Скачать 33.72 Kb.
|
МОУ «Суксунская средняя общеобразовательная школа №2» Проект «Одарённый ребёнок: выявление, обучение, развитие» Автор проекта: Пономарёва Г.П., учитель химии, ответственная за работу с одарёнными детьми Суксун, 2011г. Анализ ситуации В школе имеется некоторый опыт в развитии и обучении детей, имеющих повышенный уровень мотивации к учебной и внеклассной деятельности. 8-9 классы участвуют в работе спецкурсов, ведется предмет «Профессиональное самоопределение». Результат: 100% выпускников 9 класса продолжают образование. В 10 -11 классах реализуется идея двухуровневого изучения учебных предметов - обязательные учебные предметы и предметы по выбору повышенном уровне. Реализация образовательных запросов учащихся происходит и на элективных курсах. Процент поступления в ВУЗы за последние 3 года составил соответственно: 53%, 56%, 63%.По итогам мониторинговых исследований в 2009 – 2010, 2011-2012 у.г. школа вошла в число 100 лучших школ Пермского края. Дополнительное образование в основном работает на учащихся 1-7 классов и направлено на создание условий для реализации потребности обучающихся в познании и творчестве. Через систему ДО учащиеся школы приобщены к различным видам деятельности: спортивная – 65%, предметные кружки – 84%,творческие объединения – 54%. Наиболее результативной является спортивная деятельность - шахматы (победы на районном, краевом и Российском уровнях), баскетбол; спортсмены школы 21 год держат 1 место в районной эстафете на приз газеты «Новая жизнь». Дети активно участвуют в интернет – конкурсах, олимпиадах, турнирах, интернет – тестировании: «Наше наследство», «Российская символика», «Лидер Пермского края», «Эрудиты планеты», «Моя Победа», «Звёздное приключение», «Марафон правовых знаний», сетевые площадки «Эллада – 2009, 20010 », «Чистая планета», турнир по информатике, интернет – олимпиада по географии, Вузовское интернет – тестирование. Результат: наблюдается небольшое увеличение количество призовых мест. Количество призовых мест в районных предметных олимпиадах составляет в 2008-2009у.г.- 3%, в 2009-2010у.г. – 2,6%, в 2010 -2011у.г. –2,7% от общего количества учащихся школы. В краевых олимпиадах за последние три года принимали участие 6 учащихся. За три года в предметных конкурсах («Чещирский кот», «Лис – любитель истории», «Кит», «Енот», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Почемучка», «Олимпус») приняли участие около 70 % учащихся. Но педагоги школы не всегда готовы осуществлять психолого-педагогическую поддержку одаренных детей. Количество участников конкурсов, олимпиад и других видов деятельности достаточно большое, но доля призеров, особенно на краевом и российском уровнях не удовлетворяет детей, родителей и педагогов. Школа не даёт 100 – балльников ни по одной образовательной дисциплине. Выявление способных детей происходит только в ходе наблюдения педагогами за их деятельностью. Выявление одаренных детей является ответственным процессом, нужны диагностические процедуры: психометрические тесты, психолого – педагогический мониторинг. Для выстраивания системы работы с одарёнными детьми необходима систематизация видов одаренности по определяется критерием, положенным в основу классификации. Систематизация видов одарённости, методическое сопровождение реализации проекта выведет педагогов на выбор таких форм и методов работы с детьми, которые привели бы к личностному росту учащихся и к ощутимому количественному и качественному результату участия детей в конкурсах и олимпиадах районного, краевого и даже всероссийского уровнях. Проект направлен на реализацию Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», одним из приоритетных направлений которой является «Поддержка и развитие одарённых детей». Модернизацию школьного образования предполагает также внедрение Федерального Государственного образовательного стандарта т. к. будущее России и нашего посёлка за одаренными детьми. Именно они в будущем составят интеллектуальный человеческий ресурс, необходимый для успешного социально- экономического развития района. Реализация проекта будет значима не только для школы, но и для Суксунского района, т.к. транслирование опыта работы по развитию одарённости детей будет способствовать повышению профессиональности педагогов района. Цели и задачи Цели реализуемого проекта: 1. Выявление одарённых детей. Задачи: 1) изучить и провести психометрические тесты; 2) проанализировать участие и результативности участия детей в олимпиадах, конкурсах, конференциях, концертах, выставках и т.д.; 3) определить группы учащихся по видам одарённости; 4) создать единый банк данных«Одарённые дети»; 2. Расширение форм и методов работы по развитию одарённости детей. Задачи: 1) проанализировать ранее применяемые формы и методы работы с одарёнными детьми с целью повышения их эффективности; 2) изыскать возможность научного сопровождения реализации программы с целью повышения профессионального мастерства педагогов и поиска не используемых в школе формы обучения; 3) установить более тесное и продуктивное сотрудничество с учреждениями посёлка, работающими на развитие способностей детей и подростов; 4) осуществлять непрерывное педагогическое сопровождение и поддержку одарённых детей; 5) способствовать повышению роли семьи в развитии одарённости ребёнка. Содержательная часть проекта Основная идея проекта Использование ресурсов школы для развития одарённых детей и получения результата в качественном и количественном измерении. Изменения, прогнозируемые в результате реализации проекта Изменения в содержании образования: адаптация школьных программ, ориентируясь на одарённого ребёнка, углубление и расширение учебного материала, повышение удельного веса самостоятельной работы учащихся; составление программ элективных курсов и детских объединений по индивидуальным запросам учащихся; обеспечение преемственности в работе с одарёнными детьми при осуществлении учебно – воспитательного процесса. Изменения в формах, методах и технологиях обучения и воспитания: расширение форм работы с одарёнными детьми, освоение и применение эффективных образовательных технологий – проектной, исследовательской, технологии опережающего обучения, проблемное обучение, прорывные технологии в воспитании, повышение роли внеклассной деятельности в развитии одарённости детей. Изменения в ресурсном обеспечении образовательного процесса: улучшение материально – технического оснащения школьных кабинетов, повышение профессиональной компетентности педагогов, создание банка данных ППО по работе с одарёнными детьми. Механизмы реализации проекта 1.Совершенствование деятельности администрации на мотивацию педагогов для работы с одаренными детьми; 2.Организация психолого-педагогической подготовки педагогических кадров; 3.Внедрение в практику диагностики одаренности и ее дальнейшего развития; 4.Реализация учебных планов предметных областей, спецкурсов, курсов по выбору и программ внеклассной деятельности по работе с одарёнными детьми. Способы и методы развития одарённости детей - Летний оздоровительный лагерь, отряды: спортивно - оздоровительные (1,5-8 кл.), сетевая площадка (8кл.), декоративно – прикладного творчества (2 - 5 кл.), с изучением иностранного языка (3кл.), краеведческий (2кл.); интеллектуальный (9-10кл.) -Детские объединения, спортивные секции. - Спецкурсы, курсы по выбору, занятия по индивидуальным учебным планам, Класс интеллектуального развития (предшкольная подготовка), Школа юных (5-8кл.), Школа индивидуального развития (10-11 кл.), НОУ «Успех». - Районный конкурс «Ученик года» ( учредитель выпускник школы Миков П.В., уполномоченный по правам ребёнка в Пермском крае). - Предметные олимпиады; участие в интернет – конкурсах и предметных конкурсах («Чещирский кот», «Лис – любитель истории», «Кит», «Енот», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Почемучка», «Марафон знаний») ; участие в региональных, российских конкурсах и олимпиадах ( «Познание и творчество, «Олимпус» и т.д. ); - Районная игра КВН, районный фестиваль театральных коллективов, районный конкурс декоративно – прикладного и технического творчества, школьная и районная конференция учебно – исследовательских работ учащихся; - Спортивные соревнования: эстафета на приз районной газеты «Новая жизнь», баскетбол, Безопасное колесо; Кет-баскет. - Школьная конференция «Парад успехов», школьный конкурс проектных работ учащихся «Знание – главное достояние». Этапы реализации проекта Первый этап – подготовительный (2010 -2011у. г.) Выявление одарённых детей. Создание условий, необходимых для реализации проекта. Второй этап – основной (2011-2012у.г., 2012-2013 у.г., 013-2014 у.г.) Переход школы в новое качественное состояние. Внедрение и освоение новых форм, методов и технологий работы с одарёнными детьми. Третий этап – обобщающий (2014 - 2015 у. г.) Мониторинговые исследования. Анализ достигнутых результатов. Определение перспектив дальнейшего развития школы в области инновационной педагогической деятельности, презентуемой в проекте. Разработка методических материалов по обмену опытом. Выпуск сборника статей «Одарённые дети: выявление, обучение, развитие». План – график мероприятий
Ожидаемые результаты
Успешная реализации проекта выявит проблемы по различным аспектам работы с одарёнными детьми; выведет на создание системы по работе с одарёнными детьми; позволит увеличить процент учащихся, которые являются призёрами предметных, интеллектуальных и творческих конкурсов; поможет детям проявить самостоятельность, инициативу, творчество, лидерские качества.Основной результат: повысится количество успешных учеников. Программа психолого – педагогического мониторинга по проекту «Одарённые дети: выявление, обучение, развитие» Оценка эффективности реализации проекта будет осуществляться на основе системы критериев и показателей, характеризующих основной результат.
Риски, связанные с реализацией проекта В ходе работы над проектом могут возникнуть трудности. Для их минимизации предусмотрены меры, обеспечивающие безопасность реализации проекта.
Распространение результатов Методические материалы, наработанные в ходе реализации проекта, войдут в сборник «Одарённые дети: выявление, обучение, развитие», который будет растиражирован в школы района. Педагоги дадут мастер – классы по организации работы с одарёнными детьми. Программы кружков, спецкурсов и курсов по выбору будут размещены на сайте школы. В случае удачно реализованного проекта описание опыта работы планируется направить для размещения в журнал « Справочник заместителя директора школы». Количественные результаты по работе с одарёнными детьми будут интересны родителям. Литература: 1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости. -М.: МО, 1998 2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. -М.: Академия, 2002 3. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва- Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993 4. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев.-М.:ООО «АиФ Принт», 2003 5. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6 6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.:1946 7. Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития.-Екатеринбург: У-Фактория, 2004 8. Теплов Б.М. Избранные труды. 2 т.-М.,1985 9. Хуторской А.В. развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000 10. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. -М., 1996.- №3. План работы по развитию одарённости учащихся на 2012-2013учебный год
|
![]() | Кто такой одаренный ребенок? Эти вопросы. Трудности связаны и с выявлением одаренных детей и с разработкой программ их обучения | ![]() | В изитная карточка Ресурсного центра Психологического института рао, лауреат Премии Президента РФ в области образования, автор развивающей программы междисциплинарного... |
![]() | С12 Одаренный ребенок дома и в школе. Екатерин Эта книга о том, как выявлять и развивать первые ростки детской одаренности в условиях домашнего обучения. В ней последовательно... | ![]() | Проект выявление и предотвращение Незаконного оборота отходов и других трансграничных экологических правонарушений |
![]() | Проект "Местное развитие, ориентированное на громаду" (сва) Проект "Выполнение Украиной обязательств относительно членства в вто и реализация европейской политики добрососедства в аграрном... | ![]() | «Голоса планеты Земля» “Voice for the Earth” Развитие познавательной и коммуникативной деятельности учащихся. Обучение ознакомительному виду чтения с кратким изложением содержания... |
![]() | Литература Познавательно-речевое развитие Развитие речи Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Обучение и воспитание детей старшего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» | ![]() | Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка Ю. Соколова Цель: выявление первоначальных навыков артикуляции всех групп звуков, совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового... |
![]() | Какие дидактические цели преследует Ваш проект? Если Ваш учебный проект будет выбран для размещения в базе данных работ по программе Intel "Обучение для будущего" или в качестве... | ![]() | Родителям о технологии ро л. В. Занкова Приступая к изучению проблемы "Обучение и развитие" и к созданию системы развивающего обучения младших школьников, Л. В Приступая к изучению проблемы "Обучение и развитие" и к созданию системы развивающего обучения младших школьников, Л. В. Занков 55... |