненту, ориентирует на распределение ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидом, медицинскими работниками.


3. Валеология и конституция человека.

Конституция человека - это генетический потенциал человека, продукт наследственности и среды, реализующей наследственный потенциал. Когда-то мудрые врачи Древнего Востока размышляли так. Есть мир бесконечно малого. Есть мир бесконечно большого. И есть мир между ними - мир бесконечно сложного - мир жизни. В этом мире жизни есть человек - мир бесконечной сложности и бесконечной мудрости: сложность - от природы, мудрость - от Бога и Учителя. И сложность и мудрость воплощены в конституции человека.

Настало время по-новому, интегративно взглянуть на конституцию человека, определяющую основные законы его индивидуальной жизни. Если посмотреть на весь спектр жизненных доминант и установок, то в конечном счете, они детерминированы нашей конституцией: потребности, способности, интересы, желания, искушения, проблемы алкоголизма, табакизма, наркотизма тоже имеют генетическую компоненту при всей значимости среды и воспитания в этих вопросах. Все проблемы предрасположения (или непредрасположения) к болезням - тоже конституционально детерминированы; личные предпочтения в образе жизни, духовные установки, психический мир знаний, эмоций и воли, поведение, любовь и ненависть, сексуальный потенциал - тоже конституционально детерминированы. Много правды в словах итальянского патолога Дж.Танделоо, сказавшего, что «конституция человека - наш соматический фатум, наша судьба». К тому же, вопреки догмам мичуринской биологии Т.Д.Лысенко, которую разделяли и многие наши патологи и клиницисты в 50-е годы нашего столетия, конституция как генетический потенциал дается человеку один раз и на всю оставшуюся жизнь. Генотипически астеник никогда не станет гиперстеником и, наоборот. Среда лишь модифицирует наш конституционный потенциал в рамках «норм реакций»: конституция - генетически устойчива, стабильна, а фенотип - лишь модифицируется, изменяет конституцию в пределах геномных законов реагирования.

Великий Лаоцзы говорит: «Колесо вращается потому, что ось его непод-вижна» и что «сила (насилие) над природой (Дао) и сущностью (Логосом) человека - противоестественны и аморальны». Каждый человек должен жить в соответствии со своей конституцией. Нам представляется, что основным законом валеологии является зафиксированный многовековой опыт врачей, педагогов, психологов: образ жизни человека должен соответствовать его конституции. Конституция всегда индивиду-альна - образов жизни столько же, сколько людей. Не насилуйте природу человека, не втискивайте ногу в обувь не своего размера - ведь это больно и потенциально... мозольно-мучительно. И когда мы слышим со сцен перед многотысячной аудиторией рецепты как жить, как есть, как любить и сколько любить, то хочется крикнуть всем: люди, остановитесь, одумайтесь, не «зомбируйтесь», думайте и живите в соответствии со своей конституцией, своей природой и своими разумными принципами.

Нам представляется, что системная характеристика конституции человека дает новую интегральную медицину, лежащую в основе всех валеологических представлений. Когда-то И.П.Павлов хорошо сказал, что прямая аналогия - вещь «в науке не всегда серьезная». Учитывая это, мы все же позволим одно сравнение. Каждая страна и каждый ее гражданин должны уважать конституцию своего государства и не нарушая ее - мы не вступаем в конфликт с правоохранительными органами. Чтобы жить здоровой жизнью надо жить по законам своей биологической конституции. В этом смысл основного закона валеологии. Каждый человек свой образ жизни должен строить в соответствии со своими биологическими и психологическими возможностями. Они заключены в нашем “основном законе жизни” - законе конституционной нормы реакций.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Балтийской педагогической академии iconБалтийской педагогической академии
Агеевец В. У. Массовый футбол альтерантива наркотической, экранной и компьютерно-игровой зависимости молодёжи
Балтийской педагогической академии icon3. Открытые просмотры педагогической деятельности
Содержание психолого-педагогической работы по реализации образовательных областей
Балтийской педагогической академии iconСамостоятельная работа по формированию системных компетенций: способности применять знания на практике: проявлять исследовательские способности: способности к генерации новых идей (творчеству). (2 час.)
Организация самостоятельной работы слушателей Педагогической академии Последипломного образования Московской области
Балтийской педагогической академии iconФормирование творческой самореализации будущего педагога
Защита состоится «29» июня 2007 г в 12. 00 часов на заседании диссертационного совета к 212. 226. 01 по защите диссертаций на соискание...
Балтийской педагогической академии iconКомментарий к федеральному закону от «29» декабря 2012 Г. №273-фз «об образовании в российской федерации» (поглавный)
Усанов Владимир Евгеньевич – академик Российской академии образования доктор юридических наук, профессор, директор Института научной...
Балтийской педагогической академии iconКомментарий к федеральному закону от «29» декабря 2012 Г. №273-фз «об образовании в российской федерации» (поглавный)
Усанов Владимир Евгеньевич – академик Российской академии образования доктор юридических наук, профессор, директор Института научной...
Балтийской педагогической академии iconМеждународной молодежной школы-семинара «Ломоносовские чтения на Алтае–2012»
«Ломоносовские чтения на Алтае–2012», которая состоится с 20. 11. 2012г по 23. 11. 2012г на базе института физико-математического...
Балтийской педагогической академии iconВиды и структура педагогических исследований
Способность преподавателя к самостоятельному эффективному решению профессиональных задач зависит от уровня его педагогической компетентности,...
Балтийской педагогической академии iconПлан выступления
Однако в последние годы в педагогической литературе все большее отражение находят разработки не столько методической стороны воспитательного...
Балтийской педагогической академии iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология
Задачи педагогической психологии в системе других психологических наук и в отношении к педагогике. Расширение сфер исследований и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница