Скачать 35.31 Kb.
|
http://www.osi.hu/colpi/dok1/CRAzer01pr.htm http://www.osi.hu/colpi/dok1/CRAzer02pr.htm ПРОГРАММА “ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ” Раздел I Общий обзор правовой регламентации и действующей практики срочной военной службы и ее перспектив Законодательная база срочной военной службы Вопросы всеобщей воинской обязанности в Азербайджанской Республике регулируются следующими законами: Законом «Об основах призыва на военную службу в Азербайджанской Республике» от 10 июня 1992 года (с изменениями от 26 августа 1992, 12 января 1993, 21 апреля 1993, и 2 апреля 1999 года), Законом «О военной службе» от 3 ноября 1992 года и Законом «О статусе военнослужащих» от 12 января 1993 года (с изменениями и дополнениями от 2 апреля 1999 года). Названные законы регламентируют порядок реализации гражданами Азербайджана своих конституционных обязанностей по защите Родины. Рассмотрим структуры этих Законов: Структура Закона «Об основах призыва на военную службу Азербайджанской Республики»: Глава 1. Общие положения; Глава 2. Подготовка молодежи к военной службе и приписка граждан к призывным участкам; Глава 3. Призыв на действительную военную службу; Глава 4. Отсрочка и освобождение от призыва на срочную военную службу; Глава 5. Воинский учет военнообязанных и призывников; Глава 6. О призыве по мобилизации и о демобилизации; Глава 7. Заключительные положения. Структура Закона «О военной службе»: Глава 1. Общие положения; Глава 2. Прохождение военной службы; Глава 3. Служба в запасе; Глава 4. Заключительные положения. Структура Закона «О статусе военнослужащих»: Раздел 1. Общие положения; Раздел 2. Права и обязанности военнослужащих; Раздел 3. Гарантии статуса военнослужащих; Раздел 4. Ответственность военнослужащих. Задачами законодательства о срочной военной службе в Азербайджанской Республике является определение оснований воинской обязанности, порядка подготовки молодежи к военной службе, условий и порядка призыва и приема на военную службу, порядка воинского учета военнообязанных и призывников, оснований призыва по мобилизации и увольнения по демобилизации, а также регулирование подготовки кадров для Вооруженных Сил Азербайджанской Республики и регламентация поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил. Всеобщая воинская обязанность Всеобщая воинская обязанность в Азербайджане включает:
В соответствии с Законом Азербайджанской Республики «О воинской службе», по отношению к военной службе граждане Азербайджана подразделяются на следующие категории:
Что такое военная служба, ее виды Закон «О военной службе» определяет порядок прохождения военной службы в Вооруженных силах Азербайджанской Республики, войсках по охране государственной границы, внутренних войсках и других воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики, а также порядок осуществления военной службы в запасе. Термин «другие воинские формирования» объединяет комплектуемые призывниками полностью или частично подразделения, части и соединения службы национальной безопасности Азербайджана, национальной гвардии Азербайджана, созданные в соответствии с Конституцией Азербайджана. Военная служба состоит из
Виды действительной военной службы Установлены следующие виды действительной военной службы:
По способам комплектования личного состава войск и флота, различают: службу добровольную (все виды служб кроме срочной военной службы), по призыву (срочная действительная военная служба). Состав военнослужащих и военнообязанных подразделяется на:
А офицерский состав, в свою очередь, -
Аскеры, матросы и чавуши, проходящие действительную военную службу в пределах сроков, установленных законодательством, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие действительную военную службу сверх сроков, установленных Законом, - состоящими на действительной сверхсрочной военной службе. Граждане Азербайджанской республики, призванные или принятые на военную службу, принимают военную присягу на верность Азербайджанской Республике и ее народу. Военнообязанные, призванные на сборы, также принимают присягу, если ранее ее не принимали. Лица, которые не являются гражданами Азербайджана и которые ранее принимали военную присягу во время службы в вооруженных силах другого государства, при поступлении по контракту в вооруженные силы Азербайджана вместо военной присяги принимают обязательство о соблюдении Конституции и других законов Азербайджанской Республики. Граждане Азербайджана и другие лица, которые отвечают установленным требованиями военной службы, могут на добровольной основе поступать и быть принятыми:
Между государством и гражданином (кроме лиц, поступающих на военную службу курсантов военно-учебных заведений, и граждан Азербайджана, поступающих на военную службу офицеров) при приеме на военную службу заключается контракт. Контракт содержит взаимные обязанности и ответственность сторон и условия расторжения контракта. Сроки военной службы В мирное время сроки военной службы устанавливаются в календарном исчислении следующим образом:
для военнослужащих срочной службы, отбывающих наказание в дисциплинарных частях, срок службы определяется с учетом или без учета времени отбытия наказания, в порядке, предусмотренном положением о Дисциплинарном батальоне Вооруженных сил Азербайджанской Республики;
По окончанию этого срока действительная сверхсрочная военная служба может быть продлена на три года или на 5 лет либо на меньший срок до наступления предельного возраста состояния на военной службе;
Затем этот срок может быть продлен на 5 лет или же на меньший срок до наступления предельного возраста состояния на военной службе;
добровольно поступивших на военную службу из запаса или по контракту - 3 года. Началом состояния на военной службе считается:
Окончанием состояния на военной службе считается день, с которого приказом командира воинской части военнослужащий исключен из списка личного состава части в связи с увольнением с воинской службы. Предельный возраст состояния на военной службе в мирное время следующий:
Военнослужащие, достигшие предельного возраста состояния на военной службе, в мирное время подлежат увольнению в запас или в отставку. Военнослужащие могут быть уволены с действительной военной службы в запас на одном из следующих оснований:
Увольнение с военной службы в отставку происходит на следующих основаниях:
Служба в запасе Во время состояния в запасе военнообязанные призываются на военные (учебные и проверочные) и специальные сборы. Сроки и время проведения военных сборов определяются Министерством обороны. Число военнообязанных, привлекаемых на военные сборы, ежегодно устанавливается президентом Азербайджанской Республики. Общий срок военных сборов не может превышать 18 месяцев. От прохождения учебных сборов освобождаются:
Решение об освобождении от прохождения учебных сборов принимается военным комиссаром района. Комплектование Вооруженных сил Порядок призыва граждан на военную службу Комплектование Вооруженных сил Азербайджана осуществляется через военные комиссариаты путем призыва граждан на военную службу на основании всеобщей воинской обязанности. Для проведения призыва граждан на срочную военную службу в районах, городах создаются призывные комиссии. В состав призывной комиссии входят:
Состав призывной комиссии утверждается местным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством обороны. Задачи призывных комиссий:
На военную службу в мирное время призываются признанные годными к ней по состоянию здоровья и по возрасту граждане мужского пола, которым на день отправления в воинские части исполнилось 18 лет. Призыв граждан на срочную военную службы проводится на основании Указа Президента Азербайджанской Республики повсеместно 4 раза в год - с 1-го по 20-ое января, апреля, июля и октября. Указ президента публикуется в средствах массовой информации. После объявления указа президента, каждый призывник, в том числе и состоящий на военном учете, обязан явиться в срок и в пункт, указанные в приказе военного комиссара и в персональной повестке военного комиссариата. Граждане призывных возрастов, не прошедшие срочную военную службу и не состоящие на воинском учете, не имея на то законных оснований, а также призывники, временно уехавшие с постоянного место жительства в другую местность и не ставшие там на воинский учет, обязаны явиться в военный комиссариат по месту жительства. Уважительными причинами неявки на призывные пункты в установленные сроки признаются:
Ответственность призывников за уклонение от призыва на военную службу В случае неявки гражданина на призывной участок без уважительных причин он несет уголовную ответственность. Часть 1 статьи 73 Уголовного кодекса Азербайджана предусматривает уголовное наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет, а вторая часть статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы от 7 до 12 лет. Дополнение, сделанное к части 2 статьи 73 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики в соответствии с законом Верховного совета Азербайджанской Республики от 16 декабря 1991 года, - «при иных отягчающих обстоятельствах» - создало значительные трудности при применении этой статьи для практической квалификации признаков уклонения. Поэтому своим постановлением от 26 ноября 1993 года Милли Меджлис (Парламент) Азербайджанской Республики был вынужден дать толкование признака «при иных отягчающих обстоятельствах» части 2 статьи 73 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики. В указанном постановлении Милли Меджлиса сказано, что под иными «отягчающими обстоятельствами», предусмотренными частью 2 статьи 73 Уголовного Кодекса и частью 2 статьи 74, также должен пониматься "период боевых действий по освобождению территории Нагорного Карабаха Азербайджанской Республики и иных территорий". Затем в постановлении сказано: "это постановление находится в силе до тех пор, пока не принято специальное постановление". Видимо под фразой о принятии «специального постановления» подразумевается постановление о подписании мирного договора между Азербайджаном и Арменией. Логический вывод таков: пока не подписан мирный договор, настоящее время должно считаться периодом освобождения территорий. В этот период ответственность лиц, уклоняющихся от несения действительной военной службы (ст. 73), а равно и лиц, уклоняющихся от мобилизации (ст. 74) расценивается как уклонение «при иных отягчающих обстоятельствах». В постановлении есть черта, которая не ясна и которая создает трудности при применении статей 73-74 Уголовного кодекса. Например, что считается началом боевых действий по освобождению Нагорного Карабаха и иных территорий Азербайджана? Ведь в одном случае лицо могло совершить описанное преступление в 1990-ом, в другом случае - в 1991, или в 1992-1993 годах, или позже. С какого времени лицо, уклоняющееся от службы, будет считаться лицом, уклоняющимся «при иных отягчающих обстоятельствах»? На этот вопрос не дает ясного ответа ни указанное постановление Милли Меджлиса, ни постановление Пленума Верховного суда Азербайджанской Республики от 20 мая 1994 года, посвященное этому вопросу. Следует отметить, что до определения, данного постановлением от 26 ноября 1993 года, не существовало ни официального, ни доктринального объяснения того, что признак «при иных отягчающих обстоятельствах» охватывает и «период боевых действий по освобождению территории Азербайджана». Поэтому, чтобы избежать субъективного обвинения, а также с целью создания дефиниции для судебной практики, было бы целесообразно применять определение «при иных отягчающих обстоятельствах», предусмотренное частями 2 статей 73 и 74 Уголовного кодекса в отношении преступлений, совершенных после принятия решения о легализации постановления Милли Меджлиса от 26 ноября 1993 года. Статья 73, определяющая ответственность от уклонения от очередного призыва на действительную военную службу, на практике порождает ряд проблем, в частности связанных с моментом (временем) окончания данного преступления. Правда, в связи с этим существует незначительное разъяснение в постановлении Пленума Верховного суда Азербайджанской Республики от 20 мая 1994 года «О судебной практике относительно дел, связанных с уклонением от очередного призыва на действительную военную службу в ряды Вооруженных сил Азербайджанской Республики». В статье 7 Постановлении говорится: «Преступление уклонения от очередного призыва на действительную военную службы считается оконченным с момента незаконного отказа обвиняемого лица явиться в установленный срок в призывные или мобилизационные пункты, или с момента фактического незаконного уклонения от действительной военной службы или призыва по мобилизации. Явка уклоняющегося в военный комиссариат по истечении данного срока должна рассматриваться не как добровольный отказ от преступления, а, по статье 36 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики, как одно из обстоятельств, смягчающих наказание». Разъяснение, данное Постановлением Пленума не полностью проясняет дело в этой связи. Следует отметить, что состав преступления, предусмотренный статьей 73 Уголовного кодекса, рассматривает умысел, как субъективную сторону преступления. Это означает, что если неявка призывника в установленный срок в призывные пункты связана с неосторожностью, либо определенными объективными причинами, то не возникает ответственность по описываемой статье. Обязательное медицинское освидетельствование Все граждане, призываемые на срочную военную службу проходятобязательное медицинское освидетельствование врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, стоматологом, отоларингологом. Исходя из результатов медицинского освидетельствования призывная комиссия выносит решение на основания положения о военно-врачебной экспертизе и объявляет призывнику:
В случае несогласия с заключением военно-врачебной комиссии призывники могут обратиться в суд. Жалоба призывника на неправомерность решения призывной комиссии приостанавливает выполнение этого решения на срок рассмотрения жалобы, но не более чем на 1 месяц. Отсрочки от призыва на срочную военную службу Отсрочки от призыва на срочную военную службу предоставляются:
Этот вид отсрочки предоставляется призывникам, выполняющим обязанности по содержанию нетрудоспособных, нуждающихся в помощи членов семьи независимо от того, проживают призывники вместе с ними или отдельно, в следующих случаях:
Призывник имеет право отказаться от отсрочки от призыва по семейному положению и быть призванным на срочную военную службу.
Данный вид отсрочки предоставляется призывникам, признанным при медицинском освидетельствовании временно негодными к военной службе. Такая отсрочка может предоставляться трижды, каждый раз - на срок до одного года. В случае признания годным к военной службе после лечения призывник призывается на военную службу, в случае признания негодным - переводится в запас.
Данный вид отсрочки предоставляется:
Призывникам из числа народных депутатов на срок их депутатских полномочий предоставляется отсрочка от призыва в связи с депутатской деятельностью. Призывники, утратившие основания для получения отсрочки, а также лица, не имеющие права на отсрочку, не призванные по различным причинам на срочную военную службу в установленные сроки, должны быть призваны на нее при проведении очередного призыва до достижения ими 26-летнего возраста. Освобождение от призыва на срочную военную службу От призыва на срочную военную службу в мирное времяосвобождаются граждане из числа призывников:
Комментарий: Уклонение от всеобщей воинской повинности Значительная часть призывников и их родителей отыскивают различные способы чтобы уклониться от всеобщей воинской повинности. Призывники стремятся таким образом избежать тягот и лишений воинской службы, угрожающих увечьями или смертью, в частности, насилия, издевательств и «дедовшины», частого явления в армии. В основном призывники уклоняются следующими способами: они пускаются в бега или прячутся по другому месту жительства, подкупают врачей из военно-врачебной комиссии или сотрудников военных комиссариатов для того чтобы получить отсрочку от армии или документ, подтверждающий наличие у призывника заболевания, несовместимого со службой в армии, симулируют психические болезни, причиняют себе различные повреждения, совершают акты членовредительства чтобы оформить инвалидность или тяжкое заболевание и этим путем получить законное основание для освобождения от воинской службы. В случае изобличения лиц, пытавшихся уклониться от воинской службы путем причинения себе какого-либо повреждения или путем симуляции болезни и иного обмана, они привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 73 Уголовного Кодекса Азербайджана и наказываются лишением свободы на срок от 7 до 12 лет. Согласно пункту 1 ст. 4 Закона «О государственной тайне» от 15 ноября 1996 года, статистические данные о призывниках, военные сведения, данные о мобилизационной готовности, а также о создании мобилизационного запаса считаются государственными тайнами. Распространение военной тайны уголовно наказуемо, согласно статье 254 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики. По ней, за указанные деяния предусмотрено лишение свободы сроком от 2 до 5 лет. Поэтому все статистические данные, касающиеся состояния призыва и мобилизации граждан в Вооруженные силы Азербайджана, не подлежат разглашению, и средства массовой информации не отражают эти факты. Альтернативная служба По закону и в соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики, граждане имеют право на замену всеобщей воинской обязанности альтернативной службой (трудовой повинностью). Закон «Об альтернативной службе в Азербайджанской Республике» не принят. Об альтернативной службе, как таковой, указано в части II статьи 76 Конституции Азербайджана, части III статьи 2 Закона «Об основах призыва на военную службу в Азербайджане», пункте 2 статьи 2 Закона «О статусе военнослужащих». Согласно части II статьи 76 Конституции Азербайджанской Республики, «если убеждения граждан противоречат прохождению действительной воинской службы, то в установленных законодательством случаях допускается замена действительной воинской службы на альтернативную воинскую службу». Согласно части III статьи 2 Закона «Об основах призыва на военную службу в Азербайджанской Республике», «граждане Азербайджанской Республики, не могущие быть принятыми, в силу своих убеждений либо по другим, установленным Законом, причинам на действительную воинскую службу, обязаны пройти альтернативную службу (трудовую повинность) сроком в 24 месяца». Как видно из содержания, данная статья содержит ссылку на положения, «установленные Законом», но на данный момент соответствующий закон не принят. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона «О статусе военнослужащих», «статус военнослужащих не распространяется на лиц, проходящих альтернативную службу (трудовую повинность) в государственных трудовых отрядах, службах гуманитарного направления и коммунальной сферы». Все положения об альтернативной службе в законах носят ссылочный, формальный характер. Фактически же, альтернативная служба не практикуется. Причины этой проблемы таковы:
точно не определены места, где должно проходить альтернативную службу. |