Учебно-методический комплекс по дисциплине б кв9 «Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью»




Скачать 31.23 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине б кв9 «Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью»
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер31.23 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2
Министерство образования и науки РФ

Федеральное Государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

И.Ю. Левченко

Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03 сентября 2012 г.



Учебно-методический комплекс

по дисциплине Б.3.КВ9 «Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью»

Факультет: дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Олигофренопедагогика (образование лиц с нарушением в интеллектуальном развитии)


Кафедра: Специальной педагогики и специальной психологии


Составитель:


Исаева Т.Н.., к.п.н., доцент

кафедры специальной педагогики

и специальной психологии


Москва-2012


Министерство образования и науки РФ

Федеральное Государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"

Зав.кафедрой

И.Ю. Левченко




___________________

Решение заседания кафедры

протокол № 1 от 03 сентября 2012 г.



Программа модуля «Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью»


Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Олигофренопедагогика (образование лиц с нарушением в интеллектуальном развитии)


Составитель:

Исаева Т.Н., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии


Москва-2012

1. Пояснительная записка


Основные цели и задачи курса.

Цель: создание практико-ориентированных условий для формирования целостного представления о современной обучении и воспитании детей, подростков с тяжелым, глубоким ментальным нарушением в системе деятельности специальных (коррекционных) образовательных, социальных учреждений. Освоение вариативности моделей оказания образовательных, социальных услуг в дошкольном, школьном учреждении, тенденциях оказания коррекционно-развивающей помощи детям, подросткам с выраженными интеллектуальными нарушениями.

Задачи:

  • закрепление теоретических знаний в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, в том числе и с тяжелым, глубоким нарушением интеллекта;

  • овладение практическими умениями, навыками организации процессов воспитания, обучения, психолого-педагогического сопровождения семьи детей, подростков данной группы нарушения; навыками работы с документацией;

  • освоение вариативности моделей организации психолого-педагогического сопровождения детей, подростков данной категории;

  • формирование профессиональных личностных качеств (толерантность, доброжелательность, умение строить взаимодействие со всеми субъектами профессиональной среды);

  • воспитание у студентов устойчивого интереса к педагогической деятельности.


Объем в ЗЕ: 3 кредита .

Время изучения: курс 5 семестр 10 .

Взаимосвязь с другими дисциплинами:

Необходимым условием обучения данного курса является успешное освоение следующих дисциплин: «Введение в профессию», «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях», «Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии», «Специальная психология», «Специальная педагогика», а также дисциплин модуля «Педагогическая помощь лицам с нарушениями в интеллектуальном развитии», модуля «Методики обучения детей с нарушениями интеллектуального развития».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для углубления, расширения знаний по дисциплинам профессионального цикла, прохождения практики.


Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:


общекультурных компетенций (ОК)

  • способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

профессиональных компетенций (ПК)

общепрофессиональными способностью и готовностью:

  • способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

в области коррекционно-педагогической деятельности:

  • способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

  • готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

  • способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;

изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

  • в области диагностико-консультативной деятельности:

консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

  • в области исследовательской деятельности:

выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

  • в области культурно-просветительской деятельности:

пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.

Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Курс «Технологии обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями» выделен в самостоятельную учебную дисциплину как базовый, опирающийся на достижение современной отечественной и зарубежной педагогике. В настоящее время, когда расширяется интеграционное направление в образовательной среде, большинство лиц с тяжелыми, глубокими интеллектуальными недостатками не получают должного обучения и социальной адаптации. Общество, родители детей ориентируют специальные учреждения, в частности учреждения социальной защиты, изменить ориентацию на гуманизацию социальных отношений - от изоляции ребенка к его максимально возможной абилитации - признавая, таким образом, права каждого ребенка на обучение и жизнь в обществе в соответствии с возможностями.

Программа предусматривает формирование у студентов представлений о психолого-педагогических особенностях у детей данной группы.

В рамках курса важное значение уделяется развитию аналитических способностей студентов, их презентационной и социально-коммуникативной компетенций, пробуждению практического интереса к вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелым, глубоким нарушением интеллекта, освоению практических методов и приемов деятельности учителя-дефектолога, которые позволят выпускникам в будущем эффективно осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность с целью дальнейшей профилизации на рынке труда.


В результате изучения студент должен::

знать

  • особенности психофизического развития и личности детей с выраженными интеллектуальными нарушениями

  • современные достижения в области отечественной теории и практики воспитания, обучения и коррекции детей с выраженными интеллектуальными нарушениями,

  • основы специальных методик коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

уметь

  • проводить психолого-педагогическое изучение детей проводить коррекционно-воспитательную и коррекционно-обучающую работу с детьми с выраженными интеллектуальными нарушениями;

  • пользоваться методиками по всестороннему воспитанию и обучению детей с выраженными интеллектуальными нарушениями

  • теоретически обосновывать структуру и методику занятий;

  • разрабатывать план и конспект занятия;

  • формулировать цель и задачи занятия;

  • подбирать содержание, методы и приемы, средства обучения, формы работы в зависимости от возможностей и особенностей детей группы

  • анализировать свои занятия и занятия других учителей;

  • изготовлять к занятиям наглядные пособия и использовать их в учебном процессе;

владеть

  • коммуникативными умениями;

  • способами взаимодействия со специалистами, субъектами образовательного процесса;

  • функциональными навыками, необходимыми для выполнения письменных учебных зданий в формате реферата, экспертного заключения.


Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

в качестве контрольных и учебных заданий может быть использована бальная оценка уровня обученности:

Низкий уровень: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;

Средний уровень: реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, исторический анализ, эксперимент;

Высокий уровень: эссе, проект


Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

50/50 % - инструментальный кластер

Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

ОК- 02


Тема 1

Конспекты лекции 1, презентации




реферирование,

анотирование

Рабочая тетрадь

Тема 1

Письменный опрос

ОК-02



Тема 2

Конспекты лекции 2, презентации




Реферирование

Рабочая тетрадь

Тема 2

Тесты

ПК - 01


Конспекты лекции 3, презентации




Конспектирование, анотирование

Рабочая тетрадь тема 3

Устный опрос

ПК-01


Тема 3

Конспекты лекции 3, презентации




Конспектирование, Аннотирование

Рабочая тетрадь тема 3

Письменный опрос

ПК-2

ПК -3


Тема 4

Конспекты лекции 4, презентации




Анализ различных типов данных, структурирование проблемы

Рабочая тетрадь

Тема 4

Письменный опрос

ПК - 1


Тема 5

Конспекты лекции 5, презентации




Разработка конспекта урока

Рабочая тетрадь тема 5

Письменный опрос

ПК -1

ПК -2

Тема 6

Конспекты лекции 6, презентации




Посещение образовательных учреждений

Рабочая тетрадь тема 6

Письменный опрос

ОП -1

ПК -2

Тема 7

Конспекты лекции 7, презентации




Аноторивание

Рабочая тетрадь тема 7

Письменный опрос

ПК -01

Тема 8

Конспекты лекции 8, презентации




Разработка конспекта урока

Рабочая тетрадь тема 8

Письменный опрос

ПК -01

Тема 9

Конспекты лекции 9, презентации




Разработка конспекта урока

Рабочая тетрадь тема 9

Письменный опрос

ПК -01

Тема 10

Конспекты лекции 10, презентации




Посещение образовательных учреждений

Рабочая тетрадь тема 10

Письменный опрос

ПК -01

Тема 11

Конспекты лекции 11, презентации




Посещение образовательных учреждений

Рабочая тетрадь тема 11

Письменный опрос

ПК - 03

Тема 12

Конспекты лекции 12, презентации







Рабочая тетрадь тема 12

Письменный опрос

ПК -3

Тема 13

Конспекты лекции 12, презентации




Изучение нормативной документации




Устный опрос

ОК- 02


Тема 14

Конспекты лекции 12, презентации















2. Объем модуля и виды учебной работы

(по каждой форме обучения)


Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

час


Сам.

работа

050700 Специальное (дефектологическое) образование

Технологии обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями

Лекции

4

94




Практические/семинарские










Лабораторные

10







Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет



зачет







Общий объем часов по дисциплине

14

94

10


Краткое содержание курса

1.Раздел Общие вопросы обучение и воспитание детей с выраженными нарушениями интеллекта

Тема 1.Демократизация и гуманизация специального образования в России на современном этапе

Политические и социальные изменения в России, способствующие включению детей с выраженными нарушениями интеллекта в систему специального образования.

Деятельность международных правовых организаций, направленная на развитие и совершенствование помощи этой категории детей. Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в современном обществе.

Тема 2. Дети с выраженными нарушениями интеллекта как объект изучения, воспитания и обучения

Социально-педагогические факторы, влияющие на проблему изучения тяжело умственно отсталых детей и постановку коррекционно-вос-питательной работы с ними. Психолого-педагогическая характеристика тяжело умственно отсталых детей, особенности их познавательной деятельности и эмоциональной сферы. Своеобразие проявлений психических функций в зависимости от клинических форм тяжелой умственной отсталости (дети с синдромом Дауна, дети, страдающие фенилкетонурией и др.). Содержание и организация психолого-педагогического изучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта.

Тема 3. Организация помощи с выраженной умственной отсталостью в России и за рубежом

Принципы организации системы воспитания и обучения тяжело умственно отсталых детей в нашей стране и за рубежом. специальных учреждений для этих детей в системе министерств труда и социального развития, здравоохранения и образования. Организация воспитания и обучения тяжело умственно отсталых детей в зависимости от степени выраженности дефекта и возраста ребенка (дома интернаты, реабилитационные центры, классы при специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, школы). Открытие для этой категории детей “семейных домов”.

Создание общественных комитетов, отечественных и международных ассоциаций содействия семьям, имеющим ребенка с проблемами в развитии. Открытие курсов и клубов для родителей, издание специальной литературы.


2. Раздел. Воспитание и обучение тяжело умственно отсталых детей дошкольного возраста

Тема 4 Комплектование дошкольных групп в детских домах-интернатах и в реабилитационных центрах

Отбор детей в дошкольные группы. Комплектование групп с учетом познавательной деятельности воспитанников. Организация групп с 5-дневным и постоянным пребыванием детей.

Тема 5 Организация и основные требования к проведению занятий.

Игра - основная форма построения занятий с тяжело отсталыми детьми дошкольного возраста. Использование подражательности и эмоций детей, как относительно более сохранных сторон их психической деятельности.

Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности воспитанников.

Тема 6 Содержание коррекционной работы с детьми дошкольного возраста

Воспитание элементарного общения с педагогом. Выработка адекватного поведения в близких детям бытовых и учебных ситуациях.

Развитие движений. Обучение элементарным навыкат самообслуживания.

Предметно-практическая деятельность, ручной труд, конструирование.

Формирование и развитие речи.

Обучение игре.

Музыкально-ритмические занятия, рисование.


3. Раздел. Теория обучения и воспитания тяжело умственно отсталых детей школьного возраста

Тема 7. Цели и задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми школьного возраста

Разработка Л.С.Выготским теоретических вопросов воспитания и обучения детей с нарушениями интеллекта. Соотношение социального и биологического в развитии ребенка. Л.С.Выготский о социальной направленности воспитания тяжело умственно отсталых детей и об использовании обходных путей в коррекционной работе с ними.

Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми - их социальная и трудовая адаптация, т.е. возможность интеграции в общество.

Задачи работы с детьми, имеющих выраженные нарушения интеллектуальной сферы. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения. Воспитание детей с выраженной умственной отсталостью. Формирование адекватного поведения и нравственных качеств. Трудовое обучение и подготов­ка к посильным видам труда, физическое воспитание. Самообслужива­ние. Бытовая ориентировка и социальная адаптация - итог всей работы.

Тема 8. Принципы обучения

Своеобразие применения общедидактических принципов в работе с детьми с выраженными нарушениями в интеллектуальной сфере.. Воспитывающий характер обучения, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, принцип доступности, принцип наглядности обучения.

Особенности реализации специальных дидактических Принципов: коррекционно-развивающая и практическая направленность обучения. Принцип социализации - особый принцип обучения этой категории детей.

Тема 9 Содержание обучения детей с выраженными нарушениями интеллекта

Основные требования к содержанию обучения детей с выраженной умственной отсталостью. Взаимосвязь обучения и воспитания.

Особенности учебного плана и программы. Значение различных предметов в работе с учащимися, установление межпредметных связей. Проведение индивидуальных коррекционных занятий.

Тема 10 Методы обучения

Особенности реализации методов обучения в работе с детьми с выраженной умственной отсталостью. Обусловленность выбора методов дидактической задачей, составом учащихся, особенностями учебного мате­риала. Ведущая роль наглядно-практических методов обучения. Словесные методы обучения. Невербальные методы и их использование при работе с данной категорией детей.

Использование компьютерных обучающих программ в коррекционной работе с этой категорией учащихся.

Тема 11 Коррекционно-воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста

Установление контакта между ребенком и педагогом, воспитание у детей умения подчиняться старшим, выработка элементарного контроля за своим поведением, согласование своих действий с ситуацией.

Воспитание у детей бытовой ориентировки, элементарной самостоятельности, санитарно-гигиенических навыков. Развитие общей моторики, коррекция недостатков двигательной сферы. Развитие тонкой моторики рук.

Организация предметно практической деятельности. Сенсорное воспитание - формирование основных представлений о величине, цвете, форме и т.д.

Развитие речи и познавательной деятельности. Обучение детей грамоте и счету. Поддерживающая коммуникация и возможности ее использования при обучении грамоте.

Тема 12. Основные направления работы с учащимися старшего школьного возраста

Трудовое, обучение. Принципы трудового обучения. Использование трудовой деятельности в целях коррекции познавательной деятельности и эмоциональной сферы учащихся. Трудовая деятельность - основной способ адаптации детей с выраженными нарушениями интеллекта к жизни.

Социально-бытовая ориентировка тяжело умственно отсталых детей. Проведение познавательных экскурсий и прогулок с целью приспособления учащихся к окружающей жизни. Развитие коммуникативной функции речи детей как непременное условие их социализации.

Тема 13.Социально-трудовая адаптация лиц с выраженными нарушениями интеллекта

Трудоустройство учащихся с выраженной умственной отсталостью, использование “мест защищенного труда”. Новые законодательные акты, содействующие трудовой адаптации инвалидов. Возможности интеграции лиц с выраженной умственной отсталостью в общество.


4. Раздел. Работа с семьей ребенка-инвалида

Тема 14 Семья как важнейшее звено социализации умственно отсталых детей

Взаимодействие специального учреждения с семьей ребенка-инвалида. Социальный и психологический статус семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Этика отношений педагогов с родителями ребенка-инвалида.

Школа матерей детей-инвалидов. Организация практической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Закон РФ о государственных пенсиях детям инвалидам. Время выхода на пенсию матери ребенка-инвалида.

Указы и постановления Правительства РФ, трактующие организацию медицинского обслуживания детей-инвалидов.

Акты жилищного законодательства РФ, регламентирующие получение жилой площади семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
  1   2

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине б кв9 «Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 «Воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью»
Исаева Т. Н., к п н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по дисциплине б кв9 «Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине б кв9 «Технологии обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями»
Б кв9 «Технологии обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями»
Учебно-методический комплекс по дисциплине б кв9 «Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «исследование операций»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Математическое программирование» разработан в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б кв9 «Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Криминология»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Криминология» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б кв9 «Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Криминалистика»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Криминалистика» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б кв9 «Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «логистика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Логистика» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б кв9 «Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные системы в экономике»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Мировые информационные ресурсы» разработан в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б кв9 «Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Правовая статистика»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Правовая статистика» подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б кв9 «Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Судебная бухгалтерия»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Судебная бухгалтерия» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б кв9 «Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Правоохранительные органы»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правоохранительные органы» подготовлен в соответствии с требованиями Государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница