«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»




Скачать 20.51 Kb.
Название«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер20.51 Kb.
ТипРассказ
  1   2   3   4


Министерство образования РБ

Отдел образования администрации

муниципального района Дюртюлинский район


Опыт работы

учителя-логопеда группы для детей с нарушениями речи №6 МБДОУ ЦРР – детский сад №10 «Ляйсан» г.Дюртюли

на тему:

«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»


г.Дюртюли

2009г.

Содержание:

Глава 1. Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1.1. Введение.

1.2. Проблема формирования связной речи и навыка творческого рассказывания в психолого-педагогических исследованиях.

1.3. Особенности совершенствования связной речи через формирование навыка творческого рассказывания по сюжетной картине.


Глава 2. Коррекционно-логопедическая работа по развитию творческого рассказывания по сюжетной картине с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2.1. Диагностика связной речи и способности к словесному творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2.3. Методика обучения творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.


Глава 3. Выводы


Список литературы


Приложение




3

3


5


11


14


14


33


45


46


48



Глава 1. Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1.1. Введение

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи и творческого рассказывания в частности, как заключительного и важнейшего этапа при обучении связной речи, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса. Особую важность эта цель приобретает сейчас, когда развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе, где наблюдается снижение уровня бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедная, безграмотная речь на экранах телевизоров и агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами. Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Совершенствование в процессе составления творческих рассказов детского воображения и других психических функций, а также повышение уровня речевого развития, позитивно отражается на познавательной деятельности и личностных качествах ребенка. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. На нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений и пр. В целом учебная деятельность детей начинает характеризоваться осознанностью, мотивированностью и произвольностью поведения. Они могут, руководствуясь системой требований, выполнять указания и инструкции учителя, контролировать в определенной мере процесс собственной деятельности и деятельности своих товарищей, повышается их общий культурный уровень, формируется готовность к социальному взаимодействию. Отсюда огромная ответственность и важность работы логопедов и педагогов, занимающихся обучением русскому языку. (1)

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуальность приобретает важность процесса овладения творческим рассказыванием в общем психическом развитии ребенка и потребность в коррекционно-логопедических методах и приемах формирования навыка творческого рассказывания данной категории детей.

Проблема исследования: особенности и возможности использования приемов творческого рассказывания по картине в процессе совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Субъектом исследования являются дети с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.

Объект исследования – развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Предмет исследования – творческое рассказывание по картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования – дошкольники с общим недоразвитием речи имеют специфические особенности овладения навыком творческого рассказывания. Специальное обучение творческому рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи обеспечит положительную динамику их познавательного и речевого развития и будет способствовать совершенствованию коррекционно-логопедической работы и ее результативности.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить состояние связной речи и особенности творческого рассказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Разработать и экспериментально апробировать систему приемов и упражнений по обучению творческому рассказыванию в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования использовался широкий набор научно-практических методов: анализ литературных источников по теме исследования; изучение медико-педагогической документации; первичное и динамическое наблюдения за детьми с использованием методов статистической обработки данных; качественный и количественный анализ, обобщение полученных результатов; беседы с родителями, воспитателями и специалистами детского сада.


1.2. Проблема формирования связной речи и навыка творческого рассказывания в психолого-педагогических исследованиях.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах К.Д. Ушинским, Е,И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М. Бородич и другими. «Связная речь, - подчеркивал Ф.А. Сохин, - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».(10) Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Связная речь, и в большей степени монологическая ее форма, предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение связно, полно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Монолог в отличие от диалога является наиболее сложной формой связной речи, служащей для передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, развернутость, логическая последовательность изложения.(5)

Высшей планкой развития монологической речи является творческое рассказывание, наиболее сложное среди всех ее видов. Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения и представляют собой некий результат детской фантазии. Они требуют от ребенка развитого воображения, образного мышления, самостоятельного и, в известной степени, своеобразного моделирования сюжета и композиционного построения текста (умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку.), придумывания интересных, захватывающих деталей, опирающихся на творчески переработанный предшествующий опыт и знания в целом, на способность к созданию своеобразных комбинаций и сочетаний событий, явлений, обстоятельств. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.(1)

Творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности, начиная от рассказывания с элементами творчества до составления рассказов и сказок (по аналогии, по предложенному сюжету, по заданной теме). Варианты творческого рассказывания по Логиновой В.И., Максакову А.И., Поповой Н.И. :

  1. придумывание предложения и завершение рассказа ( воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;

  2. придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания), Пеньевская Л.А. предлагает составлять план в естественной разговорной форме;

  3. придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.

Ткаченко Т.А. выделяет следующие виды творческого рассказывания:

  • добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий;

  • составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия;

  • составление рассказа с включением (исключением) объектов;

  • составление рассказа по комплекту игрушек;

  • рассказывание по частично закрытой сюжетной картине;

  • придумывание рассказа про знакомого героя;

  • составление рассказа по его названию;

  • придумывание рассказа по нескольким опорным словам и пр.(4)

Также, в зависимости от использования наглядной и текстовой опоры, можно выделить творческие пересказы, творческие рассказы по сюжетной картине, по серии картин, с опорой на предметные картинки, без наглядной опоры и др.

Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:

  1. обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;

  2. обогащение и активизация словаря;

  3. умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;

  4. правильное понимание детьми задания придумать.

На первом этапе происходит накопление опыта: педагог организует получение жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество, учит образному видению окружающего, важна роль искусства.

Второй этап – собственно процесс детского творчества (возникает замысел, идут поиски художественных средств). Важна установка на новую деятельность (придумаем рассказ, творческие задания). Наличие замысла побуждает детей к поискам композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.

На третьем этапе появляется новая продукция (ее качество, ее завершение, эстетическое удовольствие). Анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, связано с большими трудностями. Поэтому в практике коррекционной логопедической работы с дошкольниками с ОНР наиболее приемлемым является рассказывание с элементами творчества, а также составление сказок и рассказов по аналогии с небольшим литературным произведением или народной сказкой. Это обусловлено тем, что у детей с ОНР речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас делает речь детей бедной и стереотипной. Они испытывают затруднения в составлении развернутого рассказа по картинке, серии сюжетных картинок, затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий. Рассказы составляют с акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. При пересказе короткого текста дети с ОНР не всегда полностью понимают смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, добавляют лишние эпизоды, затрудняются в выборе необходимого слова, «теряют» действующих лиц. Рассказ-описание мало доступен для них, обычно рассказ подменяется перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Творческое рассказывание дается детям с ОНР с трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста.(19)

Кроме того, у детей с нарушениями речи отмечается слабость процессов воображения, недостаточность и быстрая истощаемость комбинаторных функций. Известные ученые Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.Н. Корнилов, А.В. Запорожец рассматривают воображение как психический процесс, имеющий в дошкольном возрасте наибольшую пластичность и легко поддающийся педагогическому воздействию, и отмечают важность планомерной, последовательной работы по переводу хаотично возникающих воображаемых образов в «зримую» для ребенка «новую продукцию». (2)

Обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у детей определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, рассказ-описание предмета и др.), что практически невозможно до выхода на 3 уровень речевого развития, то есть на втором-третьем году обучения. Эта возможность определяется также запасом знаний и сведений об окружающей действительности, сформированностью фонетической и грамматической сторон языка и речи. Помимо речевой готовности к составлению творческих рассказов, необходимо учитывать и психологические предпосылки для формирования творческого рассказывания – активизацию воображения в возрасте 5-6 лет. По мнению Л.С. Выготского, обладая от природы богатым и свободным воображением, ребенок младше 5 лет не способен оперировать им конструктивно; только примерно с 6-го года жизни воображение дошкольника постепенно приобретает все более активный и созидательный характер, «превращаясь из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, в творческое». Этот период в психологии называют сенситивным для развития образного мышления и воображения, то есть старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения, вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ).

Таким образом, возможность составлять полноценные творческие рассказы, возникает у ребенка только в старшем дошкольном возрасте (Ф.А. Сохин, А.М. Леушина и др.). А, по мнению Глухова В.П., обучение творческому рассказыванию занимает особое место в работе с детьми, имеющими четвертый уровень речевого развития. В этот период обучение творческому рассказыванию становится приоритетной задачей коррекционно-образовательного процесса. (2)

1.3. Особенности совершенствования связной речи через формирование навыка творческого рассказывания по сюжетной картине.

Из всех видов рассказывания с элементами творчества особый интерес у детей вызывает рассказывание по сюжетной картине. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, дети любят рассматривать такие картины; с одной картиной (если ее сюжет близок и понятен детям) педагог может работать несколько занятий. Картина, воздействуя на эмоции детей, вызывает у них мотивацию к занятиям, интерес, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых (Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина, А.А. Люблинская).

Во-вторых сюжетная картина обеспечивает наглядную опору, являющуюся основой для активного, продолжительного диалога взрослого и ребенка, что позволяет стимулировать различные аспекты речевой и мыслительной деятельности ребенка (Л.А. Пеньевская, Е.И. Радина, М.М. Конина).

В-третьих, рассматривая сюжетную картину, ребенок 5-6 лет легко составляет исходный рассказ. А затем, по заданию взрослого, пользуясь той же картиной, дошкольник может произвести некоторые трансформации сюжета в своем воображении (мысленно заменить, добавить или убрать определенный объект на картине) и составить новый рассказ, подобный исходному. Выполнить это задание с наглядной опорой гораздо легче, чем придумывать историю целиком.

Изменения в сюжете рассматриваемой картины, сделанные подобным образом, способны не только усилить детский интерес, но и создать основу для творческого рассказывания. Картина в данном случае служит наглядной базой для возникновения у ребенка нового замысла.

Следует отметить, что далеко не каждая картина способна вызвать у ребенка стойкий интерес и может служить материалом для общения со взрослым. Современного дошкольника уже трудно заинтересовать картинами со стандартным сюжетом, на которых, к примеру, дети катаются на лыжах или собирают грибы. Сегодняшние дети привыкли к сильным впечатлениям от красочных игрушек, ярких, динамичных мультфильмов и т.п. Стало бесспорным мнение Ф.А. Сохина, считавшего, что словесное творчество лучше всего проявляется под влиянием или в процессе эмоционального всплеска. Поэтому картины, предъявляемые детям, должны вызывать яркую эмоциональную реакцию; побуждать к размышлению; стимулировать воображение; способствовать заинтересованному общению ребенка и взрослого; отражать интересное событие или конфликтную ситуацию. На большинстве выбранных картин дети могут наблюдать противоречие, конфликт. Известно, что разрешение противоречий, а также поиск путей к их разрешению – самый надежный стимул творческого мышления.

Побуждая ребенка разрешить конфликт, педагог не должен раскрывать истину перед ребенком, ему следует терпеливо учить ее отыскиванию. Если ребенок не дает готового ответа или ответ его неверный, необходимо указать на неразрешенное или вновь возникшее противоречие.(6)

Использование картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 5 видам творческого рассказывания:

  1. Составление рассказа с добавлением предшествующих или (и) последующих событий.

  2. Составление рассказа с заменой объекта или действующего лица.

  3. Составление рассказа с добавлением объекта (объектов) или (и) действующего лица (действующих лиц).

  4. Составление рассказа с изменением результата действия.

  5. Составление рассказа со сменой времени действия.

Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть, по определению А.М. Леушиной, «высшее достижение речевого развития дошкольника». При составлении рассказа речь ребенка должна быть содержательной, развернутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, лексически точной, фонетически четкой.(6)


  1   2   3   4

Похожие:

«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconИсследование состояния связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с общим речевым недоразвитием
«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconАвтор: Климкина О. В. Кафедра: коррекционная педагогика и специальная психология Научный к п. н., профессор ДавидовичЛ. Р. Современные представления о психо-моторном развитии детей с общим недоразвитием речи
В данной статье рассмотрены современные представления о психо-моторном развитии детей с общим недоразвитием речи. Определено состояние...
«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconРабочая программа по коррекции общего недоразвития речи
Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего...
«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconСказка» Бондаренко С. В. Исследование на тему: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи»
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи
«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» icon«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи»
Тема: «Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие...
«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconПрограмма «Коррекционное воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №110
«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconОсновные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр глава Экспериментальное изучение проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр III уровня
Теоретическое исследование проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр
«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconФормирование семантических полей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Практика логопедической работы показывает, что восстановление психологической базы речи ребенка создает основу для более эффективной...
«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconЛитература Познавательно-речевое развитие Развитие речи
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Обучение и воспитание детей старшего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием»
«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconМетодическая разработка «Формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста»
I лингвометодические и психолого-педагогические основы формирования норм словоупотребления в речи детей дошкольного возраста
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница