Скачать 16.63 Kb.
|
СИСТЕМА РАБОТЫ НАД НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ И ТРУДНОПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Один из важных этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа. Моя цель как учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяемой и труднопроверяемой буквы и для развития важнейших качеств личности: речи, внимания, памяти, логического мышления. Необходимым условием для достижения цели является гибкая, постоянная работа над словом в системе, планируемая на каждый урок. Раскрыть содержание системы изучения непроверяемых и труднопроверяемых слов в начальной школе невозможно без ответа на ряд вопросов:
Орфографические различия дают основание разделить все слова, включенные в программные списки для запоминания, на три группы.
СЛОЖНЫЕ СЛОВА С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ ГЛАСНЫМИ (САМОЛЕТ); ГЛАСНЫЕ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ (ЧЕРНЫЙ, ШОФЕР); ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ (СВЕРХУ, НАПРАВО)
Знакомя ребят со словами из 2-й и 3-й групп, я не скрываю, что с правилами их правописания и проверки они познакомятся чуть позже, а пока их нужно запомнить. При орфографическом разборе буквы, которые нужно запомнить, мы называем контрольными. Комментируя слова, ребята проговаривают так: в слове дежурный контрольная буква безударная е в 1-м слоге. Итак, слова из всех трех групп учащиеся усваивают при помощи запоминания. Максимальный эффект может быть достигнут в том случае, если процесс запоминания организуется с учетом особенностей памяти учащихся, с опорой на наиболее развитой ее тип. Я предлагаю следующие приемы запоминания:
(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С МОТОРНОЙ ПАМЯТЬЮ)
Наиболее эффективным для класса в целом является 1-й способ запоминания, т.к. фактически он предполагает сочетание трех факторов: зрения (ребенок смотрит на слово), моторики (слово проговаривается) и слуха (ребенок слышит то, что проговаривает). С точки зрения разграничения по доминирующей направленности на запоминание правописания слов и на развитие речи учащихся все приемы усвоения можно условно разделить на три группы: 1. ПРИЕМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАПОМИНАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГООБЛИКА СЛОВ (ГРУППИРОВКА ПО ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ, УСТАНОВКА СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В НАПИСАНИИ СЛОВ И ДР.) В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ – НАПИСАНИЕ СЛОВА. 2. ПРИЕМЫ,НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ (ПОДБОР СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ, СОСТАВЛЕНИЕСЛОВОСОЧЕТАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СОЧИНЕНИЕ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ И ДР.) В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ – ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. 3. ПРИЕМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ И НА ЗАПОМИНАНИЕ НАПИСАНИЯ, И НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ (ПОДБОР ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ, РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДОВ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЙ СПРАВКИ И ДР.) Специфику приемов необходимо учитывать при определении последовательности изучения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Целесообразно выделить следующие этапы системы: I Первичное восприятие группы слов. ЦЕЛЬ: РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАПОМИНАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ОБЛИКА СЛОВ, МАКСИМАЛЬНО ИСКЛЮЧАЮЩАЯ ИХ НЕВЕРНОЕ НАПИСАНИЕ II Закрепление правописания группы слов. ЦЕЛЬ: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЧНОГО ЗАПОМИНАНИЯ НАПИСАНИЯ И АКТИВНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ В РЕЧИ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ По мнению психологов, объем кратковременной памяти человека колеблется вокруг числа 7+2 . Поэтому оптимальным количеством слов для первичного восприятия я считаю нижнюю границу – число 5. И все слова из программных списков разбила на группы по 4-6 слов. 2 класс Птицы: воробей, ворона, сорока, петух. Звери: заяц, лисица, медведь, корова, собака. Растения: арбуз, береза, горох, капуста, морковь, осина. Люди: девочка, мальчик, ребята, ученик, учитель, дежурный. Адрес: город, деревня, Москва, Россия, Родина. Одежда и обувь: одежда, валенки, пальто, платок, сапоги, коньки. Школьные вещи: класс, карандаш, пенал, тетрадь, мебель, русский язык. Посуда, продукты: посуда, сахар, молоко, стакан, тарелка. Работа: завод, машина, лопата, работа, хорошо. Погода: ветер, облако, мороз, погода. Чтобы перевести информацию из кратковременной памяти в долговременную, необходимо обеспечить, во-первых, не менее 4-х повторных восприятий в течение 1-2 недель, во-вторых, включать изучаемые слова в новые языковые и речевые отношения. Исходя из вышесказанного, словарно – орфографическую работу я строю следующим образом. Начинается работа с мобилизующего этапа. С помощью специальных заданий, развивающих важнейшие интеллектуальные качества (речь, внимание, память, логическое мышление), учащиеся определяют слово, с которым им предстоит познакомиться: НОВОЕ СЛОВО СПРЯТАЛОСЬ В ЦЕПОЧКЕ БУКВ, ПОПРОБУЙТЕ НАЙТИ ЕГО: Т М К Х Е Д Ш В Ч П Е С Д Ф Ц Ь (если убрать все буквы, обозначающие глухие согласные звуки, из оставшихся букв получится слово МЕДВЕДЬ) КТО ТАКОЙ МЕДВЕДЬ? ГДЕ ОН ЖИВЕТ? ЧЕМ ПИТАЕТСЯ? КАКОГО РАЗМЕРА? (дети с помощью наводящих вопросов формулируют лексическое значение слова, затем уточняют по толковому словарю) ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВО НА ТАБЛИЧКЕ, ПОСТАВЬТЕ УДАРЕНИЕ. КАКИЕ ЗВУКИ И БУКВЫ НЕ СОВПАДАЮТ? КАК ПРОВЕРИТЬ НАПИСАНИЕ Д НА КОНЦЕ СЛОВА? МОЖНО ЛИ ПРОВЕРИТЬ БЕЗУДАРНУЮ Е В ПЕРВОМ СЛОГЕ? ИТАК, В СЛОВЕ МЕДВЕДЬ УДАРЕНИЕ ПАДАЕТ НА 2-Й СЛОГ, КОНТРОЛЬНАЯ БУКВА БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ Е В ПЕРВОМ СЛОГЕ. ЕЕ НУЖНО ЗАПОМНИТЬ. А поможет вам запоминалка: МЕДВЕДЬ Я МЕД ВЕДАЮ! Выполним фонетический разбор слова. На следующем уроке детям предлагается: ЗАПИШИТЕ СЛОВО МЕДВЕДЬ, ОБОЗНАЧЬТЕ УДАРЕНИЕ И КОНТРОЛЬНУЮ БУКВУ, ВСПОМНИТЕ ЗАПОМИНАЛКУ. СОСТАВЬТЕ И ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ЭТИМ СЛОВОМ, НАЙДИТЕ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ СЛОВАМИ . . . . . . Л З И С А И Ц Я Ц А . . . . (соединив буквы, над которыми стоят точки, получим слово лисица, соединив буквы, под которыми стоят точки, получим слово заяц). На 3-м уроке: ЗАПИШИТЕ СЛОВА ЛИСИЦА, МЕДВЕДЬ, ЗАЯЦ, ОБОЗНАЧЬТЕ УДАРЕНИЕ И КОНТРОЛЬНУЮ БУКВУ, ВСПОМНИТЕ ЗАПОМИНАЛКУ. ДОБАВЬТЕ К НИМ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА – ПРИЗНАКИ ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ СЛОВАМИ РАСШИФРУЙТЕ СЛОВА С ПОМОЩЬЮ ЧИСЕЛ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 315179 (КОРОВА) О Б К У Р С В Н А 612939 (СОБАКА) На 4-м уроке начинается закрепление правописания группы слов: СПИШИТЕ СЛОВА, ВЫДЕЛИТЕ КОНТРОЛЬНЫЕ БУКВЫ. НА КАКИЕ ГРУППЫ МОЖНО ИХ РАЗДЕЛИТЬ? МЕДВЕДЬ, ЗАЯЦ, КОРОВА, ЛИСИЦА, СОБАКА. СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВОМ, В КОТОРОМ УДАРЕНИЕ ПАДАЕТ НА А ВО ВТОРОМ СЛОГЕ. 5-й урок ЗАПИШИТЕ СЛОВА, ОБОЗНАЧЬТЕ УДАРЕНИЕ И КОНТРОЛЬНУЮ БУКВУ, ВСПОМНИТЕ ЗАПОМИНАЛКУ. ЛИСИЦА, МЕДВЕДЬ, ЗАЯЦ, КОРОВА, СОБАКА ДОБАВЬТЕ К НИМ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА – ДЕЙСТВИЯ 6-й урок ОБРАЗУЙТЕ ОТ ДАННЫХ СЛОВ РОДСТВЕНЫЕ, ЗАПИШИТЕ, ВЫДЕЛИВ КОНТРОЛЬНЫЕ БУКВЫ И ОБЩУЮ ЧАСТЬ. ЛИСИЦА, МЕДВЕДЬ, ЗАЯЦ, КОРОВА, СОБАКА 7-й урок ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, СКОНСТРУИРУЙ ОТВЕТ Е И Я О А М.ДВЕДЬ 1 С.БАКА 2 Л.СИЦА 3 К.РОВА 4 ЗА.Ц 5 ПРИДУМАЙТЕ И ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВОМ, В КОТОРОМ ЗВУКОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ БУКВ. 8-й урок СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ ИЛИ ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ, ИЛИ «ЗАМЕНИ ГРУППУ СЛОВ ОДНИМ», ИЛИ ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ, ЗАПИШИ ОТГАДКУ После завершения знакомства со всеми группами слов ребята начинают работу над проектом «Словарик». Цель этой работы – исследовать слово со всех точек зрения науки о языке: орфографии, лексики, словообразования, синтаксиса, фразеологии. Каждый ученик выбирает слово и, работая со словарями, справочниками, текстами художественных произведений, составляют его характеристику по плану:
В результате получается табличка – карточка (смотри образец). На последующих уроках закрепления все виды упражнений над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями можно проклассифицировать по направлениям, традиционно составляющим систему языка. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
.РБУЗ, Б.РЕЗА, Г.РОХ, Д.РЕВНЯ, З.ВОД, КЛА., МАЛЬЧ.К, П.ТУХ, УЧ.НИК
АРБУЗ,ГОРОД, ГОРОХ, ЗАВОД,ЗАЯЦ,КАРАНДАШ,МОРОЗ, ПЕТУХ, СТАКАН
ГОР.Д, .РБУЗ, УЧИТ.ЛЬ, Р.БОТА, .ЗЫК, П.НАЛ, Т.ТРАДЬ, П.СУДА, Б.РЕЗА.
НО КНИЖКУ ВДРУГ ПОГРЫЗЛИ МЫШКИ. ОТ СЛОВ НАЧАЛА ОТКУСИЛИ, ИЗ КНИЖКИ В НОРКУ УТАЩИЛИ: ..СУДА, ..РЕЗА, ..СКВА, ..НАЛ, .ЗЫК
![]() РАБОТА НАД СОСТАВОМ СЛОВА
РЕБЯТА РАДОСТН. БЕРЕЗА КУДРЯВ. ДЕРЕВНЯ РОССИЙСК. МОЛОКО КИСЛ.
СЛОВО ОДНОКОРЕННОЕ СО СЛОВОМ БЕРЕЗА; ПРИСТАВКА КАК В СЛОВЕ ПОДБЕЖАЛ; СУФФИКС КАК В СЛОВЕ СНЕГОВИК. А В ЦЕЛОМ ЭТО СЪЕДОБНЫЙ ГРИБ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
ВОРОБЕЙ (КАКОЙ?) ПОСУДА (КАКАЯ?) МОЛОКО (КАКОЕ?)
… НА УХО НАСТУПИЛ. СЛОВО – НЕ … , ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ.
ВЕТЕР – МОРОЗ – ЗАВОД – СИНТАКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
БЕРЕЗА … В НЕБЕ ГОРОХ … В ШКОЛЕ ВОРОБЕЙ … В ЛЕСУ УЧЕНИК … В ОГОРОДЕ
КОМНАТА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ МЕСТО РОЖДЕНИЯ ДЕРЕВО С БЕЛОЙ КОРОЙ МАЛЕНЬКИЙ НАСЕЛЕНЫЙ ПУНКТ
КТО? ЧТОДЕЛАЮТ? КАК? ВО ЧТО? В КАКИЕ? ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
«ПТИЦЫ», «ОВОЩИ», «ОДЕЖДА» И ТД.
ГОРОХ, ЛОПАТА, КАПУСТА, МОРКОВЬ ПЕНАЛ, ТЕТРАДЬ, ТЕЛЕФОН, КАРАНДАШ ВОРОБЕЙ, ПЕТУХ, СОБАКА, СОРОКА
ХОЛОДНЫЙ, ПРОНИЗЫВАЮЩИЙ, СИЛЬНЫЙ, БУЙНЫЙ, ЗАУНЫВНЫЙ, ВОЛЬНЫЙ ОСЕНЬЮ ДУЕТ … ВЕТЕР. … ВЕТЕР ГУЛЯЕТ НА ПРОСТОРЕ. … ВЕТЕР Вышеизложенные методические приемы я использую в своей работе с 2003 года. На основе личного опыта хотелось бы отметить, что подобный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний делает процесс усвоения слов из программных списков абсолютно управляемым, поэтому и дает высокий результат обучения. ![]() |
![]() | «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Бабынино Бабынинского района Калужской области На конец 2011 – 2012 учебного года в школе обучались 513 учащихся в 24 классах-комплектах: 9 классов начальной школы (1 – 4 классы)... | ![]() | Программа по граждановедению для 3-4 классов Программа курса «Граждановедение» для младших школьников рассчитана на обучающихся 3 4 классов и разработана на основе Программы... |
![]() | Что же такое праздник? Что же такое праздник? Праздник это день без работы, день отдыха. В каждой стране очень много разных праздников: языческие, церковные,... | ![]() | Этот день стал Днем знаний, началом «новой жизни» для многих детей. И это символично и в то же время закономерно. Праздник первого звонка. Это самый Праздник первого звонка. Это самый долгожданный день для тех, кто впервые переступит школьный порог. Это — праздник для первоклашек... |
![]() | Учебнике по литературе никаких рекомендаций нет Цель проекта: разработать практические рекомендации к написанию сочинения по анализу стихотворения для учеников 5-6 классов | ![]() | Анализ учебно воспитательной работы гбоу сош №5 им. А. Кунанбаева за 2011 2012 У. Г. Байконур, 2012 г. В 2011 2012 учебном год В 2011 2012 учебном году в гбоу сош №5 им. А. Кунанбаева обучалось всего 1035 учеников, из них 374 учащиеся начальных классов (14... |
![]() | Внеклассное мероприятие Гаиткулова Ольга Ильинична, учитель начальных классов 2012 год Оборудование: доклады учеников, мультимедийная доска для демонстрации презентации «Зелёная аптека», кроссворд, загадки | ![]() | Конкурс «угадай-ка» Дорогие, милые учителя! От всей души поздравляем вас с наступающим праздником – Днем учителя! Но нет учителя без учеников. А это... |
![]() | День славянской письменности и культуры праздник для учащихся 3-х классов цели Расширять знания и представления учащихся об истории возникновения славянской письменности и его роли в развитии человечества | ![]() | Программа по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников «Мудрый совенок» Важными целями образования в этих условиях является подготовка учеников к решению проблем и ситуаций, к овладению исследовательской... |