Проект Утверждаю: Директор МОУ СОШ №6 г. Магнитогорска __________ (Якименко М.Н.) «____» __________ 20____ г.
Комплексная программа «Здоровье» МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска
г. Магнитогорск - 2010 г.
Паспорт комплексной программы «Здоровье» МОУ «СОШ № 6» Наименование программы | Комплексная (модульная) программа «Здоровье» | Основания разработки программы | 1.Конституция Российской Федерации 2.Закон Российской Федерации «Об образовании» 3. Конвенция о правах ребенка 4.Санитарные правила и нормы в организации деятельности образовательных учреждений 5.Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье. Методические рекомендации (утверждена Госкомсанэпиднадзором РФ 17 марта 1996 года № 01-19/31-17) 6.Федеральный закон Российской Федерации №87 «Об ограничении курения табака» 7.Письмо департамента по молодежной политике Министерства образования РФ от 24.07.2003 года «Практические рекомендации по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья подростков в образовательной среде» | Основные разработчики программы | Администрация Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» города Магнитогорска | Цель программы | Разработка и апробация системы здоровьесберегающих технологий, системы методов и форм организации УВП, направленной на формирование ЗОЖ, социализацию личности и адаптацию ее к изменяющимся условиям, формирование творческой, стремящейся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личности учащегося. | Задачи программы | Информационно – просветительское направление: • содействовать сохранению здоровья каждого школьника; • создать методологические и технологические основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в образовательном учреждении, а также на изменение всего уклада школы с пользой для здоровья каждого ее «обитателя»; • сформировать у школьника представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих; • обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; • расширить и разнообразить взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья. Спортивно-оздоровительное направление: укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию; развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности; пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых. Валеологическое направление: пропаганда здорового образа жизни; разработка системы мер, уменьшающих риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся и минимизирующих влияние стрессообразующих факторов образования; привитие обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания; организация учебно-воспитательного процесса в школе с учетом результатов медико-психологического обследования учащихся. | Условия, позволяющие реализовать цель и задачи программы | наличие и эффективное функционирование большого и малого спортивного (актового) залов. наличие медицинского кабинета; наличие спортивной игровой площадки и школьного стадиона; творческий потенциал учителей физкультуры и инструкторов по физическому воспитанию; наличие врачебного персонала в штате учреждения; проведение и анализ мониторинга физического развития учащихся и т. д. | Индикативные показатели | Информационно – просветительское направление. Просветительская работа среди учащихся, родителей: родительский всеобуч – 1 раз в четверть; оформление школьного уголка «Здоровье»- 1 раз в месяц; оформление классных уголков «Здоровье» - 1 раз в месяц; месячники активной пропаганды ЗОЖ – 2 раза в год. Валеологическое направление. Мониторинг состояния здоровья детей и сотрудников: 100% охвата профилактическими осмотрами учащихся и сотрудников школы; 5% снижения уровня заболеваемости среди учащихся и педагогов; 5 % снижение количества пропусков уроков по болезни; более 63% охвата горячим питанием. Профилактическое направление. Проведение вакцинации: против простого гриппа - 28,9 %, грипп «свиной» - 16,18%, итого – 45% против клещевого энцефалита - 39 % страхование учащихся от несчастных случаев – 20%. Использование современных информацинно-коммуникационных технологий для пропаганды ЗОЖ: использование ЦОР, создание презентаций учащимися и педагогами школы по ЗОЖ; пополнение школьного сайта - 1 раз в месяц. Обогащение образовательной среды: комплектование мебелью в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; приобретение аппаратов бутылированной воды для библиотеки, блока учебных кабинетов начальной школы. Спортивно-оздоровительное направление. Охват учащихся занятиями в спортивных секциях: повышение показателя (до 90%). Дни здоровья по параллелям классов (2 раза в год). | Ожидаемые результаты | 1. Устойчивая мотивация школьников к ЗОЖ, готовность учащихся к реализации личностного потенциала. 2. Укрепление и оздоровление социально-психологического климата в школе. 3. Оптимизация учебного и воспитательного процесса. 4. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья; 5. Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний. Оздоровление учащихся в сравнении с исходной позицией на 60%. 6. Привитие учащимся потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. 7. Устойчивая или положительная динамика при переходе из третьей группы здоровья во вторую, из второй группы в первую группу здоровья. 8. Привлечение к массовым занятиям спортом до 90 % детей от всего контингента школьников. 9. Повышение профессиональной компетентности педагогов и общекультурной подготовки родителей. | Объект | Учебно-воспитательный процесс в школе.
| Предмет | Содержание и формы организации УВП; процесс формирования ЗОЖ; технологии обучения, формирующие мотивацию к ЗОЖ. | Участники программы | Учащиеся 1- 11-х классов общеобразовательной школы (реализуется в ходе УВП). Всех участников программы можно разделить на группы. Первая группа - те, кто будет в основном получать информацию и знания о развитии школы в данном направлении (учащиеся, родительская общественность). Вторая группа - активная роль принадлежит тем, кто будет «производить» информацию о развитии школы, ее проектах (администрация школы, ее сотрудники, различные школьные службы). К этой группе могут быть привлечены средства массовой информации, работники местной администрации, учителя. Третья группа - это те, кто оперативно работает с информацией о развитии школы, анализирует ее и внедряет в практику (учителя, психолог, соц. педагог, медсестра, врачи, техперсонал). Важно, чтобы эта группа постоянно производила анализ своих действий и показывала эффективность и перспективность каждого последующего шага в ходе реализации проекта | Механизм реализации программы | Организационные шаги по созданию комплексной программы: провести «инвентаризацию» школьных проблем, причем почти всех, и в этой ситуации важно выделить существенные, влияющие на факторы, способствующие здоровью; создать рабочие материалы, которые включают текущее и перспективное планирование работы: способы измерения успехов и неудач, формы сотрудничества с другими организациями и школами, информационное обеспечение, материально-техническое обеспечение программы; создать школьный совет содействия здоровью. Реализация программы проходит через: консультирование сотрудников школы и других участников программы при планировании работы на различных временных периодах (месяц, полугодие, год); формирование единого информационного поля в школе, содействие соблюдению преемственности программы по вертикали - от класса к классу; организацию заседаний школьного совета содействию здоровья с привлечением различных служб школы; помощь учителям в разработке учебно-тематического планирования, в интеграции проблем здоровья в контексте учебных предметов; развитие и внедрение неаудиторных технологий обучения здоровью, поиск ресурсов для этих целей; организацию социологических опросов среди участников программы; анализ, корректировку и изменение некоторых положений программы при необходимости; организацию работы по оптимизации школьной среды, ее санаторно-гигиенических и эстетических особенностей; осуществление взаимодействия со школьной медицинской службой, детской поликлиникой, врачами-консультантами по конкретным вопросам; организацию массовых акций в целях привлечения к проблеме, например, «День здоровья», соревнования на самый чистый класс и т.д. | Направления реализации программы «Здоровье»
| информационно- просветительское направление реализуется через блок «Образование в области здоровья»; спортивно-оздоровительное направление; валеологическое направление реализуется через блок «Валеологизация пространства школы». | Сроки реализации | 2010-2015 гг. | Критерии оценки эффективности программы | Эффективность развития школы на основе здоровьесберегающих технологий будет определяться следующей системой показателей: качественные изменения, связанные с внедрением здоровьесберегающих технологий в обучение; объективные медико-физиологические показатели здоровья школьников; востребованность услуг школы со стороны школьников и их родителей (обращения); рост психолого-валеологической компетентности педагогов; снижение уровня конфликтности, агрессивности школьников, количества правонарушений; рост удовлетворения качеством образовательного процесса; реальное изменение поведения учащегося; оценка программы как целостной системы с охватом детей всех возрастных групп (параллельных классов). | Перечень традиционных оздоровительных мероприятий, проводимых в школе | Дни здоровья; работа секций по карате, воллейболу, баскетболу, легкой атлетике, футболу; массовые спортивно-оздоровительные мероприятия по всем видам спорта; участие в городских спортивно-оздоровительных мероприятиях - «Зарница», «Золотая осень» и т.п.; работа «Школы здоровья» для родителей с приглашением специалистов сферы здравоохранения, милиции, психологической службы; индивидуальные и групповые занятия с психологом учащихся, родителей, педагогов (тренинги, беседы, социологические опросы); спортивные состязания между учащимися и учителями; спортивная игра «Мама, папа, я - спортивная семья». | Общая характеристика состояния дел Состояние дел на сегодняшний день, положительный опыт, создание условий для реализации новых задач, проблемно-ориентированный анализ, в котором обосновывается выделение определенного перечня проблем реализации данного направления работы. Школа № 6 работает по здоровьесбережению с сентября 2001 г. Свою цель мы определяем следующим образом: создание комфортной среды для развития способностей каждого ребенка. Нашей основной задачей мы видим не только формирование у учащихся системы знаний учебных дисциплин, но и содействие социализации выпускников средней общеобразовательной школы в сложных и динамично меняющихся условиях современной действительности. Личностно-ориентированная педагогика направлена на развитие у каждого ученика качеств, необходимых для его успешной самореализации. Проблемная экология, социальная напряженность, размывание нравственных ценностей части социума усложняют традиционные задачи школы. Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение становится актуальным. По данным диспансеризации, проведенной Министерством здравоохранения ещё в 2002 г. около 60 % учащихся страдают хроническими заболеваниями. За период школьного обучения у детей в 5 раз возрастает частота нарушения органов зрения, в 3 раза – патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз – нарушение осанки, в 4 раза – нервно-психических расстройств. Отмечена прямая связь между школьными нагрузками и состоянием здоровья: у многих учащихся ухудшается самочувствие к концу учебного дня, более 60 % учащихся плохо засыпают (сказываются учебные перегрузки: после 6 – 7, а в старших классах зачастую и 8 уроков, на выполнение домашних заданий многие школьники тратят 2,5 – 3 часа ежедневно). Налицо нервное переутомление, которое хронически накапливаясь приводит и к подрыву здоровья, и к падению интереса к учебе. Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в школьный период показывает, что абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать 1/3 первоклассников, к шестому году обучения таких детей становится около 22 %. Столь печальная динамика характерная для детей из благополучных семей. Но реальное количество таких семей трудно определить, так как общий уровень материального, социального, морально-психологического благополучия современного российского общества вряд ли вообще поддается определению. Согласно последним данным, полученным специалистами в последние годы, здоровыми можно признать не более 10 % сегодняшних школьников. Еще более сложный вопрос – здоровье учителей. Не секрет, что регулярные медсмотры педагогических кадров проводятся формально и не отражают реального состояния здоровья. Большая учебная нагрузка, нехватка времени для профилактики здоровья, отсутствие материальных возможностей для санаторного лечения – вот далеко не полный перечень условий, подрывающих здоровье педагогов, чей средний возраст приближается к пенсионному. Таким образом, говоря о приоритетах в образовании, закономерно во главу угла ставить вопросы здоровьесбережения учащихся и учителей, иначе может возникнуть угроза ситуации, когда и некого, и некому будет учить. Коллектив школы, ставя перед собой задачу создания здоровьесберегающей среды, исходил из того, что на сегодняшний день существует множество различных здоровьесберегающих моделей общеобразовательной школы. Универсальная модель здоровьесбережения отсутствует; не только в теории, но и в практической деятельности не отработаны единые критерии здоровьесбережения. Актуальность проблемы породила повальное увлечение созданием школ здоровья, однако обычные средние общеобразовательные школы не имеют условий для создания модели этого типа: нет соответствующих средств, отсутствуют квалифицированные кадры, в том числе и медицинские, не хватает помещений и оборудования для развития медицинского компонента такой школы; попытки решения этих проблем за счет привлечения средств родителей нарушают принципы бесплатности и доступности образования. В школе осуществляется управление процессом здоровьесбережения . Задачи управления процессом здоровьесбережения в школе: укрепление материально технической базы школы, приведение условий обучения в полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами; осуществление медико-биологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся; коррекция взаимодействия различных структурных подразделений школы (педагогического процесса с медицинской и психологической службами), а также взаимодействия школы с внешкольными и медицинскими учреждениями. Профессиональный контроль за соблюдением санитарии гигиенических требований в школе (СанПиН); Оперативные, производственные совещания при директоре по проблемам здоровья: организация горячим питанием школьников; соблюдение гигиенических требований к УВП; преподавание уроков физкультуры с учетом показателей здоровья детей; выполнение практической части программ и регионального компонента по физическому воспитанию, технологии; соблюдение правил ТБ в кабинетах, мастерских, спортзалах; организация внеклассной спортивной работы; адаптация детей к школе; учебная нагрузка учащихся с учетом показателей здоровья, способностей первоклассников; валеологическая оценка расписания; укрепление материально-технической базы школы; мониторинг «Культура здоровья школьников»; координация взаимодействий различных структурных подразделений школы, внешкольных и медицинских учреждений; Образовательный процесс в МОУ СОШ № 6 опирается на его обязательное психологическое сопровождение. Психологическая служба была создана в 1993 году. Целью ее работы является содействие в сохранении психологического, соматического и социального благополучия учащихся, педагогов и родителей. Задачи: Обеспечение психологически комфортных условий для обучения, воспитания, личностного и профессионального самоопределения учащихся. Создания условий для индивидуального развития детей с учетом их возможностей и включения во взаимоотношения с педагогами и воспитанниками на всех этапах обучения. Повышения уровня психолого-педагогической компетентности педагогов и воспитанников через систему психологического просвещения. Оказание психологической помощи детям, родителям, педагогам. Предметом психологического сопровождения является процесс совместного с ребенком, педагогом, родителями определения его собственных интересов и способов преодоления проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешностью в обучении, личностным и профессиональным самоопределением. Работа ведется по следующим направлениям: 1) Психодиагностическое направление предполагает проведение обследования учащихся с целью изучения индивидуальных особенностей учебной деятельности, личностных потребностей и интересов, системы их взаимоотношений с педагогами, родителями и сверстниками. Групповое: 1, 5, 10 классы (адаптация ежегодно), 4 класс – готовность к обучению в среднем звене (ежегодно), 9 класс – уровень сформированного профессионального плана (ежегодно), 11 классы – психологическая готовность к ЕГЭ (ежегодно). Индивидуальное: в течение учебного года по индивидуальному плану. Все результаты диагностики вносятся в дневники диагностической работы с классом и используются для консультационной работы с педагогами и родителями, построения программ индивидуальной и групповой коррекционной работы. 2) Психологическое просвещение: В учебный план учащихся 9 классов включены занятия по личностному и профессиональному самоопределению (1 раз в неделю); В план методической работы школы включены теоретические и практические семинары по проблемам психологии обучения и воспитания; Психолог выступает на родительских собраниях по наиболее актуальным проблемам детско-родительского взаимодействия (по запросу); С целью пропаганды психологических знаний оформляются тематические стенды для учащихся, организуется ежегодно школьная олимпиада по психологии для учащихся 10-11 классов. 3) Консультирование: Для всех участников проводятся индивидуальные и групповые консультации по вопросам педагогики и психологии (2 дня в неделю по графику консультаций). Коррекционное: Коррекционная работа строится на основе диагностических данных и консультирования. По мере необходимости формируются группы коррекции, либо планируются индивидуальные коррекционные занятия. Психопрофилактическое: Работа ориентирована на организацию психологически комфортной образовательной среды для всех участников, но предупреждению асоциального поведения учащихся и эмоционального выгорания педагогов. |