Скачать 14.25 Kb.
|
Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» (закрепление изученного), 8 класс. Цель: 1.Закрепление умения опознавать уточняющие члены предложения и выделять их в письменной речи знаками препинания, а в устной речи – интонацией. 2.Формирование коммуникативной компетенции в процессе работы в группах, в парах, в монологических высказываниях. 3.Воспитание патриотизма через использование заданий, связанных с темой «Родина». 1.Организационный момент. Учитель: здравствуйте, ребята, поприветствуйте наших гостей, садитесь. Я желаю вам удачи и хорошей работоспособности. 2.Целеполагание. Учитель: Ребята, с каким понятием мы познакомились на предыдущем уроке? Учащиеся: Мы познакомились с понятием «уточняющие члены предложения». Учитель: Какова была цель знакомства с данным понятием? Учащиеся: Цель знакомства с понятием «уточняющие члены предложения» - научиться опознавать уточняющие члены, чтобы выделять их на письме знаками препинания, а при произношении – интонацией. Учитель: Сегодня мы продолжим работать над темой «Уточняющие члены предложения и их обособление». Давайте сформулируем цель нашего урока. Учащиеся: Цель урока - закрепить умение опознавать уточняющие члены предложения и выделять их на письме знаками препинания, а при произношении - интонацией. Учитель: запишите в тетради число, вид работы и тему. 3.Актуализация знаний. 1).Проверка знания теории. Учитель: Итак, давайте вспомним, что мы знаем об уточняющих членах предложения: (используя схему, составленную на предыдущем уроке, ученик (ученица) рассказывает об уточняющих членах предложения, приложение №1). 2).Проверка умения опознавать уточняющие члены предложения. -Учитель: Ребята, отрабатывая на уроке навык обособления уточняющих членов предложения, мы будем обращаться к текстам, высказываниям, отдельным предложениям на тему «Родина». Каждый человек хоть раз в жизни задумывается над вопросом, чем для него является Родина. Сейчас вы познакомитесь с мини-сочинением, в котором ученица представит своё видение Родины. Ваша задача – найти предложения с уточняющими членами. -Ученица читает мини-сочинение, выделяя интонационно уточняющие члены предложения (текст высвечивается на слайде). Родина…Слово звучное, ёмкое. В словаре Ожегова его значение раскрывается так: отечество, родная страна; место рождения, происхождения кого-либо, чего-либо. Для меня родина - это в первую очередь родной город - Хабаровск. Здесь, на далёкой окраине России, выросли мои родители, родилась я, здесь проходит моё детство. Нет ничего роднее отчего дома. -Учитель: какие уточняющие члены предложения использованы в данном тексте? -Ученики: приложение «Хабаровск», которое конкретизирует значение слова город, и обстоятельство места «на далёкой окраине России», которое конкретизирует значение слова здесь. 4.Закрепление изученного: отработка навыка выделения уточняющих членов предложения в устной и письменной речи. 1).Работа с рубрикой ЗСП-12. Целевая установка. Учитель: Продолжаем работу. Откройте учебники на стр.181. Следующее задание будет связано с рубрикой ЗСП-12: мы будем конструировать предложения с одним из слов данной рубрики на тему «Родина», но вначале объясним, как могут быть написаны данные слова и от чего зависит их правописание и структура. Что означает аббревиатура ЗСП? Объяснение правописания слов. Ученики: ЗСП расшифровывается как значение, структура, правописание слов. По алгоритму (приложение №2) ученик (ученица) рассказывает о написании слов: слова (на) половину, (на) чистоту пишутся раздельно, если являются существительными с предлогами, слитно – если являются наречиями. Выражение (по) иному пишется раздельно, если является предлогом и определительным местоимением, через дефис – если является наречием, потому что в нём есть приставка по - и суффикс – ому. Учитель: Каким образом мы определяем часть речи? Ученики: по вопросу, на который отвечает слово, и по его лексическому значению. Если слово зависит от глагола и отвечает на вопросы: как? каким образом? (решить (как?) наполовину; говорить (как?) начистоту; думать (как?) по-иному), то это наречия. Если слово отвечает на падежные вопросы (рассчитывать (на что?) на половину; обращать внимание (на что?) на чистоту; по пути (какому?) иному), то это слова омонимичных частей речи. Учитель: Ребята, запишите данный алгоритм и выделите в словах морфемы. Учитель: а теперь задание для групп: необходимо из данных на карточке слов составить предложение с уточняющим обстоятельством образа действия. Рассыпанное предложение: по-иному, теплотой, и, вдали, родная, с особенной, сторона, любовью, воспринимается (Вдали по-иному, с особенной теплотой и любовью, воспринимается родная сторона.) Выполнение практического задания: -Составление рассыпанного предложения из данных слов. Группа, справившаяся первой, записывает на доске и комментирует. Чтение с комментариями. 2)Выполнение упр.313. Учитель: обратимся к упражению 313 и прочитаем высказывания Салтыкова – Щедрина и Ушинского. Задание: списать, расставляя пропущенные знаки препинания, обозначить графически уточняемые и уточняющие члены предложения. Каждое предложение пишем с новой строки. На доске с обратной стороны два ученика записывают предложения и чертят схемы. 1.Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (М.С.Щедрин). 2.Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека мать, одна у него и Родина. (К.Ушинский). Учитель: поменяйтесь в парах тетрадями и проверьте правильность выполнения задания. Если правильно, ставим карандашом +, если неправильно - После выполнения всеми ученики, которые были у доски, комментируют. Остальные проверяют (в парах), на полях ставят плюс или минус. 3.Работа с предложением (слайд). Задание: списать, выделить знаками препинания уточняющие члены предложения. Составить схемы. Представитель от группы на доске чертит схему и устно комментирует предложение: 1-я группа списывает 1-е предложение, 2-я группа – 2, 3-я группа -3. 1.Осенью, в последних числах октября, мимо нашего дома пролетают журавлиные стаи. 2.На пути в южные страны журавли преодолевают огромное, в несколько тысяч километров, расстояние, а весной возвращаются обратно. 3.Невольное уважение испытываешь к перелётным птицам за их преданность к своей родине – роще, озеру. 3)Работа с текстом. Задание: (по группам), после выполнения группы отвечают на вопросы и отчитываются о выполнении задания. 1 группа: 1.Определить стиль и тип речи представленного текста, тему и проблему. 2.Выписать предложения с уточняющими членами, уточняющие члены предложения обозначить. 3.Записать на доске и прокомментировать предложение с уточняющим приложением. (1-е предложение «Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?»). 2 группа: 1.Выписать из толкового словаря значение слова «наличники», прочитать. 2.Выписать предложения с уточняющими членами предложения, уточняющие члены предложения обозначить. 3.Записать на доске и прокомментировать предложение с уточняющим определением. (5-предложение: «Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки»). 3 группа: 1.Выписать предложения с уточняющими членами предложения, уточняющие члены предложения обозначить. 2.Записать на доске и прокомментировать предложение с уточняющим обстоятельством. (11-е предложение: «Корни – это то, чем мы жили всегда, год назад, тысячу лет назад»). 3.Найти в тексте предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Устно прокомментировать. Помнить о Родине Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина? Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни – это то, чем мы жили всегда, год назад, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело. Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и всё, что будет выходить из рук его, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, наполненной в веках. (В.Песков) Комментарий к тексту: - в 1-м предложении употребляется уточняющее приложение «Родина», тире ставится, потому что пропущены слова «а именно». - в 5-м предложении употребляется уточняющее определение «в десять дворов», малые (какие именно?). - в 11-м предложении употребляется уточняющее обстоятельство времени: всегда (когда именно?) год назад, тысячу лет назад. 5.Выводы по уроку. Учитель: давайте вернёмся к началу урока и вспомним, какую цель мы ставили. Ученики: закрепить умение опознавать уточняющие члены предложения и выделять их на письме знаками препинания, а при произношении - интонацией. Учитель: достигли мы поставленной цели? Ученики: да. 6.Оценивание учащихся. -Оценивание учителем: Учитель: мне хотелось бы отметить учащихся, которые активно работали на уроке. Это …, они получают следующие отметки… -Оценивание руководителями групп. Учитель: Теперь я предоставлю слово руководителям групп. Назовите учащихся, которые активно работали в группах и оцените их работу. -Самооценка. Учитель: заполните листы самооценки: 1.Знаю теорию. (+ -) 2.Распознаю уточняющие члены предложения. (+ -) 3.Умею ставить знаки препинания при уточняющих членах предложения. (+-) 4.Умею строить предложения с уточняющими членами предложения. (+ -) и сдайте их руководителям групп для обработки. Будьте объективны: на основании результатов заполненных вами листов оценку я ставить не буду, а буду планировать дальнейшую работу с вами. 7.Домашнее задание: упр.319 (формулировка д/з читается вслух). Приложение №1 Уточняющие члены предложения конкретизируют или поясняют значения разных членов предложения. Дополнительные вопросы: когда именно? где именно? куда именно? откуда именно? как именно? кто именно? какой именно? Часто относятся к словам: этот, тот, такой, там, туда, оттуда, тогда и др. Уточняющими могут быть: - обстоятельства места, времени, образа действия; - несогласованные определения, обозначающие цвет, размер, возраст; - дополнения с предлогами: кроме, помимо, сверх, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, в отличие от, по сравнению с, в том числе, притом; -приложения и другие члены предложения (в зависимости от контекста), присоединяемые при помощи слов: то есть, или (= то есть), в том числе, например, в частности, главным образом, особенно, именно. Уточняющие члены предложения обособляются. Чаще всего выделяются запятыми. В конце предложения приложения могут обособляться не запятыми, а тире (перед приложением можно вставить слова: а именно, то есть). Приложение №2 ( ![]() ![]() наречие существительное с предлогом ![]() ![]() слитно: раздельно: наполовину на половину начистоту на чистоту ( ![]() ![]() ![]() ![]() раздельно: через дефис по иному по-иному |
![]() | Методическая разработка урока английского языка по теме: «В мире цветов» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Селиховская средняя общеобразовательная школа» | ![]() | Методическая разработка урока математики в 8 классе по теме: «Квадратный корень из произведения, частного и дроби» Методическая разработка урока математики в 8 классе по теме: «Квадратный корень из произведения, частного и дроби». Создана на основе... |
![]() | Методическая разработка по нрк учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории В связи с требованиями включения нрк в изучении отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях я предлагаю учителям русского... | ![]() | Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме Цель: обобщить и систематизировать знания по теме: «Строение и функции эукариотической клетки» |
![]() | Методическая разработка на тему: Формирование экологической культуры студента на занятиях физики Разработка урока-конференции по теме «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» | ![]() | Методическая разработка урока теоритического обучения по теме: «виды теста, их характеристика» Методическая: Сочетание разнообразных форм и методов деятельности учащихся при повторении основных положений учебного материала |
![]() | Методическая разработка практического занятия для учащихся Тема: «Орфоэпические нормы русского литературного языка. Основные правила русского литературного произношения» Специальность: «ЛД», «СД», «Фармация», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая» | ![]() | Методическая разработка по теме: «Общение в сестринском деле. Типы и каналы общения» Методическая разработка по дисциплине: пм. 04 «Теория и практика сестринского дела» |
![]() | Методическая разработка урока литературы в 9 классе учителя русского языка и литературы моу гимназии №1 города Сочи Цель: помочь учащимся раскрыть образ Демона в свете христианских понятий; показать протест Лермонтова против церковных канонов, его... | ![]() | Разработка урока русского языка в 7 классе «Стилистические функции причастий»; Степанова Лия Викентьевна учитель русского языка и литературы Образовательные: на основе актуализации знаний о роли причастий в речи путем анализа текстов разных стилей и практических заданий... |