Основная образовательная программа начального общего образования




Скачать 16.38 Kb.
НазваниеОсновная образовательная программа начального общего образования
страница1/29
Дата04.02.2016
Размер16.38 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
Основная образовательная программа

начального общего образования

МОУ «Менделеевская средняя общеобразовательная школа»


Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Менделеевская средняя общеобразовательная школа» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Образовательная программа начального общего образования МОУ «Менделеевская СОШ», имеющего государственную аккредитацию, лицензию на ведение образовательной деятельности, разработана

- рабочей группой по введению федерального государственного стандарта начального общего образования на 2011-2015 г.г.,

- с учётом типа и вида образовательного учреждения – общеобразовательная школа, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), а также с учетом выбора системы учебников «Школа России» и «Школа 2100» реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования,

- с привлечением органа самоуправления – Управляющего совета, обеспечивающего государственно - общественный характер управления образовательным учреждением.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:

- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка, с игровой на учебную, имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

- с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Менделеевская СОШ» учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса, использования образовательных технологий, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Для ступени начальной школы общим в образовательных подходах является стратегия целостного развития личности младшего школьника.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты - освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов, опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации программ отдельных учебных предметов, программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Менделеевская средняя общеобразовательная школа» для достижения планируемых результатов определяет использование следующих образовательных технологий:

- технологии деятельностного метода;

- технологии развития критического мышления;

- технологий проектной и исследовательской деятельности;

- технологии проблемного обучения;

- технологии продуктивного чтения;

- проблемно-диалогической технологии;

- технологии оценивания учебных достижений учащегося;

- информационно-коммуникационных технологий;

- игровых и здоровьесберегающих технологий.

Выбор приоритетных технологий деятельности определяет формы организации деятельности. Помимо урочной, добавляются следующие формы:

  • учебное занятие как форма учебной деятельности для построения
    индивидуального детского действия;

  • консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;

  • домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности
    по построению индивидуальных образовательных маршрутов;

  • внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, акции, конференции, марафоны, викторины, общество одаренных учащихся, конкурс проектных и исследовательских работ, социальные проекты, занятия в клубе, выставки, творческие мастерские, эстафеты, олимпиады, предметные недели, экскурсии, секции, кружки, КТД).

Достижение запланированных образовательных результатов предполагается достичь разными видами деятельности обучающихся, которые соответствуют младшему школьному возрасту. К таким видам деятельности относятся:

  • учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая, парная работа);

  • индивидуальная учебная деятельность (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

  • игровая деятельность (в том числе, и высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);

  • творческая (в том числе, художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);

  • трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

  • спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Средствами реализации основной образовательной программы начального общего образования является:

  • расширение содержания программного материала отдельных предметов учебного плана через системы учебников «Школа России» и «Школа 2100»;

  • предоставление учащимся возможности апробировать себя в различных видах
    деятельности (интеллектуальной, трудовой, художественно-эстетической) через систему дополнительного образования;

  • обеспечение благоприятного психологического климата в школе, отношений сотрудничества и доверия между учителями и учениками в образовательном процессе.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения МОУ «Менделеевская СОШ» содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • учебный план образовательного учреждения;

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программу коррекционной работы;

  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Менделеевская СОШ» предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований обучающихся, проектно-исследовательской деятельности;

  • использование в образовательном процессе общеобразовательного учреждения современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района) для приобретения опыта реального управления и действия.

Образовательное учреждение МОУ «Менделеевская СОШ» знакомит обучающихся и их родителей (законных представителей) с Уставом школы и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в общеобразовательном учреждении; с правами и обязанностями участников образовательного процесса в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в договоре, заключённом между ними и МОУ «Менделеевская СОШ», отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план МОУ «Менделеевская СОШ», который содержит две составляющие: инвариантную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, творческие объединения, секции, круглые столы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно – полезные практики и т. д.

При этом формы, средства и методы обучения, духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются Уставом школы и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта и положениям Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, реализация которых должна сопровождаться поддержкой тьютора образовательного учреждения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Похожие:

Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования (новая редакция) Оса 2012 г. Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Осы»
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «сош №3 г. Осы» группируется в три основных раздела: целевой,...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Котлубанская средняя общеобразовательная школа Городищенского района Волгоградской области»
Основная образовательная программа начального общего образования (ооп) мбоу «Котлубанская сош» – это программный документ, на основании...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа начального общего образования Содержание
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №37 г....
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования основная образовательная...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
...
Основная образовательная программа начального общего образования iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы,
Основная образовательная программа начального общего образования разработана гоу сош №925 с привлечением органов самоуправления (совет...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу авадовская средняя общеобразовательная школа
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОбразовательная программа начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа №2»
Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования гбоу сош №728
Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования (ооп ноо) конкретизированные в соответствии с требованиями...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница