Конкурс «К высотам самообразования»




Скачать 31.27 Kb.
НазваниеКонкурс «К высотам самообразования»
Дата04.02.2016
Размер31.27 Kb.
ТипКонкурс
Мастер – класс на конкурс «К высотам самообразования»

Во время подготовки сцены звучит песня «Ужасно интересно всё то, что неизвестно» (Слайд 1)

Мастер - класс по теме «Формирование познавательного интереса на уроках математики»

Цель: обобщение и распространение опыта работы по формированию познавательного интереса учащихся на уроках математики.

Задачи:

1) Раскрыть особенности работы по формированию познавательного интереса на уроках математики;

2) Передать продуктивные способы работы по данному направлению.

Оборудование: проектор, экран, 6 программок (по три разного цвета), матрёшка, 3 парты, раздаточный материал для работы в группах


Ход мастер – класса


Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас. Да, а который сейчас час? Боже, как летит время! Наверняка в зале есть люди, которые думают: зачем мы здесь сидим и тратим своё время, можно было бы заняться чем – то более интересным. А скажите, пожалуйста, как вы объясните, что такое интерес. В толковом словаре С. И. Ожегова дано такое определение: «Интерес – особое внимание к чему – нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять». Нас в этом зале собрал интерес к профессии, к высотам самообразования. Поэтому эпиграфом к нашей встрече можно считать слова Анатоля Франса (Слайд 2)

Учиться надо только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. Анатоль Франс

2. Актуальность темы.

В начале прошлого учебного года перед учителями параллели первых классов нашей школы встал вопрос выбора темы для самообразования и для совместной работы нашей творческой группы на последующие 4 года.

Мы оттолкнулись от данных психологических исследований, которые утверждают, что наибольший сдвиг в развитии ребёнка происходит на первом году обучения. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учёбе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения. Мы решили нацелиться не только на ту сумму знаний, умений и навыков, которая включена в стандарт и которую должны усвоить ученики.

Учителями была выбрана тема «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках математики». (Слайд 3)

3. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности

Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться. Интерес к предмету. Сознательность. Принуждение.

Мною совместно с психологом школы было проведено анкетирование учащихся в конце первого класса. (Слайд 4)


Результаты опроса учащихся, выявляющие мотив изучения математики

Мотив

Количество учащихся

Общий итог

Интерес к предмету

20

77%

Сознательность

5

19,2%

Принуждение

1

3,8%

77% учащихся изучают математику в силу интереса к предмету. Это высокий процент. Все эти учащиеся во 2 классе имеют четвертные оценки 4 и 5. значит.

Значит, для успешного обучения школьников необходимо вызвать у них интерес к овладению знаниями. (Слайд 5)


3. Источники формирования познавательных интересов на уроках математики.


Всем знакома русская матрёшка. А чем она интересна?

Да, интересно, что же каждый раз прячется внутри. Так и познавательный интерес сложен из нескольких источников.

во – первых, содержание учебного материала;

во – вторых, организация познавательной деятельности учащихся, то есть методы и приёмы, используемые учителем в обучении. (Слайд 6)

(Раскрыть и вынуть 2 матрёшки)

Внутри одного урока каждый источник познавательного интереса не действует изолированно, а находится во взаимосвязи с другим.

Рассмотрим каждый из источников.


Знакомство с участниками.

Сегодня в проведении мастер – класса мне помогает группа учителей.

Уважаемые коллеги, проходите, пожалуйста, на сцену и образуйте полукруг.

Давайте с вами познакомимся. Представьтесь, пожалуйста, так, как бы вы хотели, чтобы к Вам обращались и назовите характерное вам качество на первую букву своего имени. Например, Я – Наталия, я – находчивая. Я – Елена, я – естественная. Представьтесь, пожалуйста.

Сделайте шаг вперёд те, кто любит математику. Спасибо. Вернитесь на свои места.

Сделайте шаг вперёд те, кто любит смотреть сериалы. Спасибо. Займите свои места.

Сделайте шаг вперёд те, у кого есть любимое высказывание. Моё любимое высказывание принадлежит А. С. Пушкину «Презрения достоин тот, кто всё предвидеть хочет».

Сделайте шаг вперёд те, кто настроен на хорошую работу. 

Спасибо. У нас с вами всё получится. Продолжаем нашу работу.


Формирование групп.

Возьмите, пожалуйста, программки и разделитесь на группы в зависимости от их цвета. Присаживайтесь.


3.1. Содержание учебного материала

Внутри каждого источника можно выделить несколько конкретных стимулов познавательного интереса. Попробуем выделить их совместно.


Вопрос к участникам:

Уважаемые учителя! Было ли для вас интересным такое знакомство со своими коллегами? А чем оно интересно? Вы узнали немного нового о них. При знакомстве с матрёшкой мы открываем новую куклу и при знакомстве с содержанием учебного материала работает первый стимул – новизна. (Слайд 6/1)

Это важный стимул, побуждающий познавательный интерес. На уроках знакомства с новым материалом школьники узнают новые понятия, выявляют новые свойства и закономерности, находят новые способы действий.


Следующая задача каждой группы выполнить своё задание и дать оценку возможности применения в работе с детьми. (Слайд 7)

Задание для первой группы. Расшифруйте девиз, под которым следует работать на уроках математики. Это высказывание древнегреческого философа Демокрита. Внимательно прочитайте всю инструкцию до конца и обратите внимание на образец выполнения. Постарайтесь уложиться в 4 минуты.

Задание для второй группы. (Слайд 8) Вы получили телеграмму. Ваша задача расшифровать её и узнать имя автора. Это сказочный герой Александра Волкова.

Соберите номера домов, выполнив необходимые действия. Тогда вы сможете прочитать телеграмму и узнать её автора.

Работу выполняйте, пожалуйста, по карточкам с использованием схемы.

Работа с залом.

Уважаемые коллеги! Мы с вами обратимся к такой форме занятий, которая в учебном процессе повышает авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Это игра. Проанализировав структуру дидактических игр по математике, я сделала вывод, что все они имеют развивающий характер, позволяют не только разнообразить приемы запоминания таблиц сложения и умножения, но и способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, умению сравнивать, проводить аналогии, обобщать, делать выводы и обосновывать их. В первом классе мною была проведена такая анкета. (Слайд9)

Анкета:

Нравиться ли тебе играть на уроке?
– На каких уроках тебе хотелось бы играть?
– Как ты любишь больше играть один или с друзьями?
– Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?


Анализ анкет показал:

– Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения.
– Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.
– Более предпочтительна для детей групповая форма игр.
– Большинство учащихся хотят в игре побеждать.

Проведём игровую разминку в группах. (Слайд 10)

1-2-добрый день0

Играют все по цепочке. Надо считать по порядку от одного до бесконечности (сколько получится), но вместо чисел, которые оканчиваются на три или делятся на три, надо говорить "добрый день". Т. е. первый говорит "один", второй-"два", третий-"добрый день", четвертый-"четыре", пятый-"пять", шестой-"добрый день", и т.д. Тот, кто ошибся, выбывает из игры, пока не останется один победитель.


Счетная машина0

(очень интеллектуальная игра). Две (три, четыре...) команды встают в параллельные колонны. Ведущий-перед ними и объясняет правила игры: "Вы -моя счетная машина. Но прежде, чем считать, я должна проверить качество передачи. Сейчас я скажу какое-то число всем последним игрокам в колоннах. Они должны будут передать это число стоящим перед ними, и т.д., пока число не дойдет до первого игрока , который сообщит число мне. Передавать будем так: левое плечо впереди стоящего - сотни, спина - десятки, правое плечо - единицы. Надо простучать по левому плечу сотни, по спине - десятки, по правому плечу - единицы. Выигрывает команда, быстрее всех справившаяся с заданием и не сделавшая ошибок.

Давайте определим цель игр, уважаемые коллеги!. Да, это умение применять знания в нестандартной ситуации и развивать внимание, память, мышление.


Проверка работы групп.

Что же получилось у моих помощников на сцене? (Слайд 11)

Предоставляю слово участницам первой группы.

1) КАК

2) ЛУЧШЕ

3) ПОСЛЕ

4) ПЕРЕД

5) ДЕЙСТВОВАТЬ

6) ЧЕМ

7) ТЕМ

8) ДУМАТЬ


Порядок выполнения задания:

Перемножить цифры каждого из чисел, записанных в домике.

2. К каждому результату прибавить или из каждого вычесть число, записанное вне домика.

3. Цифры полученного числа показывают последовательность расположения данного фрагмента в высказывании.

Образец выполнения:

1) 2 умножить на 2 , + 24 = 28

2) 7 умножить на 7 , – 2 = 47

3) 9 умножить на 3 , – 12 = 15

4) 7 умножить на 8, + 7 = 63

В результате работы первой группы должно получиться следующее высказывание “Лучше думать перед тем, как действовать, чем после”.

Что получилось у второй группы? (Слайды 12 и 13)


(стрелка на схеме – начало движения)



Порядок работы по карточкам:

1. Двигайтесь по направлению стрелок, указанных в карточке. Каждая стрелка – это расстояние от одного домика к другому.

2. Дойдите до нужного домика..

3. Цифры номера домика перемножьте между собой.

4. В полученном результате складывайте цифры до тех пор, пока не получите однозначное число.

5. Однозначное число укажет на нужную букву в слове – шифре.

6. Для поиска новой буквы начните свой путь сначала.



Образец решения:

Карточка 1

45

4 . 5 = 20

2 + 0 = 2

М

55

5 . 5 = 25

2 + 5 = 7

Н

64

6 . 4 = 24

2 + 4 = 6

Е

 

Карточка 2

86

8 . 6 = 48

4 + 8 = 12

1 + 2 = 3

Н

52

5 . 2 = 10

1 + 0 = 1

 

У

72

7 . 2 = 14

1 + 4 = 5

 

Ж

69

6 . 9 = 54

5 + 4 = 9

 

Е

82

8 . 2 = 16

1 + 6 = 7

 

Н

 

Карточка 3

88

8 . 8 = 64

6 + 4 = 10

1 + 0 = 1

У

78

7 . 8 =56

5 + 6 = 11

1 + 1 = 2

М


Текст телеграммы второй группы: МНЕ НУЖЕН УМ. Вспомните, кто обращался к Волшебнику Изумрудного города с такой просьбой? Страшила.


Ум нужен не только Страшиле. Ум нужен всем. Уважаемые коллеги! Можно ли использовать подобные задания на уроках математики и, если да, то с какой целью?

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

Итак, второй стимул – это практическая значимость содержания знаний. (Слайд 14)

Чтобы познавательный интерес постоянно получал импульсы для развития, я использую средства, вызывающие у ученика сознание собственного роста: составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи.


3.2 Организация учебной деятельности

Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, организовываю учебную деятельность так, чтобы им было интересно приобретать новые знания, умения и навыки.

Уважаемые помощники и коллеги! Попробуем совместно выделить конкретные стимулы познавательного интереса внутри второго источника – организации учебной деятельности.

Предлагаю группам следующее задание. (Слайд 15)

Постарайтесь уложиться в 5 минут.

Работа с залом.

Уважаемые коллеги! Я предлагаю посмотреть небольшой отрывок с праздника «Математическое королевство», который я провела для параллели вторых классов во время школьной недели математики в октябре этого учебного года. (Слайд 16)

После просмотра обращаюсь к зрителям с вопросом:

- Я представила вам вид работы, который мы все используем в своей работе. Какой вид работы учащихся вам был представлен? Да, творческая работа. (Слайд 17)

Стимулирующее влияние на познавательный интерес оказывают творческие работы учащихся. Они активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьников.


Проверка работы групп.

Что же получилось у работающих в группах?

(Слайд 18) Задание первой группе.

Используя только цифры 1,2,3,4,5,6,7, напишите три двузначных числа и одно однозначное так, чтобы в сумме они дали 100. Найдите несколько способов. Цифры не должны повторяться.

1) 16+45+37+2=15+46+37+2=16+47+35+2=17+45+36+2=100

(Слайд 19) Задание второй группе.

Запишите все двузначные числа до 20. Выпишите только те числа, которые можно представить:

а) в виде суммы одинаковых слагаемых; отметьте закономерность в записи этих чисел;

б) в виде суммы трёх одинаковых слагаемых; докажите вычислением.

2) в виде суммы одинаковых слагаемых (10,12,14,16,18,20); отметьте закономерность в записи этих чисел ( каждое последующее число на 2 больше предыдущего); в виде суммы трёх одинаковых слагаемых (12,15,18); докажите вычислением.

Уважаемые коллеги! Для чего можно использовать на уроке подобные задания? Мы подобными заданиями создаём на своих уроках проблемную ситуацию. (Слайд 20/1)


Программа Л. В. Занкова, по которой я работала раньше, подвела меня к пониманию того, что проблемное обучение является одним из стимулов познавательного интереса. Возникновение интереса учащихся зависит от моего умения создать такое жизненное или учебное затруднение, возникающее тогда, когда учащийся понимает задачу (явление, ситуацию), пытается её решить (объяснить), но чувствует недостаточность имеющихся знаний. Эта ситуация вызывает у учащихся желание найти объяснение непонятному факту, создаёт мотивы учебной деятельности. (Слайд 20/2)


3.2.3. Специальные приёмы учителя

Чтобы процесс обучения был эффективным и интересным, мною используются различные приёмы активизации на уроках. Занимательность – необходимое средство для возбуждения и поддержания внимания. (Слайд 21)

Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. На уроки к нам приходили сказочные герои: Незнайка, Карандаш, Буратино, Точка, Самоделкин, Циркуль, а также вредная проказница — Резинка и др. Дети помогали им выполнять задания, путешествовали вместе с ними по стране Геометрии. Именно в игре проявлялась гибкость и оригинальность мышления. (Слайд 22)

Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Чтобы быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости, оргмомент в зависимости от поставленных целей осуществляю в виде математической зарядки.

Мои ученики с интересом выполняют задания, когда им предлагается исправить преднамеренно сделанные ошибки в решении или восстановить частично стёртые записи. Ребята любят, когда уроки оживлены задачами-шутками, задачами, написанными в стихах, заданиями на внимание, задачами с математическим сюжетом.

Понимая трудности ребят «нематематического уровня», применяю разнообразные «методические уловки. Например, знак «больше» можно проверить правой рукой, а знак «меньше» - левой. Состав числа 10 легко рассказать, глядя на отрезок натурального ряда от 1 до 9. При этом надо начинать складывать крайние числа, постепенно смещаясь к центру (1 2 3 4 5 6 7 8 9).

Большой эффект в обучении даёт живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Упражнения в тетрадях на печатной основе, на готовых чертежах позволяют мне увеличить темп работы, обучать учащихся рассуждать, сопоставлять и противопоставлять, находить в них общее и различие.

По итогам обучения в первом классе и мной была составлена сводная таблица (Слайд 23)


Успехи учеников в первом классе

ФИ ученика

Школьная

олимпиада

Познание и

творчество

Городской

интеллектуальный марафон

Антонова Катя

2 место




2 место

Зырина Оля

3 место




5 место

Кушеварова Даша

2 место

лауреат

4 место

Плотников Егор

3 место




4 место

Счастная Арина

1 место

лауреат

1 место

В первом классе ученики принимали участие в школьной олимпиаде по математике, в обнинской олимпиаде «Познание и творчество» , в городском интеллектуальном марафоне по программе «Гармония» .(Слайд 24)

Успехи учеников во втором классе

ФИ ученика

Школьная

олимпиада

Познание и

творчество

Городской

интеллектуальный марафон

Антонова Катя

поощрение







Счастная Арина

1 место








Во втором классе пока прошла лишь школьная олимпиада. Трое детей приняли участие во втором туре обнинской олимпиады. Результаты пока не пришли.

4. Рефлексия ведущего.

Анализ изученной психолого-педагогической, методической литературы, результаты первичной диагностики убедили меня в необходимости работы по формированию познавательного интереса учащихся.

Программа по предмету и задачи современного образования обязывают учителей, в том числе и меня, реализовывать развивающую функцию обучения. Математика как учебный предмет и как объект исследования (процесс формирования познавательного интереса школьников) обладают большими возможностями для решения задач, связанных с развитием учащихся.

Не являясь непосредственным источником познавательного интереса, огромное влияние на развитие и формирование интересов, на мой взгляд, оказывает облик учителя, глубина и широта его познаний, умение эмоционально излагать материал. Способность увлечь своим рассказом. Отношения, складывающиеся на уроке, создают (благоприятный или неблагоприятный) микроклимат урока. Они воздействуют на протекание учебной деятельности школьника, влияют на настроение ученика.

Только разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивые интересы. (Слайд 25)

Многое из искусства обучения ещё не познано. Здесь нас ждёт тяжёлый, но увлекательный труд по совершенствованию процесса обучения и воспитания.

Б. В. Гнеденко


5. Рефлексия участников.

Подходит к концу наш мастер – класс и я обращаюсь к участникам с предложением обменяться мнениями.

Оцените, пожалуйста, формы и приёмы работы по формированию познавательного интереса учащихся на уроках математики.

Закончите фразу: «Как хорошо, что я…». Вы можете поделиться с нами своими умениями, успехами, настроением. Я бы продолжила фразу так: «Как хорошо, что я ещё молода и впереди у меня достаточно времени для совершенствования процесса обучения». (Слайд 26)

Я хочу поблагодарить всех за участие, за смелость, за творчество и позитивный настрой. Я буду рада, если показанные мною формы и приёмы работы пригодятся вам на ваших уроках.


Задание для первой группы.

Расшифруйте девиз, под которым следует работать на уроках математики. Это высказывание древнегреческого философа Демокрита.

1) КАК

2) ЛУЧШЕ

3) ПОСЛЕ

4) ПЕРЕД

5) ДЕЙСТВОВАТЬ

6) ЧЕМ

7) ТЕМ

8) ДУМАТЬ


Порядок выполнения задания:

1.Перемножить цифры каждого из чисел, записанных в домике.

2. К каждому результату прибавить или из каждого вычесть число, записанное вне домика.

3. Цифры полученного числа показывают последовательность расположения данного фрагмента в высказывании.

Образец выполнения:

1) 2 * 2 = 4 + 24 = 28 2 – лучше, 8 - думать

2)

3)

4)


Задание для второй группы.

Вы получили телеграмму. Ваша задача расшифровать её и узнать имя автора.

Соберите номера домов, выполнив необходимые действия. Тогда вы сможете прочитать телеграмму и узнать её автора.

Работа ведется по карточкам с использованием схемы.


(стрелка на схеме – начало движения)




Порядок работы по карточкам:

1. Двигайтесь по направлению стрелок, указанных в карточке. Каждая стрелка – это расстояние от одного домика к другому.

2. Дойдите до нужного домика..

3. Цифры номера домика перемножьте между собой.

4. В полученном результате складывайте цифры до тех пор, пока не получите однозначное число.

5. Однозначное число укажет на нужную букву в слове – шифре.

6. Для поиска новой буквы начните свой путь сначала.




Образец решения:

Карточка 1

45

4 . 5 = 20

2 + 0 = 2

М




























Карточка 2

86

8 . 6 = 48

4 + 8 = 12

1 + 2 = 3

Н

52













27














































Карточка 3

88

8 . 8 = 64

6 + 4 = 10

1 + 0 = 1

У


















 


Задание первой группе.


Используя только цифры 1,2,3,4,5,6,7, напишите три двузначных числа и одно однозначное так, чтобы в сумме они дали 100. Найдите несколько способов. Цифры не должны повторяться.

Например: 12 + 47 + 35 + 6 = 100


Задание второй группе.


Запишите все двузначные числа до 20. Выпишите только те числа, которые можно представить:

а) в виде суммы одинаковых слагаемых; отметьте закономерность в записи этих чисел;

б) в виде суммы трёх одинаковых слагаемых; докажите вычислением.






Похожие:

Конкурс «К высотам самообразования» iconОтчет по теме самообразования. Тема самообразования
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Конкурс «К высотам самообразования» iconКонкурс грантов Фонда фундаментальных лингвистических исследований 7 Конкурс «Лучшие книги года»
Дополнительно объявляется Конкурс молодых ученых (возраст до 35 лет) на соискание памятной медали Н. Д. Кондратьева (с денежной премией)....
Конкурс «К высотам самообразования» iconВнеклассное мероприятие по литературе в 6-7 классах
Подготовительный этап: подготовка презентации, конкурс сочинений «Космические фантазии», конкурс рисунков «Звёздное небо», чтение...
Конкурс «К высотам самообразования» iconКонкурс на соискание наград Русского географического общества 11 Фонд Династия. Дополнительный конкурс 2013 года на участие физиков в международных программах 12 Конкурс 2013 года «Для женщин в науке»
Региональный общественный Фонд содействия отечественной науке. Конкурс на присуждение поисковых грантов по Программе научно-технической...
Конкурс «К высотам самообразования» iconКонкурс участник руководитель место Всероссийский уровень Международный конкурс«Детство без границ»
Всероссийский конкурс фотографий «Школа, где живет Интел» Международной образовательной программы «Интел-Путь к успеху»
Конкурс «К высотам самообразования» iconМ инистерство культуры саратовской области
Провести в марте-сентябре 2013 года областной творческий конкурс «Я вдохновенно Пушкина читал…», далее Конкурс
Конкурс «К высотам самообразования» iconКонкурс рисунков, листовок, плакатов. Конкурс «Юная модель»
«безопасн регистрация Торжественная линейка Инструктажи по от, пб и пдд. Рисунки на асфальте. Огоньки знакомства «Ты да я, да мы...
Конкурс «К высотам самообразования» icon1. Пояснительная записка Актуальность программы
Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания
Конкурс «К высотам самообразования» iconТема самообразования
...
Конкурс «К высотам самообразования» iconСамообразования
«Формирование коммуникативной компетенции путём арт – терапевтических технологий: нетрадиционного рисования, театральной деятельности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница