Дворец в истории русской художественной культуры




НазваниеДворец в истории русской художественной культуры
страница1/6
Дата04.02.2016
Размер4.68 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5   6
На правах рукописи


УДК: ОО8


НИКИФОРОВА ЛАРИСА ВИКТОРОВНА


ДВОРЕЦ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ


Специальность: 24.00.01 – теория и история культуры


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

доктора культурологии


Санкт-Петербург


2006


Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»


Научный консультант: доктор искусствоведения, профессор

Мосолова Любовь Михайловна


Официальные оппоненты: доктор культурологии, доцент

Арцыбашева Татьяна Николаевна,


доктор искусствоведения, профессор

Кудин Петр Александрович,


доктор философских наук, профессор

Пигров Константин Семенович.


Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная

художественно-промышленная академия


Защита состоится 11 декабря 2006 года в 16 часов на заседании Диссертационного совета Д. 212. 199. 23 – по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д 26, ауд. 312.


С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.


Автореферат разослан ноября 2006 года.


Ученый секретарь Диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент С.Н. Токарев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Диссертация посвящена феномену дворца в истории русской художественной культуры. Дворец рассматривается в работе как топос культурного пространства, как художественное воплощение политического опыта культуры.

Актуальность диссертационного исследования. Возможность говорить о дворцах как некоем единстве очевидна и в то же время затруднительна. Попытка определить дворец, исходя из некоего набора художественных признаков, требует многочисленных уточнений. Определение дворца как архитектурного сооружения, отличающегося определенными принципами архитектурно-планировочной организации, отвечающее целям представительности и парадности, будет справедливо для Нового времени и для архитектуры европейского образца и не верно для упоминаемого в «Начальной летописи» каменного терема княгини Ольги. Он считается первым русским дворцом. Определение дворца как парадного здания больших размеров и монументальных форм вряд ли подойдет для дворца – коттеджа Николая II или «Соломенного дворца», стоявшего когда-то в Английском парке Петергофа.

Попытки определить дворец по функциональному признаку выглядят более удачными, но тоже нуждаются в комментариях. Определение дворца как жилища правителя, монарха или лица, занимающего высокое социальное положение, отказывает в праве считаться дворцами центральным общественным сооружениям индустриальной и постиндустриальной эпохи – Дворцу Советов, дворцам культуры, дворцам конгрессов. Определение дворца как постройки общественного назначения, справедливое для Нового и Новейшего времени, превращает дворцы монархов и вельмож всего лишь в предысторию современности. И, вместе с тем, все это – дворцы.


Отправной точкой в попытке объединить разнородные в архитектурном отношении постройки служит имя. Оно появилось сравнительно недавно. Только в период возникновения абсолютных монархий появилось название резиденции монарха, отличающее ее от всех прочих жилищ и вообще от всех других зданий: русское дворец, ит. palazzo, фр. palais, англ. palace, исп. palacio, нем. Palast, Palais,. В дальнейшем, когда абсолютные монархии стали сходить с исторической сцены, имя дворца стали присваивать важнейшим общественным учреждениям. Оно утратило связь с жилищем, но сохранило ореол исключительности, особой важности постройки для всего общества, всего государства. Имя дворца было «опущено» вглубь времен и стало названием жилищ мифологических или исторических персонажей – правителей, причем, инициатива такого именования принадлежит не только историкам, но и поэтам. Так, дворец Одиссея, перед которым на куче навоза спала собака, стал известен русскому читателю благодаря переводам Н. Гнедича и В.А. Жуковского. Как бы ни относиться к заведомой терминологической неточности, имя дворца неустранимо из культурологического дискурса.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Дворец в истории русской художественной культуры iconН. И. Яковкина история русской культуры
...
Дворец в истории русской художественной культуры iconУроках мировой художественной культуры по теме «Культура Античности»
Памятник эгейской архитектуры, обнаруженный в городе Микены : а Кносский дворец, б Львиные ворота, в Акрополь
Дворец в истории русской художественной культуры iconИстория история России Соловьев С
«История государства Российского» и др.); Костомаров И. Н. («Русская история в жизнеописаниях» и др.); Платонов С. Ф. («Полный курс...
Дворец в истории русской художественной культуры iconИсторические условия формирования русской художественной культуры в
Охватывают период правления Александра I (1801-1825)
Дворец в истории русской художественной культуры iconУрок 9-10. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века
Развивать умение сопоставлять работы разных зодчих и живописцев и оценивать их достоинство
Дворец в истории русской художественной культуры iconРоль Европейского Севера в развитии русской культуры
Образовательная : познакомить учащихся с географией народных промыслов Европейского Севера, их историей, художественной ценностью...
Дворец в истории русской художественной культуры iconСоздание детско взрослой общности в процессе формирования у детей целостной картины мира на основе русской народной художественной культуры Лялина Л. А старший воспитатель детского сада №621юао, соискатель в к п. н
Художественно образная система духовно – нравственного с воспитания, развития и психологического развития личности
Дворец в истории русской художественной культуры iconК вопросу о сверхтексте в современном литературоведении: определение, типология, признаки
Возникновение сверхтекстов и потребность их исследования во многом определяются памятью культуры, настойчиво подталкивающей к рефлексии...
Дворец в истории русской художественной культуры iconФормирование стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры
Работа выполнена в фгбоу впо «челябинская государственная академия культуры и искусств»
Дворец в истории русской художественной культуры iconЛ. Е. Герасимова История русской литературы и культуры ХХ века часть 3
Герасимова Л. Е. История русской литературы и культуры ХХ века. Ч. 3: Учебно-методическое пособие для студентов отделения журналистики....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница