Рабочая программа учебной дисциплины «основы психологии и педагогики высшей школы»




Скачать 33.07 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «основы психологии и педагогики высшей школы»
Дата04.02.2016
Размер33.07 Kb.
ТипРабочая программа
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано





Утверждаю

Руководитель ООП по

направлению 151000

профессор Максаров В.В.




Зав. кафедрой социологии и психологии

доцент Завражин В.Н.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»


Направление подготовки: 151000 Технологические машины и оборудование

Программы подготовки:

«Металлургические машины и оборудование»;

«Оборудование нефтегазопереработки»;

«Технологические машины и оборудование для разработки торфяных месторождений»;

«Технологические процессы в машиностроении»


Квалификация (степень) выпускника: магистр

Составитель: доцент Зобнина Л.Я.


Санкт-Петербург

2012


1.Цели и задачи дисциплины: целью и задачей дисциплины является формирование у магистров представления о психологии и педагогике высшей школы как науках о закономерностях и механизмах личностного и профессионального развития человека, о сущностях и закономерностях формирования его индивидуальности. Курс должен заложить основы психологической и педагогической компетентности, необходимой будущему магистру для профессионального и личностного развития.

Для реализации этих задач теоретические и практические занятия имеют цель:

  • Психологическое и педагогическое обеспечение процесса обучения магистра, развития и социализации его личности.

  • Формирование системы знаний о психике, психических процессах и состояниях, индивидуальных особенностях личности и ее развития.

  • Формирование основ педагогических знаний об обучении, воспитании, об их формах и методах.

  • Формирование основных знаний, навыков и умений для успешной адаптации магистра к будущей практической деятельности.



2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Психология и педагогика высшей школы» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, ее освоение базируется на программе бакалавриата, учебных программах «Отечественная история», «Культурология», «Этика и нормы морали». «Психология и педагогика». В дальнейшем процессе обучения знания, умения и навыки по психологии и педагогике используются при подготовке и защите дипломной магистерской работы.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:


    В результате изучения дисциплины магистр должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):


- способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);


- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);


- способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);


- способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовностью приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения (ОК-6);


- готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);


- способностью научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-10).


В результате изучения дисциплины магистр должен:


    Знать:

    - социально-психологические характеристики высшего образования;

    - закономерности познавательной деятельности;

    - как строятся межличностные взаимоотношения в процессе обучения и воспитания;

    - закономерности развития и научения человека;

    - основные подходы к обучению и воспитанию.

    Уметь:

    - анализировать ситуации педагогического общения;

    - составлять психологическую характеристику личности студента и студенческой группы.

    Владеть:

    - навыками использования доступных психологических методов для решения задач, связанных с педагогической деятельностью.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

4

Аудиторные занятия (всего)

66

66

В том числе:







Лекции

34

34

Практические занятия (ПЗ)

32

32

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа (всего)

78

78

В том числе:







Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат

16

16

Другие виды самостоятельной работы







Чтение литературы по дисциплине, подготовка к практическим занятиям

32

32

Подготовка к докладам на практическом занятии

12

12

Обработка материалов тестов и опросников

10

10

Подготовка к коллоквиуму по 1 – 2 -темам

8

8

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет




Общая трудоемкость час

зач. ед.

144

144

4

4


4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ


№ п.п.

Раздел дисциплины

Лекции, час.


1.

Психология и педагогика высшей школы Социально-психологические характеристики высшего образования.


4

2.

Психологические аспекты обучения и воспитания в высшей школе. Воспитательная работа в вузе. Психология познавательной деятельности.

6

3.

Проблемы педагогического общения в высшей школе. Личность студента. Личность преподавателя.


12

4.

Проблемы обучения в высшей школе.


10

5.

Основы педагогического контроля в высшей школе.

4


4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Психология и педагогика высшей школы» включает в себя лекционные занятия, предполагающие систематизацию знаний по психологии и педагогике с целью ориентации слушателей в широком круге проблем, связанных с преподаванием в высшей школе, а также с организацией самостоятельной научной работы. Особый акцент делается на роли психологического и педагогического знания в развитии общей культуры человека и обеспечении профессионально-личностного роста магистра. Курс включает сведения из области общей, педагогической и социальной психологии, психологии личности, а также в области образования и воспитания человека в современном обществе

Курс предназначен для магистров 2 года обучения и направлен на постепенное расширение знаний слушателя в области психологии и педагогики. Конечной целью является формирование целостного представления о психологии и педагогике как науках о закономерностях и механизмах личностного и профессионального развития человека, о сущности и закономерностях процессов обучения и воспитания, как процессах социализации личности и развития индивидуальности. Преподавание курса ориентировано также на практическую сторону реализации психологических и педагогических знаний. В связи с этим, в преподавании большое место уделяется таким организационным формам обучения, как тренинги общения, развития, практикумы по методам диагностики и методам психолого-педагогического воздействия. Курс призван заложить основы формирования психологической и педагогической компетентности в решении проблем подготовки специалистов высшей школы.


Раздел 1. Социально-психологические характеристики высшего образования.

Тема 1. Педагогика как культура, наука и практика. Место педагогики в системе наук о человеке.

Определение предмета педагогики. Педагогика как культура. Базовые категории педагогики. Значение педагогического знания в развитии общей культуры современного человека. Виды педагогического знания.

Психология и педагогика высшей школы. Психолого-педагогические аспекты совершенствования обучения в вузе.

Тема 2. Социально-исторические характеристики обучения и воспитания в системе высшего образования.

Социально-исторические предпосылки высшего образования в России. История высшего образования в России.

Социально-исторические характеристики высшего образования промышленно-развитых стран Запада. Система высшего образования развитых стран как социальный институт. Социально-исторические и социокультурные предпосылки формирования контингента студенчества. Система высшего образования в развивающихся странах. ЮНЕСКО и программа развития образования в молодых государствах.

Раздел 2. Психологические аспекты обучения и воспитания в высшей школе.

Тема 3. Воспитательная работа в вузе

Психологические особенности студенчества. Студенчество как социальная группа. Психологические особенности студенческого возраста. Адаптация студентов к обучению в вузе. Комплексный подход к воспитанию студентов. Связь воспитания с практикой. Профессиональная направленность студентов. Самовоспитание студентов.

Тема 4. Психологические вопросы познавательной деятельности.

Психология научения. Общее понятие о научении. Понятие об обучении. Учение как деятельность. Мотивация учебной деятельности. Структура обучения, виды учебных и обучающих действий.

Психологические факторы, влияющие на процесс обучения. Восприятие и обучение. Обучение навыкам. Обучение мышлению и заучивание. Факторы заучивания. Внимание и установка. Организация заучивания.

Раздел 3. Проблемы педагогического общения в высшей школе.

Тема 5. Педагогическое общение преподавателя и студентов в условиях высшей школы.

Сущность и структура педагогического общения. Особенности педагогического общения в вузе. Пути овладение педагогическим общением. Личность педагога как фактор эффективности педагогического общения. Субъективность преподавателя и пути объективизации контроля и оценки.

Раздел 4. Проблемы обучения в высшей школе.

Тема 6. Процесс обучения.

Понятие о дидактике. Основные категории дидактики: принципы обучения, содержание образования, методы и формы организации обучения. Компоненты педагогического процесса: целевой, стимулирующее-мотивационный, содержательный, контрольно-результативный, оценочно-результативный. Понятие педагогического взаимодействия и его особенности в процессе обучения и воспитания. Педагогические стили и их влияние на формирование личностных черт и успешность обучения.

Тема 7. Организационные формы и содержание обучения в вузе.

Организационные формы обучения в вузе. Роль и место лекций в вузовской педагогике. Разработка и чтение лекции: методический аспект. Оценка качества лекций. Практические занятия в высшей школе. Семинарские занятия. Лабораторные работы. Самостоятельная работа студентов. Производственная практика, курсовые и дипломные работы. Высшее заочное образование.

Уровни формирования содержания образования в высшей школе. Квалификационные характеристики и принципы формирования содержания.

Тема 8. Современные методы обучения в высшей школе

Активизация учебной деятельности студентов как проблема и задача вузовской педагогики. Понятие активизации обучения. Групповые формы обучения как фактор интенсификации обучения. Деловая учебная игра. Принципы организации деловых учебных игр в вузе. Проблемное обучение в вузе. Условия успешности и цели проблемного обучения. Формы и средства проблемного обучения. Программированное обучение и технические средства в учебном процессе высшей школы. Информационные технические средства. Технические средства контроля. Использование компьютера в учебном процессе. Проблемы всеобщей компьютерной грамотности и обучение в высшей школе

Раздел 5. Основы педагогического контроля в высшей школе

Функции педагогического контроля. Формы педагогического контроля. Оценка и отметка. Организационные принципы педагогического контроля. Знания и способности студентов и педагогический контроль.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

1.

Подготовка и защита дипломного проекта

+

+

+

+

+



5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Психология и педагогика высшей школы Социально-психологические характеристики высшего образования.

4

2







4

10

2.

Психологические аспекты обучения и воспитания в высшей школе.

6

6







12

24

3.

Проблемы педагогического общения в высшей школе. Личность студента. Личность преподавателя.

10

14







34

58

4.

Проблемы обучения в высшей школе.

10

6







22

38

5.

Основы педагогического контроля в высшей школе.

4

4







6

14




Итого

34

32







78

144

6 Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


7. Практические занятия (семинары)


№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

1

Методы психологии.

2

2.

2

Характеристики памяти и внимания в разные возрастные периоды. Таблицы Шульте, корректурная проба.

2

3.

2

Когнитивные стили. Тест включенных фигур. Тест Струпа.

2

4.

2

Виды мышления. Логичность умозаключения на вербальном и числовом материале.

2

5.

3

Личность преподавателя. Опросник Кеттелла. Проксемические задания.

2

6.

3

Интеллект. Тест Айзенка.

2

7.

3

Креативность. Тесты Воронина и Медника.

2

8.

3

Техническое мышление. Тест Беннета.

2

9.

3

Направленность личности. Методика Смекала-Кучера.

2

10.

3

Педагогическое общение. Деловая игра.

2

11.

3

Педагогические стили. Ролевая игра.

2

12.

4

Деловая учебная игра « Потерпевшие кораблекрушение».

2

13.

4

Методы понимания собеседника. Три уровня вербализации.

2

14.

4

Методы убеждения. Сократический метод, метод наглядного обмена, метод перелицовки.

2

15.

5

Уровень притязания. Методика Дембо.

2

16.

5

Мотивация достижения. Тест Хекхаузена.

2




Итого:




32


8. Примерная тематика курсовых проектов (работ):

Не предусмотрено.

Примерная тематика рефератов:

  1. Личность преподавателя.

  2. Личность студента.

  3. Педагогическое общение в высшей школе.

  4. Активные методы обучения.

  5. Оценка и отметка в высшей школе.

  6. Тестовый контроль.

  7. Разработка тестов.

  8. Системы образования в разных странах.



9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2006. 303с.

2. Кричевский Р.Л. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб,: Питер. 2008. 318с.

3. Психология (под ред. Крылова А.А.) СПб: Питер, 2008. 584с.

4. Психология деловых конфликтов. Хрестоматия. /Ред. Райгородский Д.Я./ Самара:Бахрах-М, 2007. 768с.

5. Психология лидерства. Учебное пособие. М.: Статут, 2007. 448с.


б) дополнительная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2003. 373с.

2. Буланова-Топоркова М. В.Психология и педагогика высшей школы., 2002, 544 с.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. 368с.

4. Квинн В. Прикладная психология. СПб.: Питер, 2000.560с.

5. Майерс Д. Социальная психология в модулях. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 512с.

6. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2005. 688с.

7. Мироненко И.А. Современные теории в психологии личности. Изд. Михайлова, 2003. 224с.

8. Московичи С. Социальная психология. СПб.: Питер, 2007. 592с.

9. Психология самосознания. Хрестоматия. /Ред. Райгородский Д.Я./ Самара: Барах-М, 2007. 672с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720с.

11. Смирнов Д.С. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Акажемия, 2005, 400 с.

12.Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 2003. 435с.

13.Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 358с.

14.Фромм Э. Иметь или быть. М.: «АСК», 1990. 400с.

15.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1999. 608с.

16. Хьюстон М. Введение в социальную психологию. Европейский подход. Учебник для студентов вузов. М.: Юнити-Диана, 2004. 622с.

17. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2009. 288с.


в) программное обеспечение:

Операционные Системы для персональных компьютеров MS-DOS, Windows, Linux.


г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:


Библиотека Гумер [сайт]. Большая коллекция книг по гуманитарным и естественным наукам..Раздел: библиотека по психологии – история науки, теории личности, практикумы.

URL http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php (дата обращения 14.10.2012)

Электронная библиотека по психологии и смежным наукам [сайт].

URL: http://flogiston.ru/library (дата обращения 14.10.2012)

Психологическая библиотека [сайт].

URL: http://www.psychol-ok.ru/library.html (дата обращения 14.10.2012)

Публичная электронная библиотека [сайт]. Сайт содержит более 1500 книг по различным областям знания: гуманитарным и естественнонаучным.

URL: http://lib.walla.ru/ (дата обращения 14.10.2012)

Интернет-библиотека образовательных изданий [сайт], в которой собраны электронные учебники, справочные и учебные пособия.

URL: http://www.iqlib.ru/ (дата обращения 14.10.2012)

Университетская библиотека [сайт]. На сайте представлена учебная литература по гуманитарным дисциплинам.

URL: http://www.biblioclub.ru/ (дата обращения 14.10.2012)

Электронная библиотека учебников[сайт]. Коллекция учебной литературы по социально-экономическим и гуманитарным дисциплинам.

URL: http://studentam.net/ (дата обращения 14.10.2012)


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Средства мультимедиа, бланковые методики, специализированные стенды, выполненные на кафедре социологии и психологии. Лекционные занятия проходят в специализированных аудиториях, оснащенных мультимедийным оборудованием. (ауд).


11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Основой изучения курса является представление о социально-психологических характеристиках высшего образования (1 раздел). Изучение психологических аспектов обучения и воспитания (2 раздел) является основой формирования представлений об особенностях личности педагога и студента, а также характеристиках педагогического общения (3 раздел). Для понимания закономерностей проблем обучения в высшей школе (4 раздел) необходимы знания по трем предшествующим разделам (1, 2, 3 раздел). Формирование представлений о психологии обучения и воспитания (2 раздел), характеристиках педагогического общения (3 раздел) и основах дидактики (4 раздел) необходимо для усвоения материала по проблемам педагогического контроля (5 раздел).

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализации компетентностного подхода предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков, знаний и умений обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, определяется главной целью программы, ее содержанием, особенностями контингента обучающихся.

Самостоятельная работа магистров должна быть направлена на решение следующих задач: формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности понимания психологических аспектов различных социально и личностно значимых проблем; развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию логически аргументированного обоснования собственной позиции по тому, или другому вопросу; развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении психологических проблем. Магистры выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной психологической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как с помощью индивидуальных устных выступлений на практических занятиях, так и в ходе коллективного обсуждения проблем, возможно так же использование письменных самостоятельных работ или тестов.

Для развития и совершенствования коммуникативных способностей магистров организуются специальные учебные занятия в виде диспутов, при подготовке к которым студенты могут заранее распределяться по группам, отстаивающим ту или иную позицию по обсуждаемой проблеме. Одним из важных видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе, реферат, презентация) представляет собой оригинальное произведение объемом примерно 16 –20 страниц текста (или слайдов), посвященное какой либо проблеме курса психологии и педагогики высшей школы. Большое место в ней должно быть уделено аргументированному изложению своей точки зрения, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей магистров. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются тестовые методики, опросники, оценка выступлений магистров с докладами и сообщениями на практических занятиях, их активности при обсуждении изучаемых проблем в ходе коллоквиумов. Итоговым испытанием является зачет, проводимый, как правило, в устной форме.


Разработчики доцент Л.Я.Зобнина

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «основы психологии и педагогики высшей школы» icon2012-2013 учебный год Вопросы к дифференцированному зачету по группе дисциплин: «Основы педагогики и психологии высшей школы», «Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы»
Вопросы к дифференцированному зачету по группе дисциплин: «Основы педагогики и психологии высшей школы», «Профессиональная деятельность...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы психологии и педагогики высшей школы» iconРабочая программа учебной дисциплины основы экономики по профессиям 16675 Повар и 12901 Кондитер Форма обучения: очная с. Выдрино 2012 год Программа учебной дисциплины «Основы экономики»
Программа учебной дисциплины «Основы экономики» разработана на основе фгос нпо по профессии 260807. 01 Повар, кондитер
Рабочая программа учебной дисциплины «основы психологии и педагогики высшей школы» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 от «03» 09 2012 г. Программа учебной дисциплины «Основы управления специальным образованием»
Составитель: Евтушенко И. В., д п н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Рабочая программа учебной дисциплины «основы психологии и педагогики высшей школы» iconРабочая программа учебной дисциплины «основы электротехники» Для специальности: станочник (металлообработка)
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» разработана на основе
Рабочая программа учебной дисциплины «основы психологии и педагогики высшей школы» iconАлавердов А. Р., Управление персоналом: учеб пособие
Аванесов В. С. Основы педагогики и психологии высшей школы: Учеб пособие для слушателей курсов повышения квалификации преподавателей...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы психологии и педагогики высшей школы» iconКафедра социальной психологии и коррекционной педагогики федина Н. А
Настоящая рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социальной психологии и коррекционной педагогики филиала...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы психологии и педагогики высшей школы» iconЛитература Курс «Основы педагогики»
Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики : учеб пособие. / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских – Минск : ООО «Новое...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы психологии и педагогики высшей школы» iconРабочая программа дисциплины основы философии
Программа составлена на основании примерной программы учебной дисциплины «Основы философии» ( факультатив) для средних школ
Рабочая программа учебной дисциплины «основы психологии и педагогики высшей школы» iconРабочая программа учебной дисциплины «основы проектирования»
Цели и задачи дисциплины: дисциплина «Основы проектирования» является одной из основных специальных дисциплин при подготовке бакалавров...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы психологии и педагогики высшей школы» iconРабочая программа дисциплины педагогика и психология высшей школы од. А. 05; цикл од. А. 00 «Обязательные дисциплины»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница