Пояснительная записка Модульная программа «Мой край мой дом»




Скачать 22.27 Kb.
НазваниеПояснительная записка Модульная программа «Мой край мой дом»
Дата04.02.2016
Размер22.27 Kb.
ТипПояснительная записка


Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ- Югра

Октябрьский район

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижне – Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»


МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«МОЙ КРАЙ – МОЙ ДОМ»


для учащихся 1-4 классов

четырехлетней начальной школы


Автор – составитель: учитель начальных классов

Барман Галина Васильевна

Содержание


Пояснительная записка………………………………………………………………3

Учебно-тематический план 1-й год обучения………………………………………6

Содержание программы 1-й год обучения………………………………………….6

Учебно-тематический план 2-й год обучения………………………………………7

Содержание программы 2-й год обучения………………………………………….7

Учебно-тематический план 3-й год обучения………………………………………6

Содержание программы 3-й год обучения………………………………………….6

Учебно-тематический план 4-й год обучения………………………………………7

Содержание программы 4-й год обучения………………………………………….8

Материально-техническое обеспечение…………………………………………….9

Литература…………………………………………………………………………….9


Пояснительная записка


Модульная программа «Мой край – мой дом» составлена с учетом ФГОС на основе программы учебного курса «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») для учащихся 1-4 классов четырехлетней начальной школы; автор А.А. Плешаков.

Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундамента всего последующего обучения. Актуальным в образовании представляется гармоничное сочетание обучения, развития и воспитания с максимальным учетом национальных и региональных традиций, формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Именно этот аспект и послужил ориентиром для разработки модульной программы.

Сохранение культурных ценностей является важным условием процветания общества. Оторванность от национальной культуры, от исторических корней приводит к появлению у подрастающего поколения негативных тенденций: безнравственности, цинизма, социальной апатии, преклонения перед иностранными, иногда не лучшими, традициями и стилем жизни, заимствования внешних ориентиров.

Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

Модульная программа «Мой край – мой дом» в настоящий момент актуальна, потому что имеет ярко выраженную региональную, интегративную направленность и отражает социальный заказ общества.

Цель программы: познакомить детей с природным, социальным и рукотворным миром родного края.

Задачи:

- Формировать представление о том, что ХМАО является частью большой, богатой многонациональной страны - Россия;

- Раскрыть уникальность родного края;

- Познакомить с народными традициями, по которым веками живут коренные жители Севера;

- Формировать любовь к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему.

Особенностью данной программы является то, что знания полученные детьми во время непосредственной образовательной деятельности с детьми реализуются в продуктивных видах деятельности (аппликация, лепка, рисование, конструирование) и в практической деятельности.

Программа рассчитана на 4 года обучения и реализуется в работе с детьми младшего школьного возраста, во время непосредственной образовательной деятельности.

Программа представляет собой модифицированный вариант планирования образовательной деятельности, в ней используются интегрированные и личностно-ориентированные подходы в обучении детей. В процессе обучения применяются творческий и репродуктивный методы обучения в группах. Используются индивидуальные, групповые и дифференцированные формы деятельности. Все темы взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как подчинены единой целевой установке данной программы.

Формы реализации программы:

  • Беседы с детьми;

  • Работа с картой России и ХМАО;

  • Экскурсии

  • Практические работы

  • Чтение научной и художественной литературы;

  • Дидактические и подвижные игры;

  • Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация);

  • Проектная и исследовательская деятельность

  • Конкурсы-викторины, выставки детских творческих работ.

Результаты изучения модульной программы

Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:

  • проявление чувства гордости за свою малую Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием Югры;

  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры Югры;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям малой Родины.


Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения)

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

  Коммуникативные

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  Предметные результаты

  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры ХМАО;

  • приводить примеры растений и животных ХМАО;

  • выполнять правила рационального питания, закаливания;

  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

  • раскрывать роль экономики в нашей жизни и в жизни округа;

  • осознавать значение природных богатств ХМАО в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;

  • понимать и уважать традиции малочисленных народов Севера;

  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения


Темы разделов основной программы

Кол-во час по основной программе

Темы модульной программы

Кол-во часов по модульной программе

Теор/ч

Практ/ч

Всего

Введение

9

Мой край


1

1

2

Что и кто?

18

Жизнь обитателей тайги


1

1

2

Как, откуда и куда?

12

Куда текут реки

1

1

2

Где и когда?

9

Традиционная одежда народов ханты и манси

1

1

2

Почему и зачем?

17

Овощи и фрукты. Витамины.

1

1

2

Итого:

5

5

10



СОДЕРЖАНИЕ

Мой край. Наш «адрес»: страна Россия, название нашего села, что мы называем родным краем.

Жизнь обитателей тайги. Насекомые, рыбы птицы и звери своей местности. Знакомство с отдельными представителями растений своей местности.

Куда текут реки. Обь и Иртыш – могучие реки Западно-Сибирской равнины. Жизнедеятельность обских рыб: щуки, окуня, язя, сороги, нельмы, стерляди, муксуна. 

Традиционная одежда народов ханты и манси. Особенности национальной одежды обско-угорских народов в разные времена года.  

Овощи и фрукты. Витамины. Разнообразие овощей и фруктов. Почему нужно есть много овощей и фруктов? Витамины.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-ой год обучения


Темы разделов основной программы

Кол-во час по основной программе

Темы модульной программы

Кол-во часов по модульной программе

Теор/ч

Практ/ч

Всего

Где мы живем?

2

Где мы живем

1

1

2

Природа

21

Природа Югры


2

2

4

Жизнь города и села

12

Наш дом

1

1

2

Путешествия

17

Югорская земля

1

1

1

Итого:

5

5

10



СОДЕРЖАНИЕ

Где мы живем. Знакомство с этнографическими особенностями края. Символика и геральдика ХМАО . Сказки и легенды народов ханты и манси.

Природа Югры. Красная книга Югры. Священные растения и животные обских угров. Мифы и легенды о растениях и животных нашего округа.

Наш дом. Ознакомление с жилищем, бытом и образом жизни народов ханты и манси.

Югорская земля. Столица ХМАО - г. Ханты – Мансийск: культурные и этнические особенности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3-й год обучения

Темы разделов основной программы

Кол-во час по основной программе

Темы модульной программы

Кол-во часов по модульной программе

Теор/ч

Практ/ч

Всего

Как устроен мир

7

Мой край – мой дом

1

1

2

Эта удивительная природа

19

Человек – часть живой природы.

1

1

2

Мы и наше здоровье

8

Здоровый образ жизни.

1

1

2

Чему учит экономика

12

Природные богатства.

1

1

2

Путешествие по городам и странам

13

Культурное наследие Югры

1

1

2

Итого:

5

5

10



СОДЕРЖАНИЕ

Мой край – мой дом. Семья, народ, государство – части общества. Сохранение нравственных ценностей семьи, возрождение и сохранение народных семейных традиций. Традиционно-обрядовые праздники.

Человек – часть живой природы. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Берегите природу.

Здоровый образ жизни. Природные условия Югры. Образ жизни народов ханты и манси в разные времена года. Особенности труда рыболова, охотника. Знакомство с традиционными видами спорта.

Природные богатства. Нефть и газ – природные богатства Югры. Разнообразие полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Культурное наследие Югры. Знакомство с архитектурными памятниками Югорского края. Знаменитые люди и таланты Югры.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4-й год обучения

Темы разделов основной программы

Кол-во час по основной программе

Темы модульной программы

Кол-во часов по модульной программе

Теор/ч

Практ/ч

Всего

Земля и человечество

10

Прошлое и настоящее глазами эколога.

1

1

2

Природа России

10

Многообразная фауна Югры

1

1

2

Родной край – часть большой страны

14

Растениеводство в нашем крае



1

1

2

Страницы истории Отечества

20

Страницы истории Югры

1

1

2

Современная Россия

9

Малая Родина

1

1

2



СОДЕРЖАНИЕ

Прошлое и настоящее глазами эколога. Понятие «Природа» и «Экология». Взаимосвязь природы, экологии и человека. Роль заповедников Югры в охране природы.

Многообразная фауна Югры. Разнообразный мир животных Югры. Их сходство, различие, образ жизни. Фольклор «Сказки бабушки Аннэ».

Растениеводство в нашем крае. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли: полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство.

Страницы истории Югры. Первые сведения о прошлом нашего края, села. Появление географических названий населенных пунктов, рек и т.д. Возникновение традиционных занятий коренных народов Югры.

Малая Родина. Современные традиции коренных народов Югры. Знаменитые люди Югры: поэты, писатели, художники.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ




№ п/п

Наименование

Количество

1

ПК

1

2

Принтер

1

3

Экран

1

4

Проектор

1

5

Аудиоколонки

1


ЛИТЕРАТУРА


  1. Концепция и программы для начальных классов в 2-х частях - М.: Просвещение, 2009.

  2. Примерные программы по учебным предметам - М.: Просвещение, 2010.

  3. Интегрированная программа по краеведению «Мы – дети природы» / Под. ред. Т. К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003.

  4. Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения - Екатеринбург “СВ – 96”, 2001.

  5. Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании. - М: Книголюб, 2006.

  6. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005.

  7. Сказки бабушки Аннэ / Ил. детей пос. Талинка. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2001. – 120 с.: ил.

  8. Интернет-ресурс: knowledge.allbest.ru

  9. Интернет – ресурс: raipon.info



Похожие:

Пояснительная записка Модульная программа «Мой край мой дом» iconКонкурса чтецов на тему «Люблю тебя, мой край родной»
Конкурс чтецов «Люблю тебя, мой край родной» проводится среди учащихся 5-7 классов специальной (коррекционной) образовательной школы...
Пояснительная записка Модульная программа «Мой край мой дом» iconА вы не задумывались, почему женский день отмечают весной?
Наставник, мой критик, мой учитель, мой консультант, мой самый дорогой и близкий человек. Мама – учитель, она много времени и сил...
Пояснительная записка Модульная программа «Мой край мой дом» iconСам не знаю, откуда взялась эта боль
Друг мой, друг мой — Имеется, хотя и не дословная, перекличка ст. 1 и 80 с первой строкой предсмертного стихотворения Есенина «До...
Пояснительная записка Модульная программа «Мой край мой дом» iconПрограмма VI международных Цветаевских чтений «Дух мой сподвижник и Дух мой вожатый»
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Пояснительная записка Модульная программа «Мой край мой дом» iconКонкурс краеведческих исследовательских работ «Край родной марийский»
У каждого человека есть на земле такое место, где ему по-особому тепло. Это город, деревня, село, улица, дом и двор, ступеньки, ведущие...
Пояснительная записка Модульная программа «Мой край мой дом» iconКонтрольный тест «А. С. Пушкин»
Лицейская дружба освещала Пушкина всю жизнь, даже его секундантом на Черной речке был один из лицеистов. И все же только одного из...
Пояснительная записка Модульная программа «Мой край мой дом» iconКонкурс «Люблю тебя, мой край родной» исследовательско-краеведческая работа на тему: Город Меленки в 1890 1910 г г
Муниципальное общеобразовательное учреждение Меленковская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Н. П....
Пояснительная записка Модульная программа «Мой край мой дом» iconЖе мой, возвел и чился ес и зел
Боже мой, возвеличился еси зело, славой и величием облеклся еси. Одеяйся светом, яко ризою, простираешь небо яко кожаный покров....
Пояснительная записка Модульная программа «Мой край мой дом» iconКрай мой родной над Волгой-рекой
Родина во всём: и в пейзаже, и в домах, и в крестах на могилах, и в старине. Человек без родины – сирота. Потому что душа глубоко...
Пояснительная записка Модульная программа «Мой край мой дом» iconВсероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» общие положения
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница