Управление политическими процессами в условиях полиэтничности (на материалах республик северного кавказа)




Скачать 27.37 Kb.
НазваниеУправление политическими процессами в условиях полиэтничности (на материалах республик северного кавказа)
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер27.37 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3
На правах рукописи




Дадуев Магомед Абуевич


УПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В

УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ

РЕСПУБЛИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)


Специальность 23.00.02 – политические институты,

процессы и технологии


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук


Краснодар – 2010

Работа выполнена на кафедре политологии и политического управления ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет»




Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Акаев Вахит Хумидович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Новикова Ольга Сергеевна

кандидат политических наук, профессор

Черноус Виктор Владимирович


Ведущая организация: Адыгейский государственный

университет (г. Майкоп)


Защита состоится 30 июня 2010 года в 15 час. 30 мин. на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.101.11 при Кубанском государственном университете по адресу 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, ауд. 237.


Автореферат диссертации разослан 30 мая 2010 года.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Кубанского государственного университета.


Ученый секретарь Совета

по защите докторских и

кандидатских диссертаций,

д-р полит. наук, д-р ист. наук,

проф. А.В. Баранов



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы диссертационного исследования. Политический процесс как совокупность фактов, событий, действий субъектов политики и их взаимодействий, имеющих публично-властное значение, развивается в диалектическом единстве самоорганизации и целенаправленной активности. Особую актуальность управление политическими процессами получает в гетерогенных общественных системах, ярким примером которых являются республики Северного Кавказа. При этом факторы конфликтогенности, рисков и угроз национальной безопасности многообразны. Среди них – геополитические, социально-экономические, этнокультурные, конфессиональные, политические.

Управление политическими процессами на субнациональном (региональном) уровне в Российской Федерации остается малоизученной темой. Сохраняется традиция преимущественного рассмотрения проблемы в государственно-правовом аспекте. Различные аспекты политического управления исследованы неравномерно, как и пространственные сегменты северокавказского сообщества.

Многие проблемы в сфере центр-периферийных политических отношений обусловлены отсутствием четкого механизма реали­зации принимаемых решений. Существуют параллелизм и дуб­лирование в деятельности органов государственной власти Рос­сийской Федерации, их слабое взаимодействие с органами го­сударственной власти субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе, недостаточное использо­вание возможностей политических партий, общественных орга­низаций и этнокультурных движений, традиционных методов на­родной демократии.

Одной из приори­тетных задач является поиск путей предотвращения и разрешения конфликтов, сохранение мира, выдвигаются на передний план полити­ческие средства их обеспечения.

Степень научной разработанности проблемы. Совокупность публикаций по теме можно структурировать на такие направления, как теоретические исследования политического управления и политических процессов, этнополитики, а также прикладные исследования факторов политического управления на Северном Кавказе, концепций и методик реализации этнополитики в условиях долгосрочных конфликтов. При этом следует учитывать, что мировая и отечественная научные традиции анализа политического управления развивались обособленно. Их интеграция на основе конвенциальной системы категорий и алгоритмов анализа еще не завершена.

Среди теоретических работ о политическом управлении можно выделить по значению монографии В. Вильсона, Ч. Барнарда, Г. Саймона, Д. Уалдо, П. Дракера, Дж. Марча и Й. Олсена, Д. Осборна и Т. Гэблера1. Для современных концепций политического управления характерна полипарадигмальность. В аспекте нашей темы актуальны концепция нового государственного менеджмента (Д. Осборн и Т. Гэблер, Г. Питерс, Дж. Фредериксон и др.)2, неоинституционализм (П. Ди Маджио, У. Пауэлл и др.)3, концепция политических сетей (Т. Берцель, Р. Родес, Л.О’Тул и др.)4, теория нового способа управления (governance) (Г. Бребант, Я. Кооиман, Г. Маркс)5.

Политический процесс в качестве типа общественного развития теоретически осмысливается в работах С. Хантингтона, А. Пшеворски, Д. Растоу, Л. Пая, Ш. Эйзенштадта и др6. Субъектно-деятельностный подход к политическим процессам разработан усилиями Дж. Коулмэн, Ф Шмиттера, других политологов и социологов7. Субнациональный (региональный) уровень политических процессов, в т.ч. – в полиэтничных сообществах специально исследован в работах К. Мацузато, Дж.Агнью, У. Изарда8, а на материалах современной России – усилиями В.Я. Гельмана, Р.Ф. Туровского, А.В. Дахина и других политологов9.

В мировой науке сложилась специализированная отрасль исследований управления полиэтничными сообществами – этнополитология. Ее концептуальные основы созданы в работах Дж. Ротшильда, Э. Геллнера, Э. Хобсбаума, Дж. Келласа, Д. Хоровитца10 и др. Отечественная научная традиция анализа этнополитики создана в концептуальных работах Л.М. Дробижевой, Р.Г. Абдулатипова, Э.А. Паина, В.А. Тишкова, С.В. Соколовского, В.С. Малахова, М.Н. Губогло и др11.

Политические процессы на Северном Кавказе постсоветского периода осмысливаются в монографиях Г.С. Денисовой, Л.Л. Хоперской, В.А. Авксентева, А.Н. Смирнова, А.К. Алиева, Ю.В. Васильева12. Новой формой анализа политических процессов стал «Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России», выпускаемый Южным научным центром РАН (г.Ростов-на-Дону) с 2006 г. в виде продолжающегося издания13.

Важным направлением анализа политических процессов на Северном Кавказе стала конфликтология. Важнейшие исследования региональной и этнической конфликтности на Северном Кавказе создали В.А. Авксентьев, В.М. Юрченко, В.В. Черноус, М.В. Савва14. Сформировались научные школы политической конфликтологии в Южном научном центре РАН, Южном федеральном университете ( г.Ростов-на-Дону), Кубанском государственном университете (г.Краснодар), Ставропольском государственном университете.

Системные работы о направленности, задачах и методах политического управления в полиэтничных регионах создали В.И. Мукомель, Н.Ф. Бугай и А.М. Гонов, В.Д. Дзидзоев15. Методы конструктивного управления конфликтами на Северном Кавказе разрабатываются в публикациях В.Х. Акаева, В.А. Самедова, М.А. Аствацатуровой, Э.Т. Майборода, М.И. Цапко16.

Вследствие специфики условий и задач политического управления необходимо также охарактеризовать научные работы, посвященные анализы ситуации в отдельных республиках Северного Кавказа.

Проблемы урегулирования политического кризиса в Чечне и миростроительства освещаются в работах А.В. Малашенко, А.А. Кадырова, С.В. Ушакова, Э.Ф. Шарафутдиновой17. Политический процесс в Дагестане исследуется в геополитическом аспекте З.А. Махуловой18, в конфессиональном измерении - Э.Ф. Кисриевым, Д.В. Макаровым, В.О. Бобровниковым19. Системный анализ политического процесса в Дагестане провели К. Мацузато и М.-Р. Ибрагимов, А.-Н. З. Дибиров20.

Политические процессы в Северной Осетии и Ингушетии рассматриваются, чаще всего, в ракурсе долгосрочного этнополитического конфликта и его урегулирования. Таковы работы А.Г. Здравомыслова, А.А. Цуциева, Б.У. Костоева, В.А. Соловьева, Х. В. Дзуцева21. Исследование институциональных и ресурсных аспектов политических процессов применительно к этим республикам лишь начинается в работах Т.Н. Литвиновой, Б.Г. Койбаева и Ю.В.Усовой22.

Управление политическими процессами в республиках Северо-Западного Кавказа изучено неравномерно. На материалах Кабардино-Балкарии выполнена диссертация Е.В. Уметовой, статья М.В. Радомской23. Относительно детальнее проанализирован этнополитический конфликт в Карачаево-Черкесии в работах Е.А. Щербина, А.Х. Ерижевой, Е.В. Кратова24. Политический процесс в Адыгее исследован, более всего, в институциональном аспекте формирования органов власти (публикации Т.М. Поляковой, Р.Х.Хунагова, Р.Г. Хаджибиекова)25. Этнополитические аспекты управления, в т.ч. регулирование конфликтов, освещены в статьях О.М. Цветкова, М.В. Саввы, А. Шхачевой26.

Итак, анализ степени разработанности темы подтверждает ее актуальность для стабилизации политических процессов, повышения эффективности управления политическим развитием Северного Кавказа. Вместе с тем, недостаточно изученными остаются такие важные аспекты темы, как состав субъектов политического управления в регионе и их ресурсы власти, методы управления этнополитическими конфликтами, политический процесс в республиках Северо-Западного Кавказа.

Объект диссертационного исследования – политическое управление на субнациональном (внутригосударственном) уровне.

Предмет диссертационного исследования – факторы, цели и методы управления политическими процессами в республиках Северного Кавказа (1990-2000-е гг.).

Хронологические рамки работы включают в себя постсоветский период (с 1991 г. по настоящее время), поскольку именно распад СССР и институционализация Российской Федерации определили базовые условия политического управления в республиках Северного Кавказа, создали композицию субъектов политики и баланс их ресурсов влияния.

Географические рамки диссертации объемлют собой республики Северного Кавказа (Дагестан, Чечню, Ингушетию, Северную Осетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Адыгею). Выбор географических рамок работы вызван тем, что все названные регионы являются полиэтничными и поликонфессиональными сообществами. Легитимация органов власти в них имеет национально-территориальное обоснование. По этим признакам Республика Адыгея социокультурно ближе Северному Кавказу, а не Югу страны. Вместе с тем, Ставропольский край, с января 2010 г. вошедший в пределы Северо-Кавказского федерального округа, качественно отличается от республик по уровню социально-экономического развития, этническому составу и основаниям субъектности.

Цель диссертационной работы – раскрыть факторы, цели и методы управления политическими процессами в республиках Северного Кавказа (1990-2000-е гг.).

Задачи диссертационного исследования определяются его политико-прикладным профилем. Они таковы:

- интерпретировать управление политическими процессами в качестве вида деятельности субъектов политики;

- определить основные параметры политических процессов в условиях полиэтничности;

- выявить систему субъектов управления политическими процессами на субнациональном (макрорегиональном) уровне;

- установить влияние геополитических рисков и угроз на динамику политических процессов в республиках Северного Кавказа;

- раскрыть роль религиозного экстремизма и радикализма на Северном Кавказе в дестабилизации политических процессов;

- определить динамику этнических факторов конфликтогенности политических процессов в республиках Северного Кавказа;

- осмыслить экономико-социальные методики политического управления на Северном Кавказе;

- определить роль формирования общероссийской идентичности как метода политического управления в республиках Северного Кавказа;

- выявить значение методов народной дипломатии в управлении политическими процессами на Северном Кавказе.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Цель и задачи диссертации решаются на основе применения совокупности общенаучных принципов и подходов, а также специальных методов политической науки. К общенаучным относятся принципы диалектики и историзма. Применен системный подход27. Это позволило рассмотреть политическое управление в макрорегионе как целостную совокупность видов и форм деятельности, обусловленную не только внутренними качествами системы, но и ее взаимодействиями с внешней средой. Применен также структурно-функциональный подход, благодаря которому выявлены реформы политического управления в полиэтничном макрорегионе.

На уровне специальных методов политической науки применен сравнительный анализ28 политических процессов и моделей политического управления. Проводился как кросс-темпоральный сравнительный анализ на длительном интервале (20 лет), так и кросс-региональный анализ (7 республик).

Методология исследования выбрана в русле неоинституционализма. Это позволило раскрыть политические практики управления, не ограничиваясь формально-нормативным описанием принимаемых решений29. Институты политики, ее субъекты, ресурсы и стратегии позволяют системно оценить динамику политического управления.

На уровне специализированных концепций особое внимание уделено парадигме конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф)30 в ее этнополитическом аспекте: метолам экспертизы, регулирования конфликтов и постконфликтного миростроительства. Из числа прикладных методик применен статистических данных переписей населения, а также вторичный анализ экспертных опросов и массовых анкетных опросов.

Эмпирическая основа диссертации включает в себя совокупность видов документов:

- законодательные акты органов государственной власти Российской Федерации и субъектов федерации;

- нормативно-правовые акты органов исполнительной власти РФ и ее субъектов;

- статистические материалы (итоги переписей населения 1989 и 2002 гг., ежегодных отчетов Госстата РФ о социально-экономическом развитии регионов);

- публичные выступления политических деятелей (речи, доклады, интервью);

- материалы периодической печати;

- опубликованные итоги социологических исследований (анкетных и экспертных опросов).

Анализ законодательных и нормативно-правовых актов (Конституции Российской Федерации и конституций республик-субъектов РФ, федеральных законов, концепций национальной политики, законов и подзаконных актов республик Северного Кавказа) позволяет осмыслить идеологическую и нормативную основы политического управления, выявить противоречия и лакуны в регламентации управления.

Исследование итогов переписей населения 1989 и 2002 гг., ежегодных материалов о социально-экономическом развитии регионов России позволяет установить динамику ресурсной базы политических процессов, параметры факторов политической стабилизации и угроз региональной безопасности на Северном Кавказе.

Изучение выступлений политических лидеров (Президента Российской Федерации, Председателя Правительства РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ, президентов республик Северного Кавказа и др.) дало возможность оценить интересы и стратегии высокостатусных субъектов политики.

Анализ публикаций в газетах и журналах, сети Интернет дал обширную информацию о составе региональных политических элит, о методиках урегулирования конфликтов на Северном Кавказе. Наряду с федеральными изданиями («Российская газета», «Независимая газета», «Советская Россия», «Коммерсант-власть») представляет интерес региональная пресса (газеты «Южный федеральный», «Северный Кавказ»). Отличается информативностью сайт информационного агентства «Регнум».

Среди итогов социологических исследований вторичному анализу подверглись материалы анкетирования «Этноконфликтная ситуация в Ставропольском крае» (2001 г.), экспертного опроса «разработка теоретико-методологических основ региональной конфликтологии» (2007-2009 гг.). Они дают представление о восприятии проблем управления политическими процессами на Северном Кавказе как в массовом, так и профессиональном сознании.

Новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- управление политическими процессами интерпретировано как вид деятельности субъектов политики;

- определены основные параметры политических процессов в условиях полиэтничности;

- выявлена система субъектов управления политическими процессами на субнациональном (макрорегиональном) уровне;

- установлено влияние геополитических рисков и угроз на динамику политических процессов в республиках Северного Кавказа;

- раскрыта роль религиозного экстремизма и радикализма на Северном Кавказе в дестабилизации политических процессов;

- определена динамика этнических факторов конфликтогенности политических процессов в республиках Северного Кавказа;

- интерпретированы экономико-социальные методики политического управления на Северном Кавказе;

- раскрыта роль формирования общероссийской идентичности как метода политического управления в республиках Северного Кавказа;

выявлено значение методов народной дипломатии в управлении политическими процессами на Северном Кавказе.

Положения, выносимые на защиту, таковы:

1. Политическое управление интерпретировано в качестве целенаправленной деятельности высокостатусных субъектов политики, обладающих ресурсами и полномочиями публичной власти, по реализации стратегических политических решений. Политическое управление является целостной системой принципов, целей, направлений и методов деятельности. Политическое управление – это более широкая по субъектам и объектам система, чем государственное управление. Среди механизмов и видов взаимодействий участников политического управления применяются не только господство и подчинение, но и добровольная координация.

2. Политический процесс как объект целенаправленного управления трактуется в качестве совокупности действий и взаимодействий субъектов политики в сфере реализации их интересов и стратегий, изменяющих состояние политической системы в целом либо ее основных элементов. Политический процесс включает в себя как целенаправленные, так и стихийные действия субъектов политики и их последствия. Политический процесс составляет собой совокупность стадий, этапов изменений политической системы. В условиях глобализации пространственные уровни политических процессов (мировой, национально-государственный, региональный и локальный) взаимодействуют в нарастающей степени. Так, политические процессы в полиэтничных республиках Северного Кавказа развиваются на региональном (внутригосударственном) уровне. Но они испытывают нарастающее влияние глобальных трансграничных, общероссийских и локальных процессов.

3. Совокупность субъектов политического процесса включает в себя таких высокостатусных акторов, как политические элиты, лидеры, политические партии, этнополитические движения, национально-культурные организации, органы государственной власти федерального и регионального уровней, органы местного самоуправления, трансграничные акторы (зарубежные государства и международные организации).

В условиях полиэтничности и традиционализма, характеризующих Северо-Кавказский макрорегион постсоветского периода, развивается этнизация политики. Статусные диспозиции, ресурсы влияния и структура политических возможностей субъектов политики зависят, преимущественно, от ролей субъектов в неформальных структурах этнизированной власти. Вместе с тем, курс рецентрализации власти в 2000-х гг. приводит к взаимодействию формальных статусов субъектов политики, соответствующих федерализму, со статусами неформальными - этнократическими.

4. Геополитические риски и угрозы развития республик Северного Кавказа состоят в росте экономического и военного влияния стран НАТО, стран Ближнего и Среднего Востока. Внешнее для региона акторы политики заинтересованы в контролируемой дестабилизации Северного Кавказа, в ослаблении его ресурсов, интегрированности в Российскую Федерацию. Направлениями данной стратегии являются: контроль над транзитом энергоресурсов через республики Северного Кавказа; наращивание транспортной и военной инфраструктуры НАТО в Черноморско-Каспийском регионе; поощрение центробежных интересов региональных этнократических элит; стимулирование этнополитических и конфессиональных конфликтов; символическая политика противопоставления Северного Кавказа и России со стороны стран НАТО.

5. Религиозный радикализм и экстремизм проявляется в республиках Северного Кавказа в создании противоправных организаций сетевого типа, а также влиянии трансграничных структур исламизма (как салафитских, так и «традиционных»). Риски и угрозы национальной безопасности в данном аспекте состоят в насаждении религиозного фанатизма и нетерпимости, неконвенциальных (вплоть до терроризма) форм деятельности, нарушении принципов конституционного строя Российской Федерации. Радикальные и экстремистские организации используют общественные проблемы (низкий уровень жизни, безработицу, коррупцию и т.д.) для насаждения архаичных идеологем теократии в массовом сознании. Наиболее весом фактор религиозного экстремизма в республиках Северо-Восточного Кавказа.

6. Этничность как существование самоидентификации индивидов и социальных групп на основе социально значимых признаков (культуры, языка, ценностей и ориентаций самосознания) не является сама по себе фактором риска в политических процессах. Но вследствие низкого уровня социально-экономического развития, примордиального восприятия этничности в массовом сознании, деструктивных интересов этнократических элит этничность может становиться конфликтогенным фактором.

В условиях постсоветских сообществ Северного Кавказа этничность используется монократическими региональными элитами для легитимации своей власти, для «торга» с органами федеральной власти об увеличении ресурсов влияния и полномочий. Этнополитическая мобилизация служит средством сплочения сообщества, подавления оппозиции, структурирования социально-политического пространства.

7. Политическое управление в аспекте полиэтничности регионов России имеет целью конструктивное согласование этнических интересов на основе принципов демократии, равноправия народов и недопущения их дискриминации, сохранения целостности Российской Федерации. Политическое управление призвано обеспечивать условия равноправного социально-экономического и культурного развития народов, эффективно урегулировать этнополитические конфликты и обеспечивать национальную безопасность.

Методы обеспечения политического управления в социально-экономическом аспекте включают в себя: финансирование целевых программ развития регионов; инвестиционную и кредитную политику; стимулирование инновационного роста экономики; выравнивание территориального уровня благосостояния; развитие транспортной, информационной и энергетической инфраструктуры Северного Кавказа.

8. Формирование общероссийской гражданской идентичности является важнейшим методом политического управления, в т.ч. на Северном Кавказе. Данная идентичность не должна отрицать этнические и региональные, конфессиональные идентичности, т.к. она является феноменом более высокого порядка и интегрирует в себя иные идентичности. Институтами формирования общероссийской идентичности должны стать семья, система образования, средства массовой информации, малые референтные группы повседневного общения. В этой связи органы государственной власти должны изменить приоритеты образовательной и информационной политики, развивая, в первую очередь, ценности гражданского патриотизма и этнической толерантности.

9. Методы народной дипломатии в условиях традиционализма институтов и норм политики на Северном Кавказе могут дополнять усилия государственной власти по оптимизации политического управления. Формами народной дипломатии выступают советы старейшин, женские, молодежные, национально-культурные, спортивные объединения. Доказали свою целесообразность консультативные Общественные советы и Общественные палаты при органах государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления, правозащитные и миротворческие организации. Практики политического управления на Северном Кавказе должны учитывать нормы традиций и обычного права в обеспечении межэтнической толерантности и миростроительства.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его положения и выводы способствуют совершенствованию категориального аппарата и алгоритмов анализа политического управления полиэтничными сообществами. Материалы диссертации будут полезны для органов государственной власти, местного самоуправления, отделений политических партий, общественных организаций и СМИ в управлении политическими процессами на Северном Кавказе. Положения и рекомендации исследования также могут быть использованы в образовательном процессе высших учебных заведений и структур поствузовского образования по направлению «Политология».

Апробация результатов исследования. Материалы и выводы диссертации апробированы в выступлениях соискателя на межрегиональной научно-практической конференции «Укрепление межнационального и межконфессионального единства в Южном федеральном округе – важнейший фактор российского федерализма» (г. Грозный, 2007 г.); республиканской научно-практической конференции «Конституция – основной закон Чеченской Республики» (Грозный, 2008 г.); международной научной конференции «А.Г. Авторханов – ученый, публицист, общественный деятель» (Грозный, 2008 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Чеченцы в сообществе народов России» (Грозный, 2008 г.); региональной научно-практической конференции «Ахмат-Хаджи Кадыров – выдающийся общественно-политический, государственный и религиозный деятель современной России» (Грозный, 2009 г.).

Основные материалы, положения и выводы диссертации нашли отражение в 8 научных публикациях соискателя общим объемом 3,0 п.л., в т.ч. 1 статье в ведущем научном журнале, рекомендованном ВАК Минобрнауки РФ для апробации итогов диссертационных исследований.

Положения, выводы и рекомендации исследования апробированы в преподавании дисциплины «Политология» в ГОУ ВПО «Чеченский государственный университет».

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета.

Структура диссертационной работы реализует выбор цели и задач, приоритетов исследования. Она включает: введение; три главы, состоящие из 9 параграфов; заключение; библиографический список.



  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

  1   2   3

Похожие:

Управление политическими процессами в условиях полиэтничности (на материалах республик северного кавказа) iconПравозащитный центр "мемориал" memorial human rights center
России в области соблюдения прав человека. Хотя обстановка в разных республиках и краях Северного Кавказа заметно различается, на...
Управление политическими процессами в условиях полиэтничности (на материалах республик северного кавказа) iconНир нии
Координационный центр по изучению региональной ономастики Северного Кавказа (кцироск)
Управление политическими процессами в условиях полиэтничности (на материалах республик северного кавказа) iconТорговый фактор в системе политико-экономического развития северного кавказа в XVIII -первой половине XIX века
Торговый фактор в системе политико-экономического развития северного кавказа в XVIII –первой половине XIX века
Управление политическими процессами в условиях полиэтничности (на материалах республик северного кавказа) iconСвадебный обряд в контексте этнической культуры народов северного кавказа
Работа выполнена на кафедре философии гоу впо «Чеченский государственный университет»
Управление политическими процессами в условиях полиэтничности (на материалах республик северного кавказа) iconКонспект по теме: Население Северного Кавказа
Ученики по карте определяют, какие народы проживают на Кавказе, с каким языковым семьям и группам принадлежат
Управление политическими процессами в условиях полиэтничности (на материалах республик северного кавказа) icon«Курорты Северного Кавказа» Изменение №1 к
«Концепции интегрированной системы безопасности туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае...
Управление политическими процессами в условиях полиэтничности (на материалах республик северного кавказа) iconКчгу, соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий
Этнопедагогическая направленность подготовки студентов педагогических вузов как фактор освоения этнической культуры народов Северного...
Управление политическими процессами в условиях полиэтничности (на материалах республик северного кавказа) iconАмандурдыев организационно-экономический механизм функционирования регионального агропромышленного комплекса в условиях формирования кластерных структур (на материалах Ставропольского края)
Хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами – апк и сельское хозяйство
Управление политическими процессами в условиях полиэтничности (на материалах республик северного кавказа) iconПолитика «Северного измерения» иеё влияние на международные связи субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ
Охватывают период с момента инициирования «Северного измерения» в 1997 г и до конца 2011 г. При этом особое внимание автор уделил...
Управление политическими процессами в условиях полиэтничности (на материалах республик северного кавказа) iconУправление антикризисными процессами в промышленно развитом регионе
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница