Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Специальная психология»




Скачать 38.71 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Специальная психология»
Дата04.02.2016
Размер38.71 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА


И.И. Даниловская


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ



«СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»


Ростов-на-Дону

2010

Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Специальная психология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к печати на заседании кафедры «Психология» гуманитарного факультета ИУБиП 29 августа 2010 г., протокол № 1.


Автор: ст. преподаватель Даниловская И.И.


Рецензент: канд. псих. наук, доцент Андриевская Ж.В.


СОДЕРЖАНИЕ



Стр.

Введение 4

  1. Учебно-тематический план дисциплины 6

  2. Содержание программы 7

  3. План проведения семинарских занятий 11

  4. Рейтинговая система оценки знаний студентов 14

    1. Структура и балльная оценка рейтингов 14

    2. Содержание рейтинговых заданий 14

    3. Шкала оценки знаний студентов по рейтинговой системе 17

  5. Варианты контрольных работ для студентов заочной формы

обучения 18

  1. Перечень тем для самостоятельного изучения 20

  2. Контрольные вопросы 21

  3. Список рекомендуемой литературы 22



ВВЕДЕНИЕ


Специальная психология как отдельная отрасль научной психологии возникла благодаря успехам дефектологии, детской психиатрии, нейро- и патопсихологии с одной стороны, с другой стороны, в последнее время значительно возросла актуальность проблемы психического здоровья детей, поэтому запросы практики также способствуют развитию специальной психологии.

Специальная психология изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями в психическом развитии, и включает в себя несколько разделов.

  • Олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами головного мозга.

  • Сурдопсихология изучает психологию развития ребенка при выраженных дефектах слуха.

  • Тифлопсихология изучает психологию развития слабовидящих и незрячих детей.

  • Детская патопсихология изучает болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических расстройствах.


Цель курса. Формирование базовых представлений о методологических основах, структуре специальной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки; методологических, теоретических и прикладных аспектах профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с проблемами в развитии.


Задачи курса:

  • формирование представлений о предметном содержании, целях и задачах специальной психологии;

  • ознакомление студентов с основными категориями специальной психологии;

  • формирование представлений об общепсихологических, психофизиологических, клинико-психологических принципах возрастной динамики развития детей с проблемами в развитии;

  • формирование представлений о методах специальной психологии;

  • ознакомление с методами организации системы комплексных психолого-педагогических служб, эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.


Курс учебной дисциплины «Специальная психология» предназначен для студентов дневного и заочного обучения специальности 020400 – Психология и рассчитан на 60 часов: 20 часов – лекции, 10 часов – семинарские занятия, 30 часов – самостоятельная работа (дневное отделение) и 10 часов лекций, 6 часов семинарских занятий, 44 часа самостоятельной работы (заочное отделение).

В соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов курс «Специальная психология» состоит из трех блоков:

  • предметное содержание специальной психологии, общие закономерности психического дизонтогенеза;

  • общепсихологические, психофизиологические и клинико-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении;

  • организация психолого-педагогической коррекционной работы с детьми с нарушениями и отклонениями в развитии.

В соответствии с данными требованиями определены структура и содержание программы дисциплины.


1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование темы

Всего

часов

Аудиторная

работа

Самостоятельная

работа

лекции

семинары

Д

О

З

О

Д

О

З

О

Д

О

З

О

Д

О

З

О

Блок № 1

1. Введение в специальную психологию.

8

14

2

2

2

2

4

10

2. Общие закономерности психического дизонтогенеза.

6

10

2

-

-

-

4

8

3. Классификация психического дизонтогенеза.

6




4

2

2

-







По блоку № 1

20

24

8

4

4

2

8

18

Блок № 2

4. Общепсихологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении.

9

10

4

2

2

-

3

8

5. Психофизиологические и клинико-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении.

11

10

2

2

-

-

9

8

По блоку № 2

20

20

6

4

2

-

12

16

Блок № 3

6. Психолого-педагогические принципы проектирования и организации совместной деятельности в системе воспитатель – ребенок – родитель.

14

10

4

2

4

2

6

6

7. Организация системы комплексных психолого-педагогических служб.

6

6

2

-

-

2

4

4

По блоку № 3

20

16

6

2

4

4

10

10

Итого:

60

60

20

10

10

6

30

44


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Блок 1.

Тема 1. Введение в специальную психологию


Проблема предмета и объекта специальной психологии. Отграничение предмета специальной психологии от содержания патопсихологии, нейропсихологии, психосоматики и психопатологии.

Предметом специальной психологии является изучение процесса психического развития в стесненных обстоятельствах. Само же нарушенное развитие, являющееся следствием воздействия этих обстоятельств, представляет собой стойкое изменение параметров актуального функционирования психики и темпов ее возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних значений, характерных для данного возраста.

Научно-теоретические задачи специальной психологии:

  • выявление механизмов и причин существующих нарушений психического развития детей;

  • разработка научных основ для методов и содержания обучения разных групп детей с проблемами в развитии.

Практические задачи специальной психологии:

  • выявление, систематизация и психологическая квалификация патологической симптоматики;

  • проведение структурного анализа расстройств, выявление первичных и вторичных симптомов;

  • разработка программ коррекционных мероприятий;

  • проведение восстановительного обучения детей с нарушением высших психических функций при локальных поражениях мозга.


Общеметодологические и конкретно-методические принципы специальной психологии.

Связь специальной психологии с другими психологическими дисциплинами (общая психология, психология развития, педагогическая психология, клиническая психология). Особенности связи специальной психологии с клинико-биологическими дисциплинами (генетика, психопатология, эволюционная биология, невропатология, офтальмология и др.). Основные отрасли специальной психологии. Роль и значение специальной психологии в понимании природы человека и его развития.


Схема связи специальной психологии с различными областями знания




Тема 2. Общие закономерности психического дизонтогенеза


Понятие дизонтогении. Факторы, определяющие модальность дизонтогенеза:

  • этиология;

  • степень распространенности и выраженности поражения головного мозга;

  • локализация очага поражения ЦНС;

  • время возникновения и длительность воздействия поражения ЦНС;

  • социальные условия развития ребенка.

Биологические и социальные факторы дизонтогении. Клиническая и патопсихологическая классификация симптомов и синдромов. Группы симптомов, выделенные Л.С. Выготским в структуре дефекта. Типы межфункциональных связей, выделяемые в онтогенезе: явления временной независимости развития психических функций, ассоциативный тип связи, иерархический тип организации психики.

Тема 3. Классификация психического дизонтогенеза

Классификация нарушений развития личности с позиции патогенеза: задержанное, поврежденное и искаженное развитие (Г.Е. Сухарева). Классификация нарушений психического развития по Я. Лутцу: необратимое недоразвитие, дисгармоническое развитие, регрессирующее развитие, альтернирующее развитие, развитие, измененное по качеству и направлению.

Классификация психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому:

  • общее стойкое недоразвитие (клиническая форма – олигофрения);

  • задержанное развитие (клиническая форма – инфантилизм);

  • поврежденное развитие (клиническая форма – органическая деменция);

  • дифицитарное развитие (клиническая форма – личностные расстройства);

  • искаженное развитие (клиническая форма – детский аутизм, шизофрения).


Блок 2.


Тема 4. Общепсихологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении

Социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека. Социальная ситуация развития ребенка. Характерные признаки возрастных психологических кризисов. Возрастная периодизация психического развития. Психические особенности и психосоматические расстройства в период новорожденности, младенчества, раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста.


Тема 5. Психофизиологические и клинико-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении

Системно-функциональная организация мозговой деятельности. Критические периоды в развитии мозга. Развитие нервно-психических функций в условиях затрудненного развития.

Направления квалификации дизонтогенетических расстройств, рекомендованные ВОЗ:

  • характеристика клинического синдрома;

  • определение интеллектуального уровня;

  • учет биологических факторов дизонтогенеза, т.е. этиологический диагноз;

  • характеристика сопутствующих психосоциальных влияний.

Клиническо-психологическая характеристика детей с различными типами дизонтогенеза.


Блок 3.


Тема 6. Психолого-педагогические принципы проектирования и организации совместной деятельности в системе воспитатель – ребенок – родитель

Л.С. Выготский о принципах воспитания детей с нарушениями и отклонениями в развитии. Индивидуальный подход к условиям воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Специфические условия и особенности диагностики факторов риска. Цели и особенности коррекционного процесса. Общая характеристика психокоррекционного комплекса. Психотерапевтическая помощь семье, имеющей ребенка с нарушениями или отклонениями в психосоматическом развитии.


Тема 7. Организация системы комплексных психолого-педагогических служб

Общие принципы организации помощи детям с нарушениями и отклонениями в развитии. Достоинства и недостатки специализированных учреждений. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии.


3. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Семинар № 1. История становления, предмет и задачи, структура специальной психологии.

Вопросы:

  1. История становления специальной психологии.

  2. Структура, предмет и задачи специальной психологии.

  3. Связь специальной психологии с другими науками.


Литература:

  1. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003.

  2. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002.

  3. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002.

  4. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под науч. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Речь, 2003.


Семинар № 2. Классификация психического дизонтогенеза.

Вопросы:

  1. Проблема классификации нарушений в психическом развитии.

  2. Классификации дизонтогенеза с точки зрения времени возникновения; обратимости отклонений в развитии; этиологии; степени незрелости отдельных мозговых структур и др.

  3. Классификация отклонений в развитии, предложенная Лебединским В.В.


Литература:

  1. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003.

  2. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002.

  3. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002.

  4. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под науч. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Речь, 2003.

Семинар № 3. Сущность и структура феномена нарушенного

развития.


Вопросы:

  1. Проблема определения нарушенного развития.

  2. «Нормальное – нарушенное» психическое развитие как частный случай проблемы «норма – патология» психики.

  3. Основные компоненты нарушенного развития.



Литература:

  1. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003.

  2. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002.

  3. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002.

  4. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под науч. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Речь, 2003.


Семинар № 4. Методологические и теоретические основы разработки психокоррекционных технологий для детей с проблемами в развитии.


Вопросы:

  1. Ситемный подход к разработке психокоррекционных технологий.

  2. Основные модели психологической коррекции, направленные на исправление недостатков в развитии.

  3. Структура психокоррекционного комплекса.


Литература:

  1. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003.

  2. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002.

  3. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002.

  4. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под науч. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Речь, 2003.

Семинар № 5. Психокоррекционные технологии при различных видах дизонтогенеза.


Вопросы:

  1. Психокоррекционные технологии при психическом недоразвитии.

  2. Психокоррекционные технологии при задержке психического развития.

  3. Психологическая коррекция при поврежденном психическом развитии.

  4. Психологическая коррекция детей с искаженным психическим развитием.

  5. Психокоррекционные технологии при дисгармонии психического развития у детей и подростков.


Литература:

  1. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003.

  2. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002.

  3. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002.

  4. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под науч. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Речь, 2003.


4. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

СТУДЕНТОВ


4.1. Структура и балльная оценка рейтингов


Структура рейтингов

Максимальный балл

Стартовый рейтинг

5

Первый рубежный рейтинг

30

  • ответ на первый теоретический вопрос

  • ответ на второй теоретический вопрос

  • систематическая работа на лекциях и семинарских занятиях

  • посещение аудиторных занятий

10

5

10

5

Второй рубежный рейтинг

30

  • ответ на первый теоретический вопрос

  • ответ на второй теоретический вопрос

  • систематическая работа на лекциях и семинарских занятиях

  • посещение аудиторных занятий

10

5

10

5

Третий рубежный рейтинг

35

  • отчет о самостоятельной работе

  • активное участие в семинарских занятиях

20

15




    1. Содержание рейтинговых заданий


Стартовый рейтинг.

  1. Дайте характеристику социальным и биологическим составляющим психического развития человека.

  2. Охарактеризуйте суть социальной ситуации развития ребенка.

  3. Какие возрастные периоды в развитии психики выделяют в психологии?

  4. Как называется первый социальный жест, психическое новообразование, знаменующее переход от периода новорожденности к периоду младенчества?

  5. Дайте определение интеллекта.


Первый рубежный рейтинг 1.

Вариант 1

  1. Классификация психического дизонтогенеза (по г.е. сухареву, л. Каннер, я. Лутцу).

  2. Какие разделы включает в себя специальная психология?

Вариант 2

  1. Клинические типы психического дизонтогенеза (г.в. ушаков, в.в. ковалев).

  2. Предмет детской патопсихологии.


Вариант 3

  1. Дайте характеристику дизонтогенеза по типу общего стойкого недоразвития.

  2. Круг теоретических задач, которые решает специальная психология.


Вариант 4

  1. Дайте характеристику дизонтогенеза по типу задержанного развития.

  2. Круг практических задач, которые решает специальная психология.


Вариант 5

  1. Дайте характеристику дизонтогенеза по типу поврежденного развития.

  2. Принципы диагностики аномальных детей.


Вариант 6

  1. Дайте характеристику дизонтогенеза по типу дефицитарного развития.

  2. Пути исследования психики аномального ребенка.


Вариант 7

  1. Дайте характеристику дизонтогенеза по типу искаженного развития.

  2. Факторы, определяющие модальность онтогенеза.


Вариант 8

  1. Дайте характеристику дизонтогенеза по типу дисгармонического развития.

  2. Биологические факторы дизонтогении.



Вариант 9

  1. Социальные факторы дизонтогении.

  2. Назовите основные этапы развития специальной психологии.


Вариант 10

  1. Группы симптомов, выделенные л.с. выготским в структуре дефекта.

  2. Связь специальной психологии с различными областями знания.


Вариант 11

  1. Закон гетерохронии, основные проявления асинхронии.

  2. Типы межфункциональных отклонений, выделяемые в онтогенезе.


Рубежный рейтинг 2.


Вариант 1

  1. Социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека.

  2. Психические особенности и психосоматические расстройства в период новорожденности.


Вариант 2

  1. Социальная ситуация развития ребенка.

  2. Психические особенности и психосоматические расстройства в период младенчества.


Вариант 3

  1. Охарактеризуйте понятие «Ближайшая зона развития».

  2. Психические особенности и психосоматические расстройства в период раннего детства.


Вариант 4

  1. Психические особенности и психосоматические расстройства у детей дошкольного возраста.

  2. Дайте психологическую характеристику ведущей деятельности.


Вариант 5

  1. Психические особенности и психосоматические расстройства у детей младшего школьного возраста.

  2. Дайте определение понятия «новообразование».

Вариант 6

  1. Характерные особенности возрастных кризисов.

  2. Критические периоды в развитии мозга.


Вариант 7

  1. Эмоциональный контакт родителей и детей как одно из условий нормального психического развития.

  2. Психологические параметры дизонтогенеза.


4.3. Шкала оценки знаний по рейтинговой системе


В соответствии с учебным планом знания по дисциплине оцениваются максимально в 100 баллов. Студент может дополнительно получить 15 баллов при выполнении других видов учебной и научной работы, не предусмотренных учебным планом дисциплины (написание рефератов, творческих работ, научных исследований и др.).


Количество баллов

Соответствующая оценка

85 – 100

Отлично

70 – 84

Хорошо

60 – 69

Удовлетворительно

Менее 60

Неудовлетворительно


5. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


Контрольная работа является одним из видов самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. Тематика контрольных работ соответствует рабочей программе курса. Структура контрольной работы предусматривает ответы на два теоретических вопроса.

Для выполнения работы студенты должны проработать и законспектировать рекомендованную литературу так, чтобы конспект являлся логически выстроенным и достаточно полным ответом на поставленные вопросы. Студенты могут пользоваться дополнительной литературой по собственному выбору, которая отражает тему контрольной работы.

Вариант 1

  1. Предмет и задачи специальной психологии.

  2. Характерные признаки дизонтогенеза по типу поврежденного развития.


Вариант 2

  1. Понятие и классификации дизонтогенеза.

  2. Теоретический, методологический и психологический аспекты диагностики в области специальной психологии.


Вариант 3

  1. Факторы, определяющие модальность онтогенеза.

  2. Гетерохронии и асинхронии в условиях аномального развития.


Вариант 4

  1. Биологические и социальные факторы дизонтогенеза.

  2. Специфика психологической диагностики и коррекции в специальной психологии.


Вариант 5

  1. Связь функциональной локализации нарушений психических функций и личности с характером дизонтогений.

  2. Характерные признаки дизонтогенеза по типу дисгармонического развития.

Вариант 6

  1. Характерные признаки дизонтогенеза по типу общего стойкого недоразвития.

  2. Группы симптомов, выделенные Л.С. Выготским в строении дефекта.


Вариант 7

  1. Характерные признаки дизонтогенеза по типу задержанного развития.

  2. Характеристика психокоррекционного комплекса.


Вариант 8

  1. Признаки незрелости и поврежденности ЦНС в клинических проявлениях ЗПР.

  2. Принципы и методы диагностики и восстановления письма.


Вариант 9

  1. Характерные признаки дизонтогенеза по типу дефицитарного развития.

  2. Диагностика и коррекция детей с ЗПР.


Вариант 10

  1. Характерные признаки дизонтогенеза по типу искаженного развития.

  2. Принципы и методы диагностики и восстановления чтения.


ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ


Первая часть самостоятельная работы студентов является внеаудиторной формой работы и состоит в проработке студентами литературных источников.

Вторая часть самостоятельной работы состоит в том, что студенты проводят исследование 5 человек (желательно детей и подростков) для написания заключения по специальному обследованию (на данную работу отводится 44 часа.



№п/п

Наименование темы

Количество

часов

1

Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости.

4

2

Отграничение умственной отсталости от задержки психического развития.

5

3

Современное состояние психологической диагностики в дефектологии.

5

4

Принципы оценки психического развития.

5

5

Схема исследования детей первых двух лет жизни при предположении у них РДА.


4

6

Л.С. Выготский о принципах воспитания детей с отклонениями в психическом развитии.


5

7

Психотерапия и психокоррекция неврозов у детей.

5

8

Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости.

5

9

Личностные особенности детей и подростков с проблемами в развитии.

5

10-

Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития.

5




Итого:

48

7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


    1. Предмет, задачи, методы специальной психологии.

    2. Понятие дизонтогении.

    3. Факторы, определяющие модальность дизонтогении.

    4. Биологические и социальные факторы дизонтогении.

    5. Клиническая и патопсихологическая классификация симптомов.

    6. Группы симптомов в строении дефекта, выделенные Л.С. Выготским.

    7. Типы межфункциональных отклонений, выделяемые в онтогенезе.

    8. Закон гетерохронии, основные проявления асинхронии развития.

    9. Характерные признаки дизонтогенеза по типу поврежденного развития.

    10. Характерные признаки дизонтогенеза по типу стойкого недоразвития.

    11. Характерные признаки дизонтогенеза по типу задержки развития.

    12. Диагностика и коррекция детей с ЗПР.

    13. Характерные признаки дизонтогенеза по типу дефицитарного развития.

    14. Характерные признаки дизонтогенеза по типу искаженное развитие.

    15. Характерные признаки дизонтогенеза по типу дисгармоническое развитие.

    16. Клинико-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике.

    17. Проблемы дифференциальной диагностики детей с нарушениями психического развития.

    18. Психолого-педагогические принципы проектирования и организации совместной деятельности в системе воспитатель – ребенок – родитель.

    19. Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб.

    20. Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.



8. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983.

  2. Детская патопсихология: Хрестоматия / Составитель Н.Л. Белопольская. 2-е изд., исправл. и доп. – М.: Когито-Центр, 2000.

  3. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. – СПб.: Питер, 2002.

  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.

  5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003.

  6. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. – М.: «МЕДпресс», 1999.

  7. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002.

  8. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002.

  9. Специальная психология: Учеб. пособие / Под науч. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Речь, 2003.

10. Сорокин А.Н. Специальная психология.


Заказ № 842.

Подписано в печать 25.12.03 г. Тираж 50 экз.

Издание Института управления, бизнеса и права

Лицензия ПД № 10-65053 от 17.09.01 г.


Формат 60х84/16. Набор компьютерный.

Печать ксерокопия. Бумага офсетная.

Отпечатано в типографии "ИУБиП"

344068, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 33А/47





Похожие:

Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология»
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология» (раздел «Внимание и память») разработан в соответствии с...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальная психология
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальная психология
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для студентов заочного отделения Ростов-на-Дону
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Теория и практика психологического консультирования в бизнесе»
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Теория и практика психологического консультирования в бизнесе» разработан...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций в бизнесе»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций в бизнесе» разработан в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Специальная психология» icon«психология»
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине “Психология” разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: эмоции и воля»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница