Дополнительная образовательная программа для обучающихся 1 классов Составитель: Беспалова Н. А




Скачать 55.31 Kb.
НазваниеДополнительная образовательная программа для обучающихся 1 классов Составитель: Беспалова Н. А
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер55.31 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 города Юрги

Имени Героя Советского Союза А.П. Максименко»


«Занимательная математика»

дополнительная образовательная программа для обучающихся 1 классов


Составитель: Беспалова Н.А.

учитель начальных классов


Юрга 2011

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена на основе программы из сборника: Реализация образовательного стандарта второго поколения. Перспективная начальная школа. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности. 1 – 4 классы. В двух частях. Часть 1 и часть 2. / Руководитель проекта «Перспективная начальная школа» и составитель сборника программ профессор Р.Г. Чуракова – Москва: Академкнига/ Учебник, 2011.

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Так внеурочная деятельность, общеинтелектуального направления, «Занимательная математика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.


Цели программы:

  • расширение информационной картины мира учащихся;

  • изучение окружающего мира математическими средствами;

  • развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления);

  • воспитание инициативности, самостоятельности, предприимчивости;

  • развивать умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • формирование ключевых компетенций обучающихся для полноценной самостоятельно мыслящей личности.


Задачи:

  • создать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску;

  • обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания;

  • обучить приемам поисковой и творческой деятельности;

  • развивать комплекс свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности»;

  • сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.


Программа «Занимательная математика» рассчитана на четыре года занятий (135 часов на каждую подгруппу обучающихся; обучающиеся поделены на две подгруппы) с детьми младшего школьного возраста и поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра, творческий отчет, конференция;

  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 1-й класс – 30 минут, 2–4-е классы – 45 минут.


Виды деятельности: игровая, познавательная.

Система занятий по внеурочной деятельности «Занимательная математика» позволяет реализовать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект:

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект:

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорномоторной координации.

Воспитывающий аспектэто воспитание системы межличностных отношений.

Внеурочная работа предусматривает поиск необходимой информации в справочниках, книгах, детских журналах, газетах, на электронных носителях, в Интернете.

Источником информации могут быть и умные взрослые: учителя, библиотекарь, родители школьников.


Ожидаемые результаты

В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования следующих результатов:


Личностные:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества при поддержке других участников группы и педагога делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.


Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение (версию);

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.


Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

  • учиться овладевать измерительными инструментами.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • учиться выражать свои мысли;

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.


Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;

  • определять целое и часть;

  • устанавливать общие признаки;

  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

  • определять последовательность действий;

  • находить истинные и ложные высказывания;

  • наделять предметы новыми свойствами;

  • переносить свойства с одних предметов на другие.


Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

1) стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в листе учителя);

2) тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

3) итоговый контроль в формах:

– тестирование;

– практические работы;

– творческие работы;

– самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

– поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.


Основное содержание для 1класса



п/п

Перечень разделов

Содержание разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Математические развлечения

Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов. Логические упражнения.


11

1

10

2.

Математика вокруг нас

Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию. Логические задачи. Задачи–шутки. Логические игры.

7

1

6

3.

Шифры

Хаотичный и систематический перебор вариантов. Придумывание шифров, использование шифров в играх и в жизни.

3




3

4.

Узоры

.Свойства предметов. Множества предметов, обладающих указанным свойством. Целое и часть.

Признаки предметов.

Действия предметов

Последовательность действий в составлении математических узоров, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели.

9




9

5.

Так учились в старину

Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция. Решение логических задач.

3

1

2

Всего




33

3

33



Календарно-тематическое планирование


№п/п


Тема

Дата


Примечание

1 подгр.

2 подгр.

1.

Математические развлечения. Игры с числами.

06.09.


08.09.


Тест № 1

2.

Игры с числами.

13.09.


15.09.




3.

Игры с числами.

20.09.


22.09.




4.

Логические задачи.

27.09.


29.09.




5.

Логические задачи.

04.10.


06.10.





6.

Логические задачи.

11.10.


13.10.

Текст № 2

7.

Логические игры.

18.10.


20.10.




8.

Логические игры.

25.10.


27.10.




9.

Магические квадраты.

01.11.


10.11.





10

Магические квадраты.

15.11.


17.11.




11.

Магические квадраты.

22.11.


24.11.




12.

Математика вокруг нас.

29.11.


01.12.




13.

Числа в пословицах и поговорках.

06.12.


08.12.





14.

Числа в пословицах и поговорках.

13.12.


15.12.




15.

Нумерация вокруг нас.

20.12.


22.12.




16.

Нумерация вокруг нас.

27.12.


29.12.




17.

Математика в кулинарии.

10.01.


12.01.




18.

Математика в кулинарии.

17.01.


19.01.




19.

Шифры. Способы шифрования текстов.

24.01.


26.01.




20.

Способы шифрования текстов.

31.01.


02.02.




21.

Способы шифрования текстов.

07.02.


09.02.





22.

Узоры. Закономерности в узорах.


21.02.

01.03.




23.

Закономерности в узорах.

28.02.


15.03.




24.

Узоры на зданиях.

06.03.

05.04




25.

Узоры на одежде.

13.03.


12.04.




26.

Узоры на посуде.

20.03.

19.04.




27.

Узоры на оружии.

03.04.


26.04.





28.

Узоры в оформлении книг.

10.04.


03.05.




29.

Магические узоры.

17.04.


10.05.





30.

Магические узоры.

24.04.


17.05.





31.

Так учились в старину.

08.05.


22.05




32.

Так учились в старину.

15.05.


24.05





33.

Итоговое занятие

22.05.

29.05.


Тест № 3



Основное содержание для 2 класса



п/п

Перечень разделов

Содержание разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Свойства, признаки и составные части


Определения. Ошибки в построении определений. Закономерность в числах и фигурах, буквах и словах.

4




4

2.

Сравнение

Сходство. Различие. Существенны и характерные признаки. Упорядочение признаков. Правила сравнения.

6




6

3.

Взаимосвязь между видовыми и родовыми

понятиями

Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Родовидовые отношения.Упорядочение по родовидовым

Отношениям.

4




4

4.

Комбинаторика



Перестановки. Размещения. Сочетания.

5




5

5.

Элементы логики



Истинные и ложные высказывания. Правила классификации.

Причинно-следственные цепочки.Рассуждения. Умозаключения.

7




7

6.

Развитие творческого воображения


Создание собственных картин

«Игра с закономерностями».

3




3

7.

Практический

материал


Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные

викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.

5





5

Всего




34




34



Календарно-тематическое планирование


№ п/п


Тема

Дата


Примечание

1 подгр.

2 подгр.

1.

Введение

03.09

03.09

Тест № 1

2.

Выделение признаков

10.09

10.09




3.

Различие

17.09

17.09




4.

Сходство

24.09

24.09




5.

Существенные признаки

01.10

01.10




6.

Характерные признаки

08.10

08.10




7.

Упорядочение признаков

15.10

15.10




8.

Правила сравнения

22.10

22.10




9.

Значение сравнения

29.10

29.10




10.

Тест «Сравнение»

12.11

12.11

Тест № 2

11.

Истинные и ложные высказывания

19.11

19.11




12.

Отрицание высказывания

26.11

26.11




13.

Понятие о классах

03.12

03.12




14.

Правила классификации

10.12

10.12




15.

Вопросы

17.12

17.12




16.

Алгоритм

24.12

24.12




17.

Тест «Алгоритм»







Тест № 3

18.

Закономерность в числах и фигурах










19.

Закономерность в буквах и словах










20.

Комбинаторика. Перестановки










21.

Комбинаторика. Размещения










22.

Комбинаторика. Сочетания










23.

Причина и следствие










24.

Причинно-следственные цепочки










25.

Противоположные отношения между понятиями










26.

Отношения: род/вид










27.

Упорядочивание по родовидовым отношениям










28.

Виды отношений










29.

Тест «Отношения»







Тест № 4

30.

Определения










31.

Ошибки в построении определений










32.

Суждения







Тест № 5

33.

Итоговый тест










34.

Итоговое занятие












Основное содержание для 3 класса



п/п

Перечень разделов

Содержание разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Свойства, признаки и составные части


Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

4

1

3

2.

Сравнение

Сравнение предметов по признакам.Симметрия. Симметричные фигуры

2




2

3.

Комбинаторика


Перестановки. Размещения. Сочетания.

2




2

4.

Действия предметов

Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

4




4

5.

Элементы логики



Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества.

Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).

Выражения и высказывания

10

1

9

6.

Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток

3




3

7.

Развитие творческого воображения

Составление загадок, чайнвордов.Создание фантастического сюжета

на тему «Состав предметов»

4




4

8.

Практический

материал


Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины

5





5

Всего




34

2

32



Календарно-тематическое планирование



№ п/п


Тема

Дата


Примечание

1 подгр.

2 подгр.

1.

Введение







Тест № 1

2.

Закономерности в чередовании признаков










3.

Классификация по какому-то признаку










4.

Сравнение предметов по признакам










5.

Тест «Сравнение»







Тест № 2

6.

Состав предметов










7.

Логические упражнения. Игра «Угадай

предмет»










8.

Найди отличия










9.

Действия предметов. Игра «Кто так де-

лает?»










10.

Комбинаторика. Перестановки, размещения










11.

Функциональные признаки предметов










12.

Симметрия. Симметричные фигуры










13.

Логическая операция «и»










14.

Координатная сетка










15.

Решение логических задач и задач-

шуток










16.

Результат действия предметов










17.

Обратные действия










18.

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток










19.

Тест «Отношения»







Тест № 3

20.

Порядок действий, последовательность событий










21.

Комбинаторика. Размещение, сочетание










22.

Составление загадок, чайнвордов










23.

Множество










24.

Элементы множества










25.

Классификация по одному свойств










26.

Тест «Классификация







Тест № 4

27.

Способы Сравнение множеств задания множества










28.

Отношения между множествами

(объединение, пересечение, вложенность)










29.

Решение задач с использованием понятий о множествах










30.

Выражения и высказывания










31.

Высказывания со связками «и», «или










32.

Отрицание










33.

Итоговый тест







Тест № 5

34.

Итоговое занятие












Основное содержание для 4 класса



п/п

Перечень разделов

Содержание разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Сравнение

Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.

4

1

3

2.

Комбинаторика


Решение задач с помощью таблиц и графов.

4

1

3

3.

Элементы логики



Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связки «и», «или», «если… то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы

11

1

10

4.

Развитие творческого воображения

Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки

зрения русского языка и окружающего мира

11




11

5.

Практический

материал


Логические задачи. Задачи смекалки. Житейские задачи.

Логические игры.

4





4

Всего




34

3

31



Календарно-тематическое планирование



№ п/п


Тема

Дата


Примечание

1 подгр.

2 подгр.

1.

Введение







Тест № 1

2.

Повторение основных мыслительных

операций










3.

Причинно-следственные цепочки










4.

Интегрированный: логика в окружающем мире










5.

Интегрированный: логика в русском

языке










6.

Виды отношений между понятиями










7.

Комбинаторика. Решение задач с по-

мощью таблиц










8.

Понятие о графах










9.

Рефлексивность отношений










10.

Симметричность отношений










11.

Тест «Отношения между понятиями»







Тест № 2

12.

Классификация










13.

Язык и логика. Фразеологизмы










14.

Язык и логика. Образность и меткость

речи










15.

Язык и логика. Речевые ошибки










16.

Язык и логика. Пословицы










17.

Тест «Язык и логика»







Тест № 3

18.

Работа над ошибками.










19.

Логические связки «или», «и»










20.

Логическая связка «если… то»










21.

Логические возможности










22.

Ситуативная связь между понятиями










23.

Оценка ситуации с разных сторон










24.

Образное сравнение










25.

Синонимы. Многозначность










26.

Антонимы










27.

Тест «Языковая логика»







Тест № 4

28.

Работа над ошибками










29.

Комбинаторика. Решение задач с по-

мощью графов










30.

Рассуждения










31.

Выводы в рассуждениях










32.

Юмор и логика










33.

Юмор и логика










34.

Конкурс эрудитов












Литература для учитиеля


  1. Ганс Юрген Айсенк. Проверьте свои способности. Тесты. – СПб.: Лань, 1995.

  2. Маш Л., Граник Г. Моя самая первая книжка по математике. – М.: Дрофа, 2005.

  3. Моршнева Л.Г. Дидактический материал по математике. – Саратов: Лицей, 2000.

  4. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. /Под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. – М.: Академкнига /Учебник.

  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. /В.Г. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

  6. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М.: Омега, 2010.



ПРИЛОЖЕНИЯ


  1   2   3

Похожие:

Дополнительная образовательная программа для обучающихся 1 классов Составитель: Беспалова Н. А iconОбразовательная программа Дополнительная образовательная программа «Махаббат» рассчитана на детей в возрасте 7-14 лет
Дополнительная образовательная программа «Махаббат» реализуется в мбоу гостеприимная сош
Дополнительная образовательная программа для обучающихся 1 классов Составитель: Беспалова Н. А iconОбразовательная программа срок реализации 5 года для обучающихся 5-9 классов (возраст обучающихся 11−15 лет) Автор составитель: Морозова И. Н. Старшая вожатая моау «сош №1»
Они не только становятся для ребят «окном в мир», но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной...
Дополнительная образовательная программа для обучающихся 1 классов Составитель: Беспалова Н. А iconЛенинградской области примерная внеурочная
...
Дополнительная образовательная программа для обучающихся 1 классов Составитель: Беспалова Н. А iconПрограмма по граждановедению для 3-4 классов
Программа курса «Граждановедение» для младших школьников рассчитана на обучающихся 3 4 классов и разработана на основе Программы...
Дополнительная образовательная программа для обучающихся 1 классов Составитель: Беспалова Н. А iconДополнительная образовательная программа (для обучающихся 10-18 лет, срок реализации 3 года) Автор: Ястребов Александр Владимирович
Поскольку в этом возрасте происходит становление нравственно-волевых качеств личности, общетрудовых знаний и умений, способствующих...
Дополнительная образовательная программа для обучающихся 1 классов Составитель: Беспалова Н. А iconОбразовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации учителей русского языка и литературы
Дополнительная образовательная программа для обучающихся 1 классов Составитель: Беспалова Н. А iconОбразовательная программа «Химия вокруг нас» для учащихся 14 16 лет Срок реализации программы 1 год Автор-составитель Шашкова О. В. педагог Санкт-Петербург 2010 пояснительная записка образовательная программа Объединения «Химия вокруг нас»
Образовательная программа Объединения «Химия вокруг нас» имеет естественнонаучную направленность, и предполагает углубленный уровень...
Дополнительная образовательная программа для обучающихся 1 классов Составитель: Беспалова Н. А iconПрограмма учебной дисциплины
Программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ, а также для...
Дополнительная образовательная программа для обучающихся 1 классов Составитель: Беспалова Н. А iconОсновная образовательная программа начального общего
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся 1 классов начального общего образования
Дополнительная образовательная программа для обучающихся 1 классов Составитель: Беспалова Н. А iconОбразовательная программа «Школа-театр мод «Авангард» для обучающихся 14-16 лет
Возраст обучающихся – 14–16 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения (432 часа)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница