Чернякова Татьяна Леонидовна моу сош №14 станицы Ярославской муниципального образования Мостовский район




НазваниеЧернякова Татьяна Леонидовна моу сош №14 станицы Ярославской муниципального образования Мостовский район
Дата04.02.2016
Размер7.76 Kb.
ТипДокументы

Чернякова Татьяна Леонидовна МОУ СОШ № 14

станицы Ярославской

муниципального образования

Мостовский район


Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся 10 – 11 классов на уроках русского языка


Одной из актуальных проблем для учителя третьей ступени школы является подготовка выпускников к единому государственному экзамену. Необходимо помочь старшекласснику подойти к ЕГЭ, так как эта форма итоговой аттестации существенно отличается от традиционного экзамена как по содержанию, так и по форме проведения.

В течение пяти лет обучения (5-9 классы) ученики знакомились с языком как системой. Следующие два года логично посвятить совершенствованию коммуникативных умений и навыков, развитию умения строить устные и письменные высказывания, ведя при этом систематическую работу по повторению орфографических и пунктуационных правил и их практическому применению.

Усиление самостоятельности старшеклассников в получении знаний заставляет пересмотреть формы подачи учебного материала. Главное – суметь организовать занятия так, чтобы они не превратились в немотивированный тренинг, «натаскивание». Однообразные работы по выполнению тестов (заданий А, В), десятки ходовых фраз-подсказок для написания сочинения сделают занятия скучными, а следовательно - малоэффективными.

Структура уроков в старших классах предполагает организацию самостоятельной, творческой лингвистической деятельности учащихся с различным уровнем учебных и лингвистических возможностей. Учитель должен уметь не только грамотно объяснить материал, но и так смоделировать урок, чтобы учащиеся сами искали ответы на поставленные преподавателем вопросы, участвовали в планировании работы по той или иной теме. Задания для этих уроков русского языка могут содержать материал для языкового осмысления, формирования культуры речи, решать определенные воспитательные задачи, давать возможность психологической диагностики и коррекции поведения.

Так, работа с текстом дает школьникам возможность практического применения своих знаний из области русского языка, литературы, истории, культурологии. В творческой рабо­те по тексту дети должны видеть возможность если не поделиться свои­ми открытиями с собеседником, то поспорить с писате­лем или поговорить о том, что волнует (и, конечно, написать сочинение по исходному тексту согласно предъявляемым требованиям и критериям оценивания).

Наиболее распространенный вид работы – комплексный анализ текста. Повторяя фонетику, орфографию, пунктуацию, учащиеся «углубляются» в текст, прикасаясь к эстетической стороне языка. Многие задания к тексту формулируются в форме вопросов, приглашающих школьников вчитаться, вдуматься в текст, почувствовать слово, языковую ткань текста. Например:

1. Как бы вы определили, что такое речь правильная и речь хорошая? (Слабым ученикам можно дать предложения, продолжив которые, дети составят связный ответ на вопрос.) 2.Найдите ключевые слова и запишите их. Определите их лексическое значение. Запишите свои ассоциации к словам. 3. Прочитайте высказывание. Согласны ли вы с ним? Подумайте, может ли оно стать началом вашего будущего текста. О чем он? Определите тип вашего текста. Запишите его.

Как для групповой, так и для индивидуальной работы можно предложить игру «Эксперт» (написать экспертное заключение на работу одноклассника или младшего школьника), конкурс на лучшее начало сочинения, подбор пословиц, стихотворений по теме, написание сочинений по теме в художественном, публицистическом или разговорном стиле (можно предложить коллективное написание сочинения: один ученик пишет начало, другой – основную часть, третий – заключение. В каждой группе обязательно должен быть сильный учащийся), составление заданий для комплексного анализа текста.

Во время работы над заданиями А, В учителю необходимо систематически контролировать уровень практической грамотности учеников, потому что на месте стоящих в нужном месте крестиков, к сожале­нию, далеко не всегда кроется правильный ответ. Даже если ребёнок получил балл за успешно выполненное задание, учитель не может быть уверен в действитель­ной правильности данного ответа, ход мысли ученика не виден. После проведения самостоятельных работ с использованием тестов, индивидуальных карточек нужно обязательно проанализировать результат, выявить «проблемные» темы, составить план работы с учеником. Большое значение имеют разноуровневые дидактические материалы, включающие учебные задания для самостоятельной работы. Их можно в основном делить по следующим логическим основаниям: 1) по методу самостоятельной работы учащихся (например, наблюдения, упражнения, работа с текстом учебника); 2) звеньям учебного процесса (задания на восприятие, систематизацию, закрепление и повторение учебного материала); 3) по характеру познавательной деятельности учащегося (репродуцирующие и творческие задания); 4) по характеру руководства (подробное или менее подробное инструктирование). Но было бы неправильным, ссылаясь на недостаточную подготовку некоторых учащихся, ограничивать их самостоятельную работу заданиями пониженного уровня сложности. Задача учителя - довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приемам рациональной умственной деятельности, дифференцировать задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания.

Кроме того, если ученик не выполняет правильно самостоятельную работу или не сдает зачет с первого раза, ему предоставляется возможность пересдать, так ученик учится распоряжаться своим временем, пла­нировать свою работу (не успел сегодня, надо сделать завтра, но не позднее такого-то времени).

Каждому ученику обеспечивается возможность выбора индивидуальной траектории развития внутри одного класса, которая дает больше возможностей достижения учебного успеха ученика в соответствии с уровнем его развития и подготовки.

Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи учителя постепенно снижалась.

Формы заданий для самостоятельной, исследовательской работы учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку разнообразны. Можно предложить старшеклассникам самостоятельно (или работая в группе) составить тесты по темам; взаимопроверку с последующим обсуждением результатов; составление опорных конспектов для слабых учеников; взаимообучение (работа в парах постоянного (или сменного) состава), обобщение видов заданий по теме; работу с компьютерной программой, предполагающей подготовку к ЕГЭ; составление тестов для младших школьников по той или иной теме, предлагаемой на экзамене; иллюстрирование языковых явлений примерами (составление сборника задач и упражнений); предложения разных точек зрения на проблему; диалог с книгой, собеседником; организацию игр (например, «Иностранцы») и т.п. Ко многим упражнениям учащиеся самостоятельно придумывают задания. Эта работа осуществляется на основе анализа учебного материала и последующей антиципации (предвидения). Например, в карточке дается запись:

1) абон…мент, б…тон, д…ректор

2) вел…колепный, вест…бюль, инж…нер

3) д…зинфекция, д…мократия, пр..ц…дент

4) кр…терий, л…цензия, с…рвиз

Внимательно прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней свое задание.

Конечно, хороший результат на экзамене возможен только при организации системной самостоятельной работы учащихся как на уроках, так и во внеурочное время. Для этого нужно предлагать дифференцированные домашние задания, проводить консультативные занятия, организовывать «полетное» повторение, своевременно знакомить с учебно-методической литературой по проведению ЕГЭ.





Похожие:

Чернякова Татьяна Леонидовна моу сош №14 станицы Ярославской муниципального образования Мостовский район icon«Утверждаю» «Согласовано» Директор моу «Ново-Николаевская сош председатель ус мо «Ахтубинский район» моу «Ново-Николаевская сош
«Ново-Николаевская средняя общеобразовательная школа муниципального образования «Ахтубинский район»
Чернякова Татьяна Леонидовна моу сош №14 станицы Ярославской муниципального образования Мостовский район iconДоклад общеобразовательного учреждения Краснодарского края
Мостовского Муниципального образования Мостовский район в 2010-2011 учебном году
Чернякова Татьяна Леонидовна моу сош №14 станицы Ярославской муниципального образования Мостовский район iconРабочая программа По математике
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №28 посёлка Мостовского муниципального образования...
Чернякова Татьяна Леонидовна моу сош №14 станицы Ярославской муниципального образования Мостовский район iconУтверждено
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 станицы алексеевской муниципального...
Чернякова Татьяна Леонидовна моу сош №14 станицы Ярославской муниципального образования Мостовский район iconОтчёт о результатах самообследования образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы
«Средняя общеобразовательная школа №3 муниципального образования «Ахтубинский район, мбоу сош №3 мо «Ахтубинский район»
Чернякова Татьяна Леонидовна моу сош №14 станицы Ярославской муниципального образования Мостовский район iconНадежда Александровна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение сош №28 посёлок Мостовской, Мостовский район, Краснодарский край
Повышение мотивации обучения технологии путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной...
Чернякова Татьяна Леонидовна моу сош №14 станицы Ярославской муниципального образования Мостовский район iconПоложение о гербе муниципального образования тамбовский район
Настоящим положением устанавливается герб муниципального образования Тамбов­ский район Тамбовской области (далее Тамбовский район)...
Чернякова Татьяна Леонидовна моу сош №14 станицы Ярославской муниципального образования Мостовский район iconМетодическая разработка внеурочных занятий Отечественная война 1812 г на Калужской земле (с. Трутино, г. Малоярославц, г. Боровск) Автор: Игнатенко Елена Владимировна педагог дополнительного образования моу дод «Дом детского творчества»
Отдел образования муниципального образования муниципального района «боровский район»
Чернякова Татьяна Леонидовна моу сош №14 станицы Ярославской муниципального образования Мостовский район iconАхтубинский район
Нская основная общеобразовательная школа мо «Ахтубинский район» является администрация муниципального образования «Ахтубинский район»...
Чернякова Татьяна Леонидовна моу сош №14 станицы Ярославской муниципального образования Мостовский район iconОтчет о результатах самообследования
Самообследование муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №24 Копейского городского округа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница