КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. АЛЬ-ФАРАБИ
| Утверждено на заседании Научно-методического совета КазНУ им. аль-Фараби протокол №_________ от «_____»_____2012 г.
|
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МАГИСТРАТУРУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «6М012300 – Социальная педагогика и самопознание»
АЛМАТЫ 2012
Программа составлена в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом по специальности «6М012300 – Социальная педагогика и самопознание». Программа составлена к.п.н., доцентом Алгожаевой Н.С., к.п.н., доцентом Касен Г.А., ст.преподавателем Жумабековой К.Б.
Программа рассмотрена на заседании кафедры___________________ Протокол № _______от_________________2012 г. Зав.кафедрой__________________ Мынбаева А.К.
Одобрена на заседании методбюро факультета ___________________ Протокол №______от__________________2012 г. Председатель методбюро___________ Саитова Н.А.
Утверждена на заседании Ученого совета Протокол №______ от ________________ 2012г. Председатель Ученого совета, декан факультета ____________________ Масалимова А.Р. Ученый секретарь ____________________ Исмагамбетова З.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи вступительного экзамена по специальности Цель вступительных экзаменов: определить уровень знаний, умений, навыков и компетенций, которые имеют поступающие по завершению обучения на первой ступени в бакалавриате, а также возможности в усвоении конкретных дисциплин и в целом магистерской программы на второй ступени. Программа предполагает знание студентами фундаментальных основ базовых педагогических и психологических дисциплин, изучаемых в рамках учебного плана, а также умение применять эти знания и основные методы социально-педагогического анализа при решении теоретических и прикладных педагогических задач. Форма вступительного экзамена – письменный экзамен. Экзаменующиеся записывают свои ответы на вопросы экзаменационного билета на листах ответов, которые проверяется экзаменационной комиссией в зашифрованном виде. Форму вступительного экзамена по специальности магистратуры определяет самостоятельно Ученый совет факультета, который утверждает программу.
2. Требования к уровню подготовки лиц, поступающих в магистратуру Вступительные испытания в магистратуру по специальности «6М012300–Социальная педагогика и самопознание» проводятся по научно-педагогическому направлению. Условия конкурсного отбора определяются КазНУ им.аль-Фараби на основе Типовых правил приема в магистратуру и государственного стандарта образования по специальности «6М012300 – Социальная педагогика и самопознание». Программа сформирована на основе типовых учебных программ и ГОСО специальности. Бакалавры поступающие на специальность по своему профессиональному предназначению должны знать законы РК «Об образовании», нормативные документы по образованию, Конвенцию ООН о правах ребенка, основы социальной политики РК; методологические и теоретические основы социальной педагогики и самопознания; уметь проектировать коррекционно-воспитательный процесс, планировать, организовывать, диагностировать и прогнозировать результаты педагогической деятельности; выявлять и развивать задатки, наклонности, способности, дарования каждого индивида с учетом развития и состояния здоровья; корректировать процесс социализации и воспитания детей, подростков и молодежи на основе разработки и внедрения авторских педагогических и коррекционных технологий.
3. Пререквизиты образовательной программы - Педагогика; - Социальная педагогика; - Этнопедагогика.
4. Перечень экзаменационных тем
Дисциплина «Педагогика» 1. Педагогика в системе наук о человеке. Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет и функции педагогики. Образование как социальный феномен. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики. Связь педагогики с другими науками и ее структура.
2. Методологические основы педагогики. Понятие о методологии педагогической науки. Философские основания педагогики. Общенаучный уровень методологии педагогики. Методологические принципы педагогического исследования. Методы педагогического исследования. Структура и логика научно-педагогического исследования.
3. Возникновение и развитие педагогики как науки. Развитие педагогики в древнем мире. Педагогическая мысль в период средневековья. Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения. Развитие педагогики в эпоху Просвещения. Педагогические теории русских мыслителей и педагогов. Педагогические идеи Абу Насыр Аль-Фараби, Абая, И. Алтынсарина. Педагогические идеи репрессированных просветителей и общественных деятелей (А. Байтурсынов, Ж. Аймаутов, М. Жумабаев и др.). Развитие педагогической науки в Казахстане.
4. Основные тенденции и перспективы развития образования. Основные тенденции развития образования на современном этапе: демократизация, гуманизация, информатизация, диверсификация и др. Современная парадигма образования. Конституция Республики Казахстан о праве на образование. Закон РК "Об образовании". Конвенция о правах ребенка. Закон РК "О правах ребенка в РК" от 8.08.02г.
5. Система образования в Республике Казахстан. Понятие о педагогической системе. Принципы государственной политики РК в области образования. Система непрерывного образования. Разноуровневое образование. Государственные и негосударственные образовательные учреждения.
6. Возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся, их учет в учебно-воспитательном процессе. Процесс развития личности. Влияние наследственности, среды и воспитания на развитие личности. Деятельность как фактор развития. Диагностика развития. Возрастная периодизация. Акселерация. Особенности воспитания и обучения различных возрастных групп. 7. Глобализация образования Понятия «Глобализация образования». Сущность глобализации образования. Перспективы глобализации образования в казахстанском обществе.
8. Целостный педагогический процесс как система и предмет педагогики. Педагогический процесс как система. Целостность педагогического процесса. Движущие силы ЦПП. Законы, закономерности и принципы педагогического процесса. Этапы целостного педагогического процесса.
9. Сущность воспитания. Цели воспитания в истории педагогической мысли. Цели воспитания в современной школе. Задачи воспитания. Современные педагогические концепции. Цели воспитания в зарубежной педагогике.
10. Содержание процесса воспитания в ЦПП. Особенности воспитательного процесса. Личность воспитателя. Системы и структуры воспитательного процесса. Общие закономерности и принципы воспитания. Содержание процесса воспитания. Диагностика воспитанности.
11. Формы, методы и средства воспитания в ЦПП. Виды воспитания: умственное, физическое, экологическое, нравственное, трудовое, патриотическое, эстетическое воспитание в ЦПП. Характеристика форм воспитания. Их классификация. Выбор форм воспитания. Понятие методов воспитания. Их классификация. Методы убеждения, приучения, поощрения и наказания.
12. Технология воспитания. Искусство и технология воспитания. Комплексный подход в воспитании. Социально-ориентированные воспитательные дела.
13. Коллектив как средство воспитания Становление теории коллектива. Основные функции коллектива. Методика создания к формирования коллектива. Личность и коллектив.
14. Сущность процесса обучения и его место в ЦПП. Понятие дидактики, предмет и задачи дидактики. Деятельность преподавания и учения. Педагогическая, психологическая и методическая структура процесса обучения. Цели обучения. Триединая цель: формулирование образовательных и воспитательных, развивающих целей. Решение практических задач.
15. Содержание образования. Понятие содержания обучения. Факторы, влияющие на формирование содержания обучения. Структура изложения: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная. Педагогические теории отбора содержания обучения: дидактический энциклопедизм, формализм, утилитаризм, структурализм и др. Нормативные документы регламентирующие содержание образования (ГОСО, Учебный план, типовые учебные программы и др.).
16. Закономерности и принципы обучения. Понятия закон и закономерность, принцип обучения. История проблемы. Классификация закономерностей обучения. Принципы и правила обучения. Система дидактических принципов (принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности и др.). 17. Традиционные и инновационные формы, методы и средства современного обучения. Понятие "формы организации обучения". Классификация форм. Самостоятельная учебная деятельность и ее виды. Методы обучения. Классификация методов обучения. Выбор методов обучения. Инновационные методы обучения. Методы и формы контроля. Оценка знаний учащихся. Понятие "средство обучения". Классификация средств обучения.
18. Современные подходы к активизации познавательной деятельности учащихся. Сущность познавательной активности. Активизация познавательной деятельности учащихся. Формирование познавательных интересов. Активизация учебной деятельности в опыте педагогов-новаторов.
19. Взаимодействие учителя с ученическим коллективом в процессе обучения и воспитания. Профессионально-значимые качества учителя. Структура педагогической деятельности. Объект и предмет управления учителя в педагогическом процессе. Понятия методология и методы педагогических исследований. Методы исследования: общенаучные, частнонаучные - педагогические методы исследования.
20. Диагностика обучения. Диагностика как составная часть педагогической деятельности. Функции педагогической диагностики, ее значение и виды. Диагностические методы. Диагностика обученности. Контроль успеваемости учащихся. Тестирование достижений и развития. Диагностика обучаемости.
21. Педагогические технологии. Понятие "технология". Технология конструирования как единство частных технологий диагностирования, анализа педагогической ситуации, прогнозирования, формулирования педагогических задач, проектирования и планирования. Научные основы педагогического прогнозирования и проектирования. Традиционная технология обучения. Новые педагогические технологии. Технология реализации целостного педагогического процесса.
22. Технология педагогического общения Понятие "общение". Общение и деятельность. Профессионально-педагогическое общение: цели, функции, содержание, структура, средства общения. 5 основных видов профессиональной позиции педагога в общении. Дистанции общения. Дистанционная позиция, уровневая позиция, кинетическая позиция. Демократический и либеральный стиль педагогического руководства.
23. Сущность и научные основы управления педагогическим процессом Сущность, цель, задачи управления. Деятельность педагогического коллектива как предмет управления и самоуправления. Функции управления учреждениями.
24. Педагогический контроль качества процесса обучения. Контроль в целостной системе процесса обучения. Соответствие контроля целям обучения. Направленность контроля и оценки на определение соответствия результатов обучения Государственному стандарту. Функции, виды и методы контроля. Психолого-педагогические требования к оценке процесса и результата обучения. Современные подходы к оценке деятельности обучающихся. Оценка и учет результатов учебной деятельности. Понятия «оценка» и «отметка».
25. Мотивация учения. Понятие «мотивы учения». Классификация мотивов. Способы изучения и формирования мотивов учения. Активизация учебной деятельности студентов. Интерес. Познавательный интерес. Пути, способы, средства формирования познавательных интересов школьников. Потребности. Связь интересов и потребностей.
Дисциплина «Социальная педагогика»
1. Предмет, объект социальной педагогики Социальная педагогика - составная часть общей педагогики. Цель, задачи, функции социальной педагогики. Связь социальной педагогики с другими науками. Социальная педагогика как наука и как предмет. Социальная педагогика как отрасль знания, исследующая социализацию в контексте воспитания и социальное воспитание в контексте социализации. Категории социальной педагогики.
2. Методология и методы научного исследования социальной педагогики Методология и методы научного исследования социальной педагогики. Технология научного исследования: составление программы исследования, математическая обработка информации и другие методы.
3. Человек как объект, субъект: личность ребенка, его социализация Воспитание как институт социализации: виды воспитания; системы воспитания; воспитательные организации. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта. Социализация как социально-педагогическое явление. Основные понятия социализации, сущность, механизмы, принципы социализации. Воспитание, перевоспитание, коррекция, реабилитация детей как социально-педагогическая деятельность. Жертва социализации - как педагогическая проблема. Механизмы и движущие силы социального развития детей.
4. Влияние основных факторов на социализацию Государство, общество, этнос и нация, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы социализации. Этнокультура и социализация. Улица как среда воспитания, понятие «дети улицы». Социально-педагогическая работа с детьми улицы. Бродяжничество, вандализм как проявления отклонений в поведении. СМИ - как фактор социализации.
5. Социальное отклонение детей, подростков и молодежи Норма и патология в развитии, их причины. Характеристика причин социально-педагогического отклонения среди детей и подростков. Виды и типы отклонения, их классификация. Отклонения, подлежащие и не подлежащие перевоспитанию. Отклонения среди моледежи и их характеристика, особенности социально-педагогической работы с ними. Понятие «молодежь» и их категории. Причины социально-педагогического отклонения среди молодежи. Технологии предупреждения отклонений.
6. Микросоциум социально-педагогического воспитания. Семейное воспитание Социальное положение семьи как фактор воспитания; стиль и методы семейного воспитание. Социально-педагогические проблемы воспитания детей в семье. Семья - как микросоциум социализации. «Соседские дети», «дети улицы», «друзья» - факторы социализации детей.
7. Религия в социализации Религия - как средство социализации. Социально противоречивые религиозные организации и социально-педагогическое воспитание. Условия формирования духовно-ценностной направленности личности. Понятие «духовно-ценностной направленности».Ислам о воспитании детей в семье. Права детей в исламе. Деятельность мечети и церкви в социализации детей и молодежи.
8. Деятельность социально-педагогических учреждений Жизнь и традиции социально-воспитательных учреждений. Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в различных организациях. Социально-педагогическая работа в общеобразовательной школе, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других воспитательных организациях. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный и индивидуальный подходы в социально-педагогической работе.
9. Адаптация, дезадаптация и реадаптация Роль адаптации в социальном развитии, социализации; дезадаптация, причины предупреждения и преодоления. Взаимосвязь адаптации и социализации; адаптация как предпосылка социализированности ребенка. Социокультурный мир ребенка и подростка. Детская и молодежная субкультура. Необходимость учета социокультурного мира ребенка и подростка в социализации.
10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления. Одаренность как положительное отклонение. Одаренные дети и особенности социально-педагогической работы с ними.Одаренность как положительное отклонение. Методы и формы социально-педагогической работы с одареннымыи детьми.
11. Девиантное и делинквентное поведения Виды девиантного поведения. Характеристика делинковентного поведения. Основные направления социально-педагогической деятельности по преоделению девиантного поведения детей и подростков. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы. Понятие «трудновоспитуемый». Характеристика личности и группы трудновоспитуемых детей. Формы проявления трудновоспитуемости и социально-педагогическая работа с ними.
12. Трудные жизненные ситуации и устройство детей оказавшихся в них Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» и их типология. Характеристика детей оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Индивидуальная работа с детьми с отклонениями в поведении.
13. Проблемы социально-педагогической работы пенитенциарных учреждений Виды и особенности работы пенитенциарных учреждений. Режим, традиции и их значение в социализации детей и подростков. Особенности организации социально-педагогической работы в пенитенциарных учреждениях.
14. Социально–педагогическая виктимология Понятия «виктимность» и его виды, формы. Особенности детей - жертв социализации и социального воспитания. Методы и принципы работы с детьми жертвами социализации и других ситуаций.
15. Технология социально-педагогической защиты прав ребенка Социально-педагогическая защита права ребенка на воспитание в семье. Социально-педагогическая защита имущественных прав несовершеннолетних, прав ребенка на образование, на охрану здоровья, на развитие способностей, на участие в трудовой деятельности.
Дисциплина «Этнопедагогика»
1. Методологические основы этнопедагогики Предмет и объект этнопедагогики, ее принципы, задачи, функции. Основные понятия этнопедагогики: этническое воспитание, этническое обучение, нация, этнос. Место этнопедагогики в системе педагогических наук. Взаимосвязь этнопедагогики другими науками. Документы по национальной политике Республики Казахстан.
2. Генезис этнопедагогических идей в истории развития человечества Народное воспитание в наследие классиков педагогики. Использование элементов народного воспитания в педагогической деятельности. Мысли о казахском народном воспитании русских и западноевропейских ученых. Развитие этнопедагогических идей в 20-30 гг. ХХ века.
3. Цель воспитания в этнопедагогике Общность цели воспитания у всех этносов. Народный идеал человека. Условия развития представления каждого народа о совершенной личности. Особенности поликультурного воспитания в условиях многоэтнического Казахстана. Педагогическая культура народа, ее сущность и содержание.
4. Методы и средства воспитания в этнопедагогике Методы воспитания в народной педагогике. Приемы воспитания: наставления и назидания, личный пример старших, подражание и другие. Средства народного воспитания: сказки, пословицы, поговорки, загадки, народные песни. Природа как средство воспитания.
5. Национальные обычаи и традиции народов Республики Казахстан как основа народного воспитания Понятие обычаев и традиции: философское, социальное, психологическое и педагогическое определения. Структура обычаев и традиции, общее и различное в обычаях и традициях. Воспитательное значение обычаев, обрядов, традиций, суеверий, связанных с воспитанием человека.
6. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в народной педагогике Содержание нравственного воспитания как свод этических норм, моральный кодекс и энциклопедия педагогических знаний. Нравственные черты народа, складывающиеся веками и передающиеся из поколения в поколение. Любовь к Родине, к своему народу как неотъемлемое нравственное качество человека. Особенности духовно-нравственного воспитания в казахском народе. Особенности гражданско-патриотического воспитания в казахском народе.
7. Трудовое и физическое воспитание в народной педагогике Воспитание трудолюбия, профессиональных навыков и профориентации; профессиональная подготовка детей в семье. Цели и задачи физического воспитания в народной педагогике. Особенности физического воспитания в казахском народе.
8. Этническое и интеллектуальное воспитание в народной педагогике. Этническое воспитание в народной педагогике, его цели и задачи. Основные направления этнического воспитания: зодчество и изобразительное искусство. Этнопедагогические идеи в изобразительном искусстве. Интеллектуальное воспитание и его роль в воспитании подрастающих поколений. Особенности интеллектуального воспитания в казахском народе.
9. Современное функционирование народной педагогики Отсутствие в народных культурах материала для межнациональной розни. Межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов. Действенность личностей-символов и их функционирование. Общечеловеческие основы этнопедагогики.
10. Использование прогрессивных элементов народной педагогики в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений Концепция этнокультурного образования Республики Казахстан, концепция этнопедагогического образования молодежи. Современные программы Республики Казахстан по народной педагогике. Изучение опыта семейного воспитания, знакомство с музыкальными инструментами, народными прикладными искусствами, народными играми, национальным стилем.
5. Список рекомендуемой литературы Основная: 1. Халитова И.Р. Әлеуметтік педагогика, 2009 2. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. 2001 3. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Изд. центр «Академия», 2002.-200с. 4. Липский И.А. Социальная педагогика. Уч.пособие. -М.. 2004. 5. Агафонов А.Н., Буйнова Л.П. Социальная работа с молодежью девиантного поведения. - Петропавловск, 2001 6. Баймуканова М.Т. Социальная работа с семьей. - Караганда, 2004. 7. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций. - М: Издательский центр «Академия», 1999. 8. История социальной педагогики: Хрестоматия / Под ред. М.А. Галагузовой.- М.: ВЛАДОС, 2000.- 544с. 9. Педагогика Оқу құралы –Алматы: ҚазМҰУ, 2006 10. Ахметова Г.К., Исаева З.А., Әлқожаева Н.С. Педагогика: Оқулық.-Алматы: Қазақ университеті, 2006 11. Әлқожаева Н.С. Педагогика (оқу әдістемелік кешен) .-Алматы:Қазақ университеті, 2006 12. Педагогика. Оқу құралы (Ред. Пидкасистого.-М., 1998) Аударған Г.К. Ахметова, Ш.Т. Таубаева.-Алматы: Қазақ университеті, 2008 13. Мынбаева А.К. Основы педагогики высшей школы. Алматы, 2008. –152 с. 14. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник. М.: 2011. -797с. 15. Кожахметова К.Ж., Жетписбаева Б.А. Введение в сравнительную этнопедагогику. – Алматы.: «Әлем», 2003. 16. Брежнева Л.Н., Набоков И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика. – М.: «Академия», 2008. 17. Волков Г.Н., Петрова Т.Н., Панькин А.Б. Введение в этнопедагогику. М., 2006. -368с. Дополнительная: 1. Садвакасова З.М. В помощь социальному педагогу или как работать с трудными детьми. УМП., Изд-во «ДОИВА»., 2008 2. Әлқожаева Н.С., Төлешова Ұ.Б. Әлеуметтік-педагогикалық практиканы ұйымдастыру жолдары: оқу-әдістемелік нұскау. Алматы: Қазақ университеті, 2009. 3. Андреева И.Н.Антология по истории и теории социальной педагогики. М., 2000 4. Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой.-М.: ВЛАДОС, 2000. 5. Вульфов Б.З. Иванов Б.Д. Основы педагогики. Уч. Пособие. 6. Сластенин В.А. Педагогика. М.,2000 7. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: учебник. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.-528с. 8. Никитина Л.Е. Социальная педагогика - М., 2003. |