Управление профессиональным поведением преподавателей в региональном вузе ( на материалах Читинской области)




Скачать 16.38 Kb.
НазваниеУправление профессиональным поведением преподавателей в региональном вузе ( на материалах Читинской области)
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер16.38 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


ЛИСОВСКАЯ Ирина Михайловна


Управление профессиональным

поведением преподавателей

в региональном вузе

( на материалах Читинской области)


Специальность 22.00.08 – социология управления


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук


Чита – 2007


Диссертация выполнена на кафедре социологии и философии права

ГОУ ВПО «Читинский государственный университет»



Научный руководитель

доктор социологических наук, профессор

Лоншакова Надежда Анатольевна

Официальные оппоненты:

доктор социологических наук, профессор

Грабельных Татьяна Ивановна





доктор педагогических наук, профессор

Эрдынеева Клавдия Гомбожаповна

Ведущая организация

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет



Защита диссертации состоится 9 ноября 2007 г. в 1300 часов на заседании диссертационного совета К 212.299.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук при Читинском государственном университете по адресу: 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, зал заседаний ученого совета.


Отзывы на автореферат в двух экземплярах, подписанные и заверенные печатью организации, просим направлять по адресу: 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, ЧитГУ, ученому секретарю диссертационного совета К 212.299.03 Н.П. Романовой.

Факс: (3022) 41-44-64; Web-server: www.chitgu.ru;

e-mail: root@chitgu.ru

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Читинского государственного университета.


Автореферат разослан «9» октября 2007 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор социологических наук Романова Н.П.

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Социально-экономические и политические преобразования в условиях становления рыночных отношений предъявляют новый уровень требований к качеству подготовки специалистов, которая в значительной степени зависит от уровня квалификации профессорско-преподавательского состава вузов.

Современная высшая школа остро нуждается в преподавателе-профессионале, способном к инновационной деятельности, обладающем потребностью в саморазвитии и самообразовании. Поэтому особый интерес вызывает проблема формирования профессионального поведения научно-педагогических кадров. Актуальность исследования данной проблемы обусловлена необходимостью разрешения ряда противоречий: между существующим уровнем подготовки специалистов в регионе и запросами общественной практики; потребностями общества в результатах труда преподавателей и общим профессиональным уровнем научно-педагогических кадров; необходимостью формирования активной внутривузовской среды, стимулирующей деятельность преподавателя по самореализации и самосовершенствованию и традиционно консервативной внутренней средой вуза, значительно отстающей от темпов изменения внешней среды; необходимостью использования возможностей и ресурсов внутренней среды вуза для формирования профессионального поведения преподавателя и недостаточной разработанностью практического аспекта данного вопроса в регионе.

Для высших учебных заведений Забайкалья, как и многих других регионов России, характерны общие проблемы сферы образования: низкий уровень социального положения преподавателей, невысокое качество услуг системы повышения квалификации, снижение уровня профессионализма научно-педагогических кадров, и как результат, падение качества подготовки выпускников, их невостребованность на рынке труда. Названные проблемы усугубляются спецификой региона, связанной со слабой экономикой и удаленностью от научно-образовательных центров.

Наметившийся переход в системе регионального образования от стратегии выживания к стратегии развития актуализирует проблему совершенствования системы управления профессиональным поведением преподавателей, роста их профессионального мастерства. В современных условиях, когда значительно возрастают требования к качеству образовательных услуг, требуются иные подходы к процессам формирования профессионального поведения научно-педагогических кадров, создания условий для реализации их профессионально-личностного потенциала.

Потребность в социологическом осмыслении профессионального поведения преподавателей также актуализирует изучаемую проблему.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование проблемы поведения личности носит междисциплинарный характер. Научные выводы о поведении как о понятии, обозначающем процесс взаимодействия индивида с окружающей средой можно встретить в работах биологов, психологов, философов, социологов (Чарльз Дарвин, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б.Ф. Скиннер, Д. Хоманс, Л.С. Выготский, С.А. Рубинштейн и др.). Большой вклад в разработку концепции социального поведения и социального действия внесли классики западной социологии М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и др. Особое значение в исследовании специфики поведения человека в организации имеют работы американских социологов и социальных психологов Ф. Тейлора, М. Мескона, А. Маслоу, Э. Мэйо, Х. Хекхаузена, Ф. Герцберга, которые заложили теоретический фундамент для современных исследований в области социологии управления и социологии организаций.

Трансформация российского общества конца ХХ в. стимулировала расширение тематики научных исследований по проблеме социально-поведенческих процессов различных социальных групп, в том числе и работников сферы образования (Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Ж.Т. Тощенко, Н.В. Кузьмина, И.А. Колесникова, А.К. Маркова, Н.И. Окунева, П.Г. Постников, Е.В. Титова и др.).

Воздействие среды на поведение работников, мотивацию труда, на формирование личности и качество подготовки специалистов проанализировано в работах таких исследователей, как М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Л.С. Выготский, А.К. Маркова, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин, А. Ливандовская, Т.Н. Клочкова, С.И. Солонин1 и др.

Российские социологи, педагоги, психологи, философы Б.С. Гершунский, Г.Е. Зборовский, Ф.Г. Зиятдинова, В.М. Жураковский, А.Г. Здравомыслов, С.А. Кугель, А.М. Осипов, С.В. Иванов, В.А. Садовничий, П.И.Третьяков, Т.И. Шамова, Ф.Р. Филиппов, И.М. Фадеева, Ф.Э. Шереги и др. не раз обращались к проблемам высшей школы. Они рассматривали социальные факторы и тенденции, детерминирующие развитие системы профессионального образования в России, изучали проблемы управления образовательной деятельностью в целом, системой высшего образования, вузом и персоналом высших учебных заведений.

Значительный вклад в разработку методологии социологических исследований внесли В.И. Добреньков, А.Г. Здравомыслов, А.И. Кравченко, Г.В. Осипов, В.А. Ядов и др.

Теоретическим проблемам регионализации образования посвящен целый ряд работ известных российских и забайкальских социологов, в которых дан детальный анализ функционирования системы образования на уровне региона (Н.А. Лоншакова, В.М. Петровичев, О.В. Долженко, Г.Ф. Шафранов–Куцев, Г.И. Зимирев, Т.А. Назарова, Н.И. Окунева2 и др.). В них исследуются процессы изменения социального положения и социального поведения учительства в регионе, затрагиваются вопросы внутривузовского управления, модернизации системы повышением квалификации преподавателей. Однако эти исследователи не ставили задачу изучения условий, способствующих формированию должного уровня профессионального поведения преподавателей, не выработали соответствующие управленческие подходы и рекомендации.

При несомненной важности и значимости всех имеющихся исследований, необходимо отметить, что проблема формирования профессионального поведения преподавателей, управления этим процессом в вузе требует дальнейшего изучения. Поэтому постановка и разработка темы диссертационного исследования, ориентированного на изучение названных проблем, является необходимой.

Объект исследования: профессиональное поведение преподавателей регионального вуза.

Предмет исследования: управление процессом формирования профессионального поведения преподавателей в региональном вузе.

Цель исследования заключается в выявлении роли регионального вуза в детерминировании профессионального поведения преподавателей, а также факторов, влияющих на его формирование и выработке практических рекомендаций по совершенствованию управления данным процессом.

Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:

1) проанализировать современные тенденции развития высшей школы и их влияние на деятельность регионального вуза;

2) выявить сущность основных понятий в исследовании «профессиональное поведение преподавателя», «региональный вуз», «внутренняя среда вуза», «управление профессиональным поведением», принятых в социологической науке и конкретизировать их содержание в контексте исследования;

3) исследовать состояние внутренней среды вуза и определить условия и факторы, влияющие на процессы формирования профессионального поведения преподавателей;

4) сформулировать принципы управления процессом формирования профессионального поведения преподавателей;

5) предложить практические рекомендации для повышения эффективности управления профессиональным поведением преподавателей регионального вуза.

Гипотеза исследования сводится к предположению, что управлять профессиональным поведением преподавателей регионального вуза возможно путем влияния на условия и факторы внутренней среды, детерминирующие становление личностных и профессиональных качеств преподавателя.

Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические исследования и методологические разработки в области социологии образования, социологии управления, управления персоналом. Диссертационное исследование основано на методологических принципах системного, структурно-функционального, деятельностного и институционального подходов. Целостное исследование проблемы построено на использовании социологического подхода как междисциплинарного, способного синтезировать новые знания на методологическом и социально-теоретическом уровнях. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались социологические методы получения информации: анкетирование, интервью, включенное наблюдение, контент-анализ. В работе использованы труды зарубежных и отечественных основоположников социологии, психологии, педагогики, а также современных исследователей, в работах которых раскрываются основные принципы и подходы к изучению проблемы формирования профессионального поведения преподавателей. Диссертация основана на общенаучных принципах познания общественных явлений: анализе, синтезе, аналогии, сравнении. Были использованы также статистические методы обработки и анализа собранной информации, программа SPSS.

Эмпирическую базу диссертации составили результаты социологического исследования, проведенного автором в 2005-2006 гг., конкретных эмпирических и теоретико-прикладных исследований российских социологов, специализирующихся в области социологии образования и социологии управления (С.А. Кугеля, М.Ю. Лысовой, Т.В. Назаровой3 и др.), данные государственной и региональной статистики, материалы научно-практических конференций, нормативные акты Министерства образования Российской Федерации. Были использованы концепции, положения и выводы, содержащиеся в научных публикациях отечественных и зарубежных исследователей по проблемам высшей школы.

В исследовании приняли участие преподаватели высших учебных заведений Забайкалья. Генеральная совокупность исследования является конкретной и составляет 1790 чел.  это численность профессорско-преподавательского состава вузов Читинской области4. В опросе принятии участие преподаватели четырех высших учебных заведений г. Чита. Всего опрошено 600 чел., в том числе 400 преподавателей Читинского государственного университета, 100 преподавателей Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета, 50 преподавателей филиала Сибирского университета потребительской кооперации, 50 преподавателей филиала Иркутского университета путей сообщения.

Таким образом, выборочная совокупность составила 33,5 % от генеральной. Тип выборки – гнездовая, единицей отбора являлась кафедра, внутри кафедр выборка сплошная. Среди опрошенных 8,7 % докторов наук, профессоров; 41 % кандидатов наук, доцентов; 50,3 % лиц без ученой степени и звания. Выборка пропорционально воспроизводит профессионально-квалификационную характеристику генеральной совокупности, что обеспечивает ее репрезентативность.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- дан анализ современных тенденций развития высшей школы, таких как регионализация и коммерционализация образования, интеграция в международное образовательное пространство, кадровый кризис и их влияния на деятельность регионального вуза;

- конкретизировано в авторской трактовке содержание основных понятий в исследовании «профессиональное поведение преподавателя», «региональный вуз», «внутренняя среда вуза»; уточнено понятие «управление профессиональным поведением» с учетом специфики диссертационного исследования;

- исследовано состояние внутренней среды регионального вуза и выявлены субъективные и объективные факторы, влияющие на формирование профессионального поведения преподавателей;

- сформулированы принципы управления процессом формирования профессионального поведения преподавателей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современные тенденции развития высшей школы существенно повышают роль и значение региональных высших учебных заведений в социально-экономическом развитии региона и воспроизводстве интеллектуального потенциала общества. Это обусловливает новые, более высокие требования к профессиональной подготовке преподавательских кадров вузов.

2. С позиций социологической науки наиболее значимыми для исследования являются понятия «профессиональное поведение преподавателя», «региональный вуз», «внутренняя среда вуза», «управление профессиональным поведением», которые требуют выявления их сущности, уточнения и конкретизации с учетом специфики диссертационного исследования.

3. Состояние внутренней среды регионального вуза определяется факторами объективного и субъективного характера, к которым относятся: система оплаты труда преподавателей, невысокий престиж профессии, отдаленность от научно-образовательных центров, недостаточная материально-техническая оснащенность образовательного процесса, морально-психологический климат в коллективе и др. Объективные факторы детерминируют субъективные.

4. На современном этапе развития высшей школы Забайкалья, в условиях кадрового кризиса, управление профессиональным поведением преподавателя является важнейшим средством повышения эффективности деятельности педагога и всего вуза в целом. Основными для управления данным процессом являются следующие принципы: системности, комплексности, гибкости, ведущей роли руководства, вовлечения, человеческих приоритетов, инновационно-опережающей подготовки преподавателей, коммуникативности.

5. Комплексная программа управления профессиональным поведением научно-педагогических кадров содержит механизмы целенаправленного воздействия на условия и факторы внутренней среды вуза, способствующие повышению эффективности управления в данной сфере.

  1   2   3

Похожие:

Управление профессиональным поведением преподавателей в региональном вузе ( на материалах Читинской области) iconУправление представительством женщин в органах власти субъекта российской федерации (на материалах Читинской области)
Работа выполнена на кафедре социологии и философии права Читинского государственного университета
Управление профессиональным поведением преподавателей в региональном вузе ( на материалах Читинской области) iconЭффективность управленческой деятельности в службе занятости населения (на материалах Читинской области)
Работа выполнена на кафедре социологии и философии права Читинского государственного университета
Управление профессиональным поведением преподавателей в региональном вузе ( на материалах Читинской области) iconИндивидуальные адаптационные ресурсы как определяющий фактор управления процессом социальной адаптации женщин (на материалах Читинской области)
Охватывают широкое проблемное поле, а их конкретное содержание в решающей степени определяется направленностью и динамикой развития...
Управление профессиональным поведением преподавателей в региональном вузе ( на материалах Читинской области) iconПути формирования привлекательного инвестиционного климата в апк региона (на материалах Нижегородской области)
Специальность 08. 00. 05. Экономика и управление народным хозяйством управление инновациями и инвестиционной деятельностью; экономика,...
Управление профессиональным поведением преподавателей в региональном вузе ( на материалах Читинской области) iconУправление развитием трудовых ресурсов как фактор взаимодействия в системе подготовки кадров (на примере Читинской области)
Работа выполнена на кафедре социологии и философии права Читинского государственного университета
Управление профессиональным поведением преподавателей в региональном вузе ( на материалах Читинской области) iconУправление стимулированием труда гражданских служащих исполнительных органов государственной власти читинской области
...
Управление профессиональным поведением преподавателей в региональном вузе ( на материалах Читинской области) iconФормирование стратегии развития рынка риэлтерских услуг в регионе (на материалах ростовской области)
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,...
Управление профессиональным поведением преподавателей в региональном вузе ( на материалах Читинской области) iconПрограмма нис «Теоретико-прикладные основы обучения в вузе»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный научно-практический семинар, учебных ассистентов и студентов направления...
Управление профессиональным поведением преподавателей в региональном вузе ( на материалах Читинской области) iconУправление динамическим поведением роторов гтд посредством опоры с регулируемой жесткостью
Работа выполнена в Московском авиационном институте (государственном техническом университете)
Управление профессиональным поведением преподавателей в региональном вузе ( на материалах Читинской области) iconПрограмма дисциплины «Управление стоимостью компаний» для направления 080100. 68 «Экономика» подготовки магистра Автор программы: к э. н., профессор Ивашковская И. В
Курс построен на современной западной финансовой и управленческой литературе и материалах крупнейших в мире компаний в области стратегического...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница