Программа обучения учащихся географии в10А, б классах по учебно-методическому комплекту под редакцией В. П. Максаковского Учитель географии: Шитова Ирина Леонидовна




Скачать 22.38 Kb.
НазваниеПрограмма обучения учащихся географии в10А, б классах по учебно-методическому комплекту под редакцией В. П. Максаковского Учитель географии: Шитова Ирина Леонидовна
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер22.38 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО естественно зам. директора по УВР Директор МОУ СОШ№2

научного цикла __________________НеклюдоваТ.В. ____________Л.В.Мартемьянова
протокол №1 « 2» сентября 2012г приказ № от «_» ________2012г.

от 30 августа 2012г


Программа

обучения учащихся географии в10А, Б классах

по учебно-методическому комплекту под редакцией В.П. Максаковского


Учитель географии: Шитова Ирина Леонидовна,

первая квалификационная категория


МОУ СОШ№2
2012-2013 уч.год


г. Пыть-Ях


Пояснительная записка .

Экономическая и социальная география мира.

10 класс.

С целью обеспечения вариативности образования в старшей школе, его дифференциации и индивидуализации Федеральный компонент государственного стандарта для старшей школы представлен на базовом и профильном уровнях. На старшей ступени общего образования учащиеся должны сделать не только свой социальный выбор, но и профессиональную ориентацию.

С этой целью примерная программа по географии на базовом уровне направлена, прежде всего, на формирование общей культуры школьников и в большей степени связана с мировоззренческими, воспитательными задачами предмета. Программа адресована обучающимся 10 классов.

Цели:

•  освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

•  овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

•  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

•  воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

•  использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкон Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности на базовом уровне, назовем следующие:

— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Результаты обучения:

Особое место в требованиях к уровню подготовки на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

Формирование умений предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены практико-ориентированные умения, необходимые, например, для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


Принципы, лежащие в основе построения программы:

  • Личностно-ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

  • Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой).

  • Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, креативный принцип).


Основные содержательные линии курса:


Введение (1ч).

Тема 1. Политическая карта мира (5 ч)

      Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.
      Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира.
      Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН — массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.
      Практикум. Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления».

    Тема21. География мировых природных ресурсов. (6 ч)


      Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.
      Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различных стран и регионов.
      Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых.
      Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Невозможность расширения пахотных площадей планеты. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.
      Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.
      Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение. Лесовосстановление.
      Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни человечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.
      Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.
      Что такое природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь природопользования и устойчивого развития общества.
      Практикум. 1. Выявление изменения характера связей человека с окружающей природной средой на протяжении истории. 2. Определение ресурсообеспеченности стран (страны по выбору). 3. Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета.

    Тема 3. География населения мира (6 ч)

      Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики.
      Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа.
      Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда.
      Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений.
      Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.
      Практикум. 1. Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран. 2. Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации.     
      География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей.
      Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурно-историческое наследие китайско-конфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика, культурные ценности.
      Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.

      Тема 4.Научно-техническая революция и мировое хозяйство.(4ч)

    

    Тема 5.  География отраслей мирового хозяйства. (9 ч)

      Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике.
      Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе.
      Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.
      Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти.
      Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.
      Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира.
      Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный.
      Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые, социальные.
      Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.
      Практикум. 1. Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану. 2. Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору).

Повторение (3ч).

.

Требования к уровню подготовки учащихся

      В результате изучения курса «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» ученик должен:
      1) знать / понимать:

      этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;      
      важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
      необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;
      особенности научно-технической революции;
      понятие «природопользование», виды природопользования;
      идеи устойчивого развития общества;
      особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира;
      этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;
      занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;
      крупнейшие города и агломерации мира;
      причины и виды миграций;
      культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
      секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;
      понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;
      крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;
      географическую номенклатуру, указанную в учебнике;
      2) уметь:
      анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
      определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;
      определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
      определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения;
      определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;
      характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
      определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;
      составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран;
      уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
      выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
      устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;
      составлять развернутый план доклада, сообщения;
      составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;
      строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;
      составлять и презентовать реферат;
      участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;
      работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный);
      3) оценивать:
      обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;
      рекреационные ресурсы мира;
      современное геополитическое положение стран и регионов;
      положение России в современном мире;
      влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
      экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
      тенденции и пути развития современного мира.

Формы организации учебного процесса: Используется фронтальная, групповая, индивидуальная

работа, работа в парах, группах.

  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических работ, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-презентация.



Итоговый контроль: 2раза в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью зачёта, который включает вопросы по основным проблемам курса.

Текущий контроль , по изучению каждого основного раздела включает тестовые задания, проводится в форме устного опроса.

География 10 класс.

10 класс. Учебник «География. Экономическая и социальная география мира». 10 класс. В.П.Максаковский . Издательство «Просвещение» , 2006год .


Планирование составлено на основе программы В.П.Максаковского, О.И.Ануфриева . Методическое пособие. Поурочные разработки. 10 класс. Москва. Издательство «Вако», 2007г.

Количество часов всего 35 , в неделю 1 час.



п/п

Темы курса.

Количество

часов

Обучающие, практические и зачетные работы.

Сроки

2.

Введение.

1 час.







3.

Тема 1. Политическая карта.

5 час.

Пр/р №1

5.10.12

4.

Тема 2.География мировых природных ресурсов.

6 час.

Пр/р №2

19.0.12

5.

Тема 3. География населения мира.

6 час.

Пр/р №3, Пр/р №4, Пр/р №5.

Зачёт №1.

7.12.12, 14.12.12, 21.12.12

18.01.13

6.

Тема 4. НТР и Мировое хозяйство.

4 час.







7.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства.

9 час.

Пр/р №6.

Зачёт №2

1.03.13,

3.05.13

8.

Тема 6. Повторение.

5 час.










Всего

35 часа.

Зачетов – 2, ПР – 6.



  1   2   3

Похожие:

Программа обучения учащихся географии в10А, б классах по учебно-методическому комплекту под редакцией В. П. Максаковского Учитель географии: Шитова Ирина Леонидовна iconМетодические рекомендации к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»
К, сст), другие пособия, а также методическое пособие для учителей (2-е издание в 2004 г.). Учителя географии накопили уже большой...
Программа обучения учащихся географии в10А, б классах по учебно-методическому комплекту под редакцией В. П. Максаковского Учитель географии: Шитова Ирина Леонидовна iconРабочая учебная программа по географии уровень, ступень образования
Рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы по физической географии под редакцией Е. М. Домогацких, М. «Русское...
Программа обучения учащихся географии в10А, б классах по учебно-методическому комплекту под редакцией В. П. Максаковского Учитель географии: Шитова Ирина Леонидовна iconПрограмма элективного курса по географии для 11 классов в рамках профильной подготовки учащихся
Составитель: Копиченко В. А учитель географии высшей категории моу сош №4 г. Светлограда Петровского района Ставропольского края
Программа обучения учащихся географии в10А, б классах по учебно-методическому комплекту под редакцией В. П. Максаковского Учитель географии: Шитова Ирина Леонидовна iconТематическое планирование уроков географии 20 11 20 12 учебный год Класс
Планирование составлено на основе программы по географии для 6-9 кл общеобразовательных учреждений под редакцией Е. М. Домогацких....
Программа обучения учащихся географии в10А, б классах по учебно-методическому комплекту под редакцией В. П. Максаковского Учитель географии: Шитова Ирина Леонидовна iconПлан проведения предметной недели по географии «Вокруг света» Учителя географии Селивановой Т. В. 2011 год
Её основной задачей является развитие интереса у учащихся к географии, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание...
Программа обучения учащихся географии в10А, б классах по учебно-методическому комплекту под редакцией В. П. Максаковского Учитель географии: Шитова Ирина Леонидовна iconУрок по географии в 11 классе
Автор: Чернякова Елена Викторовна, учитель географии моу дубровской №2 средней общеобразовательной школы
Программа обучения учащихся географии в10А, б классах по учебно-методическому комплекту под редакцией В. П. Максаковского Учитель географии: Шитова Ирина Леонидовна iconПлан проведения предметной недели биологии и географии в вечерней школе №1 г. Чебоксары. Понедельннк
Открытие недели. Учитель географии – Федотова С. Д., учитель биологии – Львова В. И
Программа обучения учащихся географии в10А, б классах по учебно-методическому комплекту под редакцией В. П. Максаковского Учитель географии: Шитова Ирина Леонидовна iconПояснительная записка Школьный этап олимпиады по географии для учащихся проводится в один тур, включающий два раунда тестовый и мультимедийный
Целью тестового раунда является проверка знаний географической номенклатуры, основных понятий, терминов, определений, изучаемых в...
Программа обучения учащихся географии в10А, б классах по учебно-методическому комплекту под редакцией В. П. Максаковского Учитель географии: Шитова Ирина Леонидовна iconУрок-игра в 8 классе по географии Тема: Поселок как феномен общественной жизни
Подготовила учитель географии моу – сош пос. Чайковского Клинского муниципального района Московской области Н. Б. Томилина
Программа обучения учащихся географии в10А, б классах по учебно-методическому комплекту под редакцией В. П. Максаковского Учитель географии: Шитова Ирина Леонидовна iconПрограмма предшкольного образования по учебно-методическому комплекту
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница