"Токсикомания (употребление пав)"




Скачать 29.41 Kb.
Название"Токсикомания (употребление пав)"
страница1/15
Дата04.02.2016
Размер29.41 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Министерство физкультуры, спорта и молодежной политики

Иркутской области

Областное государственное казенное учреждение

«Центр профилактики наркомании»

Фонд «Национальные образовательные программы»


Профилактика токсикомании

(учебно-методические материалы для проведения

семинаров и тренингов

среди молодежи по профилактике токсикомании)


Иркутск 2011 г.


Материалы подготовлены в рамках реализации областной государственной социальной программы «Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами на 2011-2013 г.»


Пособие имеет практическую направленность и предназначено для проведения семинаров и тренингов среди молодежи по профилактике токсикомании. Пособие может быть использовано педагогами, психологами и другими специалистами, занимающимися профилактикой социально-негативных явлений. Данное пособие также будет полезно для родителей.


Содержание


Введение………………………………………………………………………......5

Глава I. Общие понятия по токсикомании

1.1. Девиантное поведение (аддиктивное)…………………………….…..8

1.2. Токсикомания……………………………………................................11

Глава II. Причины употребления ПАВ

2.1. Причины начала употребления ПАВ……………………………......14

2.2. Факторы риска злоупотребления ПАВ…...........................................15

2.3.Особенности факторов риска приобщения молодых людей к ПАВ…………………………………………………...........................................19

2.4. Защитные факторы, препятствующие злоупотреблению ПАВ…....20

Глава III. Подходы, методы и модели профилактики токсикомании и наркомании

3.1. Основные формы профилактики………………………….................21

3.2. Основные модели профилактики……………………………............23

3.3. Методы профилактической работы………………………….............25

Глава IV. Тренинги и семинары для предупреждения токсикомании и коррекции девиантного поведения

4.1. Общие понятия ……………………………………………….............27

4.2. Теория и методика проведения тренингов……………….................28

4.3. Тренинги, направленные на развитие личности человека и его успешную социализацию

4.3.1. Тренинг общения для молодых людей, испытывающих трудности в социальной адаптации......................................................................................38

4.3.2. Тренинг позитивного самовосприятия и уверенного поведения………………………………………………………………………..43

4.4.Тренинги по профилактике токсикомании

4.4.1.Тренинг «Профилактика наркомании (токсикомании)»....……......46

4.4.2. Профилактическое занятие. Тема "Токсикомания (употребление ПАВ)"………......................................................................................................50


4.4.3. Тренинг «Как сказать “нет” и не потерять друзей» ……………...52

4.4.4.Тренинг «Общение в ситуациях отказа»…………………...............54

4.4.5. Тренинг “Профилактика вредных привычек”…..……...................57

4.4.6. Тренинг реабилитации наркотической зависимости …….............59

4.5. Упражнения для самостоятельного составления тренингов..............65

4.6. Притчи, которые можно использовать при проведении тренингов и семинаров..............................................................................................................75

Глава V. Материалы для родителей

5.1. Признаки употребления психоактивных веществ…………………..78

5.2. Как избежать беды или как помочь нашим детям..............................80

5.3. Что такое семейное воспитание ребенка?...........................................81

5.4. Привычка, как фундамент судьбы …………………………………..83

5.5. Откуда берутся «трудные» дети или Cамые типичные

ошибки, допускаемые родителями ……………………………….….....86

5.6. Основные навыки поведения родителей …........................................88

5.7. Как добиться взаимопонимания ….....................................................89

5.8. Ступени роста: воспитание детей,

независимых от ПАВ ………………………….…………………………….…91

5.9. Как повысить самоуважение ребенка …………………….................92

Приложения

Приложение 1. Общий механизм воздействия различных ПАВ и их влияние на здоровье и развитие личности……….....................................93

Приложение 2. Воздействие барбитуратов………………….…………...95

Приложение 3. Воздействие успокаивающих средств. …………………96

Приложение 4. Воздействие стимуляторов центральной

нервной системы……………………………………………………………….97

Приложение5.Воздействие противопаркинсонических холинолитических препаратов…………………………………………………99

Приложение 6. Воздействие антигистаминных препаратов….................99

Приложение 7. Воздействие летучих органических соединений……….99

Приложение 8. Спайсы…………………………………………………...101

Приложение 9. Признаки интоксикации ПАВ………………………….103

Приложение 10. Лечение токсикомании………..……………..................105

Заключение………………………………………………………...……….....106

Использованная литература……………………………………….…….....107


Введение

Цель учебно-методических материалов – повышение уровня знаний специалистов, занимающихся профилактикой злоупотребления психоактивных веществ.

Данные учебно-методические материалы освещают вопросы, связанные с токсикоманией, содержат обоснование актуальности этой проблемы, раскрывают понятие токсикомании, ее сущность, как одной из форм девиантного (отклоняющегося, от лат. deviatio – отклонение) поведения. Кроме того, содержат описание существующих подходов и методов предупреждения токсикомании. В них также представлена необходимая информация для подготовки и проведения тренингов по профилактике токсикомании. Особое место занимают полезные материалы для родителей. В приложении описано воздействие различных психоактивных веществ на здоровье и развитие личности.

В научной литературе и практической деятельности используются два основных определения токсикомании. В научной литературе токсикоманию определяют как заболевание, вызванное патологическим влечением к психоактивным веществам, не внесенным Министерством здравоохранения РФ в список наркотических средств, характеризующееся развитием явлений психической и в ряде случаев физической зависимости. В практической деятельности многие специалисты токсикоманию определяют в более широком смысле - употребление любых психоактивных веществ, в том числе табачных изделий, алкогольных напитков и наркотиков, которые вызывают психическую и (или) физическую зависимость и негативно действуют на здоровье человека. Неумеренное потребление некоторых пищевых продуктов, например, кофе или чая, содержащих такие психоактивные вещества как кофеин и теин, также является токсикоманией.

Все психоактивные вещества можно разделить на шесть групп:

1. Некоторые пищевые продукты, умеренное потребление которых не вызывает привыкания и часто может быть даже полезно (кофе, чай…);

2. Табачные изделия;

3. Алкогольные напитки;

4. Наркотики;

5. Некоторые лекарственные средства, не включенные в список наркотических средств;

6. Летучие органические соединения - средства бытовой и промышленной химии. Например, ацетон, различные клеи.

Медико-биологических принципиальных различий формирования зависимости от различных психоактивных веществ не существует, поэтому лечение заболеваний, вызываемых пристрастием ко всем этим веществам, осуществляется врачами-наркологами, а профилактика строится на общих подходах.

Исходя из расширенного определения токсикомании самой распространенной формой токсикомании является табакокурение. В России около 40 миллионов курильщиков.

Миллионы россиян злоупотребляют алкоголем. По данным Всемирной организации здравоохранения, из 100 юношей-выпускников школ 2009 года – в Англии доживут до пенсии 90 процентов человек, а в России из-за злоупотребления алкоголем, лишь 40.

На начало 2011 года у нас в стране только официально зарегистрировано 650 тысяч потребителей наркотиков, а по сообщению президента России Д.А.Медведева на Президиуме Госсовета, проведенного 18 апреля 2011 года в г.Иркутске, реальное их число не менее 2,5 миллионов. И 70 % из них – это люди до 30 лет. Ежегодно совершается более 200 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. При этом повсеместно идет популяризация потребления наркотиков. Количество сайтов, которые открыто декларируют наркотики, превышает 10 тысяч.

В последнее время для искусственного изменения своего сознания возросло употребление лекарственных психоактивных средств, например, некоторые жаропонижающие средства употребляются с пивом. Несколько лет назад в средствах массовой информации появились материалы об использовании курительных смесей под общим названием «спайсы», большинство компонентов которых обладает галлюциногенным эффектом, токсическим действием и длительное употребление которых приводит к зависимости по типу наркотической.

Различные формы ограничений, препятствующие разрушительному применению психоактивных веществ или наказания, например, за употребление наркотиков, необходимы и полезны, но главным средством борьбы с их употреблением является профилактика. И так как список психоактивных веществ, вызывающих привыкание и вредно влияющих на здоровье, постоянно изменяется, профилактика токсикомании должна быть направлена на предотвращение факторов, приводящих к формированию зависимости от любых психоактивных веществ.

В данном пособии собраны материалы по различным направлениям профилактики токсикомании:

1. Факторы, приводящие к токсикомании и ее влияние на здоровье и становление личности;

2. Психологические механизмы возникновения отклоняющегося поведения, приводящие в том числе и к токсикомании;

3. Основные подходы, методы и модели предупреждения токсикомании на примере наркомании;

4. Теоретические и практические основы по организации и проведению тренингов;

5. Рекомендации для родителей по воспитанию и установлению навыков позитивного сотрудничества с детьми;

6. Публикации известных педагогов и психологов и другая полезная информация.

Проблема распространенности токсикомании, затронутая в этом пособии, имеет различные причины. Хотя в настоящее время основные направления профилактики определены, их разработанность и эффективность оставляет желать лучшего. Специалистам, занимающимся профилактикой токсикомании, необходимо использовать существующие материалы и, в то же время, работать над созданием новых подходов, программ профилактики.

В Иркутске над проблемой профилактики употребления психоактивных веществ плодотворно работали и работают известные психологи, педагоги и психиатры: В.А.Жмуров, В.С.Собенников, Г.Н.Тигунцева, Л.М.Игольницына, Ю.В.Солодун, В.И.Рерке, врачи-практики: Э.А.Тарбеева и С.В.Белозерова. Кроме них, в Иркутском государственном университете, Восточно-Сибирской педагогической академии, Иркутском государственном медицинском университете, институте повышения квалификации работников образования, Центре профилактики наркомании и Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции трудится немало профессионалов. В учебных заведениях и других учреждениях Иркутской области профилактикой социально-негативных явлений занимаются талантливые педагоги, психологи и другие специалисты.


Глава I. Общие понятия по токсикомании

1.1. Девиантное поведение

Под девиантным (отклоняющимся, от лат. deviatio – отклонение) поведением понимаются: поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)

Исходным для понимания отклонений служит понятие «нормы». В работе Г.Н. Тигунцевой [32] cоциальная норма принимается как сложившийся в конкретном обществе предел, мера допустимого (дозволенного и обязательного) поведения социальных групп и отдельной личности, а также социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

На базе данного понятия определены основные виды девиаций: 1. Социальные (культурные) и психологические; 2. Индивидуальные, групповые и массовые; 3.Первичные и вторичные; 4. Ситуативные (эпизодические) и постоянные (константные); 5. Социально-позитивные (одобряемые); 6.Социально-негативные (осуждаемые).

Социально-позитивные отклонения проявляются в стремлении личности к совершенству, к новому, неизведанному (в политической активности, экономической предприимчивости, в достижениях в научной, технической и культурной и других сферах социальной жизни). Они служат началом создания и развития пока новых, а в последствие общепринятых норм в обществе.

Негативные девиации – это следствие неудачного процесса социализации личности или социальной группы. Они имеют разрушающую направленность. Это обусловлено тем, что социально-негативное девиантное поведение представляет опасность как для отдельной личности, так и общества и окружающего мира в целом.

Необходимо рассматривать следующие этапы развития девиантного поведения подростков: ситуативное, спонтанное и поступательное. В поступательном, как наиболее опасном, различаются:

- начальные формы девиантного поведения, граничащие с индивидуальной нормой, но в определенных проявлениях уже требующие коррекции со стороны взрослых (шаловливость, озорство, факты, связанные с непослушанием, невыполнением заданий и поручений и т.д.)

- девиантные формы, содержащие в себе более устойчивые отклонения от нормы поведения и представляющие в основном опасность для индивидуального развития личности (систематические нарушения дисциплины и порядка, прогулы учебных занятий, неисполнительность, своеволие, использование ненормативной лексики, курение и т.д.). Речь идет об отдельных проступках и провинностях. Здесь уже необходима постоянная коррекционная работа;

- делинквентные (делинквентность – анг. «провинность») формы поведения – это девиантное поведение, выходящее за пределы несоответствия социокультурным нормам и ожиданиям в область противоправных действий. Делинквентность – это психическая готовность к правонарушению, проявляется, кроме как в систематических прогулах занятий, недисциплинированности и грубости, также в склонности к бродяжничеству, кражах, хулиганстве в различных видах и формах. Делинквентное поведение пока не влечет за собой уголовного наказания, но находится уже на грани его. Оно представляет опасность для индивидуального развития личности и для окружающего мира. Личность нуждается в систематической и глубокой помощи со стороны многих специалистов;

- противоправные (криминальные или криминогенные) формы поведения, представляющие открытую угрозу и особую опасность для индивидуального развития личности, а также для общества и окружающего мира.

Частным случаем девиантного поведения является аддиктивное (зависимое) поведение.

Aддикция (англ. addiction - склонность, пагубная привычка; лат. addictus - рабски преданный) - ощущаемая человеком навязчивая потребность к определенной деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания и токсикомания, ныне применяется и к другим областям, таким как игромания (болезнь), шопоголизм, обжорство или гиперрелигиозность.

Аддиктивное поведение – это одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с наличием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, осуществляемого посредством злоупотребления различными веществами: табаком, алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ) или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, направленных на развитие и поддержание интенсивных эмоций [37].

Особенности подростков с аддиктивными формами поведения описаны в работе Т.А.Шиловой. Основным мотивом подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение не удовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как «серое», «скучное». Такому подростку не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему неинтересной. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимость что-либо делать, соблюдать принятые в семье или обществе традиции и нормы. Можно говорить о том, что у человека с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в повседневной жизни. При этом аддиктивная активность носит избирательный характер в тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают из мира эмоциональной стагнации (бесчувственности). Здесь он может проявлять недюжинную активность для достижения цели.

Выделяются психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения (Б.Сегал):

1. Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.

2. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.

3. Внешняя общительность; способность или склонность к завязыванию связей с другими людьми, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.

4. Стремление говорить неправду.

5. Стремление обвинять других, зная, что они невиновны.

6. Стремление уходить от ответственности в принятии решений.

7. Стереотипность, повторяемость поведения.

8. Зависимость.

9. Тревожность.

Как правило, психически здоровые люди легко приспосабливаются к требованиям обыденной (бытовой) жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. В отличие от лиц с разнообразными аддикциями (зависимостями), они стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий. Аддиктивной (зависимой) личности претит жизнь традиционная жизнь с ее устоями, размеренностью и прогнозируемостью. Кризисные же ситуации являются для них почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоуважение и чувство превосходства над другими. У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений». (В.А.Петровский), характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности.

По мнению Е.Вегп, у человека существует несколько видов «голода»:

- «голод» сенсорной стимуляции, иными словами, воображение не получает свежей информации, ощущений, чувств;

- «голод» по признанию;

- «голод» по контакту и физическому поглаживанию;

- сексуальный «голод»;

- «голод» по инцидентам.

В рамках аддиктивного поведения каждый из перечисленных «голодов» обостряется. Человек не находит удовлетворения чувства «голода» в обыденной жизни. Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции, отдавая приоритет интенсивным воздействиям: громкому звуку, резким запахам, ярким изображениям; признанию неординарности поступков, заполненности времени, событийности.

Вместе с тем, плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упреки со стороны близких и окружающих формируют скрытый «комплекс неполноценности». У подростков возникают соответствующие формы поведения: повышенная обидчивость, упрямство, замкнутость, эмоциональная неустойчивость. В свою очередь неадекватные реакции ребенка вызывают ответные действия окружающих, подросток как бы находит оправдание своей неуспешности, видя причину неудач не в себе, а в окружающих людях, обстоятельствах. Стремление говорить неправду, обвинять других в собственных ошибках вытекает из стремления скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноценности», обусловленный неумением жить в соответствие с устоями и общепринятыми нормами. Такой временно возникающий «комплекс неполноценности» от заниженной самооценки, навеваемой окружающими, вызывает переход сразу к завышенной самооценке, минуя адекватную, т.е. реалистичную оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Появление чувства превосходства выполняет защитную психологическую функцию, способствуя поддержанию самоуважения в условиях конфронтации (противоборства, противопоставления) с семьей или коллективом.

Уход от реальности совершается в виде своеобразного «бегства». При этом человек сосредотачивается на узконаправленной сфере деятельности (часто негармоничной и разрушающей личность), игнорируя все остальные. В соответствие с разрушающей концепцией Н.Пезешкиан, существует четыре вида «бегства» от реальности: «бегство в тело», «бегство в работу», «бегство в контакты или одиночество» и «бегство в фантазии».

При выборе ухода от реальности в виде «бегства в тело» происходит замещение традиционной жизнедеятельности на деятельность, нацеленную лишь на собственное физическое или психическое усовершенствование. «Бегство в работу» характеризуется фиксацией на служебных делах, человек становится трудоголиком. При «бегстве в контакты или одиночество» общение становится либо единственным желанным способом удовлетворения потребностей, либо количество контактов сводится до минимума. Склонность к размышлениям, прожектам при отсутствии желания что-либо воплотить в жизнь называется «бегством в фантазии».

Основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо. Нарушения поведения, его отклонения от общепринятых норм являются основным проявлением данной склонности в подростковом возрасте.

Одной из форм аддиктивного (зависимого) поведения является токсикомания.


1.2.Токсикомания

Токсикомания – это хроническое наркологическое заболевание, возникшее в результате потребления психоактивных веществ (лекарственных средств, химических и растительных веществ), не относящихся к алкогольным напиткам, табаку, пищевым продуктам и не включенных в официальный список наркотических средств, и характеризующееся развитием явлений психической и в ряде случаев физической зависимости и изменением толерантности по отношению к потребляемому одурманивающему средству.

Политоксикомания токсикомания вследствие употребления одновременно или периодически двух и более психоактивных веществ, не относящихся к наркотикам.

Психоактивные вещества (ПАВ) – это вещества, которые «при потреблении воздействуют на психические процессы….». (словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным веществам. – Женева: ВОЗ, 1996, с.57) [6]. При однократном приеме способны изменить настроение, самоощущение, восприятие окружающего, физическое состояние, поведение и другие психофизические эффекты, а при систематическом приеме вызывать психическую или физическую зависимость.

Степень употребления психоактивных веществ может быть различной - от злоупотребления до зависимости.

Злоупотребление психоактивным веществом - это употребление его, приводящее к нежелательным последствиям, например, к социальным, трудовым проблемам, опасным для жизни ситуациям и т.п.. Это этап, когда еще не сформировалась зависимость, а потребление психоактивного вещества не носит систематического характера, хотя вещество принимается не с медицинской целью, а для достижения эйфории, изменения психического состояния.

По определению ВОЗ зависимость (нарко и токсикомания) определяется как «психическое, а иногда даже физическое состояние, характеризующееся определенными поведенческими реакциями, которые всегда включают настоятельную потребность в постоянном или периодически возобновляемом приеме определенного средства для того, чтобы избежать неприятных симптомов, обусловленных прекращением приема этого средства». Это состояние характеризуется следующими признаками:

-овладевающее желание (обсессия) или неодолимое влечение (компульсия) продолжать употребление данного вещества, добывая его любыми путями,

-тенденция увеличивать дозу (рост толерантности),

-возникновение личных или социальных проблем, обусловленных злоупотреблением.

Зависимость от психоактивного (наркотического или токсикоманического) вещества может быть психической и физической.

Под психической зависимостью следует понимать «состояние, при котором психоактивный препарат вызывает чувство удовлетворения и психического подъема и которое требует периодически возобновляемого или постоянного введения этого средства для того, чтобы испытать удовольствие или избежать дискомфорта». У нее два симптома: 1. Обсессивное (навязчивое) влечение, которое характеризуется постоянными или периодическими настойчивыми поисками вещества. Оно выражается в постоянных мыслях о нем, подъеме настроения в предвкушении приема его, чувстве подавленности, неудовлетворенности в отсутствии его. Психическое влечение определяет настроение больного. При психическом влечении больной положительно оценивает все, что связано с употреблением ПАВ и отрицательно оценивает все, что ему мешает. Психическое влечение меняет социальную ориентацию больных, перестраивает его межличностные отношения. 2. Симптом психического комфорта в интоксикации представлен двумя противоположными состояниями. Вне состояния приема препарата отмечается чувство безрадостности, несобранности, неработоспособности. Прием небольшого количества вещества – интоксикация - достоверно улучшает показатели психической деятельности.

Физическая (физиологическая) зависимость – это состояние перестройки всей функциональной деятельности организма человека в ответ на хроническое потребление психоактивных препаратов. Синдром физической зависимости включает в себя три составляющие: 1. Компульсивное влечение – непреодолимое влечение к употреблению ПАВ, протекает при суженном сознании, требует немедленного удовлетворения. Оно столь интенсивно, что вытесняет витальные влечения (жизненно необходимые влечения - голод, жажду, сексуальное влечение). Оно составляет все содержание сознания больного в момент его возникновения. Оно не только определяет умонастроение и эмоциональный фон больного, но и диктует поведение, подавляет и устраняет критику и контроль, отмечается повышение толерантности, то есть необходимость принимать нарастающие дозы вещества; 2. На фоне воздержания от приема наркотика возникает синдром отмены (абстинентный синдром). Это комплекс расстройств, возникающих в результате прекращения поступления психоактивного вещества в организм. В состоянии абстиненции больные опасны для себя и окружающих (самоубийства, агрессия, преступления); 3. Симптом физического комфорта в интоксикации – умеренный прием постоянного препарата улучшает состояние человека, он приходит почти в норму.


Токсикоманию вызывают, в основном, следующие вещества [4]:

1.Снотворные, производные барбитуровой кислоты: этаминал–натрий (нембутал), фенобарбитал (люминал). Сюда же входят снотворные, не относящиеся к барбитуратам: хлоралгидрат, нитразепам (эуноктин, радедорм) и т.д.

2. Группа успокаивающих средств – транквилизаторов: диазепам (седуксен, реланиум), мепробамат, тазепам, феназепам, хлордиазепоксид (элениум) и т.д.

3. Группа стимуляторов центральной нервной системы, не отнесенных к наркотикам, а также кофеин - «чифирь» и др.

4. Противопаркинсонические холинолитические препараты: циклодол, артан, ромпаркин, наком и т.д.

5. Группа антигистаминных препаратов: димедрол, дипразин (пипольфен), супрастин.

6. Препараты для наркоза (кетамин, калипсол) и ингаляционные средства для наркоза (эфир и др.)

7. Летучие органические соединения (ЛОС) - средства бытовой и промышленной химии: летучие растворители, бензин, ацетон, керосин, толуол, этиленгликоль, пятновыводители, синтетические клеи, лаки, нитрокраски, дезодоранты в баллонах и т.п.

8. Другие медицинские препараты.

9. Соли всех психотропных веществ.

Список психоактивных веществ, вызывающих токсикоманию постоянно изменяется: открываются и используются новые, некоторые переводятся в список наркотических средств.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

\"Токсикомания (употребление пав)\" iconМбоу «Средняя общеобразовательная школа», село Щелканово Юхновского района Калужской области
Необходимость общеобразовательных программ по профилактике наркоманий у детей и подростков связана с современным состоянием проблемы...
\"Токсикомания (употребление пав)\" icon«Спорт против употребления пав» Киселёв Аркадий, ученик 9 «А»
...
\"Токсикомания (употребление пав)\" iconКонспект открытого группового логопедического занятия во 2 классе по теме «Коррекция аграмматической дисграфии. Употребление и использование предлога между»
«Коррекция аграмматической дисграфии. Употребление и использование предлога между»
\"Токсикомания (употребление пав)\" iconУрок здоровья Тема: «Наркомания и токсикомания.»
Оборудование: плакаты, пропагандирующие вред от наркотиков; рисунки детей «Как прекрасен этот мир!»
\"Токсикомания (употребление пав)\" iconМетодические рекомендации: занятие проводится в виде лекции с элементами беседы, игровых упражнений и презентации. Ход занятия: I. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу): Скажем «Здравствуйте»
Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания и их влияние на здоровье
\"Токсикомания (употребление пав)\" iconЦелью исследовательского проекта
Употребление причастий и причастных оборотов в речи современных школьников
\"Токсикомания (употребление пав)\" iconУрок обж и химии в 10 классе
Ознакомить с уголовной ответственностью за распространение и употребление наркотиков
\"Токсикомания (употребление пав)\" iconПрограмма профилактики пав
Предоставить детям и подросткам объективную научную информацию о психоактивных веществах
\"Токсикомания (употребление пав)\" iconПрезентация №1 «Профилактика употребления пав»
Цель: формировать у учащихся негативное отношение к употреблению психоактивных веществ
\"Токсикомания (употребление пав)\" iconТема: «Организация первичной профилактики употребления пав через систему занятий с учениками 4 8 классов и работу с родителями»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница