И. А. Мельничук исследовательская деятельность младших школьников брест Бргу имени А. С. Пушкина 2011




Скачать 25.58 Kb.
НазваниеИ. А. Мельничук исследовательская деятельность младших школьников брест Бргу имени А. С. Пушкина 2011
страница1/7
Дата04.02.2016
Размер25.58 Kb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7


Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»


Кафедра педагогики начального обучения


И. А. МЕЛЬНИЧУК


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Брест

БрГУ имени А.С. Пушкина

2011


УДК 372.4(075.8)

ББК 74.202.4

М 48


Рекомендовано редакционно-издательским советом

учреждения образования “Брестский государственный университет

имени А.С. Пушкина”


Рецензенты:

кандидат педагогических наук, профессор

М.П. Осипова


кандидат психологических наук, доцент

Е.И. Медведская


Мельничук И. А.

М 48 Мельничук И. А. Исследовательская деятельность младших школьников / И. А. Мельничук ; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, каф. педагогики нач. обучения. – Брест : БрГУ, 2011. – 87 с.


В книге представлены основные характеристики исследовательской деятельности младших школьников, ее компоненты; проанализированы этапы учебного исследования; охарактеризованы особенности создания младшими школьниками исследовательских проектов. Даны рекомендации по методическому сопровождению исследовательской деятельности учащихся, что позволяет учителю использовать психолого-педагогический потенциал данной деятельности как средства личностного развития младших школьников.

Книга адресована учителям, преподавателям вузов, студентам, обучающимся по специальности «Начальное образование».

УДК 372.4(075.8)

ББК 74.6


 Мельничук И.А., 2011

 Оформление. БрГУ

имени А.С. Пушкина, 2011


ПРЕДИСЛОВИЕ


Стратегия развития национальной системы образования направлена на совершенствование профессиональной деятельности специалистов. Современная школа нуждается в учителе, способном к восприятию новых идей, к активному участию в инновационных процессах, к компетентному решению имеющихся и вновь возникающих профессиональных исследовательских задач. Учителю необходимо целенаправленно использовать объективно существующие в профессиональной деятельности возможности для достижения более высоких результатов. Педагог, находящийся в постоянном поиске, быстрее достигает значительного уровня педагогического мастерства, профессионализма. Творчество неотделимо от исследования. Творческая деятельность переходит в исследовательскую всегда, когда учитель обобщает свой опыт, внедряет новые технологии, так как предполагается сознательное применение методов исследования, позволяющих получить объективные данные о результатах проводимой им творческой работы.

Освоенная учителем технология исследовательской деятельности содействует приобщению учащихся к исследовательскому поиску. Необходимость целенаправленной организации исследовательской деятельности обучающихся обоснована в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь на 2011–2015 годы.

Одна из основных целей обучения исследованию – расширение личного опыта учащихся посредством включения в поисковую исследовательскую деятельность. Образовательный процесс в этом случае строится на основе поиска ребенком новых познавательных ориентиров. Самостоятельная исследовательская практика младших школьников традиционно рассматривается как важнейший фактор их личностного развития. Учащиеся младшего школьного возраста по своей природе – исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

Научно-методическое обеспечение исследовательской деятельности предполагает проектирование взаимодействия учителя и учащихся, содействует развитию у школьников исследовательской компетенции.

Цель научного издания: обосновать сущность педагогического сопровождения исследовательской деятельности младших школьников, проанализировать ее основные характеристики, систематизировать методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся.

Успешность исследовательской деятельности младших школьников, возможна на основе создания системы педагогического сопровождения, включающей такие компоненты, как целевой, диагностический, содержательный, процессуальный, результативный. Данные компоненты рассмотрены в первом разделе.

Основные характеристики исследовательской деятельности учащихся как универсального способа освоения действительности, активизации их личностной позиции в образовательном процессе выявлены во втором разделе. Данная категория рассматривается в контексте концептуальной модели деятельности, предложенной А.Н. Леонтьевым. Представлена характеристика компонентов исследовательской деятельности младших школьников, в частности исследовательских умений; проанализированы принципы осуществления учебного исследования, целостная реализация которых регулирует деятельность учителя и ученика в данном процессе.

Сравнительный анализ подходов ученых к классификации учебных исследований учащихся, представленный в третьем разделе, позволит учителю осуществлять их исследовательскую деятельность с учетом особенностей конкретного типа исследования.

Усвоение учителем алгоритма учебного исследования является условием успешности исследовательской деятельности школьников. В четвертом разделе охарактеризованы этапы учебного исследования, рекомендована система памяток по его организации, предложены упражнения, содействующие формированию исследовательских умений.

В заключительном разделе проанализированы этапы работы учащегося (при поддержке учителя) над исследовательскими проектами, последовательная реализация которых позволяет учителю выявить образовательные результаты школьника, создать индивидуальное портфолио, отражающее его личностные достижения.

Приложения включают материалы, способствующие организации исследовательской деятельности младших школьников.


1. СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА


Феномен «сопровождение» изучают педагоги, психологи. Устанавливая сущность сопровождения, исследователи учитывают, что этимологически данное понятие близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. Сопровождать – значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого.

В педагогике сопровождение понимают как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора. Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального личностного развития в процессе обучения.

Психологи, исследуя проблему сопровождения, отмечают отсутствие единого методологического подхода к определению сущности данного феномена. Оно трактуется как система профессиональной деятельности (обеспечивает создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, обучения и воспитания ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий), общий метод работы (предусматривает создание условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора), одно из направлений и технология профессиональной деятельности (комплекс взаимосвязанных мер, т.е. психологические методы и приемы, которые осуществляются в целях обеспечения социально-психологических условий для полноценного развития личности ребенка).

Анализ данных подходов позволяет установить их взаимосвязь. При этом сходство проявляется в направленности на успешность, полноценность развития субъектов образовательного процесса. Ученые выделяют такие модели психологического сопровождения (в частности родительства), как педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая, медицинская. Так, Овчарова Р.В., обосновывая основные модели психологической работы с семьей (модель «поддержки» и модель «сопровождения»), рассматривает их как закономерно взаимосвязанные и подчеркивает, что модель «сопровождения» характеризует этап перспективного развития психологической службы, модель «поддержки» предполагает тактическое решение актуальных задач [14, с. 250].

Полагаем, что сопровождение учебно-исследовательской деятельности учащихся предусматривает педагогическую поддержку и помощь им в процессе исследования. На наш взгляд, сопровождение учебно-исследовательской деятельности младших школьников правомерно определить как взаимодействие субъектов образовательного процесса (учитель, учащиеся, родители), направленное на разрешение проблем, возникающих у учащегося (учащихся) в процессе исследования. Сопровождение предполагает поиск скрытых ресурсов развития личности, опору на ее собственные возможности и создание на этой основе педагогических условий для достижения позитивных результатов в учебно-исследовательской деятельности. В каждом конкретном случае задачи сопровождения в значительной степени определяются индивидуальными особенностями личности. Взаимодействие отражает феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты. Высшей формой взаимодействия является сотрудничество – гуманистическая идея совместной деятельности учащихся и педагогов, основанная на взаимопонимании, взаимовлиянии, взаимоподдержке, на коллективном планировании, совместном распределении сил, средств, анализе процесса и результатов этой деятельности.

Возможности сопровождения учебно-исследовательской деятельности необходимо рассматривать через призму его составляющих: педагогической поддержки, педагогической помощи, педагогического ресурсного обеспечения.

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны российским ученым О.С. Газманом. Ключевое положение концепции педагогической поддержки характеризует направленность образовательного процесса на развитие индивидуальности и субъектности учащегося. Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных, в частности, с успешным продвижением в обучении, с эффективной межличностной коммуникацией, с жизненным самоопределением. В дальнейшем, продолжая разработку теоретических основ педагогической поддержки, ученые внесли некоторые коррективы концептуального характера: педагогическая поддержка рассматривается в широком социокультурном контексте как элемент сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности учащегося и готовности содействия его самореализации; как важнейший принцип личностно ориентированной модели образования; как педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самовыражения личности учащегося, развития его индивидуальности.

Обосновывая сущность категории «педагогическая поддержка», исследователи учитывают, что семантический и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов является субъектность и индивидуальность воспитанника.

Полагаем, что педагогическая поддержка младшего школьника предполагает создание ситуаций, обеспечивающих развитие его индивидуальности на основе собственных возможностей и оказания помощи в преодолении трудностей, возникающих в учебно-исследовательской деятельности. Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с учеником определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в учебно-исследовательской деятельности. Обеспечению педагогической поддержки учащегося в учебно-исследовательской деятельности содействует опора на такие принципы, как: согласие школьника на помощь; опора на потенциальные возможности личности; вера в эти возможности; ориентация на способности учащегося самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество, содействие; рефлексивно-аналитический подход к процессу, результату и др.

Педагогическая помощь предполагает создание условий для принятия субъектом учебно-исследовательской деятельности оптимальных решений; подбор средств, обеспечивающих школьнику самореализацию в данной деятельности. Помощь должна быть дифференцированной, при этом может носить прямой и косвенный характер. Целесообразно предусматривать включение учащихся в различные формы учебно-исследовательской деятельности: факультативные и тренинговые занятия; дискуссии; эвристические беседы; интеллектуальные игры и др. Значительную роль в этом играет оснащение образовательного процесса необходимыми ресурсами, способствующими самовыражению, самоутверждению школьника в учебно-исследовательской деятельности; создание определенных условий (материальных, методических, психологических) для раскрытия внутреннего потенциала школьника при выполнении определенного дела (творческая презентация исследовательских проектов; подготовка выставок исследовательских работ и др.).

Как видим, сущностные характеристики понятий «педагогическая поддержка», «педагогическая помощь» практически совпадают, что позволяет исследователям рассматривать педагогическую поддержку как помощь ребенку в саморазвитии.

Механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем, разработанный последователями О.С. Газмана, включает взаимосвязанные действия школьника и педагога, выполняемые ими на следующих этапах:

– диагностическом – выявлении предполагаемой проблемы, совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для школьника;

– поисковом – организации совместно с учащимся поиска причин возникновения проблемы, взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

– договорном – проектировании действий педагога и учащегося (разделение функций и ответственности по решению проблемы);

– деятельностном – (действует школьник и педагог) одобрении действий учащегося, стимулировании его инициативы и действий;

– рефлексивном – совместном с учащимся обсуждении успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, осмыслении ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Важно предусмотреть данные этапы педагогической поддержки учащихся в сопровождении учебно-исследовательской деятельности с учетом ее специфики.

Проблема профессиональной подготовки учителя к организации исследовательской деятельности школьников разрабатывается такими учеными, как Е.П. Белозерцев, Л.Ф. Ведерникова, А.И. Савенков, Н.М. Яковлева и др.

Проанализируем некоторые подходы к определению сущности понятий, характеризующих профессиональную подготовку будущего учителя к организации учебно-исследовательской деятельности школьников. По мнению П.В. Середенко, «готовность студентов к обучению школьников исследовательским умениям и навыкам определяется как интегративное свойство личности, приобретаемое в процессе и результате специально направленного обучения. Она является целостным личностно-функциональным образованием, обеспечивающим развивающий переход из системы вузовской подготовки в систему профессиональной деятельности для осуществления педагогического сопровождения учебно-исследовательской работы учащихся на основе приобретенной совокупности общенаучных, психолого-педагогических, специальных и методических знаний, практических умений и навыков, профессиональных качеств личности педагога» [22, с. 17–18].

Исследователями обращается внимание на организационно-управленческую компетентность педагогов (руководителей исследовательской деятельности школьников), которая проявляется в способности и готовности выделять, точно формулировать, целостно и глубоко анализировать проблемы развития исследовательской деятельности школьников и находить наиболее целесообразные и эффективные пути их решения относительно конкретной ситуации. Структура организационно-управленческой компетентности педагогов, по мнению К.А. Баженовой, включает когнитивный, организационный, рефлексивный, коммуникативный компоненты [2, с. 9]. Так, когнитивный компонент предполагает знания педагога о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы коллег; знания принципов проведения исследования (концептуальные и теоретические основания); знания о современных подходах к исследовательской деятельности учащихся; умения осмысливать, анализировать и оценивать ситуации, возникающие в процессе руководства исследовательской деятельностью учащихся. Содержание когнитивного компонента в структуре организационно-управленческой компетентности педагога, на наш взгляд, характеризует системность педагогических знаний учителя о сущности и особенностях организации исследовательской деятельности и применение их в решении образовательных ситуаций, приобретение новых знаний, аргументированное обоснование нестандартных решений, алгоритмов предметно-практической деятельности и т.д.

Организационный компонент включает умения создавать благоприятные условия для развития школьников; оптимально эффективно организовывать процесс учебно-исследовательской деятельности; диагностировать процессы учебно-исследовательской деятельности.

Коммуникативный компонент предполагает способность к конструктивному взаимодействию, а рефлексивный – включает способность к самооценке, самоанализу, к саморефлексии в профессиональной педагогической деятельности.

Ученые (В.С. Лазарев, Н.Н. Ставринова) определяют готовность будущего педагога к исследовательской деятельности как комплекс качеств человека, необходимых ему, чтобы выполнять функции субъекта этой деятельности [13, с. 55]. Выделяют четыре группы таких качеств – компонентов готовности: когнитивный – совокупность знаний и понятий, которые необходимы педагогу, чтобы ставить и решать исследовательские задачи в профессиональной деятельности; мотивационный – характеризует смысл, который исследовательская деятельность имеет для конкретного человека; ориентировочный – совокупность умений, обеспечивающих выявление потребности в знаниях, и построение образца того, как оно может быть получено в существующих условиях; технологический (операционный) – совокупность умений выполнять исследовательские действия, необходимые для решения исследовательских задач в педагогической деятельности.

Как утверждает А.А. Ушаков, исследовательская компетентность – это «интегральное качество личности, выражающееся в готовности и способности к самостоятельной деятельности по решению исследовательских задач и творческому преобразованию действительности на основе совокупности личностно-осмысленных знаний, умений, навыков, ценностных отношений» [23, с. 11]. В структуре исследовательской компетентности определяются следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационный – наличие системы мотивов, лежащих в основе положительного отношения к исследовательской деятельности; ценностно-смысловой – отношение к процессу, содержанию и результату исследовательской деятельности; деятельностный – опыт использования знаний как системы общих интеллектуальных и исследовательских умений и навыков; эмоционально-волевой – регуляция процесса и результата проявления исследовательской компетентности.

Сравнительный анализ подходов к обоснованию сущности понятий, характеризующих профессиональную подготовку будущего учителя к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, показывает их структурно-компонентный состав и позволяет предположить, что успешность учебно-исследовательской деятельности младших школьников в значительной степени определяется положительной мотивацией педагога к данной деятельности, использованием технологий обучения, содействующих развитию исследовательской компетентности учащихся.

Успешность учебно-исследовательской деятельности младших школьников предполагает ее педагогическое сопровождение. Как особый вид профессиональной деятельности учителя, педагогическое сопровождение предусматривает взаимодействие его и школьника в процессе учебно-исследовательской деятельности, активизацию личного потенциала учащегося на основе оказания ему поддержки и помощи. При этом педагогическое сопровождение учебно-исследовательской деятельности выражает сущность гуманистической позиции учителя по отношению к учащимся (предполагает, с одной стороны, стремление ученика найти у учителя поддержку и помощь, с другой – осознание учителем собственной ответственности за его развитие, эмоциональное самочувствие). Индивидуально-личностное сопровождение предусматривает: диагностику индивидуального развития (познавательных процессов как основы включения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность, учебно-познавательных интересов, учебно-исследовательских умений), мониторинг успешности школьников в учебно-исследовательской деятельности.

Эффективная организация учебно-исследовательской деятельности учащихся возможна на основе ее систематизации, что актуализирует необходимость создания системы ее педагогического сопровождения, включающей, на наш взгляд, такие компоненты, как целевой, диагностический, содержательный, процессуальный, результативный.

Целевой компонент является системообразующим, так как определяет направления и содержание учебно-исследовательской деятельности, обеспечивая ее научно обоснованное педагогическое сопровождение в ходе сотрудничества участников образовательного процесса.

Диагностический компонент предполагает определение уровня успешности учащихся в учебно-исследовательской деятельности и включает такие диагностические методики, как методика диагностики мотивации учения (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан), анкета по определению уровня школьной мотивации (Н.Г. Лусканова), методика диагностики отношения к учению и к учебным предметам (Г.Н. Казанцева), методика диагностики обученности и обучаемости (А.К. Маркова) и др.

Показателями успешности учебно-исследовательской деятельности младшего школьника являются: учебно-познавательный интерес (активно включается в процесс выполнения учебно-исследовательских заданий; работает длительно и устойчиво; проявляет выраженное творческое отношение к способу решения учебно-исследовательских задач, мотивированную избирательность познавательных интересов; стремится получить дополнительные сведения об исследуемом объекте); знания (имеет первоначальное представление о процессе исследования, о последовательности его этапов, о цели, задачах, гипотезе, методах исследования); учебно-исследовательские умения (при поддержке учителя выделяет противоречия в деятельности, фактах; видит проблемы; обнаруживает неполноту имеющихся знаний; выводит предположения; выдвигает варианты решения проблемы; анализирует и систематизирует данные, полученные в ходе наблюдений, опытов; делает выводы; последовательно излагает результаты; оценивает собственные действия; определяет пути совершенствования учебно-исследовательской деятельности).

Содержательный компонент определяет последовательность, целенаправленность осуществления учебно-исследовательской деятельности младших школьников. Он включает интеграцию предметных знаний, видов деятельности (опытная, экспериментальная, поисковая, аналитико-синтетическая), компонентов содержания начального образования, методов познания действительности (наблюдение, опыт, эксперимент), интеграцию учебной и внеурочной деятельности. Систематизации теоретических знаний учащихся и совершенствованию их учебно-исследовательских умений способствуют факультативы: «Учимся учиться»; «Младший школьник как исследователь» и др.

Процессуальный компонент сопровождения учебно-исследовательской деятельности учащихся предусматривает использование образовательных технологий, комплекса методов, организационных форм обучения, направленных на формирование учебно-исследовательских умений, и ее поэтапное осуществление. Первый этап характеризуется неустойчивой мотивацией и преобладанием эмоционального отношения к учебно-исследовательской деятельности; выполнением учебных исследований фрагментарного характера; сформированностью первоначальных представлений о процессе исследования; овладением некоторыми учебно-исследовательскими умениями. На втором этапе проявляется преобладание эмоционально-познавательного отношения к индивидуальной учебно-исследовательской деятельности, владение некоторыми методами познания, мыслительными способами интеграции знаний различных предметов; умения устанавливать некоторые причинно-следственные связи, излагать отдельные результаты учебно-исследовательской деятельности. Третий этап характеризуется устойчивой мотивацией к учебно-исследовательской деятельности; способностью учащихся выполнять индивидуальную учебно-исследовательскую работу при незначительной поддержке учителя (родителей); умением защищать результаты, систематизировать знания и способы деятельности в соответствии с логикой собственного исследования.

Результативный компонент предполагает мониторинг успешности учебно-исследовательской деятельности младших школьников, позволяющий оценивать результативность данного процесса (портфолио исследовательских работ, участие школьников в предметных олимпиадах, в районной научно-практической ученической конференции для учащихся «Первые шаги в науку»).

Сопровождение учебно-исследовательской деятельности предполагает освоение учителем сущностных характеристик данной деятельности, алгоритма ее организации.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

И. А. Мельничук исследовательская деятельность младших школьников брест Бргу имени А. С. Пушкина 2011 iconМетодические рекомендации для студентов заочной формы обучения Брест Бргу имени А. С. Пушкина 2011 у дк 32. 001 Ббк 66. 0 Рекомендовано редакционно-издательским советом учреждения образования «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина»
Политология: контрольные работы : методические рекомендации для студентов заочной формы обучения / Авторы-сост. Е. В. Скакун, М....
И. А. Мельничук исследовательская деятельность младших школьников брест Бргу имени А. С. Пушкина 2011 iconКраткий словарь для студентов дневной и заочной форм обучения университета Брест Бргу имени А. С. Пушкина 2008 удк 32(038) ббк 66я2 с 42 Рекомендовано редакционно-издательским советом учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.
Политология : краткий словарь для студентов дневной и заочной форм обучения университета / [авт сост.: Е. В. Скакун, Г. В. Жук, М....
И. А. Мельничук исследовательская деятельность младших школьников брест Бргу имени А. С. Пушкина 2011 icon«Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина» Кафедра философии
Тематический глоссарий по философии: для студентов всех специальностей университета / сост. А. В. Климович, Л. В. Перевалова, В....
И. А. Мельничук исследовательская деятельность младших школьников брест Бргу имени А. С. Пушкина 2011 iconПрограмма Programme
Зданович В. В. – проректор по научной работе и экономике Бргу имени А. С. Пушкина, кандидат исторических наук, доцент, г. Брест,...
И. А. Мельничук исследовательская деятельность младших школьников брест Бргу имени А. С. Пушкина 2011 iconКонтрольные работы по дисциплине «Экономическая теория» (раздел «Общие основы экономической теории»)
Государственное управление и экономика заочной формы получения образования (1 семестр) / Сост. Т. С. Силюк; Брест гос ун-т им. А....
И. А. Мельничук исследовательская деятельность младших школьников брест Бргу имени А. С. Пушкина 2011 iconКонтрольные работы по дисциплине «Экономическая теория»
«Макроэкономика» и «Мировая экономика» : методические указания для студентов 2 курса юридического факультета специальности 1-26 02...
И. А. Мельничук исследовательская деятельность младших школьников брест Бргу имени А. С. Пушкина 2011 iconКонтрольные работы по дисциплине «Экономическая теория» (раздел «Макроэкономика»)
«Макроэкономика»), 3 часть : методические указания для студентов 2 курса юридического факультета специальности 1-26 01 03 Государственное...
И. А. Мельничук исследовательская деятельность младших школьников брест Бргу имени А. С. Пушкина 2011 iconКонтрольные работы по дисциплине «Экономическая теория»
Контрольные работы по дисциплине «Экономическая теория» : методические указания для студентов юридического факультета специальности...
И. А. Мельничук исследовательская деятельность младших школьников брест Бргу имени А. С. Пушкина 2011 icon1. Общая теория государства и права
Логические задания для студентов неюридических специальностей по учебному курсу «Основы права» / Cост.: В. Ф. Корзик. Брест: Изд-во...
И. А. Мельничук исследовательская деятельность младших школьников брест Бргу имени А. С. Пушкина 2011 iconА. В. Климович Л. В. Перевалова Философия Тематика контрольных работ для студентов-заочников
Климович А. В., Перевалова Л. В. Философия: тематика контрольных работ для студентов-заочников / А. В. Климович, Л. В. Перевалова...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница