Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы




Скачать 15.59 Kb.
НазваниеПубличное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы
Дата04.02.2016
Размер15.59 Kb.
ТипДокументы
Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Сергеевой Надежды Владимировны


«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий»


    1. Актуальность и перспективность опыта


На протяжении семи лет работы в должности учителя русского языка и литературы меня. КА Ки многих моих коллег, интересуют вопросы: как оживить урок, активизировать мыслительную деятельность учащихся, поддержать интерес к предмету, желание изучать то, что кажется хорошо знакомым?

Я обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету, к литературе, чтению классических произведений как постижение искусства, традиций народа и, как следствие, снижение грамотности, общей культуры, проявление косноязычия, неумения правильно, логично выразить свою мысль. Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. На уроках русского языка и литературы не все учащиеся активны, отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей. Ребята постепенно теряют интерес к данному предмету. Одна из основных причин этого, на мой взгляд, в том, что мы, учителя-словесники, не всегда ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства. Поэтому я должна сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.

Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажером знаний, презентаций результатов собственной деятельности. Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс.


    1. Концептуальность


Проблема «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий» в наше время звучит по-особому. Использование новых информационных технологий в обучении позволяет учителю перестать быть основным (а иногда и единственным) источником информации, а занять позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.

Применение компьютерных технологий позволяет мне наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей компьютерных технологий и идти в ногу со временем. Мною разработаны презентации, развивающие творческое мышление учащихся, дающие им наглядно представить тот или иной материал, комплекс уроков, элементов уроков с использованием информационных технологий для каждого класса. Подготовка и проведение урока с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения. Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счёту, наша главная цель - это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.

Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Перед учителем-словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер. В связи с этим на уроках русского языка и литературы я использую информационные технологии согласно возрастным особенностям учеников, потому что компьютер не сможет никогда заменить человеческое общение, столь необходимое на уроках литературы.


    1. Наличие теоретической базы опыта


Как учитель я стараюсь использовать ИКТ в своей педагогической деятельности, руководствуясь следующими нормативными документами и материалами:

  1. Концепция проекта федерального закона "Об образовании в РФ".

  2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа

  3. "Концепция модернизации российского образования»

В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия:

  • Предметно-содержательные журналы «Современный урок»

  • Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы посредством внедрения ИКТ (из опыта экспериментальной работы). И.Н.Черкасова, К.А. Кипа.

  • Интерактивное образование. Электронная газета. № 12-13, октябрь 2007 г.

  • Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий в общеобразовательной школе. Под редакцией И.Г. Семакина. 

  • Интернет в гуманитарном образовании. Под редакцией Полат Е.С.

  • Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.

  • Методика проведения уроков с использованием информационных технологий (Практический материал) – г. Саранск

И другие источники.


    1. Ведущая педагогическая идея


«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал В. Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем. Я убеждена, что учитель должен быть современным. Он должен сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые современные методы обучения. Компьютерная деятельность на уроке русского языка и литературы ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.

Именно поэтому я активно использую в своей педагогической деятельности ИКТ не как дань моде, а как возможность проводить уроки на новом современном уровне. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня. Я изучаю опыт учителей по данной теме.

Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка. Я считаю, что все эти задачи можно успешно реализовать, если разумно использовать ИКТ на уроках русского языка и литературы.


    1. Оптимальность и эффективность средств


Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя. Большой опыт накоплен у меня по проведению уроков контроля за знаниями учащихся: уроки-зачеты, тестирование по различным темам. Использую как готовые пакеты контролирующих программ и программ-тренажеров, так и собственные, составленные мною.

Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения, позволяет интенсифицировать процесс обучения:

  • повысить темп урока;

  • увеличить долю самостоятельной работы учащихся;

  • проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;

  • использовать большое количество иллюстративного материала

  • углубить степень отработки практических умений и навыков;

  • вести дифференцированную работу с каждым учеником;

  • выявить пробелы в его грамотности.


Многие учителя, которые уже применяют в преподавании своего предмета информационные технологии, надеюсь, согласятся со мной, что самым распространённым или популярным средством ИКТ в школе является презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение.

Я создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой.

Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.

Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия.


1.6 Результативность опыта


Я применяю компьютер на уроке в различных режимах, а именно: 

  • Использование готовых программных продуктов

  • Работа с программами MS Office (Word, PowerPoint)

  • Работа с ресурсами Интернета

  • ЭОР

  • Текстовые материалы

  • Тесты

  • Презентации учебного материала, разработанные мной для уроков

  • Электронные энциклопедии

  • Самостоятельная работа учащихся (закрепление)


Каждому ученику предоставлены возможности проявить творчески свою индивидуальность, добиваться качественных результатов. Электронные словари и энциклопедии, видеоматериалы позволяют мобильно получать дополнительные знания и использовать их на уроке. Используя Интернет-ресурсы, мои ученики готовят различные доклады, рефераты, занимаются проектной деятельностью. Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ повышает уровень активности учащихся. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентаций он приобретает опыт публичных выступлений.

Учащиеся классов, где систематически ведется работа с компьютерными презентациями, реально повышают свое качество знаний, уровень воспитанности и интеллектуальное развитие. Использование ИКТ в процессе обучении позволило мне значительно повысить мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний.


Таблица результатов выпускного экзамена по литературе


Год

Фамилия имя ученика

Тема реферата

Оценка

2010-2011

Князев Александр

«Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и русском театре»

5 (отл)

2010-2011

Насибов Руслан

«Потомки А.С. Пушкина»

5 (отл)

2010-2011

Сачкова Юлия

«Лицейские друзья А.С. Пушкина»

5 (отл)



1.7 Возможность тиражирования


Мною разработаны уроки, мероприятия, презентации, которые могут помочь как учителю, так и ученику. Познакомиться с моими наработками можно на моем сайте, в моем кабинете на сайте «Pro-школу.ru».


1.8 Наличие обоснованного числа приложений



п/п

Презентации к урокам

Презентации

к внеклассным мероприятиям

1

«Поэзия периода ВОв» (11 кл.)

Мероприятие, посвященное Толковому словарю С.И. Ожегова (6-8 кл.)

2

«В мире фразеологизмов»

Своя игра «Знатоки русского языка и литературы» (5-6 кл.)

3

«Правописание пол-полу»

Викторина «Своя игра» (7 кл.)

4

Местоимения (6 кл.)

Своя игра «Капитанская дочка» (по произведению А.С. Пушкина) (8 кл.)

5

«Правописание приставок пре-, при-» (6 кл.)

Урок внеклассного чтения в 9 кл. по произведению К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой»

6

Последние дни жизни А.С. Пушкина (9 кл.)




7

Урок развития речи «Описание животного» (5 кл.)




8

«Для чего нужны знаки препинания»




Похожие:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы iconПредставление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии государственного казенного образовательного учреждения «Рузаевский дом-школа»
Тема инновационного педагогического опыта «Проектная деятельность на уроках биологии»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы iconПубличное представление собственного инновационного педагогического опыта
...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы iconКарта инновационного педагогического опыта
Она также дает возможность проверить умение педагогического работника кратко и лаконично описывать функциональные признаки инновационного...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы iconЛитература. Тема опыта: «Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся»
Автор опыта: Старшова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Строитель...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы iconИнформационно-педагогический модуль
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории моу «сош №3 г. Кувандыка» Кувандыкского района Оренбургской...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы iconМетодическая разработка по нрк учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
В связи с требованиями включения нрк в изучении отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях я предлагаю учителям русского...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы iconИнновационного педагогического опыта (ипо) Формирование художественной культуры учащихся, развитие изобразительных способностей, творческого воображения, художественного вкуса и понимания прекрасного
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы iconАнализ работы мо учителей русского языка и литературы
Одной из важнейших задач изучения русского языка в школе является задача овладения грамотной и выразительной русской речью. На это...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы iconК профессиональному развитию педагога
Мусаэлян Ирина Нобеловна, учитель русского языка и литературы, руководитель школьного методического объединения учителей русского...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы iconВ сборнике предложена технология использования метода проекта на уроках русского языка и литературы. Материалы рекомендованы учителям русского языка и
В сборнике предложена технология использования метода проекта на уроках русского языка и литературы. Материалы рекомендованы учителям...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница