Е. Е. Дубровская заместитель директора по учебной работе моу сош №123 г. Челябинска Методические рекомендации по организации работы с детьми девиантного поведения. Оказание помощи детям и подросткам из неблагополучных




Скачать 21.14 Kb.
НазваниеЕ. Е. Дубровская заместитель директора по учебной работе моу сош №123 г. Челябинска Методические рекомендации по организации работы с детьми девиантного поведения. Оказание помощи детям и подросткам из неблагополучных
Дата04.02.2016
Размер21.14 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Е.Е. Дубровская заместитель директора по учебной работе МОУ СОШ №123 г. Челябинска

Методические рекомендации по организации работы с детьми девиантного поведения. Оказание помощи детям и подросткам из неблагополучных семей

Введение

Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического развития, права, культуры или морали (И.С. Кон).

Причины, обусловливающие проблему девиантного поведения:

  1. сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая психической перестройкой;

  2. пограничность и неопределенность социального поведения и положения;

  3. противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних форм и послушания уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились и не окрепли.

Факторы, способствующие девиантному поведению подростков принято делить на две группы - социальные факторы, индивидуально-личностные факторы.

К социальные факторам, способствующим девиантному поведению следует отнести: школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной группы.

Индивидуально-личностные факторы, способствующие девиантному поведению: локус контроля и низкий уровень самоуважения.

Локус контроля – понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и наблюдаемое им поведение других людей.

Низкий уровень самоуважения. Не найдя признания в привычной для себя среде (семья, школа), подросток пытается в антисоциальных группах повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.

Важнейший фактор девиантного поведения – девиантные сверстники.

Признаки наличия девиантной группы:

  • облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне не готова;

  • обеспечивает психологическую подготовку, поддержку и поощрение в таких действиях;

  • уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов. которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.

Одной из причин девиантного поведения является негативное самовосприятие. Негативное самовосприятие подростков складывается из трех различных, но взаимосвязанных видов опыта:

  • во-первых, они считают, что не имеют личностно-ценностных качеств или не могут совершить личностно-ценные действия и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия;

  • во-вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно;

  • в-третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психологической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта.

Девиантное поведение вначале, как правило, бывает немотивированным. Подросток просто хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (недостаток материальных ресурсов, противоречивые ожидания значимых других, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск самореализации в других направлениях.


Оказание помощи детям и подросткам

из неблагополучных семей


В настоящее время очень остро стоит вопрос о процессе социализации учащихся в современном обществе. Неблагоприятная семейная обстановка способствует нарушению процесса социализации школьника и приводит к накоплению в нем девиантного потенциала. Социологи выделяют разные типы семей – семьи гармоничные, распадающиеся, распавшиеся, неполные. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет мира и согласия, часты ссоры. Видимое благополучие такой семьи – не более чем иллюзия. По существу она псевдосолидарна, ее раздирают противоречия, у членов деструктивной семьи нет взаимоуважения. Что же это такое – неблагополучная семья? Дать односложный и исчерпывающий ответ на этот вопрос будет непросто.

Мы предлагаем выделять следующие типы неблагополучных семей:

  1. Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи.

  2. Жестокое обращение с ребенком.

  3. Семья алкоголиков (оба родителя).

  4. Семья в состоянии развода или после развода.

  5. Неполная семья.

  6. Отчужденность родителей из-за занятости.

  7. Полная семья, один из родителей пьет.

  8. Неполная семья, родитель алкоголик (одинокая мать-алкоголичка или отец).

  9. Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные.

  10. Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственных учреждениях.

  11. Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними.


Следует отметить, что при изучении семьи ребенка, при оказании действенной помощи важен комплексный подход к решению задачи, необходимо привлечение и тесное сотрудничество всех служб сопровождения образовательного процесса , органов опеки и социальной защиты населения, КДН, ЦМППС, общественных организаций.



Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы на уровне школы, можно сформулировать следующим образом:

Классный руководитель

Является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками. Делает первичный запрос специалистам и предоставляет первичную информацию о ребенке. Организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения учащегося.

Социальный педагог

Изучает жизнедеятельность ребенка вне школы.Организует профилактическую и коррекционную работу в микрорайоне. Поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации. Взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков.

Психолог

Изучает личность учащегося и коллектива класса. Анализирует адаптацию ребенка в среде.

Выявляет дезадаптированных учащихся.Изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками. Подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы.Выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников.Осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.


Школьный врач

Исследует физическое и психическое здоровье учащихся. Организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем.Разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания. Взаимодействует с лечебными учреждениями.

Рекомендации к совместным действиям различных специалистов в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучных семей


1. Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи.
Виды помощи семье и детям:

  • Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога.

  • Помощь психотерапевта семье и детям.

  • Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов.

  • Вовлечение детей в кружки, секции, студии, группы продленного дня.

  • Постановка на учет в ОДН РУВД, к подростковому психиатру, наркологу.

Необходимые документы для оказания помощи - направление, характеристика учителя, социального педагога, психолога.

2. Жестокое обращение с ребенком.
Виды помощи семье и детям:

  • Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога, социального работника.

  • Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей.

  • Психотерапевтическая помощь родителям и детям.

  • Привлечение к психологическим занятиям детско-родительской группы.

  • Постановка на учет в ОДН РУВД, к наркологу, консультации врачей, юристов.

  • Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье.

Необходимые документы для оказания помощи – заключение врача, направление, заявление, характеристика ребенка из школы или детсада.


3. Семья алкоголиков (оба родителя)
Виды помощи семье и детям:

  • Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей-подростков).

  • Оказание психиатрической, наркологической помощи семье или ее отдельным членам.

  • Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе.

  • Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.).

  • Консультации врача психиатра, нарколога и т.д.

  • Консультирование ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения.

  • Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, в вечернюю школу, ПТУ и т.д. (в случае необходимости).

  • Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).

Необходимые документы для оказания помощи – акт жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя, медицинское заключение, заявление, характеристика уровня усвоения программы обучения, личное дело ребенка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав, справка с места жительства родителей и ребенка, решение органов опеки и попечительства о лишении родительских прав.


4. Семья в состоянии развода или после развода.
Виды помощи семье и детям:

  • Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога и психотерапевта.

  • Консультативная помощь психолога и психотерапевта.

  • Вовлечение ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т.д.

  • Дополнительная помощь в выполнении домашних заданий.

  • Постановка ребенка на учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу.

  • Привлечение к деятельности родителей ребенка.

  • Помощь ребенку со стороны его окружения.

  • Помощь ребенку со стороны сверстников (по рекомендации учителя).

  • Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму.

Необходимые документы для оказания помощи - педагогическая характеристика из образовательного учреждения, направление, акт состояния жилищно-бытовых условий, генограмма ближайшего окружения, ходатайства (о постановке на учет в ОДН РУВД, у психиатра, нарколога с указанием конкретных фактов).


5. Неполная семья.
Виды помощи семье и детям:

  • Привлечение полной семьи для работы с ребенком и его семьей.

  • Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка.

  • Привлечение неполной семьи к психологическим занятиям детско-родительской группы.

  • Наблюдения и консультации психолога, социального педагога.

  • Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования.

  • Проведение родительского лектория (в школе, на радио, телевидении и т.д.).

  • Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя.

  • Постановка на учет в учреждении и органах социальной защиты.

  • Привлечение общественных организаций к воспитанию.

Необходимые документы для оказания помощи - характеристика из образовательного учреждения, ходатайство на постановку в органы соцзащиты и другие.


6. Отчужденность родителей из-за занятости.
Виды помощи семье и детям:

  • Сопровождение ребенка социальным педагогом.

  • Наблюдения и консультация психолога образовательного учреждения.

  • Консультативная помощь психолога, психотерапевта и других.

  • Привлечение ребенка к посещению группы продленного дня.

  • Привлечение родителей к занятиям по психологии подростка.

  • Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время (социальный педагог, классный руководитель).

  • Помощь родителям в ЦМППС.

Необходимые документы для оказания помощи - карта семьи, рекомендации для родителей, заявление родителей, приглашение родителей в ЦМППС.


7. Полная семья, один из родителей пьет.
Виды помощи семье и детям:

  • Наблюдения и консультации психолога.

  • Беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем.

  • Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования.

  • Дополнительная помощь в учебе со стороны учителей.

  • Привлечение здорового члена семьи и ребенка к психологическим занятиям детско-родительской группы.

  • Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.

  • Индивидуальная работа социального педагога, психолога с каждым из родителей по изменению отношений в семье.

  • При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.п.) обследование подростка у детского психиатра.

  • При хроническом неусвоении школьной программы направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения.

Необходимые документы для оказания помощи - психологическая характеристика, педагогическая характеристика, выписка от участкового педиатра, представление на ребенка на ПМПК, школьные тетради, дневник, рисунки, направление детского психиатра, заявление-ходатайство.


8. Неполная семья, родитель алкоголик (одинокая мать-алкоголичка или отец).
Виды помощи семье и детям:

  • Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.

  • Наблюдения и консультации школьного психолога.

  • Вовлечение социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки, секции, библиотеку.

  • Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав.

  • Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую консультацию для определения уровня его развития и программы обучения.

  • При нарушении подростком правил и норм общественной жизни, хулиганстве и правонарушениях возбуждение дела образовательным учреждением о направлении в спецшколу.

Необходимые документы для оказания помощи - психологическая характеристика, педагогическая характеристика, направление образовательного учреждения, заявление-ходатайство, выписка из медицинской карты от участкового педиатра, направление психиатра, акт обследования жилищных условий по форме, тетради, дневник.


9. Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные.
Виды помощи семье и детям:

  • Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы.

  • Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.

  • Индивидуальная работа психолога с ребенком.

  • Помощь учителей ребенку в учебе.

  • Консультация психиатра.

  • Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка (новым опекунам, в приемную семью, в детский дом, приют и т.д.).

  • Направление образовательным учреждением ребенка на психолого-медико-педагогическую консультацию для определения уровня его развития и программы обучения.

  • Консультация у невропатолога или психиатра.

Необходимые документы для оказания помощи - направление, психологическая характеристика, педагогическая характеристика, тетради, дневник, рисунки, выписка из медицинской карты от участкового педиатра, направление невропатолога, психиатра.


10. Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственных учреждениях.
Виды помощи семье и детям:

  • Наблюдение и патронаж семьи социальным педагогом.

  • Сбор информации о семье и родственниках социальным педагогом, воспитателем.

  • Восстановление отношений ребенка и семьи с помощью социального педагога.

  • Организация встреч родителей и детей руководителями учреждения.

  • Беседы, переписка, подготовка родителей к встрече с детьми администрацией государственного учреждения.

  • Помощь со стороны окружения семьи.

  • Наблюдения и консультации психолога.

  • Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях.

  • Организация воспитателями переписки детей и родителей.


Необходимые документы для оказания помощи - запросы, заполнение бланков на всероссийский розыск, ходатайства в ЖЭК, в ЗАГС. Разрешение органов опеки и попечительства на посещение государственного учреждения.


11. Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними.
Виды помощи семье и детям:

  • Социальное патронирование семьи социальным педагогом и социальным работником.

  • Консультирование психолога образовательного учреждения для родителей и ребенка.

  • Занятия родителей и детей в семейных группах.

  • Оказание материальной помощи детям организациями социальной защиты.

  • Вовлечение педагогами ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т.д.

  • Оказание учителями помощи ребенку в учебе.

  • Направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня развития и программы обучения образовательным учреждением.

  • Организация социальным педагогом посещения ребенком нормальной семьи, совместный труд и досуг в ней.

  • Восстановление родственных связей ребенка.

  • Организация социальным педагогом пребывания ребенка в семье выходного дня.

Необходимые документы для оказания помощи - карта неблагополучной семьи, план работы с неблагополучной семьей, направление на психолого-медико-педагогическую консультацию, акт обследования жилищных условий, ходатайство в органы социальной защиты, тетради, дневники, направление психиатра, ходатайство о выделении материальных средств семье, принимающей ребенка.


Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей см. Приложение 1


Приложение 1

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей
1-й этап – изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
2-й этап – первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
3-й этап – знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.
4-й этап – знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
5-й этап – изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.
6-й этап – изучение личностных взаимоотношений в семье.
7-й этап – составление карты семьи.
8-й этап – скоординированная деятельность всех заинтересованных организаций .
9-й этап – разработка и утверждение программы работы с неблагополучной семьей.
10-й этап – текущие и контрольные посещения семьи.
11-й этап – выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.


ПОМНИ! Социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания и заботы о детях, подменяя родителей, поскольку это порождает пассивную, иждивенческую позицию членов семьи.
Социальному педагогу, работающему с семьей группы риска, необходимо сосредоточить усилия на четких, конкретных целях.


Похожие:

Е. Е. Дубровская заместитель директора по учебной работе моу сош №123 г. Челябинска Методические рекомендации по организации работы с детьми девиантного поведения. Оказание помощи детям и подросткам из неблагополучных icon«Формы работы дошкольного учреждения с неорганизованными детьми»
Цель организации работы с неорганизованными детьми – оказание действенной помощи семье в воспитании детей, не посещающих детские...
Е. Е. Дубровская заместитель директора по учебной работе моу сош №123 г. Челябинска Методические рекомендации по организации работы с детьми девиантного поведения. Оказание помощи детям и подросткам из неблагополучных iconМетодические рекомендации «Организация работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в образовательном учреждении»
Организация воспитательной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в образовательном учреждении. Научно-методические...
Е. Е. Дубровская заместитель директора по учебной работе моу сош №123 г. Челябинска Методические рекомендации по организации работы с детьми девиантного поведения. Оказание помощи детям и подросткам из неблагополучных iconМетодические рекомендации для студентов озо
Методические рекомендации предназначены студентам заочного отделения в целях улучшения их профессионально педагогической подготовки....
Е. Е. Дубровская заместитель директора по учебной работе моу сош №123 г. Челябинска Методические рекомендации по организации работы с детьми девиантного поведения. Оказание помощи детям и подросткам из неблагополучных iconМетодические рекомендации по вопросам организации, лицензирования и аккредитации медицинских стоматологических организаций
В. Д. Вагнер – д м н., заместитель директора цниис по научной работе, Президент Стоматологической ассоциации России, заслуженный...
Е. Е. Дубровская заместитель директора по учебной работе моу сош №123 г. Челябинска Методические рекомендации по организации работы с детьми девиантного поведения. Оказание помощи детям и подросткам из неблагополучных iconПубличный отчет директора муниципального общеобразовательного учреждения «Степанщинская средняя общеобразовательная школа»
Волкова Ж. Б. – заместитель директора по воспитательной работе моу «Степанщинская сош»
Е. Е. Дубровская заместитель директора по учебной работе моу сош №123 г. Челябинска Методические рекомендации по организации работы с детьми девиантного поведения. Оказание помощи детям и подросткам из неблагополучных iconДоклад директора мбоу медведевская сош
На конец 2011-2012 учебного года в мбоу медведевская сош обучается 133 учащихся,с ними работают 28 педагогов (8 изних совместители)....
Е. Е. Дубровская заместитель директора по учебной работе моу сош №123 г. Челябинска Методические рекомендации по организации работы с детьми девиантного поведения. Оказание помощи детям и подросткам из неблагополучных iconМетодические указания для студентов: график и методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология девиантного поведения»; тематика и методические указания студентам по подготовке к семинарским занятиям по дисциплине
Материалы, определяющи6е порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии требованиями гос
Е. Е. Дубровская заместитель директора по учебной работе моу сош №123 г. Челябинска Методические рекомендации по организации работы с детьми девиантного поведения. Оказание помощи детям и подросткам из неблагополучных iconПлан работы по обж моу раздолинская сош
...
Е. Е. Дубровская заместитель директора по учебной работе моу сош №123 г. Челябинска Методические рекомендации по организации работы с детьми девиантного поведения. Оказание помощи детям и подросткам из неблагополучных iconЮ. А. Клейберг психология девиантного поведения
Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М.: Тц сфера, при участии «Юрайт-М» 2001. 160 с
Е. Е. Дубровская заместитель директора по учебной работе моу сош №123 г. Челябинска Методические рекомендации по организации работы с детьми девиантного поведения. Оказание помощи детям и подросткам из неблагополучных iconПрограмма «Организация проектно исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования» Автор: Доржиева Риза Дондоковна
Соколов Дмитрий Валерьевич заместитель директора по научно-методической работе моу «Бальзинская сош»; аспирант Забггпу им. Н. Г....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница