Развитие личности учащихся младшего школьного возраста




Скачать 16.01 Kb.
НазваниеРазвитие личности учащихся младшего школьного возраста
Дата04.02.2016
Размер16.01 Kb.
ТипДокументы
Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 15


Описание педагогического опыта

Козловой Софьи Васильевны


Якутск 2008


Описание опыта работы.


1.Тема: Развитие личности учащихся младшего школьного возраста.

2.Автор: Козлова Софья Васильевна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 15 г. Якутска.

3.Условие возникновения, становления: (микроклимат, район, среда)

Школа расположена на территории Рабочего городка города Якутска. Социально-промышленное окружение школы: предприятие – ТЭЦ, Водоканал, многочисленные торговые предприятия.Из культурных центров только библиотека им. Белинского и музей «Боевой Славы, который в скором будущем собираются закрыть.

В основном в школе обучаются дети с Авиагруппы, района Речного вокзала, ГРЭСа. Основной состав родителей служащие(51%) и рабочие (35%) со средне-специальным (47%) и среднем образованием(29%).

Классе 26 учеников из них 16 девочек и 10 мальчиков. За три года обучения двое учащихся выбыли в связи с переездом в другой город, прибыли из других школ трое учащихся. Пятеро учеников с задержкой психического развития учатся по справке МПК. Из неполных семей – 8, многодетных – 2.

На мое становление повлияла не только окружающая среда, но и ряд факторов таких как:

  • Изменение социального заказа со стороны государства, общества, родителей, ориентированного на новое качество образования. Развитие личностных качеств в процессе обучения. Формирование новых умений и способностей, создающих условия развития конкурентно способной, компетентной личности.

  • Отсутствие системы обучения, реализующей новый социальный заказ и опирающейся на природную способность личности к развитию.

  • Новые образовательные стандарты нашего времени предъявляют к работникам образования более высокие требования. Одной из важных педагогических задач становится повышение общекультурного уровня школьника.

4. Актуальность опыта: Гуманизация образования рассматривается как процесс, для которого главное – личность ученика, его духовный мир, интересы, способности. Основной целью такого подхода является развитие личности, способной к самостоятельной творческой деятельности. С другой стороны детские врачи и учителя отмечают, что уже в начальных классах дети страдают от различных нервозов, синдрома усталости и ряда других психосоматических заболеваний, связанных с нервными и психическими перегрузками, несвойственными возрасту. Основными причинами является падение уровня общего развития ребенка, отсутствие навыков коммуникабельности, сильно поднявшаяся планка инфантилизма, отсутствие режима дня, низкий уровень речевой культуры. Таким образом, наблюдается противоречие между требованиями общего развития личности учащихся и решением данной проблемы. Из вышесказанного следует, что, проблема развития личности учащихся младшего школьного возраста остаётся актуальной.

Для решения данной проблемы были поставлены следующие задачи:

  • Развитие интеллектуального мышления посредством шахмат;

  • Эмоциональное развитие учащихся младшего школьного возраста;

  • Средообразующие технологии, способствующие духовному развитию учащихся.

5. Ведущая педагогическая идея опыта:

Проблема личности как философской сущности интересовала многих выдающихся мыслителей. В частности, Николай Бердяев в своем труде «Дух и реальность, основание божественно-человеческой реальности» 1937, пишет, что личность, не естественная категория; она не часть какого-либо целого, напротив, общество – только часть или аспект личности.

Создание условий для интеллектуального, эмоционального и духовного развития личности учащихся младшего школьного возраста на уроках и внеурочной деятельности, чтобы учение в школе было сознательным и направленным к активной и полноценной жизни и вызывало прилив энергии, и было в радость.

6. Длительность работы над опытом. Работа по данной теме началась в 2003 году (изучается пять лет). Первый год - накопительный по отбору теоретического и практического материала, необходимого для организации работы над выбранной темой. В течение четырех учебных лет работа над поиском и внедрением методов и приемов в учебно-воспитательный процесс. Результатом работы стало создание системы воспитательной работы посредством театральной педагогики и внедрение шахмат в урочную деятельность.


7. Диапазон опыта:



















8. Теоретическая база опыта:

  • Н. А. Бердяев

  • А.П.Макаренко «Педагогическая поэма»

  • Н.Н.Бахтин «Театр и его роль в воспитании»

  • А.А. Гребёнкин «Театр вчера и сегодня»

  • Методика И.Г. Сухина, включенная в программы МО РФ по обучению шахматным азам детей.

9. Технология опыта.

Для решения задачи по развитию личности учащихся младшего школьного возраста мною были выбраны два пути:

Первый путь - интеллектуальное развитие ученика, который лежит в основе общего развития детей путем введения элективного курса «Шахматы». Еще в начале XX века швейцарский психолог Жан Пиаже создатель концепции интеллекта утверждал, что в возрасте 6-12 лет происходит формирование так называемого механизма "действия в уме". Это важнейший период, когда ребенок учится проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем что-либо сделать или даже просто сказать. По мнению Ж.Пиаже, ошибки, заложенные в этот период в механизм действия в уме, в дальнейшем исправляются с огромным трудом. Попросту говоря, в 6-12 лет решается, будет ли ребенок умным человеком или нет. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний, легче адаптируется к внешним воздействиям, менее подвержена к стрессам, устойчива к психофизическим нагрузкам, обладает навыками саморазвития и логического мышления. Развивая интеллект, мы можем дать ребёнку мощное орудие для познания окружающего мира, содержащие компоненты саморегуляции, адаптации и саморазвития. Предполагается, что в сознании современного ученика к моменту окончания общеобразовательной школы складывается целая картина мира, к знаниям предъявляются требования систематичности и комплексности по разным параметрам, а теоретическая подкованность должна сочетаться с высоким уровнем духовного развития личности. С этой точки зрения введение элективного курса «Шахматы» позволит усилить творческую и интеллектуальную составляющие учебного процесса и поддержать устойчивый интерес к знаниям. (Приложение1).Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена тем, что обучение шахматам в начальной школе положительно влияет на развитие многих психических процессов и качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность. При этом главной задачей преподавателя на первом этапе – сформировать у детей устойчивый интерес к шахматам, не спугнуть их сложностью и умозрительностью стоящих перед ними задач. Поэтому на начальном этапе как наиболее целесообразный вариант мы рассматриваем упрощение цели игры, но с постановкой игровых задач (Приложение 2). Ученики в этот период обучения должны решать частные, промежуточные задачи (провести пешку через поле, уничтожить все игровые единицы противника, быстро наладить фигурное взаимодействие и т.п.). Задания являются равновесными, то есть, как правило, не дают безоговорочного преимущества ни одной из сторон. В ходе таких занятий преподаватель предлагает ученикам разыгрывать позиции за обе стороны. В результате дети должны не просто научиться угадывать правильное решение, но и овладеть правильным методом действий. В ходе таких промежуточных задач ученики приобретают такие интеллектуальные качества, как умение просчитывать ходы и строить комбинации ходов, минимизировать потери своих фигур. Это способствует развитию логического и абстрактного мышления, развивает тактические и стратегические навыки у учеников. Кроме того, дети учатся контролировать эмоции, управляют своим поведением, принимают самостоятельные решения в сложных ситуациях.

В конце года итоговое повторение идет по тем темам, которые нужны для создания определенной базы знаний для нового учебного года. В конце каждой темы проводятся контрольные уроки для выявления пробелов знаний. Например, на одном из таких уроков ребятам предлагалось тестирование:

Тест 1: Шахматная доска, шахматные фигуры.

  1. Какого цвета клетки на шахматной доске?

  1. Черный – красный; b) Белый – синий; c) Черный - белый

  1. Сколько больших диагоналей на шахматной доске?

  1. 1; b) 2; c) 4

  1. Сколько клеток в большой диагонали?

  1. 10; b) 12; c) 8

  1. Сколько белых клеток в вертикали?

а) 32; b) 4; c) 16

  1. Сколько черных клеток в вертикали?

а) 6; b) 8; c) 4

  1. Сколько наименований фигур в шахматах?

а) 16; b) 8; c) 6

  1. Какая самая важная фигура?

а) Король; b) Ферзь

  1. Какая из фигур самая тяжелая (ценная)?

а) Ладья; b) Слон; c) Ферзь

  1. Какая из фигур – самая младшая?

а) Конь; b) Пешка

  1. Назовите число пешек одного цвета

  1. 2; b) 16; c) 8

Другой путь – эмоциональное развитие учащихся, воздействие искусства на чувства и душевное состояние учащихся. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости ученика, его подготовленности к общению с искусством.

Искусство концентрирует в себе все главные особенности нравственно-эстетического отношения к миру и развивает способность человека к творчеству. Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает детский театр. У детей с задержкой психического развития, одна из проблем недостаточное эмоциональное развитие, но воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства. Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусства формируется личность в целом, охватывая весь духовный мир человека. Примером этого служит театрально-педагогический опыт российского теоретика и практика педагогики А.С. Макаренко. Детские театрализованные постановки педагог рассматривал как важное средство сплочения детского коллектива, нравственного перевоспитания “детей улицы”, их приобщения к ценностям культуры. Так и появился театральный кружок в моём классе. Однако, будучи интересной и полезной формой внеклассной работы театральный кружок в одном классе ограничен в своих возможностях и не оказывает существенного влияния на организацию учебно-воспитательной работы в школе. Поэтому была разработана система воспитательной работы посредством театральной педагогики (Приложение 3), реализованной в театральной студии школы «Светлячок». Учебная деятельность учащихся театральной студии организована по разработанной программе (Приложение 4).

Третий путь – духовное развитие.

Воспитание - это процесс создания нравственной и духовной основы, а образование - это процесс развития мыслительных способностей ребенка. Дело касается двух различных сторон душевной деятельности человека. Думать, что образование (развитие умственных способностей) дает ребенку и нравственное развитие, нет никаких оснований. Можно встретить очень образованных людей, но совершенно невоспитанных и бездуховных, и, с другой стороны, - совсем необразованного крестьянина или простого рабочего, но воспитанного в духовном и нравственном отношении.

В настоящее время многие учителя общеобразовательных школ области уже осознали необходимость в обращении детей к спасительным духовным истокам. Школьники, подростки и молодые люди сегодня постоянно оказываются перед выбором: какие ценности, какие идеалы принять. И долг педагогов и родителей, представителей общественности – помочь им сделать правильный выбор.

Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность — путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.

В период тесного сотрудничества с подростковым клубом «Алые паруса» в 1996-2006 гг. мы гастролировали с театральными постановками по городу. Ездили с благотворительной программой в детский дом «Берегиня». Каждую субботу проводили в детском центре при Никольской церкви.

Детям это нравилось и до сих пор вспоминают о театре с благодарностью!

10. Результативность опыта:

В результате занятий можно сделать следующие выводы:

  1. Занятия шахматами в школе способствуют лучшему усвоению таких абстрактных пространственных категорий, как «центр», «горизонталь», «вертикаль». Шахматная партия требует умения рассчитывать многочисленные варианты, этот навык помогает ученику решать математические задачи любой сложности.

  2. Введение в историю шахмат служит средством мотивации к изучению гуманитарных предметов, в первую очередь географии и истории, в том числе истории отечественного спорта.

  3. Шахматы являются средством диагностики личности ребенка, позволяющим выяснить типы личности учащихся, их психологический потенциал во время практических партий. Технологии игры в шахматы могут применяться как инструмент формирования личностного роста, воспитания управленческих качеств.

Организация шахмат как учебного предмета является перспективным направлением начальной школы, особенно учитывая межпредметные связи этого предмета, прежде всего с математикой, далее – с экономикой и информатикой, а также географией и историей, основами логики и философии.

В случае если ребенок по каким-то причинам немного отстает в развитии, не имея при этом никаких органических повреждений, заболеваний, то шахматы являются сильным катализатором. Как доказывает практика, за короткий срок ребенок может догнать и перегнать своих сверстников.

Уровень качества обучения последние 3 года не только не снижается, но постоянно растет (приложение 5). Всё больше учащихся принимает участие и занимает призовые места на школьных и городских олимпиадах (приложение 6). Активно выступают на различных конкурсах (Приложение 7).


Похожие:

Развитие личности учащихся младшего школьного возраста iconПсихологические особенности младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до...
Развитие личности учащихся младшего школьного возраста icon«Развитие интеллектуальных способностей и активизация творческой мысли детей младшего школьного возраста»
Тема: «Развитие интеллектуальных способностей и активизация творческой мысли детей младшего школьного возраста»
Развитие личности учащихся младшего школьного возраста iconПрограмма эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста:...
Развитие личности учащихся младшего школьного возраста iconПрограммы “Шаг в будущее” в Центральном федеральном округе РФ
«Профилактика стоматологических заболеваний у учащихся младшего школьного возраста»
Развитие личности учащихся младшего школьного возраста iconРазвитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста
Актуальность проблемы. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна....
Развитие личности учащихся младшего школьного возраста iconОтчет о результатах самообследования
Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего и младшего школьного возраста «Черкасовская начальная...
Развитие личности учащихся младшего школьного возраста iconРитмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста
Влияния занятий ритмической гимнастикой на организм занимающихся и развитие их двигательных способностей
Развитие личности учащихся младшего школьного возраста iconШкольного возраста на уроках музыки
Изучить педагогический опыт в развитии креативности у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Развитие личности учащихся младшего школьного возраста iconПсихологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста
Теоретические основы развития памяти. Возможности развития зрительной памяти детей младшего школьного возраста
Развитие личности учащихся младшего школьного возраста iconОбразовательная программа Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Криста ллик»
Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Кристаллик» на 2010-2014...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница