Решение заседания кафедры протокол №1 от 03сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс б1 «История и философия специальной педагогики и психологии»




Скачать 27.62 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры протокол №1 от 03сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс б1 «История и философия специальной педагогики и психологии»
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер27.62 Kb.
ТипРешение
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»



"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Орлова О.С.

Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03сентября 2012 г.



Учебно-методический комплекс

М1.Б1 «История и философия специальной педагогики и психологии»


Факультет: дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Магистерская программа: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)

Кафедра: Логопедии


Составители:


Орлова О.С., д.п.н., профессор

кафедры логопедии

И.В. Евтушенко, д.п.н., профессор

кафедры специальной педагогики и

специальной психологии


Москва-2012


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»



"Утверждаю"

Зав.кафедрой

Орлова О.С.




___________________

Решение заседания кафедры

протокол № 1 от 03 сентября 2012 г.



Учебно-методический комплекс

М1.Б1 «История и философия специальной педагогики и психологии»


Факультет: дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Магистерская программа: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)


Составители: Орлова О.С., д.п.н., профессор кафедры логопедии

Евтушенко И.В., д.п.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии


Москва 2012

Пояснительная записка:

Цель: теоретическая подготовка студентов к профессиональной деятельности в области специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом полученных знаний в своей будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

  • Обеспечение необходимой теоретической подготовки студентов по проблемам специальной педагогики, касающимся целей и задач коррекционного обучения, закономерностей нарушенного развития, психолого-педагогического изучения и диагностики нарушений, своеобразия психического развития лиц с ограниченными возможностями развития (ОВЗ), их обучения и воспитания.

  • Формирование мировоззренческих компетенций педагога и психолога специального и инклюзивного образования.

  • Ознакомление студентов с историческими этапами становления системы обучения и воспитания с отклонениями в развитии в России и за рубежом.

  • Ознакомление студентов с некоторыми, наиболее важными вопросами обучения и воспитания лиц разного возраста с ОВЗ.

  • Подготовка педагогов к проведению систематической работы по пропаганде и популяризации знаний в области специальной педагогики среди родителей и персонала специальных образовательных учреждений.

  • Изучение психолого-педагогических аспектов интеграции лиц с ОВЗ на разных этапах их образования.

Объем в ЗЕ: 3 .

Время изучения: курс 3 семестр 5 .

Взаимосвязь с другими дисциплинами:

Дисциплины является базовой для формирования основных общекультурных и мировоззренческих компетенций

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК-1)

способностью изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знания (ПК-10);

готовностью к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в экспериментальной работе (ПК-15).

Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:

Формирование у студентов умения решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

● исследование, проектирование, реализация процесса образования, абилитации, реабилитации,

социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий;

● проектирование коррекционно-образовательной среды и методических материалов;

● изучение и систематизация достижений отечественных и зарубежных исследований в области

специального образования и смежных отраслей знаний;

● разработка стратегии, структуры и процедуры осуществления опытно-экспериментальной работы;

● осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшее

го образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно- экспериментальной работе.

Объем в ЗЕ: 3 .

Время изучения: курс 3 семестр 5 .

Взаимосвязь с другими дисциплинами:

Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин: Психология, дисциплин модуля «Медико-биологические основы дефектологии» (Неврология, Основы генетики, Основы нейрофизиологии и ВНД), Специальная психология, Специальная педагогика, Психология умственно отсталых детей, Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также Истории и Философии в объеме подготовки бакалавра.

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Развитие специального образования в России и за рубежом, Сравнительная специальная педагогика, Клиническая психология, Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития, Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования, Методы психологической коррекции и реабилитации, Психологическое консультирование, Правовые и экономические основы специального и инклюзивного образования, Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями интеллектуального развития, Психолого-педагогическое сопровождение лиц с сенсорными и двигательными нарушениями, Психолого-педагогическое сопровождение лиц с сенсорными и двигательными нарушениями, Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития.


Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:


из числа общекультурных компетенций:

способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

из числа профессиональных компетенций:

общепрофессиональными:

способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7).

в области коррекционно-педагогической деятельности:

способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1).

готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;

изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

  • в области диагностико-консультативной деятельности:

консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

  • в области исследовательской деятельности:

выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

  • в области культурно-просветительской деятельности:

пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.

Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Курс «История и философия специальной педагогики и психологии» выделен в самостоятельную учебную дисциплину как базовый, опирающийся на достижение современной отечественной и зарубежной педагогики, общей и специальной психологии, философии, отечественной и зарубежной истории. При изучении курса раскрывается содержание понятия: антропологический подход; аксиология; аксиологическая концепция отношения социума к лицам с отклонениями в развитии; классическая наука ; неклассическая наука; постнеклассическая наука; национальная система специального образования; лечебная педагогика; коррекционная педагогика; специальная педагогика; герменевтика; гуманизм; интерактивный подход; история философии; философия науки; полифундаментальность; этика; гуманистическая этика; деонтология и др., характеризующих современное состояние и перспективы образования детей с отклонениями в развитии.

Эффективность обучения и социальной адаптации детей с отклонениями в развитии зависит от мировоззренческих позиций педагога и психолога, работающих в системе специального и инклюзивного образования. Курс направлен на формирование мировоззренческих компетенций, являющихся приоритетными в системе психолого-педагогической реабилитации детей с отклонениями в развитии, соответствующих современных гуманистическим тенденциям и государственной политике Российской Федерации.

Курс «История и философия специальной педагогики и психологии» позволяет сформировать современные мировоззренческие позиции, углубить и расширить знания студентов в исследовательской и психолого-педагогической работе с детьми, предусматривая различные виды диагностической, коррекционно-развивающей и воспитательной деятельности. Программа рассчитана на учебный курс, объемом 108 часов, включает лекционную, практическую и самостоятельную работу. Семинарские занятия проводятся с использованием атласов, таблиц, схем.


Студенты должны иметь представление:

об этапах становления системы специального образования в России и за рубежом;

об общих закономерностях аномального развития;

о государственной политике в области специального образования

о нормативных актах, регламентирующих специальное образование;

о вариативных моделях специального образования;

о специальных образовательных условиях для детей с различными отклонениями в развитии.

Студенты должны овладеть знаниями:

о психолого-педагогических особенностях детей с ОВЗ;

о системах специального образования в России и за рубежом;

о современных вариативных моделях интеграции;

о специальных образовательных условиях для детей с ОВЗ в системе общего образования;

Студенты должны уметь:

обследовать детей с различными отклонениями в развитии;

разрабатывать вариативный педагогический маршруты;

организовывать интерактивную коррекционно-развивающую среду, отвечающую образовательным потребностям детей с ОВЗ;

разрабатывать индивидуальные программа коррекционно-развивающей работы;

осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в условиях специального образования;

осуществлять продуктивное взаимодействие с участниками педагогического процесса;

консультировать родителей детей с ОВЗ;


Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы:

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; классификация; ранжирование;

2 уровень сложности: реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: эссе, проект, экзамен.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

30/70 % - мировоззренческий кластер

Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

ОК- 01, ПК-10, ПК-15



Тема 1

Конспекты лекции 1, презентации

реферирование




Рабочая тетрадь

Тема 1

Письменный опрос

ОК- 01, ПК-10, ПК-15



Тема 2

Конспекты лекции 2, презентации

реферирование




Рабочая тетрадь

Тема 2

Тесты

ОК- 01, ПК-10, ПК-15



Тема 3

Конспекты лекции 3, презентации

Конспектирование, аннотирование




Рабочая тетрадь тема 3

Письменный опрос

ОК- 01, ПК-10, ПК-15



Тема 4

Конспекты лекции 4, презентации

конспектирование, анализ различных типов данных, структурирование проблемы




Рабочая тетрадь тема 4

Письменный опрос



2. Объем дисциплины и виды учебной работы

(по заочной форме обучения)


Факультет/

направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

час


Сам.

работа

050700 Специальное (дефектологическое) образование

История и философия специальной педагогики и психологии

Лекции

4







Практические/семинарские

6







Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы







5

Итоговый контроль

экзамен







5

Общий объем часов по дисциплине

10

98

Экзамен


Краткое содержание курса

Тема 1. Специальная педагогика и специальная психология в контексте истории науки

Генезис проблемы предмета и объекта специальной педагогики и специальной психологии. Процесс дифференциации и интеграции предметного содержания специальной педагогики и специальной психологии. Цели и задачи специальной педагогики. Научно-теоретические задачи современной специальной педагогики. Прикладные и практические задачи специальной педагогики. Основные направления в решении научно практических задач – реабилитационная педагогика, адаптивная педагогика, педагогика интегрированного обучения, возрастная специальная педагогика, коррекционная (специальная) педагогика. Связь специальной педагогики с другими науками. Своеобразие предметных связей специальной педагогики психологическими дисциплинами (возрастная, общая, педагогическая и клиническая отрасли). Особенности связи специальной педагогики с клинико-биологическими дисциплинами (генетика, психопатология, эволюционная биология, основы нейрофизиологии и ВНД, неврология и др.). Связь специальной педагогики со специальной психологией. Цели и задачи специальной психологии. Основ­ные отрасли современной психологии. Роль и значение специальной педагогики и специальной психологии в понимании природы человека и его развития. Своеобразие представлений об отклонениях в психическом развитии на уровне обыденного сознания. Религиозные представления о природе аномалий развития. Особенности отражения отклонений в психическом развитии в художественной литературе и искусстве как форме художественного сознания. Научное сознание как основной источник знаний о сущности и природе отклонений от нормального хода развития. Связь специальной педагогики и специальной психологии с философией и социальными науками.

Систематическое обучение детей с отклонениями в развитии как предпосылка возникновения специальной педагогики.

Роль и значение Л.С. Выготского в становлении и развитии специальной педагогики и специальной психологии. Современное состояние специальной педагогики в России. Основные отрасли современной специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, обучение и воспитание лиц с умственной отсталостью (олигофренопедагогика), обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучение и воспитание лиц с нарушениями эмоциональной и поведенческой сфер, коррекционно-педагогические системы образования детей со сложными недостатками развития и др.


Тема 2. Развитие специальной педагогики на базе достижений технологической и информационной революцией ХХ в., в контексте интеграции научного и гуманитарного знания. Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности.

Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности. Общепедагогические принципы коррекционно-педагогической деятельности. Принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности. Методы и направления процесса коррекционно-педагогической деятельности. Диагностика отклонений в развитии ребенка. Значение ранней коррекции в развитии ребенка. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.

Профессиональная подготовка кадров для специального и инклюзивного образования. Современное педагогическое образование. Сферы деятельности педагога-дефектолога. Профессиональные и личностные качества педагога системы специального образования. Современная система образовательных услуг.

Медико-социально-педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью. Социально-педагогическая помощь по адаптации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями.


Тема 3. Научные основания специальной педагогики и специальной психологии

Философские основания специальной педагогики и специальной психологии. Современная философия и смежные науки как теоретико-методологическая основа специальной педагогики и специальной психологии. Важнейшие образовательные идеи специальной педагогики в контексте основных разделов философии – истории философии, онтологии, гносеология, аксиология, философская антропология, социальная философия. Этические основания специальной педагогики. Понятие об этике и морали, как определяющих категориях специальной педагогики. Гуманистическая этика, как основа современного отношения социума к людям с ОВЗ. Деонтология в специальной педагогике.


Тема 4. Методы научного познания в современной специальной педагогики и специальной психологии.

Общенаучная методология специальной педагогики. Полифункциональность специальной педагогики. Основные группы методов исследования: методы имперического познания, методы теоретического познания, метатеоретические методы. Специальная педагогики как отрасль научно-педагогического знания на этапе развития постнеклассической науки (постмодернизм). Полифундаментальность и методологическая относительность в методологии исследований по специальной педагогике. Фундаментальные научные концепции, лежащие в основе современных познавательных моделей в специальной педагогике (теория систем; теория информации; теория самоорганизации; теория управления). Современные методологические основания специальной педагогики – общефилософские, общенаучные, частнонаучные. Взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного подхода в исследованиях по специальной педагогике. Использование в специальной педагогике методологии смежных наук. Идеи, теории, концепции частнонаучного уровня методологии исследований в специальной педагогике (важнейшее психологические, психолингвистические и лингвистические, социологические, педагогические теории и концепции; теории и концепции специальной педагогики). Герменевтика и феноменология как частнонаучная методология гуманитарного подхода в исследованиях по специальной педагогике.

  1   2   3   4

Похожие:

Решение заседания кафедры протокол №1 от 03сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс б1 «История и философия специальной педагогики и психологии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 2 «Методология психолого-педагогических исследований»
Левченко И. Ю., д п н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс б1 «История и философия специальной педагогики и психологии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 3 «Философские и методологические основы образования детей с овз»
Евтушенко И. В., д п н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс б1 «История и философия специальной педагогики и психологии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс опд. Ф. 13 «Специальная психология»
Специальность олигофренопедагогика (031700) Кафедра: Специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс б1 «История и философия специальной педагогики и психологии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 от «03» 09 2012 г. Программа учебной дисциплины «Основы управления специальным образованием»
Составитель: Евтушенко И. В., д п н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс б1 «История и философия специальной педагогики и психологии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Составитель: Новикова И. М к п н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс б1 «История и философия специальной педагогики и психологии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от «3» 09. 2012 г. Учебно-методический комплекс 2 «История сурдопедагогики»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс б1 «История и философия специальной педагогики и психологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 «Воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью»
Исаева Т. Н., к п н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс б1 «История и философия специальной педагогики и психологии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс дисциплины б б. 4 «Специальная психология»
Программа: Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями (олигофренопедагогика)
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс б1 «История и философия специальной педагогики и психологии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от «3» 09. 2012 г. Учебно-методический комплекс кв7 «Использование информационно-технических средств в коррекционно-развивающей работе»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс б1 «История и философия специальной педагогики и психологии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от «3» 09. 2012 г. Учебно-методический комплекс кв7 «Технические средства и информационные технологии в образовании лиц с нарушениями слуха»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница