Программы психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства семьи и школы Москва, 2012




Скачать 18.92 Kb.
НазваниеПрограммы психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства семьи и школы Москва, 2012
страница1/10
Дата04.02.2016
Размер18.92 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10





Программы психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства семьи и школы


Москва, 2012



Программы психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства семьи и школы подготовлены в ходе исполнения государственного контракта № 06.Р20.12.0054 от 27.10.2011г. на выполнение работ (оказание услуг) по проекту «Разработка и экспериментальное внедрение моделей психолого-педагогической подготовки педагогов и родителей в рамках социального партнерства института семьи и общеобразовательных учреждений по формированию гражданской идентичности учащихся».


Программы психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства семьи и школы разработаны коллективом авторов: Асмолов А.Г. – научный руководитель, (директор ФГАУ «ФИРО», академик РАО, д.психол.н., профессор), О.А.Карабанова, Т.Д.Марцинковская, М.С.Гусельцева, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова, Х.Т.Загладина, Е.С.Терехова, В.В.Глебкин, М.В.Левит.


СОДЕРЖАНИЕ


1.

Программа психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства института семьи и школы на начальной ступени образования



3

2.

Программа психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства института семьи и школы на средней ступени образования


48

3.

Программа психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства института семьи и школы на старшей ступени образования


67

4.

Программа психолого-педагогической подготовки родителей по формированию этнической идентичности в рамках социального партнерства института семьи и школы на старшей ступени образования


93




Программа психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства института семьи и школы на начальной ступени образования




Пояснительная записка


Необходимость постоянного совершенствования педагогической культуры родителей в целях развития общекультурного, личностного, интеллектуального потенциала семей диктуется процессами глобализации, информатизации, повышенной профессиональной мобильности, требованиями и проблемами многонационального российского общества. Важнейшим запросом общества к образованию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании ответственных граждан и снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания. Исследования, проведенные среди родителей, выявили непонимание многими из них значимости воспитания у детей гражданских качеств, терпимости к иному мнению, что является следствием деформации родительского сознания в условиях размытости и неопределенности ценностных ориентиров в обществе, а также недостаточные знания родителей учащихся в области педагогики и детской психологии. В современных условиях особую актуальность приобретает проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из важнейших ступеней бытия человека, именно в ней происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многие другие качества, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается начальная фаза его социализации, происходит его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждал В.А. Сухомлинский.

Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране, характеризующейся трансформацией сложившейся системы воспитания как в образовательных учреждениях, так и семье, пересмотром образовательных стандартов в пользу заключения общественного договора, согласующего требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, изменением контингента учащихся в школах в сторону поликультурного состава. Рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабов миграционных процессов как внутри страны, так и из-за рубежа составляют реалии социально-экономической и политической жизни нашего общества.

Поликультурное общество предполагает повышение требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Центральной задачей образовательного заведения и семьи является воспитание гражданина, человека, осваивающего культурное богатство своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающего их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Однако существуют серьезные риски, связанные с недостаточной информированностью родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка.

Трансформация семьи (увеличение разводов, неполных и конфликтных семей, рост социального сиротства и т.д.) негативно сказалась на ее воспитательном потенциале. Наблюдается процесс отчуждения семьи от образовательных учреждений, усиливается недоверие родителей к школе, имеет место неадекватное отношение родителей учащихся к педагогам. Тем не менее, становится все более очевидным, что формирование гражданской идентичности, привитие ребенку таких нравственных качеств, как уважение к окружающим людям, порядочность, честность, готовность к преодолению трудностей и жизненному оптимизму невозможно без тесного взаимодействия и взаимопонимания между семьей и школой, без учета мнения детей и их родителей.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической компетентности.

Таким образом, реализация Программы психолого-педагогической подготовки родителей к формированию гражданской идентичности у детей будет способствовать, с одной стороны, повышению психолого-педагогической культуры родителей, а с другой - развитию новых форм сотрудничества института семьи и образовательных учреждений.

Нормативно-правовой основой Программы на ступени начального общего образования являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободы его самовыражения, учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.

Цель программы - формирование психолого-педагогической готовности родителей к формированию гражданской идентичности личности в семье.

Задачи:

- формирование представления о функциях, содержании и структуре гражданской идентичности личности;

- ознакомление родителей о закономерностях формирования гражданской идентичности в младшем школьном возрасте, условиях и факторах ее развития;

- ознакомление родителей с нормативно-правовой базой формирования гражданской идентичности, педагогическими и психологическими технологиями, комплексом учебно-методических материалов и программ формирования гражданской идентичности личности в семье;

- формирование представления о роли искусства (театра, кино, музыки, живописи и т.д.), истории, литературы, спорта, природы, родного языка, песни в развитии гражданской идентичности детей;

- формирование представления о роли общественной деятельности и участии в ней обучающихся для формирования гражданской активности личности;

- формирование готовности к диагностике сформированности гражданской идентичности у детей;

- развитие практических навыков воспитания гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, милосердия, неравнодушия к окружающим;

- включение родителей в активные формы формирования гражданской идентичности у детей (экскурсии, походы, семейные праздники, составления семейной родословной, творческие проекты, утренники, конкурсы "Мама, папа и я - наша дружная семья!" и др.);

- привлечение родителей к обмену опытом воспитания (презентация семейных программ, поделок, альбомов, реликвий, домашнего музея, увлечений семьи, традиций).

Целевой аудиторией программы являются родители детей младшего школьного возраста.

Программа рассчитана на 18 часов в каждом классе, по 2 часа на занятие. Программа носит вариативный характер, порядок изучения некоторых тем по усмотрению педагогов и психологов, а также в зависимости от уровня готовности родителей, может меняться. Допускается интеграция данной программы в комплексную программу школы педагогического всеобуча родителей, тогда количество часов будет сокращено до 18 на всю начальную ступень образования.

В ходе реализации Программы особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой обратной связи. В результате родители получат возможность реально увидеть себя со стороны и отрефлексировать собственную систему убеждений и представлений, что является необходимой предпосылкой психологической готовности родителей к формированию гражданской идентичности.

Принципы:

·   первоочередного права родителей на формирование гражданской позиции у детей;

·   достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные, правовые, психологические, педагогические факты);

· практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);

·   взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);

·   развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);

·   гуманизации отношений и общения;

·   системности воспитательных воздействий на детей;

·   преемственности семьи и школы в формировании гражданской культуры детей;

·   сотрудничества по формированию целостной личности.

Процесс формирования готовности родителей по формированию гражданской идентичности это:

-     система, предоставляющая ориентационное (когнитивное, мотивационное, операциональное, организационное) поле, в котором родители осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;

-  особый способ деятельности по оказанию психолого- педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с особенностями воспитания детей;

-     процесс совместного с родителями определения целей, содержания, методов и путей формирования гражданской идентичности у детей.

Основными условиями для реализации программы являются:

-      Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования гражданской идентичности личности;

-      Создание в образовательном учреждении системы психолого- педагогического образования родителей;

-      Создание в образовательном учреждении организационно-педагогических возможностей (кадровых, материальных, учебно-методических, организационных) по подготовке родителей к формированию гражданской идентичности;

-      Вовлечение структур гражданского общества в совместную деятельность с педагогами по повышению воспитательного потенциала семьи.

На основе требований ФГОС к личностному развитию детей нами выделены целевые приоритеты родителей и критерии оценки сформированности гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста.

Родители призваны: 1. Формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Развивать самостоятельность и личную ответственность у детей за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

5. Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

6. Формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Дети должны: 1. Осознавать себя гражданами России, в том числе:

- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

- испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках;

- отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки, осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе уметь отказываться ради них от каких-то своих желаний.

Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:

- культуры народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность;

- базовых российских гражданских ценностей;

- общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений.

2. Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе:

- объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, друзьями, одноклассниками, с земляками, народом, с твоей Родиной, со всеми людьми, с природой;

- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

- стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения;

- уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания;

- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.

3. Оценивать, в том числе, неоднозначные поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:

- важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;

- общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;

- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

  Работа с родителями предполагает следующие формы: лекторий, тематическая встреча, диспут, дискуссия, консультация, тренинг и другие. Лекторий проводится одни раз в месяц по параллелям, организуют его учителя начальных классов. Тематические встречи проводят специалисты из разных областей, тренинги - психологи. Консультации организуют психологи и педагоги школы. Диагностику результативности реализации программы проводят внешние эксперты на основе специальных разработанных методик оценки.

Программа разработана для каждого класса начальной школы, всего 72 часа по 18 часов в год на каждый класс.


Календарно- тематическое планирование


Класс

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Программы психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства семьи и школы Москва, 2012 iconУчебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы
Ка и экспериментальное внедрение моделей психолого-педагогической подготовки педагогов и родителей в рамках социального партнерства...
Программы психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства семьи и школы Москва, 2012 iconМетодическая разработка: «Психолого-педагогическое просвещение семьи через организацию школы для родителей»
«Психолого-педагогическое просвещение семьи через организацию школы для родителей»
Программы психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства семьи и школы Москва, 2012 iconПедагогические условия организации в дошкольном образовательном учреждении развивающей предметной среды по формированию у старших дошкольников основ гражданской идентичности (методический аспект) Радионова Ольга Радиславовна, к п. н
Педагогические условия организации в дошкольном образовательном учреждении развивающей предметной среды по формированию у старших...
Программы психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства семьи и школы Москва, 2012 iconПрограмма работы по формированию устойчивого интереса к изучению иностранного языка «Deutsch. Warum nicht?»
Изменился, в частности, и статус школы: она стала общественно-государственной, отражающей интересы, как государства, так и общества...
Программы психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства семьи и школы Москва, 2012 iconРоль образа родителей в формировании субъектных позиций личности
Доказано, что увеличение степени рассогласования “образа” родителей приводит к снижению уровня агрессивности (ассимиляция) и формированию...
Программы психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства семьи и школы Москва, 2012 iconМетодическое пособие для начинающих социальных педагогов, работающих в детских домах (в рамках проекта «Мониторинг социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей»)
Настоящее пособие подготовлено в рамках проекта «Мониторинг социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей». Который...
Программы психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства семьи и школы Москва, 2012 icon«Удмуртия на карте России»
Заложены основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я — гражданин России»: чувства сопричастности к происходящему...
Программы психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства семьи и школы Москва, 2012 icon«Миссия школы — создание психолого-педагогических условий развития личности каждого ребёнка как индивидуальности независимо от его «стартовых» возможностей». Из «Программы развития школы №975 на 2001-2005 гг.»

Программы психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства семьи и школы Москва, 2012 iconАнализ работы гоу сош №509 за 2010 2011 учебный год
Формируется у учащихся положительное отношение к учению как условию личностного роста. Данные условия способствуют всестороннему...
Программы психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства семьи и школы Москва, 2012 icon«Центр развития ребёнка детский сад №15» Повышение уровня психолого педагогической культуры родителей
Наблюдения, беседы показали, что у некоторых родителей проявлялся страх перед школьным обучением ребенка, неуверенность в том, что...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница