Пояснительная записка




Скачать 23.52 Kb.
НазваниеПояснительная записка
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер23.52 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3


Министерство образования Ставропольского края


Аттестационный материал

Бронниковой Любови Ивановны

учителя географии

муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14

с. Просянка Петровского района Ставропольского края


на высшую квалификационную категорию


2012-2013 учебный год


Портфолио


Оглавление

Пояснительная записка………………………………………………………...3 -9

Общие сведения……………………………………………………….............10-12

Раздел 1. Качество предметной подготовки и здоровья детей…………….13-19

Аналитические правки:

По итогам диагностических исследований качества знаний

детей по данным внешних аттестаций различного типа;

Об официально зафиксированные достижения детей в олимпиадах и

конкурсах.);

Краткая аннотация работ учащихся;

О соблюдении норм СанПина и использование здоровьесберегающих

технологий.

Раздел 2. Уровень профессиональной подготовки педагога……………….20-28

Аналитические справки:

О результатах работы с детьми с повышенной мотивацией;

Об использовании в практической деятельности компьютерных средств

для решения с обучающимися учебных и творческих задач;

Об использовании технологий индивидуального и группового обучения;

О реализация разноуровневого подхода в обучении;

О дополнительной дифференцированной работе с разными категориями

учащихся.

Раздел 3. Внеурочная деятельность педагога……………………………….29-30

Аналитические справки:

О работе в методическом объединении учителей истории и географии;

О результатах организации воспитательной работы по предмету в рамках

недели истории и географии;

Раздел 4. Научно-методическая деятельность педагога……………………31-32

Аналитические справки:

О демонстрации своих достижений через систему открытых уроков;

По итогам личного участия в муниципальных, региональных, всероссийских

профессиональных конкурсах;

По индивидуальной образовательной программе повышения квалификации.

Пояснительная записка


Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. (Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа").

Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. А для этого нужны особые условия наиболее благоприятные для развития личности как индивидуальности. В своей педагогической практике добиваюсь этого, сочетая традиционные и инновационные технологии: технологию разноуровневого обучения, проблемное обучение, проектные методы обучения, лекционно-семинарскую, зачетную системы обучения, технологию модульного и блочно – модульного обучения, технологию использования в обучении игровых методов, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные технологии. Особое место занимают: технология поддержки и технология воспитания в процессе обучения.

Если работать на среднего ученика, то сильные получат ограниченные рамками общеучебных требований знания, умения и навыки, а если работать на сильного ученика, то слабые и средние, ничего не поняв, вообще ничему не научатся. Как же дать учителю урок, чтобы он был полезен и интересен любому ученику? Эта проблема стала основной для меня.   

  С целью разрешения данной проблемы я обратилась к теоретическому обоснованию современных педагогических технологий и попыталась найти моменты, которые в большей степени подходят моим ученикам, способствуют разрешению создавшейся ситуации, соответствуют специфике преподаваемого мною предмета и способствуют реализации моих педагогических замыслов. Я обратилась к технологиям дифференциации и индивидуализации обучения. Учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода.

Индивидуальный подход обеспечивает: - устранение трудностей в учении отдельных школьников.
- возможность развития всех сил и способностей учащихся.

Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним. Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику. Следующая важная предпосылка осуществления индивидуального подхода к ученику – направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, стараюсь воспитывать у детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственное отношения к учению.

Для того чтобы пробудить интерес, необходим и коллективный подход: ставлю перед классом цель, познавательную задачу, создаю поисковую ситуацию, раскрываю важность поиска и помогаю каждому включиться в учебный труд. Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания. Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:
- систематическое изучение каждого ученика;
- постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
- выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
- фиксация и анализ полученных результатов;
- постановка новых педагогических задач. Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное. Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности

В условиях сельской школы внешняя дифференциация по возможностям и склонностям учащихся невозможна ввиду малой наполняемости классов и отсутствия параллелей. И мы вынуждены обучать всех своих учеников, подтягивая к общепринятым универсальным учебным действиям, согласно возрасту учащихся. Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.

По моему мнению, начинать работать с отстающими нужно с выявления уровня сформированности навыка, строить работу на этом уровне и постепенно переводить его на более высокий, применяя при этом наглядность, схемы, таблицы, карточки. Много возможностей для внутренней дифференциации представляет групповая работа. Работа в такой группе создаёт особо благоприятные условия для проявления личностных качеств. Кроме того, здесь можно предложить группам задания по выбору. Однако вместе с тем в групповой работе таится известная опасность для активности учащихся: более сильный и старательный из них начинает заглушать инициативу более пассивных, слабых и ленивых учащихся и сами решают за них задания. Групповую форму работы применяю не очень часто. Предпочтение отдаю дифференцированной самостоятельной работе, которая проходит в одиночестве и индивидуальном темпе.
Я стараюсь заинтересовать отстающих несложными заданиями (кроссворды, карточки, тесты). Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. А основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Разноуровневую дифференциацию обучения широко применяю на разных этапах учебного процесса: при изучении нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Одним из традиционных этапов организации усвоения материала является повторение, которое проводится как с целью подготовки к изучению нового материала, так и для поддержания приобретенных учащимися умений и навыков. И в том и в другом случае обязательные результаты обучения – это один из основных объектов повторения. Регулярная работа над повторением изученного ранее материала позволяет судить о сохранности знаний учащихся и вносить необходимые коррективы при планировании уроков.

Анализ КИмов предыдущих лет и результатов сдачи экзамена показал, что только за отведённое учебное время на изучение географии качественно усвоить нынешний программный материал по географии практически невозможно. «Спасательным кругом» для получения более чем удовлетворительного уровня знаний по предмету являются дополнительные занятия с обучающимися. Пособия по аттестации из серии «Единый государственный экзамен» знакомит со структурой заданий (КИМов) и с особенностями организации экзамена. На конкретных примерах рассматриваются формы работы, позволяющие успешно справляться с различными заданиями. Материалы пособия использую как при обучении, так и для организации системы текущего контроля.

Одним из путей осуществления программы обновления системы школьного образования является работа с одаренными детьми. Но одаренных людей в мире рождаются единицы, а способных – великое множество? Способности ученика плюс упорный труд – и перед нами так называемый «одаренный» ученик. Нам важно почувствовать интерес ученика к предмету, его желание работать и помочь ему развить его способности. Одаренные дети — наше достояние. Одаренность можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого ребенка, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей и талантов. А как увидеть таких детей на фоне каждодневной напряженной работы? Как поддержать их интерес к познанию, развить его нестандартное мышление? Как заметить ученика с «божьей искрой» в голове, организовать его на творчество — поиск оригинального и высокоэффективного способа решения познавательной задачи, деятельности, наполненной исканиями, новаторством, вдохновением. В нашей школе, как и в любой другой, есть дети, которых можно назвать способными. Работа с такими детьми начинается с их поиска и выявления. Я обращаю внимание не только на учащихся, не проявивших себя особыми успехами, но и проявляющих постоянный интерес к чему-либо, обладающих оригинальностью мышления, испытывающих радость от добывания знаний и умственного труда.
Работа по развитию творческих способностей проводится по нескольким этапам.
На первом этапе важно заинтересовать учащихся, увлечь их, поэтому на предметной неделе я приглашаю учащихся и на «Час занимательной географии», и на «Конкурс Робинзонов».
При планировании любого урока я стараюсь продумывать деятельность способных ребят. Именно для них подбираю задания повышенной сложности, нестандартные задания, и всегда находятся один-два ученика, способные их выполнить. В условиях класса, в котором обучаются ученики со смешанными способностями, считаю важным осуществлять дифференцированный подход к выполнению домашних заданий. При осуществлении контроля учащиеся также получают задания разного уровня сложности. На уроках в старших классах я провожу контрольные работы в форме ЕГЭ, зачеты.
Способный ученик должен развиваться не только на уроке. Одних уроков недостаточно, даже если мы будем «напрягать» ученика заданиями повышенной сложности. Кроме уроков нужна система внеурочной работы по предмету. Ежегодно в нашей школе проводятся предметные недели, на которых учащиеся 8-11 классов принимают участие в познавательных, интеллектуальных играх по географии. Ведь игра, по своей сути, это тренажер, на котором вырабатываются практические умения, развиваются способности ученика, раскрывается его творческий потенциал, создаются условия для активного обмена знаниями. На предметной неделе проводим олимпиаду.
Учитель, знающий материал в рамках школьной программы, перестает быть ученику интересным. Следующий этап – элективный курс, дающий возможности углубленного изучения предмета. В последние годы в связи с введением ЕГЭ практическая направленность элективных курсов стала более отчетливой. Основные цели факультатива – стимулирования творческой мысли, развитие самостоятельности при подготовке учащихся к сдаче экзамена. Многие теоретические сведения несколько опережают и углубляют школьную программу. Работа в этом направлении, на мой взгляд, должна способствовать успешной интеграции ребенка в современное общество.
Есть еще один метод работы с учащимися повышенной учебной мотивации – работать индивидуально. Один на один. А «работать индивидуально» исходит уже не от учителя, а от ученика. Такие встречи носят характер консультаций, хотя иногда это совместный поиск решения какой-либо языковой задачи. Индивидуальная работа с одарёнными детьми принимает различные формы: решение в классе дополнительных упражнений, тестов, знакомство учащихся с дополнительной литературой по предмету, участие в олимпиадах различных уровней, системная исследовательская работа в урочное и внеурочное время.

Исследовательская деятельность - это «творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения». Учитель в данном случае выступает носителем опыта организации деятельности - в соединении творчества учителя и учеников, в их сотрудничестве. Главное же для достижения успеха – ставить перед собой творческие цели и упорно к ним идти. Работать надо с полной отдачей и ждать такой же ответной реакции от ребят.

Основными видами научно-исследовательской деятельности школьников по географии считаю: 
- проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных географических источников с целью освещения изучаемой проблемы;

- аналитико-систематизирующий: наблюдение, анализ, синтез, систематизация конкретных данных; 
- экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата; 
- проектно-поисковый: поиск, разработка и зашита проекта. 
Исследовательская деятельность логично вписывается и в структуру сорокаминутного урока, и может стать основой внеурочной деятельности по предмету.

Сегодня в стране набирает силу и олимпиадное, и конкурсное движение. Во многом победа на олимпиаде, особенно в выпускных классах, - это прямая дорога в вуз. Поэтому такое направление, как поддержка и развитие одаренных детей через вовлечение в олимпиадное, конкурсное движение, является одним из главных в работе с ребятами, имеющими повышенную мотивацию.
Не следует думать, что работа со способными учащимися всегда приносит только успех. В ней тоже есть немало трудностей, препятствий и неудач. Но секрет ученического успеха – в соединении творчества учителя и учеников, в их сотрудничестве. Главное же для достижения успеха – ставить перед собой творческие цели и упорно к ним идти. Работать надо с полной отдачей и ждать такой же ответной реакции от ребят.
Самая главная человеческая ценность – это здоровье. В своей практике использую здоровьесберегающие технологии позволяющие решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно – воспитательного процесса.

Внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и направлена на систематическое образование учащихся. Внеклассная работу строю по принципам доступности, системности, занимательности, добровольности, равного права как сильных, так и слабых учащихся, индивидуального подхода, развития активности и самостоятельности.

Внеклассные занятия при индивидуальном подходе к учащимся предоставляют неограниченные возможности для совершенствования ребенка и дают достаточно высокие результаты. Происходит не только совершенствование знаний учащихся по предмету, но и развитие школьников. Я использую в своей практике разные виды и формы внеклассной работы: регулярные и эпизодические. Они не исключают друг друга, а позволяют их гармонично сочетать. По форме внеклассные занятия делятся на групповые, массовые и индивидуальные. Ежегодно организую предметные недели, конкурсы, интеллектуальные игры.

В своей педагогической деятельности следую словам академика  Д.С. Лихачева: «Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру». Профессия учителя особая, это не просто работа – это служение! И в этом есть своя радость- радость сотворения Человека. От того, насколько талантлив учитель, насколько он профессионален, зависит успех каждого его ученика. Успех ученика – это и есть успех учителя. Считаю, что основа успешности - глубокий и всесторонний самоанализ, то есть анализ каждого своего действия, каждого слова, каждого жеста, и, конечно же, анализ своей работы, её результативности. Постоянно работаю над проблемой самосовершенствования, самообразования. Показывая образец детям, участвую в работе педагогических творческих групп, в конференциях и семинарах различного уровня, районных конкурсах. Творческий потенциал, готовность к сотрудничеству со всеми участниками образовательного процесса, и в первую очередь с детьми на основе демократических принципов, гуманное отношение к детям – вот залог успеха учителя. Успешен учитель – успешны и дети, а если успешны дети, то есть чем гордиться учителю.

Настоящее портфолио разработано в соответствии с методическими рекомендациями для представления материалов и документов при оценке результатов профессиональной деятельности педагогического работника для аттестации на первую квалификационную категорию по должности «учитель». Главная цель данного портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, а также проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога, показать умения учителя решать профессиональные задачи, анализировать стратегию и тактику профессионального поведения, оценить профессионализм учителя. Портфолио содержит материалы педагогической деятельности Быковой Нины Андреевны, учителя русского языка и литературы. Я работаю над темой «Художественный текст на уроках русского языка как средство развития творческих способностей учащихся».

Как думающий, творческий учитель я понимаю, что готовая рецептура- это не мой путь, надо искать иное решение проблемы. В своей работе я руководствуюсь изречением Б.Паскаля:

Все наше достоинство заключено в мысли.

Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить,

возвышают нас, а именно она, наша мысль.

Будем же учиться хорошо мыслить.

Главная цель данного портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, а также позволяет проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога.

Задачи портфолио:

- показать умения учителя решать профессиональные задачи, обеспечивающие эффективное решение профессионально-педагогических проблем;

- показать владение современными образовательными технологиями, методическими приёмами, педагогическими средствами; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе; охарактеризовать квалификационную работу с различными информационными ресурсами;

- проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения; умение вырабатывать технику взаимодействий с воспитанниками, организовывать их совместную деятельность для достижения определённых целей;

- оценить профессионализм учителя, использование в профессиональной деятельности законодательных и нормативных правовых документов.

Портфолио состоит из 4 разделов.


Краткая характеристика разделов портфолио.


Общие сведения об учителе.

Данный раздел включает материалы, отражающие мои достижения в различных областях: фамилия, имя, отчество, год рождения; образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому); трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ; повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов); грамоты. Этот раздел позволяет судить о процессе моего индивидуального развития.

Формализованная часть портфолио представляет материалы, на основании которых можно судить о профессиональном росте учителя. Она состоит из четырех разделов, каждый из которых представляет материалы и документы, показывающие результативность моей деятельности как учителя географии.

В разделе «Качество предметной подготовки и здоровья детей» показана положительная динамика в моей учебной деятельности (успеваемость и качество знаний, участие учащихся в конкурсах, олимпиадах), а также использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Раздел «Уровень профессиональной подготовки педагога».

В этот раздел помещаются: материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированости у них ключевых компетентностей по преподаваемым предметам; сравнительный анализ деятельности за три года на основании: контрольных срезов знаний; участия воспитанников в школьных олимпиадах и районных конкурсах.

Здесь описаны технологии, которые я используую в обучении и воспитании школьников с учетом их индивидуальных способностей и результативность использования современных образовательных технологий в моей практической деятельности.

  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (далее Образовательная программа ) моу носковской основной общеобразовательной школы разработана коллективом педагогов начальной школы на основе ст.
Пояснительная записка стр. 3-10
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка Актуальность и значение учебной дисциплины «История древней Христианской Церкви»
«История древней Христианской Церкви» является дисциплиной базовой части профессионального цикла
Пояснительная записка iconПояснительная записка к программно-методическому обеспечению инвариантной и вариативной частям учебного плана 42 Сведения об учебных программах и учебно-методическом обеспечении 48
Пояснительная записка к программно-методическому обеспечению инвариантной и вариативной частям учебного плана 42
Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану мкоу семеновская средняя общеобразовательная школа на 2012 -13 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану мкоу семеновская средняя общеобразовательная школа
Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану моу семеновская средняя общеобразовательная школа на 2011 -12 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану моу семеновская средняя общеобразовательная школа
Пояснительная записка iconПояснительная записка 4-5

Пояснительная записка iconОглавление пояснительная записка

Пояснительная записка iconПояснительная записка Профессия «Сварщик»

Пояснительная записка iconСогласовано утверждаю
Пояснительная записка
Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница