Учреждение образования «гомельский государственный медицинский универиситет» кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии




Скачать 20.08 Kb.
НазваниеУчреждение образования «гомельский государственный медицинский универиситет» кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер20.08 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4

Страница из


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРИСИТЕТ»


КАФЕДРА ПСИХИАТРИИ, НАРКОЛОГИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССОВ, СЕМЕЙНОЙ АГРЕССИИ И СУИЦИДОВ


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И МЕДИКО-ДИАГНОСТИЧЕКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА


АВТОРЫ: Шилова О.В.

Хмара Н. В.,

Шилова Н.П.


Гомель, 2011


УДК 616.89-008.19-008.441.44-084

ББК 52.525.1+56.14-322

Ш 59


Авторы:

Шилова О.В., Хмара Н.В., Шилова Н.П.


Рецензент:

доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения

УО «Гомельский государственный медицинский университет»,

Т.М. Шаршакова


Шилова О.В.

Ш 59 Профилактика стрессов, семейной агрессии и суицидов: методическое пособие для студентов лечебного и медико-диагностического факультетов медицинского университета / О.В. Шилова [и др.] – Гомель: учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2011. – 32 с.


Предназначено для студентов лечебного и медико-диагностического факультетов, составлено в соответствии с типовыми программами Министерства здравоохранения Республики Беларусь.


Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим Советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»


УДК 616.89-008.19-008.441.44-084

ББК 52.525.1+56.14-322


© Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2011

Введение

В современном мире стрессы являются неотъемлемой частью нашей жизни. Разные люди обладают различной устойчивостью к стрессу. Длительное воздействие приводит к перенапряжению нервной системы и развитию целого ряда расстройств, связанных со стрессом. Существует множество причин, которые способствуют развитию таких состояний. Это и ускорение темпа жизни и усложнение системы отношений, изменение привычного уклада, повышение (или понижение) уровня жизни, потеря старых ценностей и установок. Благодаря мощному развитию современных СМИ люди ежедневно сталкиваются с преступлениями против личности, многообразными видами насилия и жестокости, сильнейшими катастрофами: природными катаклизмами, уносящими тысячи жизней. Это вызывает массовое увеличение напряжения с соответствующей симптоматикой: повышение уровня общей тревожности, снижение настроения, возрастание таких переживаний, как одиночество, ненужность, бессмысленность существования, страх за будущее.

Биопсихосоциальная модель происхождения психических расстройств предполагает учет влияния нескольких групп факторов. Это биологические особенности в виде наследственной преждрасположенности, психологические (в виде особенностей личностной структуры, в значительной степени определяемой структурой психологических защит, формирующихся в семье в возрасте до 5 лет, это т.н. «стресс-диатез»), а также социальные факторы – стрессовые события индивидуальной истории и влияние среды.

В последнее время особое внимание уделяется роли семьи в формировании различных патологических паттернов реагирования как одной из причин возникновения психических расстройств. Известно, что характер отношений с близкими людьми в раннем детстве определяет трудности во взаимоотношениях с окружающими во взрослом состоянии, а при наличии биологической предрасположенности – и характер психопатологии. Родительские «интроекты» во многом определяют отношения с другими людьми и обуславливают межличностные трудности пациентов различными психическими расстройствами.

Традиционно семейному воспитанию отводится самая важная роль в формировании личности человека. Такой подход имеет глубокие психологические и социальные корни. Для ребенка семья является не только необходимым условием существования, питания, защиты и заботы. Она выполняет и много других значимых функций. Это семья как «социальный фон» - источник информации и мире и жизни, о том, что такое хорошо и что такое плохо (не по тому, что говориться, а по тому, как близкие люди реагируют на те или иные события). Семья – источник непосредственной, глубоко проникающией в сознание человека информации о том, хорош ли мир или опасен и о том, как надо строить отношения с другими людьми – завоёвывать то, что считаешь вправе, ждать награды или просто работать радостно. Это источник самооценки и знаний о тех критериях, по которым человек будет всю жизнь затем оценивать себя как успешный или неуспешный, умный или недалекий, богатый или бедный, неудачник или победитель.

Подрастающий человек часто получает противоречивую информацию – тревожный и старательный подросток у чрезмерно требовательных родителей может чувствовать себя неудачником даже при наличии реальных успехов, а в другой семье родители вместе с подростком могут искренно гордиться тем, что он выпил бутылку водки и самостоятельно пришел домой.


Внутренние кризисы или восемь этапов

развития нашей жизни.

В энциклопедическом словаре кризис (от греч. Krisis — решение, поворотный пункт, исход) определяется как резкий, крутой перелом или острое затруднение в чем–либо, тяжелое переходное состояние или тяжелое положение.

На протяжении жизни мы постоянно сталкиваемся с различными задачами, которые требуют от нас новых навыков и умений. Эти преобразования часто даются с трудностями и поэтому получили название личностных кризисов. Личностный кризис и ее возрастную динамику исследовали многие авторы. Эрик Эриксон, один из последователей З. Фрейда, создатель эго–теории личности, выделил 8 стадий психосоциального развития личности. Он считал, что каждая из них сопровождается «кризисом — поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии». Каждый психосоциальный кризис сопровождается как позитивными, так и негативными последствиями. Если конфликт разрешен, то личность обогащается новыми, положительными качествами, если не разрешен — возникают симптомы и проблемы, которые могут повлечь за собой развитие психических и поведенческих расстройств (E.N.Erikson , 1968).

На первой стадии психосоциального развития (рождение — 1 год) уже возможен первый важный психологический кризис, обусловленный недостаточным материнским уходом и отвержением ребенка, что лежит в основе “базального недоверия”, которое в дальнейшем потенцирует развитие страха, подозрительности, аффективных расстройств.

На второй стадии психосоциального развития (1 – 3 года) психологический кризис сопровождается появлением чувства стыда и сомнения, что в дальнейшем потенцирует формирование неуверенности в себе, тревожной мнительности, страхов, обсессивно–компульсивного симптомокомплекса.

На третьей стадии психосоциального развития (3 – 6 лет) психологический кризис сопровождается формированием чувства вины, покинутости и никчемности, что впоследствии может стать причиной зависимого поведения, импотенции или фригидности, а так же расстройств личности.

Дети с чрезмерными страхами и тревогой, связанной с разлукой со значимыми близкими, сопровождающимися неадекватными страхами одиночества и расставания, ночными кошмарами, социальной аутизацией и рецидивирующими соматовегетативными дисфункциями, нуждаются в консультации и лечении психиатра. В МКБ–10 такое состояние классифицируется как «Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте» (F 93.0).

Дети школьного возраста, или 4 стадия по Э.Эриксону (6–12 лет) приобретают в школе знания и навыки межличностного общения, определяющие их личную значимость и достоинство. Кризис этого возрастного периода сопровождается появлением чувства неполноценности или некомпетентности, чаще всего обусловлены с успеваемостью ребенка в школе. В дальнейшем эти дети могут утратить уверенность в себе, способность эффективно трудиться и удерживаться в отношениях.

У младших школьников (в основном после 9 лет) уже наблюдается суицидальная активность, которая чаще всего обусловлена не серьезными психическими заболеваниями, а ситуационными реакциями, источником которых являются, как правило, внутрисемейные конфликты.

Подростковый период (12 – 18 лет), или пятая стадия психосоциального развития, традиционно считается наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний. Э. Эриксон считает, что в психосоциальном развитии в этот период происходит развитие кризиса идентичности, или ролевое смещение, которое проявляется в трех основных сферах поведения:

- проблема выбора карьеры;

- выбор группы, на мнение которой он будет опираться в оценках себя, и членство в ней;

- употребление алкоголя и наркотиков, которое может временно ослабить эмоциональные стрессы и позволяет испытать чувство временного преодоления недостаточной идентичности.

Если в этом возрасте возникают мысли о суициде, то носят характер, как мести за обиду, ссоры и нотации со стороны учителей и родителей. Преобладают мысли типа: «Вот я умру назло вам и посмотрю, как вы будете страдать и сожалеть о том, что были несправедливы ко мне».

В молодости (или ранней зрелости 6 стадия по Э. Эриксону — 20–25 лет) молодые люди ориентированы на получение профессии и создание семьи. Главной проблемой, которая может возникнуть в этот возрастной период, является поглощенность собой и избегание близких отношений, это является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции. Если кризис успешно преодолен, то у молодых людей формируется способность любить.

По миновании подросткового возраста, мысли о смерти все реже посещают молодых людей, и они очень редко задумываются о ней. Студенты в 90% случаев сказали, что они редко думают о собственной кончине, в личностном отношении она для них мало значима (J.Hinton,1972).

В зрелом возрасте (7 стадия по Э.Эриксону, 26 – 64 года) доминируют потребности в самоуважении и самоактуализации (по A. Maslow). Наступает время подведения первых итогов сделанного в жизни. Э. Эриксон считает, что для этой стадии развития личности характерна также забота о будущем благополучии человечества (в противном случае возникает безразличие и апатия, нежелание заботиться о других, самопоглощенность собственными проблемами).

В эту пору жизни возрастает частота депрессий, суицидов, тревожных расстройств и зависимых форм поведения. Смерть сверстников побуждает к размышлениям о конечности собственной жизни. По данным различных психологических и социологических исследований, тема смерти актуальна для 30%–70% лиц этого возраста. Для этого периода также характерно чувство разочарования в профессиональной карьере и семейной жизни. Это обусловлено тем, что, как правило, если ко времени наступления зрелости не реализованы поставленные цели, то они уже мало достижимы.

Пожилые люди находятся на стадии поздней зрелости по Э. Эриксону (8 стадия, от лет 65 до смерти). Исследованиями геронтологов установлено, что физическое и психическое старение зависит от личностных особенностей человека и от того, как он прожил свою жизнь. Г. Руффин (1967) условно выделяет три вида старости: «счастливую», «несчастливую» и «психопатологическую».

«Счастливая» старость наступает у гармоничных личностей с сильным уравновешенным типом высшей нервной деятельности, занимающихся длительное время интеллектуальным трудом и не оставивших этого занятия и после выхода на пенсию. Психологическое состояние этих людей характеризуется витальной астенией, созерцательностью, склонностью к воспоминаниям, умиротворенностью, мудрой просветленностью и философским отношением к смерти.

«Несчастливая старость» чаще возникает у личностей с чертами тревожной мнительности, повышенной чувствительности и восприимчивости. Для таких людей характерна утрата смысла жизни, чувство одиночества, беспомощности и постоянные размышления о смерти, как об «избавлении от страданий». У них часты суицидальные мысли, возможны суицидальные действия.

«Психопатологическая старость» проявляется органическими нарушениями личности, депрессией, ипохондрией, развитием деменции. Очень часто, у таких пациентов выражен страх оказаться в доме престарелых.

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь, плавно переходят один в другой, как лестница «длиною в жизнь»: не попадешь на следующую ступеньку, не постояв на предыдущей и уж тем более, не получится перепрыгнуть через несколько ступенек: все равно когда-нибудь придется вернуться и доделать «работу над ошибками».

Стресс как медико-психологическая проблема.

На протяжении жизни не только наше развитие ставит нас в «трудное положение», мы постоянно сталкиваемся со стрессовыми ситуациями извне.

Понятие «стресс» пришло в медицину из физики, где оно означает «напряжение». Канадский ученый Ганс Селье применил его впервые в 1936 году для обозначения неспецифической реакции организма на любое вредное, а в последующем и невредное воздействие. Он описал стрессовую реакцию как защитную реакцию организма на воздействие окружающей среды и определил следующие стадии стресса как процесса:

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия резистентности);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса

«Нормальный» стресс тонизирует организм и способствует его адекватной деятельности. «Сильный» стресс может вызвать излишнее напряжение адаптационных механизмов и при соответствующих условиях (интенсивность, большая длительность, слабая переносимость и т.д.) нарушать нормальную деятельность организма. Стресс не всегда действует в единственном числе, часто, он чередуется, заменяя один вид воздействия другим. Происходит наложение стрессов, что ведет к истощению и нарушению адаптации.

Сегодня понятие «стресс» стало достаточно размытым, потеряв свой изначальный медицинский смысл. В контексте психолого-психиатрических последствий стресса более адекватным является понятие «психическая травма». Оно отражает (включает) психологическое состояние личности, возникающее на неординарное событие и приводящее к резкому дисбалансу между человеком (личностью) и средой, что сопровождается медицинскими, социальными и психологическими последствиями.

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции.

Основные черты психического стресса:

1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой; это взаимодействие сопровождается «возникновением» угрозы;

2) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

Вообще, так как люди не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе «человек-среда» уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются защитные механизмы человека, и вновь создавшихся.

Тревога как индикатор стресса.

Любое нарушение сбалансированности «человек-среда» — недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Само понятие тревоги включает в себя:

— ощущение неопределенной угрозы;

— чувство неопределенного опасения и тревожного ожидания;

— недифференцированное беспокойство — ощущения угрозы, это центральный элемент тревоги, оно обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги усиливается и изменяется характер активности личности, происходит включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения. Однако в отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей личности. При этом человеческий фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности, а не реальную значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Кстати, уже упоминавшийся Ганс Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни. Возникает «фаза истощения» общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Ганс Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.

Усиление тревоги приводит к повышению интенсивности действия двух взаимосвязанных адаптационных механизмов, которые приведены ниже:

1) аллопсихический механизм — действует, когда происходит переориентирование поведенческой активности. При этом используется следующий способ действия: изменение ситуации или уход из нее.

2) интрапсихический механизм — обеспечивает редукцию тревоги благодаря переориентации личности.

Существует несколько типов защит, которые используются интрапсихическим механизмом психической адаптации:

1) факторы, вызывающие тревогу не осознаются;

2) тревога фиксируется на определенных стимулах;

3) происходит обесценивание исходных потребностей;

4) концептуализация.

Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе “человек-среда”, она активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, приводя к формированию психических расстройств.

Эмоциональный стресс предполагает затруднение реализации целей и задач т.е. вызывает фруструацию. Совокупность фрустрации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.
  1   2   3   4

Похожие:

Учреждение образования «гомельский государственный медицинский универиситет» кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии iconУчреждение образования «гомельский государственный медицинский университет» Кафедра оториноларингологии с курсом офтальмологии
И. Д. Шляга, С. В. Ермолин, Д. Д. Редько. — Гомель: учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет»,...
Учреждение образования «гомельский государственный медицинский универиситет» кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии iconУчреждение образования «гомельский государственный медицинский университет» Ежеквартальный рецензируемый научно-практический журнал
Учредитель — учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет»
Учреждение образования «гомельский государственный медицинский универиситет» кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии iconУчреждение образования «гомельский государственный медицинский университет» Ежеквартальный рецензируемый научно-практический журнал
Учредитель — учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет»
Учреждение образования «гомельский государственный медицинский универиситет» кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии iconУчреждение образования «гомельский государственный медицинский университет» Ежеквартальный рецензируемый научно-практический журнал
Учредитель — учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет»
Учреждение образования «гомельский государственный медицинский универиситет» кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии iconТезисы (2 экземпляра) подписываются всеми
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии Харьковского государственного медицинского университета приглашает студентов...
Учреждение образования «гомельский государственный медицинский универиситет» кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии iconПояснительная записка Психиатрия, психогигиена и наркология
О. А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский...
Учреждение образования «гомельский государственный медицинский универиситет» кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
В. А. Карпюк, заведующая кафедрой психиатрии и наркологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»,...
Учреждение образования «гомельский государственный медицинский универиситет» кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии iconА. А. Александров Кафедра психиатрии и наркологии Белорусской медицинской академии последипломного образования
Спида; оплата содержания в тюрьмах наркопотребителей, осужденных за употребление наркотиков сферы, требует разработки эффективных...
Учреждение образования «гомельский государственный медицинский универиситет» кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии iconПояснительная записка
Доцент кафедры психиатрии и наркологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских...
Учреждение образования «гомельский государственный медицинский универиситет» кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии iconЧто сегодня может дать психиатрия общей медицинской практике кафедра психиатрии и наркологии Белорусской медицинской академии после
Омп, а также влияние сопутствующих психических расстройств на течение и результаты лечения распространенных соматических заболеваний....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница