Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка




Скачать 21.25 Kb.
НазваниеИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка
Дата04.02.2016
Размер21.25 Kb.
ТипУрок
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка


Современный этап развития общества характеризуется резким количественным ростом потока информации, широким внедрением Интернета в различные сферы человеческой деятельности, в том числе и в образование.

Сегодня нет формальных ограничений в использовании информационных технологий в качестве элемента дидактических систем на уроках русского языка.

С помощью компьютерных программ реализуется достаточно широкий спектр типов учебных заданий, которые уже существуют в традиционной методике преподавания. Компьютерное представление учебного материала, обладающее большими возможностями для его визуализации, более полно реализует дидактический принцип наглядности при обучении русскому языку. Кроме того, задачи оперативной обработки и анализа результатов знаний, умений и навыков учащихся могут быть решены более эффективно с помощью компьютеров. Их использование в учебном процессе открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных информационных технологий. Компьютерное сопровождение уроков русского языка способствует более полной реализации поставленных задач в преподавании предмета. Кроме основных целей, формирующих языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенцию учащихся, учитель ставит и специальные цели, такие как:

1. формирование умений работать с информацией

2. развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов

3. развитие умения обрабатывать информацию при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных

4. развитие конструктивного, алгоритмического мышления

5. развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности

6. развитие навыков исследовательской деятельности при работе с компьютерными программами и интеллектуальными обучающими системами

7. подготовка ученика средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

8. развитие личности обучаемого, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества.

Поэтому представляется актуальным опыт использования информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка.

В то же время современная практика использования компьютера для сопровождения преподавания русского языка не позволяет пока дать однозначные ответы на некоторые возникающие вопросы. Есть сторонники и противники использования компьютеров на уроках русского языка. На наш взгляд, информационные технологии - это не просто новая техника+новые способы получения и передачи информации, а принципиально иная культура. Рядом с нами уже живут представители цифровой реальности - наши ученики, которые воспринимают мир по-другому, иначе мыслят, учатся, общаются. Если учитель был проводником в мире знаний, то теперь он должен освоить иную социальную функцию- функцию координатора, проводника в мире современной информационной культуры. В связи с этим возникает потребность в разработке методики обучения школьников с применением новых информационных технологий. Представляем методику уроков русского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий.

На наш взгляд, использование компьютеров представляется возможным в курсе преподавания русского языка в 9 классе, так как синтаксис сложного предложения можно структурировать и формализировать,(хотя есть учебные программы для использования на уроках русского языка и в 5 классе).

Формализированные модели содержания реализуются в обучающих и контролирующих программах виртуальной школы Кирилла и Мефодия.

Эти программы отвечают всем современным требованиям с точки зрения компьютерных технологий. В них сочетаются как теоретический и справочный материал, так и упражнения для закрепления и проверочные задания. Программы включают три компонента: 1) обучающий: теоретический материал; 2)тренировочный: различные типы учебных заданий; 3)проверочный: упражнения, тесты.

Языковой материал по синтаксису сложного предложения в программах дается блоками, отражающими определенную тему и объединяющими не только учебное содержание, но и технологию по его овладению.

На основе этих программ были разработаны несколько уроков по теме «Синтаксис сложного предложения». При разработке этих уроков использовались программы Microsoft Word и Microsoft Power Point. Использовать компьютер можно уже на вступительном уроке к теме, на котором учащимся дается представление о богатейших возможностях информационных технологий. Учащиеся знакомятся с презентацией по теме «Сложное предложение», подготовленной учителем. Презентация состоит из 15 слайдов, на которых представлен теоретический материал о сложном предложении:

Слайд 1. Понятие о сложном предложении.

Слайд 2. Структура изучаемой темы.

Слайд 3. Понятие о союзном предложении.

Слайд 4. Понятие о сложносочиненном предложении.

Слайд 5. Виды сложносочиненных предложений.

Слайд 6. Примеры сложносочиненных предложений, взятых из произведений русской классической литературы. Примеры сопровождаются портретами поэтов и писателей.

Слайд 7. Схемы сложносочиненных предложений.

Слайд 8. Понятие о сложноподчиненном предложении.

Слайд 9. Виды сложноподчиненных предложений.

Слайд 10. Примеры сложноподчиненных предложений, взятых из произведений русской литературы, которые также сопровождаются портретами поэтов и писателей.

Слайд 11. Схемы сложноподчиненных предложений.

Слайд 12. Виды придаточных предложений.

Слайд 13. Понятие о сложном бессоюзном предложении.

Слайд 14. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении.

Слайд 15. Схемы сложного бессоюзного предложения.

Учитель должен продемонстрировать учащимся порядок составления презентации: подбор содержания материала, план представления материала на слайдах, использование текстовых, графических, табличных редакторов, возможность использования материалов Интернета. В нашем случае необходимости в этом не было, так как ученики 9 класса умеют работать с компьютером и умеют составлять презентации.

Далее учитель предлагает систему оценивания презентаций, которую будут готовить учащиеся. В ней учитываются:

1) правильная формулировка целей презентации, например: усвоить понятия о сложном предложении, узнать как можно больше о сложном предложении, представить наглядно материал о сложном предложении и т.д.;

2) содержание презентаций: как полно представлен теоретический материал по теме, иллюстрируется ли он примерами, подтверждают ли примеры теорию, используют ли материалы Интернета;

3)правильное оформление презентации средствами программ Microsoft Word и Microsoft Power Point;

4) речь учащихся (точность, логичность, последовательность, лаконичность, выразительность). Предлагаются следующие баллы за критерии:

Формулировка целей презентации……………………………………….да-2балла

………………………………… нет-0баллов

Содержание презентаций……………………………………………..полное-3балла

………………..неполное-2балла

Оформление презентации………………………………………...правильно-2балла

………………есть ошибки-1балл

Речь учащихся, представляющих презентацию……………......правильная-3балла

……………..есть ошибки-2балла.

Затем учащиеся 9 класса, разделившись на группы, готовят собственные презентации по теме «Сложное предложение». При подготовке они используют учебник русского языка для 9 класса (авторы: Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л.А.), дополнительную литературу и сведения из Интернета (электронный адрес дает учитель, это http//gramota.ru.). Черновые варианты презентаций учащихся обсуждаются и корректируются учителем совместно с ребятами. Для подготовки презентаций учащиеся используют как информационную систему школы, подключенную к Интернету, так и домашние компьютеры.

На следующем уроке ребята по группам выступают со своей презентацией, причем оценивают их работу учащиеся других групп. Сама по себе подготовка к презентации формирует устойчивую положительную мотивацию к изучению темы, а использование открытой системы оценивания усиливает стремление ребят, как можно лучше усвоить новый материал. Так учениками 9 класса были созданы и представлены на уроке русского языка шесть групповых презентаций, которые отличались и содержанием, и оформлением. Предлагается презентация группы 1:

Слайд 1. Название темы.

Слайд 2. Оглавление презентации.

Слайд 3. Определение сложного предложения.

Слайд 4. Пример сложного предложения.

Слайд 5. Комментарий к понятию о сложном предложении.

Слайд 6. Знаки препинания в сложном предложении.

Слайд 7. Пример расстановки знаков препинания в сложном предложении.

Слайд 8. Типы сложных предложений.

Слайд 9. Классификация сложных предложений.

Слайд 10. Средства связи сложносочиненных предложений.

Слайд 11. Средства связи сложноподчиненных предложений.

Слайд 12. Анализ сложного предложения.

Слайд 13. Авторы презентации.

Презентация группы 2 следующая:

Слайд 1. Фотографии группы, представляющей презентацию.

Слайд 2. Название темы презентации с подпунктами.

Слайд 3. Определение сложного предложения.

Слайд 4. Основные виды сложных предложений.

Слайд 5. Понятие о сложносочиненном предложении.

Слайд 6. Союзы в сложносочиненном предложении.

Слайд 7. Понятие о сложноподчиненном предложении.

Слайд 8. Средства связи в сложном предложении.

Слайд 9. Основные виды сложноподчиненных предложений.

Слайд10. Сложноподчиненное предложение с придаточным предложением определительным.

Слайд 11. Сложноподчиненное предложение с придаточным предложением изъяснительным.

Слайд 12. Сложноподчиненное предложение с придаточным предложением обстоятельственным.

Слайд 13. Виды обстоятельственных придаточных предложений.

Слайд 14. Список литературы, использованной при составлении презентации.

На примере этих презентаций можно убедиться в том, что учащиеся представили на слайдах большой объем теоретического материала, что не противоречит концептуальному положению компьютерной технологии: неограниченное обогащение содержания образования. Для этого, как упоминалось выше, учащиеся второй группы использовали сведения из учебника русского языка для 9 класса, дополнительную литературу: Гиндлина И.М. Все правила русского языка. М., 2004г., представители же первой группы обратились к материалам Интернета по адресу, указанному учителем. Теоретический материал, представленный учащимися и многократно повторенный в разных вариациях, несомненно, способствует его запоминанию.

После обсуждения и оценивания презентаций по предложенным критериям учитель предлагает учащимся тренировочные упражнения, заложенные в программах виртуальной школы Кирилла и Мефодия. Во время презентаций учащихся компьютер является источником учебной информации, наглядным пособием качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации, на этапе закрепления и выполнения тренировочных упражнений компьютер выполняет функцию тренажера. На уроке могут быть даны разные виды упражнений, заложенные в учебные программы, в режиме тренинга, например:

упражнение 1. Расставить знаки препинания, открыть скобки и вставить пропущенные буквы (знаки препинания не расставлены).

Германн был сын обрусевшего немца остав.вшего ему маленький капитал. Будучи твердо убежден в н.обходимости упрочить свою н.зависимость Германн (не) касался и процентов жил одним жалованьем (не)позволяя себе малейшей прихоти. Впрочем он был серьезен и честолюбив и товарищи его ре.ко имели случай посмеят.ся над его излишней бережливостью. Он имел сильные страсти и огнен.ое воображение но твердость спасала его от обыкновен.ых заблуждений молодости.Так например будучи в душе игрок н.когда (не)брал он карты в руки ибо ра.читал что его состояние (не)позволяло ему как сказывал он жертвовать (не)обходимым в надежде приобрести излишнее а между тем целые ночи просиживал он за карточными столами и следовал с лихорадочным трепетом за различными оборотами игры.

Причем группам были даны разные упражнения, хотя на первых уроках использования программ виртуальной школы Кирилла и Мефодия можно дать и одни и те же тексты. Программа позволяет учителю выбирать как содержание тренировочного материала, так и способы его подачи, что способствует дифференциации и индивидуализации обучения. После выполнения упражнений на экране компьютера появляется окно с текстом и указанными ошибками, которые выделяет программа. На этом уроке выполненные упражнения оценивались самими учениками в соответствии с существующими «Нормами оценок по русскому языку»:

«5»- за безошибочную работу

«4»- 2 орфографических, 2 пунктуационных

1 орфографическая, 3 пунктуационных

4 пунктуационных

«3»- 4 орфографических, 4 пунктуационных

3 орфографических, 5 пунктуационных

7 пунктуационных

«2»- 5 орфографических, 15 пунктуационных

7 орфографических, 12 пунктуационных

9 орфографических, 10 пунктуационных.

В программах есть и другие упражнения, которые опираются на содержательные алгоритмы. Они проверяются и оцениваются компьютером. Безусловно, учитель может использовать их в зависимости от целей и задач урока.

На уроке с применением информационных технологий можно организовать различные формы познавательной деятельности учащихся. Это может быть групповая, индивидуальная, фронтальная работа. Это связано с количеством используемых компьютеров, с целями и задачами урока. На данном уроке методически оправданной была работа в группах. Девятиклассники совместно готовили презентацию, совместно выполняли упражнение, совместно приступили к завершающему этапу: выполнению тестов, заложенных в программе, в режиме экзамена. Есть тесты по теме, по разделу. На уроке были предложены тесты по теме с выбором ответа. Предлагаются некоторые вопросы тестов, использованные на уроке:

1. Какие предложения называются сложными?

А.Предложения с одной основой, осложненные однородными или обособленными членами предложения.

Б.Предложения с двумя и более основами, составляющие единое интонационное и смысловое целое.

2. Подразделяются ли сложные предложения на типы в зависимости от средств связи и способов выражения грамматических отношений между частями?

А.Да.

Б. Нет.

3. Как выделяются в сложных предложениях части, соотносящиеся с простыми предложениями?

А.По наличию в них самостоятельных грамматических основ.

Б.По смыслу.

В.Согласно интонации предложения.

4. Какие предложения называются сложноподчиненными?

А.Предложения, состоящие из грамматически равноправных частей, соединенных сочинительными союзами.

Б.Такие предложения, части которых соединены не союзами или союзными словами, а только интонацией.

В. Предложения, состоящие из грамматически неравноправных частей, соединенных подчинительными союзами или союзными словами.

5. Какие предложения относятся к сложным бессоюзным?

А.Такие предложения, части которых соединены сочинительными союзами.

Б. Такие предложения, части которых соединены подчинительными союзами.

В.Такие предложения, части которых соединены не союзами или союзными словами, а только интонацией.

6. Могут ли сложные бессоюзные предложения состоять более чем из двух частей?

А.Да.

Б.Нет.

На проведенном уроке были предложены 6 вариантов тестов по 20 вопросов каждый. Данные тесты, проведенные в режиме экзамена, проверялись и оценивались обучающей программой виртуальной школы Кирилла и Мефодия. После выполнения теста на экране монитора появляется окно с оценкой по пятибалльной системе. Оценки получила каждая группа. Далее учащиеся щелчком мыши могут открыть окно с динамикой успеваемости по выполненному тесту. При оценивании выполненных тестов компьютер представляет средство диагностики и контроля знаний, умений и навыков учащихся, при помощи которого можно получить моментальный результат. Такая оперативная обработка и анализ результатов фронтального контроля позволяет уделить больше времени другим продуктивным этапам урока.

На заключительном этапе урока были подведены итоги. Каждая группа получила оценки за каждый этап урока:

1этап: презентация (оценивание друг друга по заданным критериям)

2этап: выполнение упражнений (самооценка с использованием «Норм оценок по русскому языку)

3этап: выполнение тестов (оценивание с помощью компьютерной программы).

При подготовке и проведении таких уроков можно убедиться в том, что компьютерное сопровождение процесса обучения русскому языку более полно реализует традиционные дидактические принципы. Компьютерная поддержка уроков русского языка позволит использовать многие потенциальные резервы существующей традиционной методики обучения и устранить непродуктивную и рутинную часть урока. В этом случае возрастает роль учителя и в полной мере выявится основа педагогики - сотворчество учителя и ученика при раскрытии ими тайны нового знания.

План урока русского языка в 9 классе


Тема «Сложное предложение»


цели: 1.расширить понятие учащихся о сложном предложении и его видах (дать учащихся так много учебного материала, как только они могут усвоить)

2. развивать исследовательские умения, умения работать с информацией, развивать коммуникативные способности

3. подготовка личности информационного общества

тип урока: комбинированный

формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая работа

методы обучения: информационный метод, операционный метод (способы учебной деятельности), программное обучение

средства обучения: 1. учебная программа по русскому языку «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

2. оборудование компьютерного класса: компьютеры, экран, проектор, доска.

ход урока:

1.Вступительное слово учителя: На предыдущем уроке мы получили понятие о сложном предложении, познакомились со значениями простых предложений, входящих в состав сложного предложения, выявили союзы, которые употребляются в сложном предложении, познакомились с видами сложных предложений. Возникла необходимость расширения нашего представления о сложном предложении, необходимость как можно большего усвоения учебного материала. Реализовать эту цель поможет нам, конечно же, компьютерная технология, которая позволяет осуществлять неограниченное обучение. Кроме того, мы формируем исследовательские умения, добывая информацию через использование компьютера, развиваем коммуникативные способности (диалоговый характер обучения: способность компьютера «откликаться» на действия ученика, совместная подготовка проектов презентаций, совместное выполнение заданий и тестов). Предлагается следующий план работы:

1 этап: презентация групп по теме «Сложное предложение»

2 этап: выполнение тренировочных упражнений в режиме тренинга

3 этап: контроль изученного теоретического материала в режиме экзамена. 1этап со взаимооценкой, 2 этап с самооценкой , 3этап с оценкой компьютерной программы.

1 этап – презентация темы «Сложное предложение» по группам. Ученикам предлагается оценочный лист презентации, куда входят критерии:

-цели и задачи презентации

-содержание презентации

-оформление презентации

-речь (точность, логичность, последовательность, лаконичность, выразительность).

Контроль осуществляется группами учащихся по заданным критериям. Оценочный лист сдается учителю

2 этап: выполнение тренировочных упражнений в режиме тренинга:

1 группа- упражнение 2

2 группа- упражнение 4

3 группа- упражнение 5

4 группа- упражнение 6

5 группа- упражнение 7

6 группа- упражнение 11

Контроль осуществляется с использованием критериев оценки ЗУН по русскому языку.

3 этап: выполнение тестов в режиме экзамена (30 вопросов по теме) с последующей оценкой учебной программой.

Подведение итогов:

1. Заключительное слово учителя: Богатейшие возможности предоставления информации на компьютере позволяют вам, ребята, знакомиться с историей, литературой, биологией, математикой, языками, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания. Сегодня на уроке мы изучили всего лишь одну страницу безграничной компьютерной книги. А сколько еще осталось изучить страниц?

2. Выставление и комментирование оценок за урок.

Похожие:

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка
Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка iconРеферат по теме: «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в начальной школе»
«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в начальной школе»
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка iconДоклад на научно-практической конференции по теме: «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативных умений учащихся»
«Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативных умений...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка icon1. Уроки с использованием компьютера
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как одно из условий повышения качества...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка icon«Использование игровых технологий для достижения планируемых результатов основной общеобразовательной программы на уроках русского языка»
Тема: «Использование игровых технологий для достижения планируемых результатов основной общеобразовательной программы на уроках русского...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка iconДоклад «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии»
«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии»
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка iconДоклад по теме «Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка»
Тема моего доклада «Применение икт на уроках английского языка» на прямую пересекается с моей темой по самообразованию «Использование...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка iconИспользование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка iconКонкурс «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе»
На конкурс «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе»
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка iconКузнецова Н. М. Анализ урока с применением информационно-коммуникационных технологий
В работе представлена схема анализа урока с применением информационно-коммуникационных технологий и даны методические рекомендации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница