Методическое пособие Учим детей сотрудничеству (Предназначается для учителей, воспитателей, классных руководителей и других педагогических работников) Составитель Кирушева Е. Н




Скачать 27.95 Kb.
НазваниеМетодическое пособие Учим детей сотрудничеству (Предназначается для учителей, воспитателей, классных руководителей и других педагогических работников) Составитель Кирушева Е. Н
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер27.95 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5


Государственное образовательное учреждение

Ханты - Мансийского автономного округа - Югра

Среднего профессионального образования

«Ханты – Мансийский колледж интернат искусств»


Методическое пособие


Учим детей сотрудничеству


(Предназначается для учителей, воспитателей, классных руководителей

и других педагогических работников)


Составитель Кирушева Е.Н.


г. Ханты - Мансийск

2006 год

Государственное образовательное учреждение

Ханты - Мансийского автономного округа - Югра

Среднего профессионального образования

«Ханты – Мансийский колледж интернат искусств»


Методическое пособие


Учим детей сотрудничеству


(Предназначается для учителей, воспитателей, классных руководителей

и других педагогических работников)


Составитель Кирушева Е.Н.


г. Ханты - Мансийск

2006 год

ОДОБРЕНО Составлено с учётом

Методическим объединением программно - методических

воспитателей начальных рекомендаций д.п.н.

классов Щурковой Н.Е.


Заместитель директора

по учебно – воспитательной

работе 1 ступени обучения

Галат Т.Н.


Председатель

Мазур Т.М.

Протокол № 5 от 17. 04. 2006 г.


Составитель

Кирушева Е.Н. – воспитатель

колледжа – интерната искусств


Рецензия Устюжаниной Тамары Ивановны (воспитателя второй категории колледжа – интерната искусств) на методическое пособие «Учим детей сотрудничеству», составленное Кирушевой Еленой Николаевной, воспитателем Ханты – Мансийского колледжа – интерната искусств.

Данное методическое пособие представляет собой сборник занятий, основной целью которых является: формирование у младших школьников умения сотрудничать в коллективе сверстников.

В пояснительной записке автор обосновывает выбор темы, определяет цели и задачи данного сборника. Актуальность темы, выбранной автором, обусловлена научными исследованиями в области психологии общения: педагоги и психологи едины во мнении, что необходимо вести работу по психогигиене общения, культуре взаимоотношений, так как у детей существует потребность в общении, в совместной деятельности, потребность в коллективе сверстников. Автор указывает, что, прививая детям навыки сотрудничества, педагог создаёт в классе дружественную атмосферу, в которой дети чувствуют себя безопасно. Кроме этого автор отмечает, что на развитие личности ребёнка оказывает большое влияние развитие умения жить в коллективе. Актуальность выбранной темы Елена Николаевна обосновывает и особенностями воспитания учащихся в образовательном учреждении нового типа – колледже – интернате искусств.

В пособии автор анализирует возможные источники негативного проявления в детском поведении, рассматривает пути разрешения данной проблемы, опираясь на опыт групповой работы с детьми американского психолога Розмари Смид и труды немецкого психолога Клауса Фопеля.

В пояснительной записке автор указывает, что данный сборник занятий предназначен для работы с детьми младшего школьного возраста и даёт краткую психологическую характеристику данного возраста.

Ценным в данном методическом пособии является то, что автором предложены не только темы занятий, но и раскрыта общая структура занятий, определены цели и примерное содержание каждой части занятий. Достоянием работы является и то, что, учитывая особенности возраста, автором подобраны и включены в занятия разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков детей. Интересным является и то, что Елена Николаевна предлагает каждое занятие заканчивать рефлексией, во время которой обсуждаются чувства и ощущения детей, возникшие во время выполнения заданий. По мнению автора, такое обсуждение является важным моментом обретения детьми нового социального опыта.

По замыслу автора настоящее пособие адресовано учителям, воспитателям, классным руководителям различных учебно-воспитательных учреждений и может использоваться в разных вариантах.

Таким образом, рассматриваемая работа заслуживает положительной оценки и может быть рекомендована для применения в педагогической практике.


Введение

В настоящее время усилия многих людей направлены на создание школы, обеспечивающей здоровые условия для развития детей, особенно в психологическом плане. Педагоги и психологи едины во мнении, что развитие способности к сотрудничеству относится к самым важным целям школьного обучения и воспитания. При этом речь идёт не только о будущем личном благополучии детей, но и об их профессиональной жизни и их востребованности на рынке труда. Поэтому одна из важнейших задач школы – развивать в детях коммуникативные навыки, навыки сотрудничества. Прививая детям навыки сотрудничества, мы, по мнению немецкого психолога К. Фопеля, создаём в классе дружественную атмосферу, в которой дети чувствуют себя в безопасности. Школьный класс – это социальная группа, а самая важная функция любой группы – давать чувство безопасности её участникам. Это самая эффективная защита от переживания одиночества, беспомощности, пессимизма и агрессивности. Помимо этого коллектив как социальная группа выполняет очень важную развивающую функцию. Созонов В.П. считает, что «подлинное становление личности возможно лишь тогда, когда воспитанник освоит искусство жить в коллективе, но при этом оставаясь самим собой, индивидуальным, органичным, независимым» (3.С.16).

У детей существует потребность в общении, в совместной деятельности, в совместных эмоциональных переживаниях, потребность в коллективе сверстников. Да и у педагогов всё чаще возникает потребность в опоре на детский коллектив. Коллектив необходим и детям, и педагогам сегодняшней школы. Ибо, как утверждает Караковский В.А. «Детский коллектив является весьма действенным и мощным инструментом воспитания в руках думающих педагогов – гуманистов, сориентированных на ребёнка как на высшую ценность» (1.С.45). Для педагогов детский коллектив – одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в коллектив детей.

Сегодня особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способности устанавливать и поддерживать контакты, ибо всё больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции. Для многих детей всё труднее становиться нормально взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальные особенности других людей. Это значит, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становиться всё более важным. Эта проблема актуальна особенно в условиях обучения в колледже – интернате искусств. Одной из особенностей воспитания учащихся в данном учебном заведении является ежегодные изменения состава класса, пополнение новых учащихся в каждом классе. И практика показывает, что каждый новый учебный год воспитатель сталкивается с проблемой адаптации вновь прибывших детей. К этому следует прибавить проблему подводных внутригрупповых течений: конфронтации параллелей классов, отделений: музыканты, художники и хореографы.

Из наблюдений становится видно, что основными источниками проблем в групповой работе с детьми является агрессия, монополизация, привлечение внимания (позёрство), сопротивление и недоверчивость. Всё это служит для детей источником неприятностей и осложняет отношения с окружающими. О том, какие педагогические воздействия следует оказывать в работе с данными проблемами, рассказывается в работе американского психолога Розмари Смид (2). В её книге обсуждаются наиболее важные организационные и профессиональные вопросы, решение которых необходимо для успешной работы с детьми и подростками.

Так Р. Смид считает, что препятствовать проявлению агрессии, подавлять её не следует. Нужно дать каждому ребёнку возможность выразить свои эмоции, позволить детям выразить свои чувства. Нужно понять, что мир детей сильно отличается от нашего, и особенно в условиях колледжа - интерната – слишком много вокруг взрослых, которые контролируют их. Такие дети нуждаются в заботе и любви. Нужно служить им примером, принимать их какие они есть. Нужно помочь им справиться со своими негативными чувствами и поведением, объяснить им, что они имеют право быть агрессивными, но должны научиться управлять своими чувствами и поведением.

Одним из негативных проявлений детского поведения является монополизация. Монополизация – «это способ маленьких детей получить недостающее внимание. Возможно, в их окружении нет того, кто проявил бы к ним внимание, выслушал и принял их без осуждения. Отсюда их неодолимое стремление занять позицию, в которой они оказались бы в центре всеобщего внимания» (2.С.81). Совет Р. Смид заключается в том, что таким детям нужно помочь разобраться в том, что стоит за их поведением – неуверенность, стремление управлять группой или желание быть в центре внимания. Нужно научить ребёнка смотреть на своё поведение со стороны и представлять, как это влияет на остальных.

Целью манипулирования вниманием или позёрства является желание постоянно быть в центре внимания. Такие дети остро нуждаются во внимании, принятии и одобрении, но пытаются достичь этого негативными средствами. Часто эти дети не уверенны в себе, у них болезненно завышенная потребность в общем внимании. В работе с такими детьми психологи советуют избегать позитивного невербального подкрепления – улыбки, одобрительных кивков, похвалы – если видно, что ребёнок играет на публику.

Сопротивление часто является самозащитой ребёнка. Психологами выделяется три фазы группового сопротивления: демонстративное неповиновение, проверка и молчание. Эти три стадии сопротивления являются источником конфликтов в группе и используются членами группы в качестве защиты от необходимости работать со своими проблемами. Чтобы помочь детям преодолеть сопротивление, психологи советуют помнить о том, что обычно оно является следствием недоверия и возникает у тех детей, которые имеют серьёзные причины не раскрываться перед сверстниками и взрослыми.

Застенчивость психологи рассматривают как недостаточная сформированность социальных навыков. Но ребёнок может быть застенчив по многим причинам, включая неблагоприятную обстановку в семье, недостаток внимания со стороны взрослых, особенности темперамента и др. По мнению Р. Смид, на таких детей не следует оказывать давления, от этого они замыкаются в себе ещё больше. Нужно постоянно следить за тем, как другие дети общаются с застенчивым ребёнком. Необходимо управлять этими взаимодействиями так, чтобы они соответствовали его чувствам, установкам, надеждам. Таким детям необходимо больше времени, чтобы справиться с новой и тревожной для них ситуацией. Многие из них испытывают трудности при установлении доверительных отношений с взрослыми и гораздо легче воспринимают что – нибудь новое от своих сверстников. Необходимо дать застенчивому ребёнку время и возможность освоиться в новых для него условиях.

Таким образом, нам, воспитателям, педагогам следует научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение, следовать социальным нормам и правилам. Нам необходимо помочь детям осознать свои ценности и установить приоритеты, помочь им стать более терпимыми, гибкими и внимательными, научить справляться со своими страхами, стрессами.

Очень полно описывается педагогическая работа с описанными источниками проблем в трудах немецкого психолога Клауса Фопеля. Автор работает над проблемой поисков оптимальных методов воспитания. Его сборники психологических игр и упражнений (4 – 8), направленные на развитие психического здоровья детей, их эмоционального опыта, умения строить конструктивные отношения с другими людьми могут и должны стать настольными для педагогов, работающих над созданием атмосферы доверия, взаимопомощи в детском коллективе, доброжелательного и открытого общения детей с окружающими.

Дети младшего школьного возраста (6 – 12 лет) уже способны понять важность существования норм поведения, они даже помогут в их установлении. Если дети будут принимать участие во всём, что связано с выработкой правил поведения, они с большей охотой будут подчиняться установленным требованиям, и научатся отвечать за свои поступки. Следует отметить, что, если в 1 – 2 классах дети в основном ещё не способны к полноценной саморегуляции, то дети 3 – 4 классов вполне в состоянии управлять собой внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами.

Так же важным моментом является сознательная постановка многими детьми цели достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребёнку реализовать её. Сознательный контроль собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять своим поведением, исходя из поставленной долгосрочной цели.

У детей младшего школьного возраста в основном уже оформляется характер, складываются его основные черты. Среди положительных черт характера, которые проявляются в предметной практической деятельности и формируются в этот период жизни, психологи называют целеустремлённость, ответственность, работоспособность, настойчивость, а как примеры качеств, относящихся к сфере межличностного общения – контактность, покладистость, доброта, преданность и исполнительность.

Для укрепления характера детей психологами рекомендуется включение ребёнка в совместную сюжетно – ролевую игру и деятельность, выполняя которую он должен будет приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей. Также рекомендуется постепенное усложнение задач, которые детям необходимо решать в общении и взаимодействии с другими людьми. Конечно, всё это делается не сразу, а шаг за шагом, переходя от простых задач межличностного плана к более сложным.


Данный сборник занятий предназначен для работы с детьми младшего школьного возраста. Главная цель данных занятий: формирование у детей умения сотрудничать в коллективе сверстников. Многим детям трудно сконцентрироваться на учёбе, если они не чувствуют своей принадлежности коллективу. Нередко трудности в учёбе и поведении возникают из-за того, что ребёнок ощущает себя изолированным и беспомощным, одиноким. И чаще всего самостоятельно справиться со своими проблемами он не может или не умеет.

Проведение данных занятий способствует развитию «эмоционального интеллекта» детей и помогает воспитателю создать к группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с воспитателями, педагогами, облегчая тем самым процесс совместного обучения и воспитания. В ходе занятий дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом. Идёт обогащение детского опыта общения теплотой, чуткостью, уважением.

Важнейшей составляющей групповой динамики будет являться развитие доверия, оно должно возникнуть и постепенно нарастать в ходе работы группы. Без атмосферы доверия участники группы будут чувствовать себя стеснённо и не смогут полноценно включаться в процесс, а, следовательно, не смогут полноценно работать над своими проблемами. Нужно также помнить, что доверие возникает не сразу и требует больших сил и внимания.

Другой важной динамической характеристикой, которая связывает группу воедино, будет являться чувство сплочённости. Сплочённость тоже возникает постепенно, по мере того, как дети начинают делиться своими переживаниями и учатся поддерживать друг друга. В самом начале работы с группой существуют отдельные личности; у них ещё нет чувства единения с группой. Групповая сплочённость возникнет только после совместных действий, откровенных обсуждений чувств участников, после того, как члены группы начнут осознавать, что их проблемы очень схожи. После возникновения чувства единства в группе можно будет ощутить дух сотрудничества, радость взаимопомощи. Групповой опыт будет нарастать по мере того, как члены группы будут учиться доверять друг другу, самораскрываться и расти.


В сборник входят следующие занятия:

1 Занятие «А мы ещё не знакомы!»

2 Занятие «Мои способности»

3 Занятие «Мой внутренний мир»

4 Занятие «Я расту, я изменяюсь»

5 Занятие «Я верю в себя»

6 Занятие «На перекрёстке дорог»

7 Занятие «Трудности общения»

8 Занятие «Умеем ли мы дружить?»

9 Занятие «Я понимаю Другого»

10 Занятие «Чувства разные бывают»

11 Занятие «Поделись улыбкою своей»

12 Занятие «Подари радость Другому»

13 Занятие «Что нам нужно для души?»

14 Занятие Мир счастья»

Каждое занятие рассчитано на 35 - 40 минут – оптимальное время работы для детей младшего школьного возраста. Каждое занятие включает 3 части – вводная, основная и заключительная.

Вводная часть включает ритуал приветствия, вводную беседу, в ходе которой дети пытаются сами поставить цель данного занятия. С целью создания приподнятого настроения и позитивной ориентации на занятие звучит музыкальный фрагмент. В вводной части подчёркивается важность сохранения личного пространства каждого ребёнка, необходимость говорить по очереди, слушать друг друга и т. д.

Основная часть занимает большую часть времени. В основную часть включено много игр. Как правило, игра для детей является более подходящим средством общения, чем разговоры. Американский психолог Ж. Уайт – специалист в области игровой терапии – отмечает: «Игровая терапия – наиболее подходящая форма индивидуальной и групповой работы школьных психологов. Уровень развития маленьких детей не позволяет им адекватно выражать свои чувства и настроения в словесной форме. Тем не менее они вполне могут работать со своими эмоциональными проблемами в игровой форме, если создать им обстановку безопасности» (2.С.194). Для учащихся 2 – 4 классов игровая деятельность остаётся одним из главных видов деятельности. Игра в этот период служит средством формирования и развития у ребёнка многих полезных личностных качеств. Она выступает как переходный момент к включению ребёнка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд. На первых занятиях педагог доходчиво объясняет, что во время игр и упражнений допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение, побуждает детей искренне выражать свои чувства и при этом вести себя уважительно по отношению к другим. В занятия включены различные задания и упражнения. Они организуют деятельность детей, помогая им включиться в работу, и установить контакт друг с другом. Упражнения нацеливают группу на определённые действия, помогают детям высказываться более открыто. Работа над общей задачей способствует росту сплоченности группы. Практические задания и упражнения направлены на повышение комфортности в группе и организации взаимодействия детей друг с другом. Они предоставляют возможность получать знания на практике, создают условия для развития навыков и умений общения. После некоторых игр и упражнений детям предлагается проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз воспитателем подчёркивается ценность выводов, сделанных самими детьми. Воспитатель помогает детям выразить и обсудить свои впечатления, побуждает их искренне и подробно рассказывать о своих переживаниях или проблемах, поддерживает детей в формулировании доступных им конкретных целей и в активном стремлении к их достижению.

В заключительной части занятия проводится рефлексия, обсуждаются получившиеся работы, чувства и ощущения, возникшие во время выполнения заданий, игр, упражнений. Обсуждение позволяет членам группы сконцентрироваться на том, что они почувствовали и узнали во время занятия. Обсуждение также является важнейшим моментом обретения нового опыта.

Во время первого занятия дети привлекаются к выработке основных правил и нацеливаются на соответствующее поведение. Надо, чтобы дети принимали активное участие в разработке основных норм поведения в группе, т. к. они с большей готовностью следуют правилам, которые они сами создали. Правила необходимы прежде всего для того, чтобы с самого начала совместной работы дать понять членам группы, что именно от них ожидается, и настроить их на достижение групповых целей. Регулирование поведения участников через оговорённые правила позволяет воспитателю поддерживать те способы поведения, которые «работают» на установление в группе атмосферы доверия и принятия.

Критерием эффективности данных занятий является практика. Наша практика – это положительные изменения, происходящие с детьми, с коллективом. На вопрос «Нужны ли вам такие занятия?» дети отвечают утвердительно. Мотивировки самые разные: «Узнаёшь много нового о себе», «Помогают становиться лучше», «Помогают правильно общаться с другими людьми» и др.


Настоящее пособие адресовано учителям, воспитателям, классным руководителям различных детских учебно – воспитательных учреждений.

Методическое пособие может быть использовано в разных вариантах, как: 1) специальный курс занятий в группах младшего школьного возраста;

2) содержание и методика отдельных занятий и упражнений могут быть использованы педагогами фрагментарно;

3) для работы с малой группой при осуществлении дифференцированного подхода к различным группам учащихся – активу и пассиву, лидерам и отверженным, девочкам и мальчикам, к группам по интересам и склонностям, к детям с различными типологиями характеров.


1 Занятие: «А мы ещё не знакомы!»


Цель: способствовать формированию дружеских отношений в группе.

Задачи:

1) познакомить детей друг с другом;

2) создать атмосферу безопасности и принятия каждого ребёнка;

3) выработать правила поведения в группе.

Вводная беседа. Ведущий показывает детям цветок и спрашивает у них, как вырастает такой цветок и что для этого нужно. Из ответов детей он делает общий вывод, что большой красивый цветок вырастает из маленького семечка. А для того чтобы он вырос большим, красивым, радовал окружающих, ему необходимо дождик и тепло. Так же и у людей. Чтобы из мальчика или девочки вырос красивый, умный, счастливый и здоровый человек, ему необходимы тепло, поддержка близких людей, друзей. Каждому человеку нужны друзья, но прежде нам надо познакомиться.

ИГРА «Чехарда имён».

Детям предлагается перекидывать друг другу мяч, называя перед броском своё имя, а затем имена прежде назвавшихся детей. Таким образом, последний ребёнок называет имена всех присутствующих.

ИГРА «Имя оживает».

Детям предлагается представить себе Страну Имён, в которой все имена превратились в разных животных. Все дети придумывают, в какое животное могло бы превратиться их собственное имя. Затем задание обыгрывается: каждый ребёнок должен показать своё придуманное животное при помощи пантомимы, а остальные отгадывают его.

ИГРА «Я люблю…».

Ведущий бросает ребятам мяч, каждый из них заканчивает предложение, начинающееся со слов «Я люблю…». Затем, после всех ответов, ведущий предлагает детям вспомнить названные варианты и повторяет их со словами «мы любим»: «Мы любим играть!» «Мы любим читать!» и т. д.

ЗАДАНИЕ «Лучше всего я умею…».

Детям предлагается рассказать о своих талантах и умениях, которыми они обладают, начиная со слов: «Лучше всего я умею…». Заслушивается каждый ребёнок.

Ведущий объявляет, что для того, чтобы на последующих занятиях всем в группе было комфортно и приятно, нужно разработать общие правила поведения. На стене закрепляется большой лист ватмана. Ведущий вместе с детьми определяет основные правила, описав поведение, которое ожидается от членов группы, и объясняет их важность. Все правила фиксируются на ватмане. В итоге получается свод правил:

  1. В группе все относимся друг к другу с уважением.

  2. Не допускаются насмешки друг над другом.

  3. Каждый имеет право выступить.

  4. Все высказываются по очереди, не перебивая друг друга.

  5. Поддерживаем и помогаем друг другу.

В ходе следующих занятий свод правил может пополняться новыми правилами, которые будут вписываться на ватман.

ЗАДАНИЕ «Тропинка к сердцу».

Для этого задания заранее готовятся небольшие сердечки из цветной бумаги. Детям предлагается написать своё имя на сердечке. Затем им нужно приклеить своё сердечко на лист ватмана в любом месте. (По выбору места можно определить самочувствие ребёнка в данный момент). Далее детям предлагается фломастерами нарисовать тропинки от своего сердца к сердечкам тех детей, кого они считают своим другом или с которыми они хотели бы подружиться. (По этому заданию можно выявить наиболее популярных детей и детей с наименьшим выбором, которым необходима психологическая помощь).

Подведение итогов:

- понравился ли вам наш вечер знакомств?

- что больше всего запомнилось? Почему?


2 Занятие: «Мои способности».


Цель: способствовать формированию представления о собственных способностях и возможностях детей.

Задачи:

1) помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности;

2) помочь каждому ребёнку осознать свою уникальность и

неповторимость.

(Продолжается знакомство детей друг с другом).


Вводная беседа. Детям предлагается подумать и ответить, чем люди отличаются друг от друга? В разговоре подвести к мысли о разнообразии способностей и возможностей людей.

ИГРА «Я умею…».

Ведущий бросает ребятам мяч, они быстро называют различные умения, которыми владеют.

ЗАДАНИЕ «Я горжусь тем, что я…».

Ведущий показывает лист бумаги, на котором красивыми буквами написано: «Я горжусь, что я…». Дети закрывают глаза и мысленно «дописывают» это предложение, а затем рассказывают группе, что получилось.

ЗАДАНИЕ «Лесенка времени».

Ведущим заранее приготовлен плакат «Лесенка времени», на котором отмечены возрастные этапы от одного до двадцати лет. К этим этапам прикрепляются карточки со словами «Заставляют», «Делаю сам». Детям предлагается называть действия, которые их заставляют делать взрослые и которые они выполняют сами в 3, 5, 7, 10, 15, 20 лет. Ведущий кратко записывает ответы детей на плакате. В результате все приходят к выводу: чем взрослее человек, тем больше дел он выполняет самостоятельно, тем больше умений у него.

ЗАДАНИЕ «Автопортрет».

1. Детям предлагается подумать и назвать все хорошие человеческие качества. Например: культурный, добрый, вежливый, серьёзный, умный, доброжелательный, любознательный, трудолюбивый, самостоятельный, внимательный, оптимистичный, ласковый, весёлый, смелый, храбрый, активный, аккуратный, жизнерадостный и т. д. Далее детям даётся задание: выберите те качества, которые, как вам кажется, присущи вам. Запишите их в рамочки своих портретов (заранее заготавливаются рамки и красиво оформляются).

2. Детям предлагается подумать и назвать способности, необходимые для успеха в том или ином деле. У певцов и музыкантов – музыкальные способности, у художников – способности к рисованию и т. д. Далее делается вывод, что у каждого человека есть разные способности. Но некоторые люди либо ничего не знают о них, либо не используют их по разным причинам: стесняются, боятся насмешек и др. А если способности не использовать, они не развиваются. Значит, чтобы добиться Успеха, надо иметь Способности и Трудолюбие, чтобы их развивать. Выводиться формула:
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методическое пособие Учим детей сотрудничеству (Предназначается для учителей, воспитателей, классных руководителей и других педагогических работников) Составитель Кирушева Е. Н iconПояснительная записка Программа дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации пк) по теме «Федеральные государственные
Программа предназначена для руководителей образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы основного общего...
Методическое пособие Учим детей сотрудничеству (Предназначается для учителей, воспитателей, классных руководителей и других педагогических работников) Составитель Кирушева Е. Н iconПрофилактика суицидального поведения детей и подростков в условиях образовательного учреждения
Рекомендации предназначены для педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей, родителей и других участников...
Методическое пособие Учим детей сотрудничеству (Предназначается для учителей, воспитателей, классных руководителей и других педагогических работников) Составитель Кирушева Е. Н iconМетодическое пособие по курсовой работе
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Искусствоведение» (031500. 62), руководителей курсовых...
Методическое пособие Учим детей сотрудничеству (Предназначается для учителей, воспитателей, классных руководителей и других педагогических работников) Составитель Кирушева Е. Н iconМетодическое пособие по курсовой работе
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Искусствоведение» (031500. 62), руководителей курсовых...
Методическое пособие Учим детей сотрудничеству (Предназначается для учителей, воспитателей, классных руководителей и других педагогических работников) Составитель Кирушева Е. Н iconУчебно-методическое пособие для учителей, работающих в 10-11 классах естественно-математического направления «Методы физико-технических исследований и измерений»
Составитель: Кучербаева Ольга Геннадиевна учитель гу средняя общеобразовательная школа №351
Методическое пособие Учим детей сотрудничеству (Предназначается для учителей, воспитателей, классных руководителей и других педагогических работников) Составитель Кирушева Е. Н iconО школьном методическом объединении классных руководителей
Методическое объединение координирует научно-методическую и организационную работу классных руководите­лей классов разной возрастной...
Методическое пособие Учим детей сотрудничеству (Предназначается для учителей, воспитателей, классных руководителей и других педагогических работников) Составитель Кирушева Е. Н iconМетодическое пособие по международному праву для специалистов
Методическое пособие предназначено для студентов отделения регионоведения факультета истории, социологии и международных отношений....
Методическое пособие Учим детей сотрудничеству (Предназначается для учителей, воспитателей, классных руководителей и других педагогических работников) Составитель Кирушева Е. Н iconМоу «сош №11 г. Вольска Саратовской области»
Номинация проекта: номинация "Разработка внеклассного мероприятия по здоровьесбережению" для учителей-предметников, классных руководителей...
Методическое пособие Учим детей сотрудничеству (Предназначается для учителей, воспитателей, классных руководителей и других педагогических работников) Составитель Кирушева Е. Н iconЗаседание №1 28. август 2012г Тема: «Организация работы методического объединения классных руководителей на 2012-2013 учебный год»
Цель: Познакомить классных руководителей с основными направлениями работы на новый учебный год
Методическое пособие Учим детей сотрудничеству (Предназначается для учителей, воспитателей, классных руководителей и других педагогических работников) Составитель Кирушева Е. Н iconПрограмма педагогических чтений предполагает общее пленарное заседание по проблемам темы педагогических чтений и работу по секциям
Педагогические чтения способствуют развитию творческой инициативы и повышению квалификации учителей и воспитателей, привлечению их...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница